Фильм

Фильм Шагал — Малевич

Россия, 2013
1/19

Биографическое кино про двух великих художников

Новая картина не часто снимающего режиссера Митты («Сказка странствий», «Гори, гори, моя звезда») про постреволюционный период жизни экспрессиониста Шагала, когда он заведовал Витебским художественным училищем, в стенах которого проходило его творческое противостояние с Казимиром Малевичем, нашедшее отражение и в работах двух гениев. Шагала в фильме сыграл Леонид Бичевин («Груз 200», «Морфий»), его жену Беллу — Кристина Шнайдерман, а автора эпохального «Черного квадрата» — Анатолий Белый, постоянный актер спектаклей Кирилла Серебренникова. Сам Митта задумал фильм еще полвека назад и в качестве материалов для диалогов в картине обильно использовал мемуары и манифесты обоих художников.

СтранаРоссия
Продолжительность1 час 59 минут
Дата выхода3 апреля 2014
Дата выхода в России3 апреля 2014
Возрастное ограничение12+
Самые ожидаемые события
5

Гори, гори, моя звезда-2.
Молодой художник-идеалист Марк Шагал возвращается в родной Витебск с разрешением организовать школу искусств. Времена неспокойные: на границе поляки, народ не жаждет строить новую жизнь, зато активно прячет зерно. Но ЧК не дремлет, поэтому расстрелы в городе нередки.
Пока Шагал учит детей и сам живет в полусказочном мире своих фантазий, его жена Бэлла старается обустроить быт, а на нее с тоской и томлением смотрит местный комиссар Наум, влюбленный в нее с юности. И потом приезжает Малевич.
Увы, но повторить успех старого фильма про Искремаса не удалось. Неплохие актеры бродят в декорациях Витебска и говорят ходульные фразы. Фразы правильные, но это не диалоги, а монологи в худших традициях плохих философских романов. Талантливому Бичевину нечего играть, его Шагал идет по миру, постоянно улыбаясь, ни тени сомнения, негодования. Белый с большим удовольствием рисует яркого безумца с революционных агиток - красиво, весело. Бэлла не меняет выражения лица, изредка демонстрируя всплеск эмоций, но в весьма приглушенном стиле. Более-менее есть где развернуться лишь Шкаликову, но он как-то теряется за красными шароварами.
Возможно, заигрывание с сериальной формой сыграло с режиссером плохую шутку, где-то он потерял сноровку в смешивании компонентов, превращающих отдельные детали в единое кино. За формой пропало содержание.
И после фильма вдруг вспомнились слова Малевича из фильма:"Написанное лицо в картине дает жалкую пародию на жизнь, и этот намёк лишь напоминание о живом."
Чуть-чуть перефразировать, вот и готовая оценка фильма.

4 апреля 2014
9

Выпаду из общего сонма критиков. Скажу, что фильм восхитил. Он идеален с точки зрения привлечения интереса к персонам двух великих деятелей искусства, родившихся на отечестве.
Да, здесь нет безумно дорогой компьютерной графики, но спросите себя: нужны ли тут спецэффекты? Это кино передает эмоции, а не факты, вызывает тревогу а не чувство ожидания финальных титров.
Финал да, получился неожиданным и лично для меня прекрасным: режиссер, на фоне абстракционизма, избегаю критики со стороны скептиков вставляет реплику о будущем этих художников. Примечательно, что, в отличие от других картин, "рожденных в революции", этот фильм не несет в себе бесконечного упадничества и безальтернативного трагизма той эпохи. Да, это не бездумный пересказ биографии, которую можно найти в Интернете. Это видение образа одних Художников другим Художником с большой буквы, коим является Александр Митта.

6 апреля 2014
1

Ужас-ужас. Великие художники такого не заслужили! Примитивные диалоги; озвучка такая, словно делали ее люди, не то что не ступавшие на порог театральных институтов, но не подозревающие даже о существовании театральных студий во дворце пионеров.
Неуклюжие попытки добавить "клубнички", обильно снабдив первые минуты фильма обнаженными телами.
Компьютерная графика стоимостью 3 копейки.

Ну и, конечно же, нелепо парящие над Витебском Шагал с Беллой. Куда ж без этого!

Ах, да, еще забыла про тело раввина (один из немногих "некартонных" персонажей в фильме), лихо вылетающее из могилы под финал. Всё в лучших традициях зомби-фильмов!

Люди, пожалуйста, если вам хотя бы немного дороги те, чьими именам назван этот фильм, - не ходите на него!!!

6 апреля 2014
3

Молодой Шагал, вдохновленный революцией, делает из Витебска, окруженного войной, новый Париж. Чтобы неподготовленный зритель не спрашивал "а кто этот человек", в первые 15 минут фильма вы посмотрите синопсис жизни Шагала до 1918 года - этакая иллюстрированная Википедия. Для усиления идеи нового искусства он приглашает в Витебск Малевича, который потом объявит не только музеи, но и Шагала несовременным и вредным для искусства и выгонит его из им же созданного училища. Идейный конфликт двух гениев на фоне войны и революции, приправленный мелодрамой - что может быть лучше для создания развесистой клюквы, способной вызвать слезу у самых романтичных зрительниц? Но даже с этой задачей режиссёр не справляется. Актёры фальшивят так, будто возможность дублей отсутствовала. Малевич показан не гением-фанатиком, а обычным опасным психом, которому, кстати, психа играть очень весело. Шагал играет в психа безопасного. Белла жеманничает. На их фоне роль ребе, добротно сыгранная Дмитрием Астраханом, кажется величайшей актёрской удачей. Фильм изобилует провалами, поведенческими несостыковками, а также фактологической подтасовкой, осознанно допущенной режиссёром (зачем?), что несовместимо с попыткой снять байопик или хотя бы его подобие. В фильме Шагал сначала женится, а буквально на следующий день начинается Первая мировая война, хотя женился он на самом деле в 1915. Зачем? Мощный флэшбэк из советского кино "завтра была война" для усиления эффекта? Жаль, когда такие средства - единственные в арсенале режиссёра. Обидно за Шагала и Малевича.

3 апреля 2014
3

Лента «Шагал – Малевич» - безусловно, главное событие. И даже не потому, что повествует о творческом противостоянии двух ярких представителей искусства живописи ХХ века. Замысел и его воплощение принадлежат мэтру отечественного кинематографа – Александру Наумовичу Мите, справившему во время съемок картины своё восьмидесятилетие. Год спустя в день своего рождения Митта представил картину публике.

Взяв за принцип перемежение реальности и фантазии, Митта катастрофически ошибся с финалом, дезориентируя зрителя и оставляя весьма сложное послевкусие от фильма. Метафоричный финал в корне противоречит биографии художника. Не особо пытливые и знающие зрители, посмотрев картину, будут уверены в том, что Шагал умер молодым, будучи замученным в застенках ЧК. Хотя на самом деле художник прожил очень долгую, счастливую и успешную жизнь. В целом картине не хватает темпо-ритма и динамики, часто автору изменяет вкус. Но есть и несомненные удачи – две блистательные актёрские работы, ради которых есть смысл посмотреть кино.

Полностью читать на сайте газеты Трибуна

3 апреля 2014
Все отзывы
Читайте также
20 захватывающих корейских дорам
20
захватывающих корейских дорам
20 захватывающих корейских дорам
Кинопремьеры недели: «Джон Уик-4», «Три мушкетера» и «Четыреста ударов»
Кинопремьеры недели: «Джон Уик-4», «Три мушкетера» и «Четыреста ударов»
Кинопремьеры недели: «Джон Уик-4», «Три мушкетера» и «Четыреста ударов»
5 причин, почему «Тед Лассо» заряжает на хорошее настроение
5
причин, почему «Тед Лассо» заряжает на хорошее настроение
5 причин, почему «Тед Лассо» заряжает на хорошее настроение
13 восхитительных боевиков, к которым приложили руку создатели «Джона Уика»
13
восхитительных боевиков, к которым приложили руку создатели «Джона Уика»
13 восхитительных боевиков, к которым приложили руку создатели «Джона Уика»
Создайте уникальную страницу своего события на «Афише»
Это возможность рассказать о нем многомиллионной аудитории и увеличить посещаемость