Киноафиша Москвы

Фильм «Шагал — Малевич»

2013, Россия

5.4
оценить
Смотрите фильм "Шагал — Малевич" первые 10 дней бесплатно на сайте okko.tv
Без рекламы!
В Full HD
0:00 / 0:00
0:00

Шагал — Малевич

Шагал — Малевич (фрагмент)

Шагал — Малевич (фрагмент)

Смотреть трейлер

Биографическое кино про двух великих художников

Новая картина не часто снимающего режиссера Митты («Сказка странствий», «Гори, гори, моя звезда») про постреволюционный период жизни экспрессиониста Шагала, когда он заведовал Витебским художественным училищем, в стенах которого проходило его творческое противостояние с Казимиром Малевичем, нашедшее отражение и в работах двух гениев. Шагала в фильме сыграл Леонид Бичевин («Груз 200», «Морфий»), его жену Беллу — Кристина Шнайдерман, а автора эпохального «Черного квадрата» — Анатолий Белый, постоянный актер спектаклей Кирилла Серебренникова. Сам Митта задумал фильм еще полвека назад и в качестве материалов для диалогов в картине обильно использовал мемуары и манифесты обоих художников.

Актеры

Лучшие отзывы о фильме «Шагал — Малевич»

Фото Anton Vavilov Schneider
отзывы:
4
оценок:
6
рейтинг:
11
9

Выпаду из общего сонма критиков. Скажу, что фильм восхитил. Он идеален с точки зрения привлечения интереса к персонам двух великих деятелей искусства, родившихся на отечестве.
Да, здесь нет безумно дорогой компьютерной графики, но спросите себя: нужны ли тут спецэффекты? Это кино передает эмоции, а не факты, вызывает тревогу а не чувство ожидания финальных титров.
Финал да, получился неожиданным и лично для меня прекрасным: режиссер, на фоне абстракционизма, избегаю критики со стороны скептиков вставляет реплику о будущем этих художников. Примечательно, что, в отличие от других картин, "рожденных в революции", этот фильм не несет в себе бесконечного упадничества и безальтернативного трагизма той эпохи. Да, это не бездумный пересказ биографии, которую можно найти в Интернете. Это видение образа одних Художников другим Художником с большой буквы, коим является Александр Митта.

5
0
6 апреля 2014
Фото Александра
отзывы:
1
оценок:
2
рейтинг:
5
1

Ужас-ужас. Великие художники такого не заслужили! Примитивные диалоги; озвучка такая, словно делали ее люди, не то что не ступавшие на порог театральных институтов, но не подозревающие даже о существовании театральных студий во дворце пионеров.
Неуклюжие попытки добавить "клубнички", обильно снабдив первые минуты фильма обнаженными телами.
Компьютерная графика стоимостью 3 копейки.

Ну и, конечно же, нелепо парящие над Витебском Шагал с Беллой. Куда ж без этого!

Ах, да, еще забыла про тело раввина (один из немногих "некартонных" персонажей в фильме), лихо вылетающее из могилы под финал. Всё в лучших традициях зомби-фильмов!

Люди, пожалуйста, если вам хотя бы немного дороги те, чьими именам назван этот фильм, - не ходите на него!!!

5
0
6 апреля 2014
Фото Sportloto07
отзывы:
4
оценок:
11
рейтинг:
14
3

Молодой Шагал, вдохновленный революцией, делает из Витебска, окруженного войной, новый Париж. Чтобы неподготовленный зритель не спрашивал "а кто этот человек", в первые 15 минут фильма вы посмотрите синопсис жизни Шагала до 1918 года - этакая иллюстрированная Википедия. Для усиления идеи нового искусства он приглашает в Витебск Малевича, который потом объявит не только музеи, но и Шагала несовременным и вредным для искусства и выгонит его из им же созданного училища. Идейный конфликт двух гениев на фоне войны и революции, приправленный мелодрамой - что может быть лучше для создания развесистой клюквы, способной вызвать слезу у самых романтичных зрительниц? Но даже с этой задачей режиссёр не справляется. Актёры фальшивят так, будто возможность дублей отсутствовала. Малевич показан не гением-фанатиком, а обычным опасным психом, которому, кстати, психа играть очень весело. Шагал играет в психа безопасного. Белла жеманничает. На их фоне роль ребе, добротно сыгранная Дмитрием Астраханом, кажется величайшей актёрской удачей. Фильм изобилует провалами, поведенческими несостыковками, а также фактологической подтасовкой, осознанно допущенной режиссёром (зачем?), что несовместимо с попыткой снять байопик или хотя бы его подобие. В фильме Шагал сначала женится, а буквально на следующий день начинается Первая мировая война, хотя женился он на самом деле в 1915. Зачем? Мощный флэшбэк из советского кино "завтра была война" для усиления эффекта? Жаль, когда такие средства - единственные в арсенале режиссёра. Обидно за Шагала и Малевича.

5
0
3 апреля 2014
Фото Екатерина Родионова
отзывы:
44
оценок:
44
рейтинг:
85
3

Лента «Шагал – Малевич» - безусловно, главное событие. И даже не потому, что повествует о творческом противостоянии двух ярких представителей искусства живописи ХХ века. Замысел и его воплощение принадлежат мэтру отечественного кинематографа – Александру Наумовичу Мите, справившему во время съемок картины своё восьмидесятилетие. Год спустя в день своего рождения Митта представил картину публике.

Взяв за принцип перемежение реальности и фантазии, Митта катастрофически ошибся с финалом, дезориентируя зрителя и оставляя весьма сложное послевкусие от фильма. Метафоричный финал в корне противоречит биографии художника. Не особо пытливые и знающие зрители, посмотрев картину, будут уверены в том, что Шагал умер молодым, будучи замученным в застенках ЧК. Хотя на самом деле художник прожил очень долгую, счастливую и успешную жизнь. В целом картине не хватает темпо-ритма и динамики, часто автору изменяет вкус. Но есть и несомненные удачи – две блистательные актёрские работы, ради которых есть смысл посмотреть кино.

Полностью читать на сайте газеты Трибуна

4
0
3 апреля 2014
Фото Татьяна Таянова
отзывы:
182
оценок:
182
рейтинг:
351
7

Многие картины Марка Шагала, вернее, миры, в них заключенные, плывут или летят, навевая строчки Макса Волошина: «И мир, как море пред зарею, / И я иду по лону вод, / И подо мной и надо мною / Трепещет звездный небосвод». Пешком по просторам Вселенной. Аки посуху. Понимаю, что не все согласятся с возможностью столь глобальных – библейского масштаба – сопоставлений, но все же скажу, что Шагал в фильме Александра Митты не совсем человек. Он существо высшего порядка, усовершенствованная личность, личный «князь Христос» режиссера, чей выбор между документом (дословной правотой биографии) и внутренней художественной правдой предельно ясен. Шагал для Митты не просто художник, но высший тип - Мечтатель, Поэт с большой буквы. Он смог свершить чудо - жить в кровожадное время, не унижаясь, не унижая, не пачкаясь в грязи и крови. В фильме заметен культ творческой личности, признание ее роли в истории, в создании самых святых ценностей человечества. Творчество и чистота художника воскрешают мертвых, разрушают стены, ломают границы пространства и времени, он переполнен свободой верить, любить, прощать. Именно такой свободы, такой революции ищет Марк.

Шагала совсем не прельщает власть над толпой. Управлять миром, страной, умами и душами – это стезя Казимира Малевича. Думаю, Малевич Митты с удовольствием подписался бы под словами Великого инквизитора в «Братьях Карамазовых» о харизматической личности, которая распоряжается массами с помощью трех ключей – «чуда, тайны и авторитета», он бы повторил за Гумилевым, что истинный художник должен обладать «единственностью, всемогуществом, совершенством». По Митте же, истинный художник – не тот, кто всемогущ и властен, а тот, кто способен на предельный внутренний подъем (эйфорию и даже аффект радости), а через него - на максимальную отдачу жизненной энергии, света воспламененного сердца. В этом деянии нет ничего от желания покорять, владеть, править (Шагал ни у кого никогда не крал ни дел, ни школ, ни учеников, ни должностей). «Марк Захарыч любви учит».

Шагал часто на своих полотнах предстает в гротескно-шутливой маске. Вот и в фильме в нем нет никакого величия, никакой основательности, солидности. Добрый ребенок, клоун с ангельскими крыльями, он не «председатель всего пространства», он его скромный и мирный насельник. Настолько скромный, что источает свет. В его жизни преобладают приятие и смирение. Когда смотришь, как Марк реагирует на все тяготы своей эпохи (например, те же репрессии, разгул ВЧК, аресты, расстрелы), приходят на ум слова монаха-подвижника аввы Форста: «Если Богу угодно, чтобы я жил, то он знает, как это устроить. А если ему неугодно, то для чего мне и жить».

Можно ли жить и словно не замечать «слизи, грязи и копоти мира»? Если у каждого творца, как считал Гумилев, есть свой подвиг, подвиг Шагала, наверное, не в парадоксальности стиля, не в остро новых идеях живописного языка, а именно в этом. В том, что он мог так жить!
Язык фильма Митты условен, как сказка, и как она, - за гранью рациональных трактовок, логических схем, фактуальности, документальности и т.п. Логики нет ни у красоты, ни у добра, ни у истины, ни у чуда. Шагал рисовал ангелов небес, а его отец торговал селедкой. Во время адова пекла пожара родился бездыханный ребенок, но он задышал, потому что мир был одновременно ярок, ужасен и красив («И с тех пор красота горит во мне»). И это зарево красоты стало нимбом его дарования. Ужаса и пекла в свете его он словно не замечал. Марк прожил с этим нимбом почти 100 лет. Ребенок-Мафусаил. И всегда рисовал рай похожий на Витебск, где место хватало всем: и библейским пророкам, и какающим дядькам у забора (картина «Над городом»). Знаете, когда он создавал свое самое светлое, лиричное и личное полотно «Над городом», которое висит в Третьяковке? В кровавом пекле – в 1914-1918 гг. Яков Бёме писал: «Ангел, будучи посреди ада, пребывает в раю и не видит ада» («Ангел посреди Ада находится в Раю»). В этом раю - Марк и Белла. Два ангела над тихим маленьким Витебском, в бесконечных просторах Вселенной, в родном чреве неба. Новорожденные и чистые, как их любовь. Для Шагала ада, видимо, и впрямь нет…
Есть невинная память детства, мечты о светлом будущем, романтика и гротеск бытия, разноцветные игрушечные домики, парное молоко жизни, наливные яблоки с Древа познания Добра. Антипод Марка в фильме – «пленный ангел в дьявольской личине» - бывший поэт Наум. Два человека – два мира. В одном торжествуют бессмыслица, жестокость, страдание, в другом – вера, надежда, любовь. Политика стирает личность, творчество умножает ее. Революция Шагала и есть творчество, его искусство - обновление ума и сердца, такое, когда «оазисы счастья будут повсюду».

Весь фильм Митты, как Икос в Акафисте, держится на слове «Радуйся». Весь он словно молитва. Не богу искусства, а человеческому сердцу, которое его создает, и тем утепляет весь мир, наполняя его дыханием Вечности. В фильме Шагал всегда улыбается (не могу не процитировать Акафист: «Радуйся, светом радости души ободряющий»). Мир – радость, а не боль. Творчество – тоже. Мы так привыкли к обратному, что многие после премьеры фильма «Шагал – Малевич» заподозрили Митту в сказкосочинительстве. Так ведь и Шагал сочинил немало. Вот эти стихи, например:
Где любовь моя,
где греза моя,
где моя радость
всей жизни — до последнего мига?

На каждом шагу я вижу тебя.
Во все мои годы я вижу тебя.
В скорби я вижу тебя и в великой
нужде моей…

3
0
30 апреля 2014

Галерея

Информация от прокатчика «Шагал — Малевич»

Информация предоставлена компанией «Арена Кинопрокат»

Когда вихри революции стирают с лица земли провинциальный уклад еврейского Витебска и последние становятся первыми, только удивительная вера и безусловная преданность мужу позволяют Белле Шагал спасти своего гениального Марка. История самозабвенной любви Беллы, супруги великого художника Марка Шагала, протекает на фоне исторической дуэли ее мужа с его гениальным современником-антиподом Казимиром Малевичем и другой, еще более отчаянной схватки с другом детства, а ныне красным комиссаром Наумом за сердце Беллы.