Все развлечения Москвы

Все отзывы о фильме «Полет. Три дня после катастрофы» (Россия, 2013)

6

Отзывы пользователей

Фото Митяй
отзывы:
3
оценок:
3
рейтинг:
4
5

Подводные камни в кинематографическом полете

Осознанно или нет, но режиссер, как и в случае с предыдущим фильмом «1210», еще до начала просмотра дает даже не ключ к пониманию, а готовый рецепт прочтения киноленты. «Ничто не остановит его месть. Кроме любви», — именно по этому пути направляет Гончуков зрителя. Такую подачу легко и приятно принять — благо, в фильме вроде бы всё говорит в пользу такого слогана, однако при ближайшем рассмотрении оказывается, что это слишком легковерные рассуждения. На спасительную и очистительную силу любви прямого указания нет: действительно, разве фантастичным бы выглядел отказ от мести, если бы любовные сцены были удалены из фильма? И наоборот, совсем не доброе, как считают многие, а очень мрачное кино предстает перед зрителем, если принять режиссерскую трактовку произведения. Солдатик Сашка, если говорить сухим юридическим языком, имел умысел совершить убийство общеопасным способом. Выходит, остановили его не мораль и не осознание того, что еще незнакомая ему дочь потеряет отца (уж ему ли не знать о горечи потерь!), нет — от страшного поступка его спасает… любовь. Но любовь, как известно, имеет один серьезный побочный эффект: красота этого чувства ослепляет человека так, что тот не в силах причинить вред объекту своего поклонения. Беда для любимого человека — это беда и для того, кто любит. Поэтому при всей трогательности «Полета», любовная тропинка выводит нас к банальному, но в контексте замысла главного героя, ужасающему эгоизму. Истинная доброта, не застланная коварной любовной пеленой, именно и состоит в умении прощать нелюбимых, немилых, а может и ненавидимых людей. Если и говорить об отношениях, то изображаемое — скорее, «любовь в состоянии аффекта», призванная лишь уменьшить душевные боль и страдания двух людей. Явно или нет, но диалоги подталкивают к мысли, что возникшие чувства, словно тонкий лёд, разрушатся, как только уйдет боль и когда душевная анестезия больше не потребуется (может быть, этим и объясняется слегка неожиданный финал). Он — о том, что нужно помнить свой долг, она — нужно отпускать. Она — лучше не знать прошлого, он — «может, и нет». Трудно не увидеть в этом незримую борьбу: его долг — месть, её прошлое — рождение в семье пилота. И после слов о матери: «Она сейчас в другом месте», так и срывается: «… точнее, в другом мире».

Второе, после спасения в любви, на чем делается акцент, — это, собственно, сам полет. Вообще, полет — очень глубокий символ. Полет — процесс всегда скоротечный, стремительный, переносящий тех, кто в нем принимает участие, совсем в другое состояние. Первый полет в фильме оказался дорогой в один конец, второй — выступил катализатором отношений между Сашей и Мариной.

При всей неоднозначности указываемого способа прочтения, фильм заслуживает самых тёплых зрительских отзывов, которые у него, несомненно, еще впереди, ведь картина только-только отправилась в дальнее плавание по экранам. Главное — не забывать про исключительное право зрителя чувствовать кино без оглядки, и понимать, что отныне лента, словно волны, расходящиеся от брошенного в воду камня, уже живет отдельно от своего создателя и находится во власти только ваших, зрителей, умов и сердец.

2
Фото katishalu26
отзывы:
6
оценок:
6
рейтинг:
19
5

"Полет. Три дня после катастрофы" стал продолжением кинематографического прорыва Перми, поэтому, как истинный пермяк, я решила оценить этот фильм.

Не скажу, что фильм меня тронул, хотя я далеко не самый черствый человек. Идея была громкой. Тут показана трагедия не только общечеловечная (фильм изначально отталкивался от авиакатастрофы, произошедшей в Перми в 2008 году), но и драма двух людей. Однако я не почувствовала напряжения, сопереживания, сожаления. Не хватило динамики, что ли.

Конечно мне говорить легко, но для человека, который потерял семью, который жаждит мести и должен испытывать необъятную ненависть к пилоту, герой был слишком спокоен. Но отмечу, что любовная линия, нежность, которую испытывали герои, показа блестяще!

1
Фото Сергей Кудрявцев
отзывы:
1
оценок:
1
рейтинг:
1
7

И целая жизнь после этого...

Всё тот же июнь - и тот же самый город в начале лета. И та же площадь у вокзала, хотя теперь на ней уже немало людей - в отличие от того дня, когда он только приехал, словно вернулся домой из армии. И у меня почему-то возникла аналогия с началом фильма "Мне 20 лет" - там ведь тоже молодой герой возвращается ранним летним утром в родной город, отслужив положенный срок.
Хотя тут - совсем другая, более скорбная причина приезда солдата в краткосрочный отпуск, о чём мы даже не сразу догадываемся, поскольку о случившемся главные персонажи вообще не говорят между собой, будто эта катастрофа, ставшая очередным информационным поводом для различных СМИ (о ней сообщают по радио и ТВ, пишут газеты), существует где-то далеко, явно в стороне, а просто некая ударная волна, невидимая и неосязаемая, всё равно затронула родных и близких, и вот таким образом повлияла на их собственную судьбу.
Но именно благодаря произошедшему он и она встретились друг с другом, между ними возникла робкая симпатия, особенно неловкая и непонятная по ощущениям для парня, задумавшего нечто жестокое и страшное, чтобы хоть как-то отомстить за смерть матери и тяжёлое состояние маленькой сестры тому человеку, который всё-таки повинен в гибели десятков людей и в страданиях тех, кто чудом уцелел. А девушка вообще не подозревает, что поначалу оказалась нужна этому улыбчивому и душевно отзывчивому солдату вовсе не для знакомства и романтических свиданий - но кто знает заранее, как всё может повернуться в нашей жизни, где любовь и кровь рифмуются не только в стихах, где нежные и доверительные чувства вдруг возникают между теми, кто должен был бы считаться непримиримыми врагами до конца дней своих, до гробовой доски!
Однако своеобразие и ценность этой вроде бы незамысловатой истории про то, как случайно вспыхнувшая любовь победила желание смерти, заключается не только в тонкой и ненавязчивой мысли автора, что животворящая сила чувств действительно способна отвратить от злобы и возмездия, а главное - освободить человека от тяжёлого и мучительного груза зацикленности на переживаниях утраты и трагического отчаяния. Конечно, надо жить дальше - мёртвых уже не воскресишь да и покалеченным тоже не поможешь, если кому-то на роду написано умереть, а кому-то, как ни странно и даже обидно, выжить вопреки человеческой справедливости.
Куда важнее, что исподволь, постепенно и словно невзначай начинаешь понимать, что это негромкое и скромное кино, пожалуй, не о конкретных людях, не о реальных событиях, случившихся несколько лет назад и вообще не о том, что жизнь ценнее смерти. По неведомой причине вдруг постигаешь с растерянностью и болью невольного очевидца, что данная картина - как бы слепок нашего душевного состояния, рентгенограмма того, что творится глубоко внутри нас, моментальный снимок всех бед, тревог и разочарований, которые случились и в личных судьбах людей, и в истории столь несчастной, по-прежнему не знающей куда приткнуться, потерянной и испытывающей фантомные боли, некогда огромной и влиятельной страны, потерпевшей глобальную катастрофу.
Это случилось свыше двадцати лет назад. Новое поколение успело вырасти. Целая жизнь осталась позади. А покоя и умиротворения нет и не предвидится! Но так хочется высвобождения, избавления, очищения - и чувства полёта! Так хочется, чтобы здесь была Жизнь!

1
Фото Дмитрий Шпак
отзывы:
1
оценок:
1
рейтинг:
0
9

Саша, солдат срочной службы, приезжает в родной город на побывку. Три дня назад в его городе случилась страшная авиакатастрофа, в которой пострадали его близкие.

Но Саша приехал не просто навестить свою сестру, которая находится на грани жизни и смерти. Он вынашивает страшный план мести. Ведь пилот самолета, по вине которого произошла трагедия, чудом остался жив.

Отомстить оказывается не так просто и совсем скоро герой оказывается перед тяжелым жизненным выбором…

Скоротал пятничный вечер за просмотром сей картины (а затем и немного ночи за пивом и задушевными беседами и прочими байками), о чём ни сколь не жалею. Фильм действительно живой. Как рассказал режиссер Арсений Гончуков, некоторые сцены были сняты во время перерывов у актеров, пока они не видели, что их снимают, но настолько натурально они вжились в роли, настолько они естественно ведут себя в кадре, что невольно веришь — веришь без остатка в реальность происходящего. Данила Костин (Александр, что приехал на побывку) отлично справился с ролью человека, который готов отомстить за родного человека. Спокойная (ни в коей мере не холодная), до некоторого времени, почти безэмоциональная (играя лишь глазами) мимика актера идеально вписывается в образ готового на всё человека, что бесконечно радует. Вспоминается персонаж Гослинга в "Фанатике". На самом деле можно отметить каждого актера, но особенно меня зацепил именно этот образ и его подача. Прошу прощения у остальных.

Сюжет. Хоть я и писал, что кажется, что всё реально, но налёт сказки, безусловно есть. Сказка, но взрослая, жизненная, где ложь, намёк и мораль с жизненной установкой. Как богатыри на распутье, так и персонажи фильма выбирают куда свернуть в столь драматичном и судьбоносном перекрестке. И до последнего непонятно, что же будет в конце. Вот правда, мы так и гадали до титров.

Что ещё. Операторская работа мне понравилась. Там где, казалось бы, ничего не нужно добавлять, ракурс неожиданно меняется, вроде незаметно, но очень атмосферно, зуб даю. Музыка прекрасна, хоть мне и не понравилась финальная песня, но то что я её заметил — уже о чем-то говорит. Даже титры были на уровне.

Много и расплывчито тут рассуждать нечего. Это не "Старперцы" — тут самому смотреть нужно. Я вот матери с отцом диск с фильмом подарил, так что жду от них отзывов.

В итоге. Фильм замечательный. Без звезд, с бюджетом, вроде в 20к зелени, в Перми с самобытными актерами и прочими работниками сцены... Это достойно, как минимум, уважения ко всем приложившим руку к этому фильму.

Огромное спасибо a_gonch не то что за приглашение, а просто за фильм. Ждем следующих.

Ps Не знаю, как после вчерашнего это всё...

0
Фото Алексей Кольчугин
отзывы:
1
оценок:
1
рейтинг:
0
9

Очищающий полет Арсения Гончукова

15 ноября я побывал в московском кинотеатре "Факел" на закрытом показе нового фильма независимого режиссера Арсения Гончукова "Полет. Три дня после катастрофы". К моменту московской премьеры фильм уже успел собрать богатую прессу и ряд призов на различных фестивалях, отзывов о нем в Интернете тоже было к тому времени предостаточно - их количество продолжает расти и сейчас. Поэтому я не буду писать о фильме как таковом - его, право, стоит посмотреть лично. Мне важнее зафиксировать "внесюжетные" ощущения, которые оставил в моей душе этот фильм. Ибо кино, которые снимает Гончуков - это не просто небольшие истории, приправленные, как правило, частными человеческими трагедиями, это - своего рода вызов окружающей реальности. Вызов тренду, если угодно. И - своего рода мост в ту реальность, которая все больше и больше отступает перед нашествием Глобального Виртуала, искусно подменяется красивыми поверхностными картинками и быстро стирающимися из памяти "мувиками". Поэтому - пусть это будет никакая не рецензия, но краткая стенограмма своих - сугубо личных - ощущений от... не столько просмотра, сколько самого факта существования этого фильма.

Про работу над "Полетом" я читал довольно много, мне было отчасти известно, как он создавался, кто и как над ним работал, как "всем миром" собирали на него деньги - и всем миром же, от Урала до Питера, помогали его создавать. Все это можно почитать на официальном сайте фильма http://filmpolet.ru/ . Чуть более полугода назад, после просмотра первой полнометражной картины Арсения Гончукова "1210", я написал на него небольшую рецензию "Галочка в Раю", перечитывая которую сейчас, понимаю, что некоторые абзацы можно брать оттуда целиком - и вставлять в отзыв о "Полете". Все та же история победы упрямства и воли режиссера над современными отечественными реалиями. Все тот же яркий пример того, как снимать настоящее реалистическое кино во что бы то ни стало. Эдакий кинематографический "триумф воли".

В общем, я не шучу, ибо Гончуков действительно снимает кино "вопреки всему". Вопреки безденежью и отсутствию государственной поддержки, вопреки тренду на тупое развлекательное кино и моду на поверхностные картины для "зрелищ под попкорн", вопреки всеобщей какой-то апатии наших сограждан и полному нежеланию развивать что-либо отечественное, вопреки безнадежному какому-то массовому пессимизму, в конце концов. Ибо - несмотря на довольно мрачные свои комментарии в тех же соцсетях (где автор фильма - опытный журналист и, одновременно, экспрессивный поэт - тонко формирует свой локальный микросоциум), несмотря на обилие черного юмора и постоянную акцентировку на "жестких сторонах жизни", Гончуков все-таки какой-то непобедимый оптимист внутри, да. Или очень стоический пессимист, ибо фильмы его заставляют, черт возьми, верить в хорошее, верить в Добро и Любовь. Или, во всяком случае, хотя бы вспоминать об их существовании. Хотя бы как о последнем оружии против "драконьих правил игры", царящих над нами. Потому, что Автор не пытается избежать фиксации простых человеческих чувств объективом камеры - напротив, он ловит каждую эмоцию, каждый взгляд, каждое изменение выражения лица, каждое движение души своих героев, многократно усиливая ими впечатления от своих простых, на первый взгляд, но таких ЧЕЛОВЕЧНЫХ историй. Историй, которые почему-то стало не модно рассказывать. Историй, которые почему-то стало не модно снимать... Но Гончуков, улавливая и фиксируя движения души своих героев, вновь и вновь ретранслирует нам эти - ОЧЕВИДНЫЕ, БАЗОВЫЕ!!! - но как-то подзабытые чувства через свои сверхмалобюджетные картины...

Кульминация фильма - полет двух молодых людей, уже влюбленных друг в друга, на маленьком самолете - это своего рода "очищающий полет", после которого жажда мести главного героя фильма окончательно отступает перед любовью к девушке, и даже шире - перед любовью к жизни вообще, к тем радостям, что дарует она... Бесконечное зеленое пространство Лета под ними, бесконечное голубое небо с высокими, густыми летними облаками - вокруг. Занятый управлением самолета пилот спереди, они - сзади, на двухместном сиденье в тесной кабине, прижатые друг к другу и внешними условиями, и внутренним своим взаимовлечением. Оглядывая пространство вокруг, улыбаются счастливо, обнимаются, целуются, в конце концов... Боль, ненависть, злоба страх за близких - все, что так тяготило героев на земле - отступает. И этот Полет пересиливает собой страшные впечатления от другого - трагического - полета, в котором оборвались жизни родных главного героя.

Вспоминаешь сцены из фильма, перебираешь в памяти его сценарий - и все кажется простым и понятным, банальным даже, на первый взгляд. "Фильм о том как любовь побеждает ненависть". Но почему тогда такие яркие, "четкие" впечатления от этой картины, с чего такие вдохновленные и радостные взгляды зрителей, заполнивших "Факел" вечером пятницы, отправившихся на этот кинопоказ вместо каких-нибудь полагающихся "в кульминационный момент недели" кафе/баров, например? Причем - зрителей непростых, "людей неслучайных" - как заметил сам режиссер: творческая интеллигенция, думающая молодежь, коллеги по ремеслу...

Потому, что фильм - настоящий, бескомпромиссный. Конечно, в мелочах малый бюджет дает о себе знать - но все эти нюансы отступают на второй план перед искренностью и трогательно-упрямым реализмом фильма. Который, пожалуй, стал своего рода очищающим Полетом и для самого режиссера - редким примером того, когда финал картины Гончукова обходится без резкой трагической развязки и свойственной сценариям автора "жести".

Ну, а пересказывать сюжет фильма, подробно описывать его события и перипетии - это, пожалуй, ни к чему. Лучше пусть читатель сам сходит на "Полет" и посмотрит его - в конце концов, 75 минут потраченного времени - не такой большой риск, правда? Даты и время показов можно посмотреть здесь: http://filmpolet.ru/index.php/premiery

Всем - удачного и безболезненного погружения в реальность!

0
Фото Владимир Васильев-Люлин
отзывы:
1
оценок:
1
рейтинг:
0
7

Посмотрел «Полет». Первое, что пришло в голову – Ай, да Сеня! Ай, да сукин сын!
Потому, что практически при отсутствии действия, фильм держит до конца. И это радует, ибо центр перенесен на человека (об этом чуть позже). Фильм проникает, запоминается, оставляет хорошее послевкусие, осмысливается и остается внутри надолго. Проходы оправданы (и потому не тягостны), операторская работа отличная (весь ряд с героями, общие виды, уличные съемки), музыка нужного колорита (но чуть покритикую). Видно влияние Балабанова. Придраться почти не к чему, ну разве по мелочам. Зато порадовали детали.
Отдельно хочется сказать про главного актера Данилу Костина. На мой взгляд у мальчика отличный потенциал, как минимум по 3-м причинам:
1. Он абсолютно естественен, нет «актерства», как будто взяли непрофессионального актера или сняли документальный фильм про реального человека.

2. Он держит крупный план. Давно известно, что крупный план некое испытание для исполнителя – всё видно! Но здесь при минимуме лицевых движений (или даже просто съесть яблоко) внутренняя работа персонажа ощущается кожей. Браво.

3. Он держит паузу. Даже когда актер молчит, ему веришь и СЛУШАЕШЬ. Как абсолют (и чтобы было понятно о чем) приведу пример – молчание Тихонова-Штирлица.

Прекрасна сцена с врачем – Ты чего потёк?! Ты же доктор! – Одна реплика говорит о герое больше, чем гамлетовский монолог.
Девочка тоже неплоха, да. Без лишнего. Показалось, что рановато бросилась на шею героя, но спишем на эмоциональность, напряженность ситуации, одиночество – а тут спокойный, сильный солдатик. Ладно, можно поверить.
Тут в одной из рецензий критиковали диалоги. НАОБОРОТ! Диалоги очень понравились тем, что из них выжата вся «вода», они именно такие, как в жизни, без назиданий и морали.
Музыка – общий настрой, мелодическая линия соответствуют, но ни одного слова не понял (то ли звук хреновый, то ли исполнительница не донесла).
Порадовали детали – колоритный таксист, дружбаны героя, которые как ни пыжат из себя «шпонистых, конкретных посонов» с понтами и пивком, по сравнению с ним – дети! Солдатик Саша же перешагнул черту взрослости, внутреннего выбора, ответственности и ему уже не о чем с ними говорить, ну разве пивка попить.
Теперь придирки. Пожалуй, не поверил герою в двух сценах «рыданий» - с сестренкой (первая, где кровавые бинты) и в морге с матерью. Вторая с сестрёнкой, когда лежат в обнимку – отлична, абсолютно достоверна. Почему «рыдания» взял в кавычки. Расскажу о своем:
Моя жена уходила из этого мира 5 дней. Двое суток её трижды оперировали и трое суток реанимация. Я всё это время не спал, не мог. Напряжение жуткое, время остановилось, звонил каждый час (мне казалось прошло полдня), врачи уже посылали меня матом – мол, чего звонишь? Ничего не меняется, сами позвоним! – позвонили через полтора часа после смерти. И вот я кладу трубку, а рядом дети и мне надо им сказать, что «мамы больше нет, мама умерла». Так вот заплакала только дочь! А было им: 9 – дочке, 11 и 14 сыновьям. Мальчишки стояли молча!
Поэтому я бы больше поверил Даниле, если бы он молча глотал комки. «Рыдания» скорее дань расхожему стереотипу. Но это моё мнение.

Мне очень нравится, что Арсений идет человеческим путем, т.е. снимает фильмы для человеков о человеке. Ни грамма федибондарчуковского никому не нужного экшена за мильёны (позор страны). Человеческим путем шли, по-моему, все главные режиссеры мира (перечисляйте сами).

Удачи тебе, Сеня! Хороших людей, везения, Божьего промысла, который даст денег, «не отступать и не сдаваться»! Я верю, что будет и третий фильм, и дальше…

0
Фото Культур Мультур
отзывы:
96
оценок:
96
рейтинг:
125
9

В небе и на земле
«Больно терять. Трудно убить. Невыносимо любить. Но нет ничего страшнее… пустоты» — трейлер целится в сердце, юноша в камуфляжной форме рыдает над укрытым простыней телом, морг. Фильм Арсения Гончукова «Полет. Три дня после катастрофы» показали в рамках фестиваля «Другое кино».

Долгие планы, за время которых успеваешь насмотреться на открытые лица главных героев, прочитать все надписи на стенах за их спинами, рассмотреть игру теней от листвы в закатном солнце, полюбоваться видами Перми и помечтать о лете. Простой монтаж, немного звучащих в кадре слов, драматическая завязка. Солдат-срочник Саша приезжает на несколько дней в родной город, где рухнул пассажирский самолет. В числе нескольких чудом спасшихся людей — его младшая сестренка и пилот, которому вменяют вину за произошедшее. Обо всем этом мы узнаем из обрывков звучащих фоном выпусков новостей да короткого диалога с врачом. Вопиющая несправедливость мироздания, в котором восемьдесят человек погибают, а виновник остается жить, оказывается слишком тяжелой ношей для потерявшего мать солдата, и он решает мстить за родных. В тот момент, когда Саша знакомится с Мариной, дочерью пилота, которая тоже ежедневно приходит в больницу, фильм может обернуться беспросветной драмой, в которой все правдиво и мрачно, либо мелодрамой на грани фальши, в которой порхают бабочки, всепобеждающая сила любви все побеждает, плохое остается в прошлом и начинаются поцелуи. И я искренне рада, что он оказался вообще не об этом.

На самом деле и об этом тоже, но выходящая за рамки понимания трагедия и неизбежные в подобных случаях рассуждения о числе страданий в жизни и без того не отмеченных богом простых людей здесь уходят на второй план. Хотя и им находится место в деталях обстановки самой обычной советской квартирки с обветшавшей оконной рамой, с которой надо побороться, чтобы открыть окно.

Как не имеющие начала и конца новостные репортажи, звучащие тут и там, таким же фоном в фильме звучит и унесшая человеческие жизни трагедия, и даже любовь, которой вроде бы поручается воскрешающая миссия. Больше, чем о любви, фильм об одиночестве. О попытках решить все самому, вынести боль в одиночку, черпая силы во внезапно затеплившемся чувстве, но так и не впуская его в себя. Несмотря на то, что Сашины планы в отношении Марины со временем меняются и в его внутреннем мире происходят серьезные трансформации, он не откроется ни ей, ни зрителю. Так и останется очаровательным юношей, с легкой улыбкой Джоконды глядящим вдаль долгим взглядом да временами поигрывающим самодельной гранатой. Несмотря на то, что Марину терзает не только боль от случившегося и страх потери отца, но и ее отделенность от общей группы, от Саши, самим фактом того, что она — дочь виновника событий, — она молчит об этом.

— У тебя там кто?

— Отец. А у тебя?

— Сестренка.

Такими они и будут друг для друга. «Коллега по несчастью», — усмехаясь, в начале фильма говорит про нее Саша. И в самом деле неясно, кому из них повезло еще меньше, чем другим: тому, кто может искать спасение в кажущейся справедливой мести, или тому, кто всем сердцем любит объект всеобщей ненависти и не смеет признаться в этом.

Хотя Саша знает, кто такая Марина, они об этом не говорят вообще. В какой-то момент у себя дома он вырезает ее фотографию из передовицы, посвященной крушению самолета. И на некоторое время кажется, что он примирился с собой, сделал шаг к принятию ситуации, выделил ее, совершенно, кстати, не виноватую ни в чем, из контекста этой трагедии.

Но вот они проводят вместе весь день, а потом сидят в обнимку на закате и договариваются о завтрашней встрече. И ждешь, что вот-вот с чьей-то стороны прозвучат решающие слова. Она ищет спасение в размышлениях: «Может, это и хорошо, что мы ничего друг о друге не знаем?», он непреклонен: «Мы не имеем права забывать, без прошлого мы никто». Говорят общими словами, об одной ситуации, но на самом деле каждый о своем.

В этом контексте главная сцена фильма — их полет на аэроплане. На первый взгляд это чистая лирика, не несущая особой нагрузки, но только в этот единственный момент они и поднимаются над сомнениями, оставляют где-то далеко внизу руины своих прошлых жизней и страх перед будущим, они здесь и сейчас, и больше ничего не имеет значения. Ни ярость, ни вина, ни прошлое, ни будущее. Тем не менее Саше нужно уезжать и в связи с этим принимать решение. Какая из двух невозможностей победит: невозможность простить убийцу своей семьи из любви к его дочери или невозможность забыть прошлое, в которой он только вчера убеждал Марину, невозможность отказаться от мести? Этот мучительный выбор девятнадцатилетний Саша решит по-своему. А у Марины случатся, пожалуй, новые «три дня после катастрофы». читать полностью на сайте kulturmultur.com

0
Фото Наталия Булгакова
отзывы:
2
оценок:
2
рейтинг:
0
9

ТОЧКА НЕВОЗВРАТА КАК НЕОБХОДИМОСТЬ ЖИТЬ

За час с небольшим проживается целая жизнь. А послевкусие от фильма, как от чистого и светлого. Что для режиссера Арсения Гончукова, если вы знакомы с его предыдущими фильмами ("Конечная остановка", "1210"), мягко говоря, не характерно. Но это-то и интересно. Откуда такой фильм?

Да, сначала трудно совместить все это яркое, роскошное, летнее, живое, как можно характеризовать визуальный ряд фильма, и такую страшную беду. Контрастов действительно много, иногда мне казалось, что я чувствовала даже запахи. Больничные, хлорки, кровавых бинтов, но сразу, стоит только герою выйти из больницы - на него и на нас обрушиваются - запах лета, зеленый ветер, речной воздух, пыль города. Шумная пестрая толпа, и тут же - тотальное одиночество героя в пустой квартире. Сейчас, после просмотра, уже непросто разделить этот бушующий "микс" атмосферы фильма. Но контрасты вышли рельефными, зрителя бросает "то в жар, то в холод". И уже за эти эмоции я благодарна фильму, не говоря уже о том, что подобная работа с атмосферой делает "Полет" необычным по своей концепции кинопроизведением.

Среда в фильме - отдельный герой, но говоря о главном герое фильма, солдате-срочнике Саше, в основу фильма положена непростая личная история. Герою приходится пройти через опустошенность, зацикленность на своей трагедии, мести, но потом суждено обрести надежду, когда мир становится вдруг невероятно ярким, будто возвращается к нему, и вновь - беда, усталость, обреченность. Даже эти его яблоки - горько-сладкие, как весь фильм. И здесь снова обман. Ведь когда в сердце героя пробуждается любовь, ты почти забываешь, что в этом прекрасном мире может существовать несчастье. Но нет. Мир снова переворачивается и обрушивается на героя.

Необычна и интрига, на которой строится мелодрама. Несмотря на то, что в самом названии картины заложена "катастрофа", о трагедии есть лишь упоминания. Баталии разворачиваются на другом "поле" - на внутреннем, глубинном уровне, делая из мелодрамы скорее психологическую драму. Для главного героя Саши - Марина, дочь пилота, лишь средство возмездия. И нет, пожалуй, ничего более нелепого, чем полюбить ее. Ведь это прямое предательство Сашей своей семьи. Да и позволить себе радость - не время и не место. Для Марины же Саша – единственный, кто оказался с ней рядом, когда она раздавлена бедой. Молодой неопытный солдатик-срочник не очень похож на "героя романа", но он рядом, когда ей невозможно в-одиночку выносить все это. Она открывается ему так искренне, так просто, она верит в эту внезапную любовь совершенно безоговорочно. И Саша... начинает отвечать. Но для него чувство, которое он вдруг обнаруживает в себе, чувство, так внезапно сменившее жажду мести, мучительно. Однако от него уже мало что зависит и Саше остается только принять то, что уже случилось. А значит, теперь отомстить за своих родных – разрушить не только свою жизнь, но и жизнь своей любимой.

Главный герой буквально за несколько дней становится совсем другим. Пробуждаясь, меняясь, взрослея. Поднявшись на новую высоту, он будто сбрасывает кожу себя прежнего, отчаявшегося, сурового, мстительного, не желающего (и неумеющего?) прощать. Но когда перерождение происходит, жизнь снова меняет свой прихотливый сценарий. Саша падает, но он уже другой и не может стать прежним. Точка невозврата пройдена.

Да, любовь не делает Сашу счастливее. Но на его спасает. В прямом и переносном смысле. Делает сильнее, чище, дает опору, становится единственно возможным жизненным ориентиром. Пусть в самых трагических обстоятельствах.

Подобное развитие мелодраматической интриги, действительно, дает мощную энергию зрителю, который поневоле вспоминает, как это бывает, когда любовь и тебе двадцать. И от нахлынувших воспоминаний, что скрывать, мне было непросто смотреть "Полет". Хотя ведь понятно, сколько про это снято и сказано, но все равно, история настолько настоящая, что подчас этот фильма больно смотреть. Ведь если бы не было несчастья, они бы не встретились, и по этой же причине они никогда не будут вместе. Никаких сказок на ночь, все как есть. И в этом "Полет" - предельно честное кино.

Впрочем, при просмотре я поймала себя на мысли, что наверное, каждый сам будет для себя придумывать возможное продолжение этой истории. Так заманчиво представить, что Саша отслужил, вернулся, нашел Марину и они жили долго и умерли в один день. Но между ними всегда будет стоять страшная трагедия. Он никогда не забудет причину их встречи, что он собирался сделать и то, как его надежда на счастье так больно разбилась.

Надо сказать так же - и это очень важно - что в фильм Гончукова "Полет. Три дня после катастрофы" "поверят" далеко не все. А только те, пожалуй, у кого она была или есть, - такая любовь. И кому довелось переживать тяжелую разлуку с любимыми. Таких людей, к счастью, не так уж и много. Говоря о том, что тема фильма может быть кому-то не близка, я считаю, что тут нет большой проблемы. Ведь в случае с "Полетом" мы имеем дело с самым что ни на есть независимым авторским кино (снято без поддержки Минкульта, на собственные средства), и в этом смысле этот фильм действительно авторский и не для всех. Не с тем патетическим смыслом, когда творцы хотят заявить ориентированность своих фильмов на некоего "элитарного" зрителя, а в прямом смысле - тема должна быть близка зрителю, чтобы он почувствовал фильм до глубины, чтобы произошел контакт. Режиссер снял локальную историю, о некоей одной, но сильной, перипетии любви. И это его авторское высказывание. И оно ориентировано и аппелирует к подобному опыту и у зрителя.

Говоря проще, в фильм, в главного героя, надо влюбиться и это и есть ключ понимания истории, рассказанной в картине. Если этого не произойдет - не проблема, и фильмы, и люди разные. Но вот лично я ни разу не была в Перми, но у меня сложилось ощущение, что будто это мой родной город, так искренне и с такой любовью снимали его режиссер и оператор. Тоже самое с актерами, в которых трудно не влюбиться. Данила в роли Саши совершенно искренний и настоящий, Екатерина Сушина в роли Марины - такая чистая и хрупкая, а доктор, охранник, таксист, - ни одной неправильной мелочи, они совершенно такие, каких видишь вокруг каждый день. В общем, влюбиться в эту реальность не так уж и трудно.

Подводя итог, хочу вернуться в начало и пояснить, что в какой-то момент мне показалось, что это вообще не похоже на фильм. Это скорее кусок жизни, который я прожила, будто я не смотрела кино, я была там. Но главное даже не это. А то, что вот живешь себе, идешь по своему какому-то привычному кругу, ну как будто в экспрессе едешь, все у тебя устоялось и в голове, и в жизни, и тебе все понятно. Но этот фильм - он будто хватает тебя за руку и выдергивает из этого поезда, и тебя останавливают и показывают - смотри.
Правда, потом обратно в этот поезд уже не сядешь. Потому что внутри уже что-то поменялось. Мне кажется, такие остановки - и такие фильмы, как "Полет. Три дня после катастрофы" Арсения Гончукова - очень нужны людям. Всем нам.

0
Фото Алексей Залесский
отзывы:
2
оценок:
2
рейтинг:
0
9

ОБРЕЧЕННЫЕ НА ПОЛЁТ

Рецензия на фильм Арсения Гончукова

«Полёт. Три дня после катастрофы» - попытка религиозной интерпретации

Скажу прямо. За просмотр картины «Полёт. Три дня после катастрофы» я садился с тяжелым сердцем. Потому что боялся увидеть на экране ту самую мелодраму (А именно так режиссер А. Гончуков определил жанр фильма), образ которой годами вколачивали в нас бесконечными телесериалами. Штампы, банальности, слезы под фанеру и наконец, титры. Однако вместо привычных «соплей» и попытки выдавить из моего сердца жалость, я вдруг отчетливо увидел настоящую, простую и очень понятную человеческую боль.

Как-то сразу, без особых преамбул окунул Гончуков меня в эту боль, даже не спрашивая моего разрешения. Это было то самое чувство, которое каждый хранит в себе на самый крайний случай – гибель или тяжелая болезнь близкого человека. То самое чувство, которое заставляет сжиматься в тугую спираль всю систему нервных окончаний. Страшное чувство, но то самое чувство, которое напоминает тебе – живой, живой, чувствуешь, живой. Убедиться в том, что я живой, мне удалось, не посмотрев и десятой части картины. Дальше мне предстояло убедиться в том, что живой не только я. Герои картины – тоже живые. Но кроме этой простой, человеческой боли было в картине Арсения Гончукова еще кое-что…

Сегодня не модно искать библейские мотивы в кинематографе. Более того, в творческой сфере само слово «религиозный» стало ругательным, а религия отпугивает поклонников современного творчества как таковая. Считается, что современное искусство должно быть атеистично. Это, якобы, первый признак интеллектуальности и особой идентичности с чем-то правильным, находящимся в тренде. Однако, именно религиозная интуиция – и я подчеркиваю – интуиция, а не игра в веру – всегда отличала настоящее произведение искусства от его имитации.

Искусство является подлинным тогда, когда в нем содержится неочевидная идея, проще говоря, загадка, разгадка к которой не лежит на поверхности. Та же история и с кинематографом (равно как и с литературой, живописью, музыкой) – иначе, откуда бы взялось такое огромное количество интерпретаций, оценок, трактовок и мнений. И при этом, каждое из них может быть верным. Поэтому, не претендуя на истину в последней инстанции, я все-таки предлагаю именно религиозную интерпретацию фильма Арсения Гончукова «Полет. Три дня после катастрофы».

Хотел или не хотел Гончуков «зашить» в идею фильма главный библейский мотив, для меня это не важно, мой взгляд и анализ субъективны. Но лично мне совершенно очевиден и крайне важен в фильме Гончукова — библейский мотив Пришествия. Да-да, именно так. Саша – солдат срочной службы – возвращается в родной город с одной целью: свершить правосудие. В этом он видит свой единственный долг, и ни на какое другое развитие событий просто не рассчитывает. Особое положение главного героя позволяет ему с легкостью «вербовать» себе апостолов. И водитель такси, и охранник в больнице, и врач, и новая знакомая Саши тянутся к нему, словно ища себе спасение рядом с ним. Впрочем, каждый по-своему. Таксисту достаточно просто подвезти до дома молодого паренька в военной форме, охраннику оказалось нужно сочувствие (ведь ему приходится сторожить от самосуда виновника страшной трагедии, а это тоже большой груз, и не каждому он под силу), врач ждет, что Саша отпустит ему его грех, а юная дочка пилота надеется обрести любовь. Ту самую любовь, которая избавила бы ее от страданий.

А что же Саша? Ему приходится отыскать в своем сердце все то, что ждут от него возникшие рядом с ним, по сути, случайные люди. И это важнейший поворотный момент в структуре героя.

И в конце фильма не будет апокалипсиса, потому что высшее правосудие не в нем, а именно во всепрощении. «Молитесь за врагов ваших», – говорит Христос в нагорной проповеди. «Научиться бы мне молиться…», – отвечал в начале нулевых на это автор текстов и музыки московской группы «Воскресение» Алексей Романов. И Саша, несущий на себе страшный крест, учится этой самой молитве весь фильм – он мало говорит, очень часто просто слушает человека и смотрит, кажется, в самую душу. То ли другому герою фильма, то ли зрителю. И там пытается отыскать единственно верный путь. Получить ответ на свою загадку, понять – что же именно должен сделать он в конце. И здесь мы можем увидеть отражение той самой религиозной интуиции, благодаря которой Саша все-таки сумел ответ этот увидеть, понять его и принять всем сердцем. Как прощал Иисус римских воинов, арестовавших его в Гефсиманском саду, так прощает и Саша... В конце фильма. Вы увидите это сами.

Мы не знаем, выживет ли пострадавший в аварии пилот, не можем знать и то, как будут развиваться отношения Саши и его любимой. Все это, как говорится, уже совсем другая история. Как на третий день воскрес Иисус Христос после казни на кресте и сошествия в геенну огненную, так и Саша – на третий день покидает собственный ад победителем.

И в качестве послесловия, хочется отметить еще одну важную вещь, касающуюся героя фильма, своеобразного «антибрата» Саши, который получился у режиссера Гончукова.

Довольно трудно сегодня создать героя, который превзошел бы созданного в 90-х Данилу Багрова. И, так или иначе, удавшееся персонажи копируют этот образ. Образ ангела мщения, образ былинного русского богатыря, который «придет и молча поправит все» мощным ударом кулака или автоматной очередью. Образ, который при всей своей актуальности и красоте, сегодня уже набил оскомину.

Фильм Арсения Гончукова "Полет. Три дня после катастрофы" показался мне интересным еще и потому, что это – ко всему прочему – и поиск нового героя. Качественно иного персонажа, который не наказывает, не убивает, не наставляет на путь истинный… Поиск этот еще только начат, однако, как мне кажется, начал его Гончуков еще в своей «Конечной остановке» (Короткометражный фильм, 15 мин., участник внеконкурсной программы 66-го Каннского фестиваля), где отсек, отринул героя-убийцу, каким бы привлекательным он ни казался на первый взгляд.

Да, Саша больше похож на мифического персонажа, бестелесного (и опять же вспоминается, как Христос показывал своим апостолам пробитые гвоздями руки после Воскрешения), чем на человека из плоти и крови. Но в этом и загадка этого героя. Он не человек, он — метафора, он — поиск. Мне бы очень хотелось, чтобы Гончуков продолжал искать. Мне бы очень хотелось, чтобы этот поиск, в конце концов, завершился обретением нового героя. Потому что хватит крови. Потому что очень мало любви. Потому что этот новый герой — нужен и нам, и нашему российскому кино.

0