Киноафиша Москвы

Фильм «Небесные жены луговых мари»

(2012, Россия)

6.7
оценить
0:00 / 0:00
0:00

Небесные жены луговых мари

Смотреть трейлер
  • 18+ 1 час 25 минут
  • жанр
    Драма
  • Дата выхода в России:

Альманах из двадцати пяти новелл про жизнь марийских женщин

Двадцать пять новелл о марийских женщинах от 14 до 25 лет, имена которых начинаются на О. Фильм снят на марийском языке.

Режиссер фильма «Небесные жены луговых мари»

Отзывы пользователей о фильме «Небесные жены луговых мари»

Фото Культур Мультур
отзывы:
96
оценок:
96
рейтинг:
125
9

Марийский «Декамерон»: от Окай до Орапти

Мистика, эротика и фольклор в одном флаконе: в кинотеатре «Салют» прошел специальный показ фильма «Небесные жены луговых мари», снятого екатеринбургским режиссером Алексеем Федорченко.

Окай, Овда, Одоча, Ошвика, Осылай, Оразви, Одарня, Орапти, Офраси, Опи, Оняви, Околче… Всего — 25 марийских женских имен на букву О в 23 новеллах продолжительностью от десяти минут до нескольких секунд. Все — о марийских женщинах, их традициях, суевериях и, что в этом фильме главное, их плотских любовях.

Ясным зимним днем милая пара тешится в хлеву: он сосет ее грудь, тем самым призывая весну, а она кусает червивое яблоко, призывая лето. Девушки в сельской столовой вызывают призраки мертвецов-женихов и голые танцуют под струями магического киселя. Певица покидает родную деревню и едет в город петь в опере, но брошенный деревенский возлюбленный посылает ей вслед ходячего мертвеца — вернуть милую обратно. Ситуацию спасает полицейский, носящий с собой амулет на случай встречи с подобной чертовщиной. Девушка перебирает грибы и, задержавшись на одном, говорит: «Вот такого мужа мне надо».


Алексей Федорченко ворвался в мир кино в 2005 году с картиной «Первые на Луне», триумфально прошелся с ним по фестивалям, получив среди прочих наград премию на Венецианском кинофестивале. Следующим крупным успехом были «Овсянки», взявшие в 2010 году целую россыпь наград на фестивалях и вызвавшие бурный восторг у Квентина Тарантино.

«Небесные жены луговых мари» во многом продолжают линию «Овсянок». Оба фильма были созданы в сотрудничестве с казанским писателем и сценаристом Денисом Осокиным. В обоих фильмах внимание сконцентрировано на коренных традициях маленьких народов — правда, в «Овсянках» это были вымышленные традиции древнего племени мери, а в «Женах» отражены реальные традиции и предания марийцев — небольшого финно-угорского народа. Наконец, оба фильма совершенно обоснованно идут с пометкой 18+.

Но если в «Овсянках» история цельная и трагическая, то «Жены» — это, по словам самого режиссера, «фильм-календарь, фильм-орнамент, эротическая комедия в древнегреческом значении слова, марийский «Декамерон». Короткие истории не связаны между собой, время действия простирается от наших дней до семидесятых годов прошлого века. Фильм прозвали «этнографической сказкой», ведь в нем житейские дела мариек соседствуют с мистикой: страшная лесная нимфа-великанша, ожившие мертвецы, заколдованный гребень, ветер-любовник. Волшебство, мистика, чертовщина — все это вещи совершенно банальные и повседневные для небесных жен луговых мари.


Фильм основан на марийских преданиях, бережно собранных Денисом Осокиным и изложенных им в одноименной фильму книге. К слову, в одной из новелл писатель сам появляется в кадре и зачитывает историю о потерянной марийской возлюбленной, имя которой, разумеется, тоже начинается с буквы О.

— Я нашел и прочитал эту книгу еще давно, году в 2005-м, — рассказывает Алексей Федорченко. — Она совершенно волшебная. В 2006-м появилась идея снять по ней фильм, но к съемкам мы смогли приступить только в 2011-м. В книге было 38 новелл, мы выбрали только 22 или 23.

Режиссер не смог вспомнить, сколько именно снял новелл: фильм был закончен еще в прошлом году, сейчас Алексей глубоко погружен в съемку ретро-драмы «Ангелы и революция», но к «Женам» относится с большой нежностью, во многом из-за темы.


— В нашей стране сейчас больше 160 народов, каждый имеет свою древнюю культуру и про каждый можно снять тысячу фильмов, — утверждает режиссер. — Марийцы — совершенно особенная народность, они очень бережно относятся к своим традициям. Если посмотреть по российским деревням, то действующих домов культуры в них практически не осталось, почти все они стоят заброшенные, заколоченные досками. В марийских деревнях и селах практически везде есть такие дома, и работают в них настоящие самураи культуры. Например, Маргарита Александрова, снявшаяся в фильме, собирает по крупицам остатки древней марийской культуры. Помимо игры она напела мне 15 песен, которые в итоге образовали музыкальное сопровождение к фильму. читать полностью на сайте kulturmultur.com

4
Фото Алексей Двоеглазов
отзывы:
143
оценок:
152
рейтинг:
166
9

Небесная эротика Алексея Федорченко

Картина «Небесные жёны луговых мари» взорвала «Кинтотавр-2013» и пронеслась по Европе, собирая призы в Риме, Софии, Висбадене… Официальная газета Ватикана L’Osservatore Romano назвала его самым духовным фильмом римского международного кинофестиваля.

Режиссёр Алексей Федорченко – творец параллельных реальностей. В «Первых на луне» он показал зрителю, что было бы, осуществись в 1930-ых годах советская лунная программа, в «Овсянках» воссоздал утраченный мир народности меря, в «Небесных жёнах луговых мари» рассказал об уходящей вселенной одного из последних оплотов язычества в Европе. Федорченко делает вкусное кино, и оно не для забивания брюха в обеденный перерыв. Его нужно пробовать маленькими ломтиками и долго смаковать, пытаясь ощутить всеми вкусовыми рецепторами... Полностью читать на сайте StrangeFilm.org

2
Фото Gready
отзывы:
76
оценок:
86
рейтинг:
81
9

Это было поразительно и ни на что не похоже. Это особенные впечатления, особенный восторг, просто потому что это какой-то титанический труд и невероятная фантазия и атмосфера.

Мне казалось, что удивить меня уже нечем. Но у авторов получилось. Я не могу сказать, что все новеллы мне были понятны, но большая часть живописна.

0
Фото Magry
отзывы:
6
оценок:
7
рейтинг:
3
9

Это и, правда, волшебный фильм. Он не похож ни на одно известное мне кино. Он уникален, он самобытен со всеми этими языческими и мистическими росказнями. Мне понравилось. Но первая реакция - это шок, удивление, непонимание. Это очень изящное кино, которое редкое, как жемчужина.

0
Фото Владимир Безваль
отзывы:
48
оценок:
40
рейтинг:
76
9

Ребята, современный мистически-эротический эпос, это восторг!

Спокойное, душевное, созерцательное повествование ...

Как Алексею Федорченко удалось снять такое светлое и позитивное кино о современной действительности? Почему у других получается чернуха или пошлая срамная комедия о нашей жизни?

Возможно потому, что этот фильм снят не для получения "прокатного бабла", не для покупки европейского домика жене и не для освоения остатков федерального бюджета после Сочинской олимпиады. Он снят не для поучения, а для научения нас любить ближнего своего, радоваться простым вещам, ценить и любить жизнь во всех её проявлениях.

Этот фильм снят с любовью к исконным народным обрядам и традициям луговых черемисов (марийцев или мари). Марийцы, которых Древнерусское государство стало "ославянивать" начиная с 13 в., пройдя христианизацию, становление Российской империи, Октябрьскую революцию и пережив СССР, до наших дней сохранили частички своей древней культуры, самобытность своего национального прошлого, перемешав православие с народной мифологией, основанной на вере в силы природы, которую любой человек должен почитать и уважать. Законы и силы природы, мифология и мистика, православие и мораль: яркий винегрет и одна из сюжетных линий фильма.

Фильм - эпос о современных луговых мари, которых, по данным Википедии, всего 400 тыс. человек. Этнографический эпос, рассказанный от лица женщины матери, от лица 25 женщин, чье имя начинается на букву "О".

Кино динамично и смотрится легко, "на одном дыхании". Все 25 сюжетов сотканы и переплетены между собой незримой нитью: самобытной культурой и верованиями марийцев, их обрядами и традициями их радостями и печалями. И, в то же время, это игровое кино, имеющее в себе читаемый сюжет и воплощенный сценарий.

В основе эпоса, как и положено, лежит любовь во всех её волшебных, эротичных и бытовых проявлениях. Любовь порождает род, порождает этнос, порождает эпос, рождает фильм. Красивое и честное кино, посредством приемов "репортажной нарезки", отдельных игровых этюдов, порой, даже мимолетных зарисовок, передающее зрителю не только информацию о быте и верованиях этого прекрасного народа, рассказавшее, как одну, 25 историй, о том, как прекрасен этот малочисленный народ, насколько правильны и правдивы его устои обычаи, обряды и верования. И насколько далеко мы, урбанизированный зритель, оторваны от своих культурно-исторических корней. Не по этому ли нам бывает, так плохо, так тоскливо, так одиноко?

Главные герои эпоса - девушки, женщины, матери, не забывшие о верованиях самобытной культуры своего народа. Некий "эпический театр Бертольта Брехта", раскрывающий всю картину народной жизни луговых мари, представленных в гармоничном единстве с природой, со своим этносом, с собой и с окружающим миром. В котором незримо присутствует сам автор - мать природа, наша с Вами матушка земля.

Помните, Маугли: "Мы с тобой одной крови, ты и я".

0

Галерея