Киноафиша Москвы
Москва

Фильм «Гений»

Genius (2016, Великобритания, США)
6.1
оценить
0:00 / 0:00
0:00

Гений

Гений (без перевода)

Смотреть трейлер

Гай Пирс, Джуд Лоу, Колин Ферт и Николь Кидман в фильме про великого литературного редактора

Кино про Макса Перкинса (Ферт), эксцентричного литературного редактора издательства Scribner, который руководил публикациями произведений Фицджеральда и Хемингуэя, в частности — про историю его отношений с молодым Томасом Вулфом (Лоу), который на момент встречи с Перкинсом сидит без гроша и мучается истериками своей жены (Кидман), обладающей весьма непростым характером. Кинодебют театрального режиссера Майкла Грэндейджа, несмотря на участие США в производстве, по всем признакам — образцовое степенное британское кино.

Актеры

Рецензия «Афиши» на фильм

Фото Антон Долин
отзывы:
79
оценок:
79
рейтинг:
1527
3

Отредактируй это

Лучшее, что есть в «Гении», кинодебюте 54-летнего британского сериального режиссера Майкла Грэндейджа, — сама рассказанная там история. В немалой своей части она совершенно правдива и во всяком случае основана на респектабельной биографии Макса Перкинса, написанной в 1978-м Скоттом Бергом и получившей тогда престижную National Book Award. Сценарист Джон Логан («Гладиатор», «Авиатор» и др.) взял оттуда только один эпизод, историю отношений легендарного редактора Перкинса с одним из его подопечных и друзей — Томасом Вулфом. Вообще-то, Перкинсу были обязаны своим успехом величайшие американские писатели 1920–1940-х, Фрэнсис Скотт Фицджеральд и Эрнест Хемингуэй; последний, в частности, посвятил памяти Перкинса «Старика и море». Однако сюжет с Вулфом и правда самый выигрышный.

Известно, что молодой литератор мотался со своим дебютным фолиантом по издательствам и никто не соглашался даже прочитать рукопись. Дотошный Перкинс сделал это — и предложил сотрудничество. В результате появился на свет первый бестселлер Вулфа «Взгляни на дом свой, ангел». Над вторым, еще более увесистым романом — «О времени и о реке» — Вулф и Перкинс работали два года, бесконечно его сокращая и переписывая, и успех удалось повторить. Отношения между ними меж тем ухудшались день ото дня и вскоре прекратились вовсе. Вулф умер молодым, в 37 лет, от милиарного туберкулеза мозга; после смерти Фолкнер назвал его самым талантливым писателем своего поколения.

Для Америки и читающих по-английски «Гений» будет, конечно, биографией Перкинса, который всю жизнь оставался в тени культовых литераторов: талант этих капризных и деспотичных личностей ему неизменно удавалось направлять в верное русло, чтобы добиться идеальной коммуникации с читателем. Для России и ряда европейских зрителей фильм станет знакомством с удивительным даром Томаса Вулфа, ныне почти забытого широкой публикой. Вопрос, конечно, еще и в том, кто вам лично симпатичнее, педант Колин Ферт (Перкинс) или пассионарий Джуд Лоу (Вулф). Логан и Грэндейдж нарочно спутали карты двусмысленным заголовком — в фильме гениями называют и Вулфа, и Перкинса, но в названии значится все-таки единственное число. Придется выбирать себе гения по вкусу.

Это же слово на букву Г — базисная проблема картины. Нет ничего более удручающего, чем человек средних способностей, рассуждающий на темы гениальности. Грэндейдж собрал воедино практически все клише, позволяющие обывателю идентифицировать персонажа на экране как гения. Даже жалко смотреть на Лоу, который старательно бормочет себе под нос, кричит, дерется, размахивает руками, ударяется то в смех, то в плач и вообще разыгрывает бесконечный актерский этюд на тему «неадекватность». Еще больше сбивает с толку персонаж Ферта, которого вывести из себя невозможно ничем. Решительно неясно, зачем кричит писатель, если редактор остается бесстрастным при любой погоде. К тому же Перкинс, оставаясь воплощением здравомыслия, никогда не снимает галстука и шляпы. Даже дома за обеденным столом. Обидно, что в фильм не включены сцены, в которых он ложился бы спать или посещал уборную, — неужели тоже в шляпе? В какой-то момент эти двое превращаются в комически контрастную пару из немого кино, да только автор при этом смертельно серьезен.

Из всех атрибутов эпохи — тщательно до зевоты подобранные костюмы и воссозданные интерьеры Нью-Йорка 1930-х — самым колоритным выглядит Николь Кидман. Она здесь играет слегка истеричную возлюбленную и покровительницу инфантила Вулфа — Алину Бернстайн, обеспеченную жену не показанного на экране толстосума, находящую отдушину в работе театрального художника. Смотреть на Кидман всегда удовольствие, особенно если не вслушиваться в глупые и прямолинейные реплики ее героини (например, показывая на афишу «Питера Пэна», она разжевывает для самых тупых зрителей: мол, и Томас такой же, никак не повзрослеет). Но в целом ни она, ни эпизодический Гай Пирс — на удивление внятный образ впавшего в депрессию Фицджеральда — не в состоянии спасти картину — иллюстративную, театральную, прямую и плоскую, как доска.

Это не отменяет факта: перед нами первая по-настоящему масштабная и заметная кинолента о незаметной, но благородной профессии редактора. Впрочем, и Логану с Грэндейджем хороший редактор не помешал бы. Ведь его задачи вне зависимости от того, что сообщается в фильме, сводятся не только к сокращению текста (хронометраж у «Гения» как раз вменяемый) или выбору яркого названия, но и к тому, чтобы не выпустить на прилавки ерунду.

13

Отзывы пользователей о фильме «Гений»

Фото Ксения Романова
отзывы:
209
оценок:
253
рейтинг:
111
7

Фильм о счастливом человеке, который помогает другим открывать себя. Который сам себе порой задет вопрос - меняя или открывая с новой стороны? Для меня больше подходил вариант "открывая с новой стороны". Честно, после просмотра этого фильма захотелось познакомиться с полной биографией этого незаурядного человека.

6
Фото Yuliana Bugayova
отзывы:
1
оценок:
1
рейтинг:
5
9

Фильм с приятным послевкусием, смотреть.

5
Фото Дина Шхинек
отзывы:
1
оценок:
1
рейтинг:
5
9

Скучно очень ... Слишком серьезный фильм!

5
Фото бегом  с препятствиями
отзывы:
79
оценок:
96
рейтинг:
70
7

Отличный фильм для любителей книг, для тех, что может часами застревать в книжных магазинах, и кто не раз, стоя перед стеллажами, удивлялся, а почему здесь именно эти произведения напрашиваются к вам, что же в них такого особенного. Эта картина приоткрывает тайну. Прекрасные актеры. впечатляющая съемка.

3
Фото Ayna Taran
отзывы:
1
оценок:
1
рейтинг:
3
9

Талантливо, забавно, потрясающие актеры, лббителям интеллектуального кино, хорошей дитературы смотреть однозначно 👍🏼👍🏼👍🏼

3

Галерея

Информация от прокатчика

Информация предоставлена компанией «Централ Партнершип»

У выдающегося редактора Максвелла Перкинса всегда было исключительное чутье на молодые таланты, благодаря чему мир узнал Эрнеста Хемингуэя и Фрэнсиса Скотта Фицджеральда. Новым открытием Макса стал Томас Вулф. Их непростая дружба изменила историю литературы.