Киноафиша Москвы
Москва

Фильм «Принц Ютландии»

Prince of Jutland (1994, Нидерланды, Великобритания, Дания, Франция, Германия)
оценить

Датский феодал Горвендил вызывает на поединок норвежского короля Коллера.

Режиссер фильма «Принц Ютландии»

Отзывы пользователей о фильме «Принц Ютландии»

Фото Андрей Александрович
отзывы:
213
оценок:
653
рейтинг:
511
7

Зритель, который ожидает увидеть в "Принце Ютландии" очередной пересказ давней шекспировской пьесы будет, как минимум, удивлен. Фильм базируется не на произведении великого барда, а на куда более ранней "Саге о Гамлете", ну или Амледе, если учитывать правильность транскрипции. Эта древняя датская легенда принадлежит к эпохе "темных веков". События в ней развиваются задолго до принятия скандинавами христианства, в те времена, когда датчане и норвежцы широко расселились по всей Северной Европе и Британии и пировали там на развалинах давно угасшей Римской империи.
Тогда и жил, судя по Саге, да и многим другим письменным и устным источникам, некий Амлед, сын ютландского короля, или, скорее, вождя, Хорвендила. Хорвендил действительно был предательски убит своим братом Фенгом, который получил за свое злодеяние корону, жену брата - Геруту и пасынка Амледа, которому ради сохранения своей жизни пришлось притворяться безумным. Потом события в Саге идут вскачь - что-то позднее Шекспир воспроизвел дословно, что то добавил из других легенд, а где-то дал разгуляться своей фантазии. Любой желающий может сравнить тексты, благо в интернете их предостаточно.
Вот об этих событиях и повествует "Принц". Нет ни величественного Эльсинорского дворца, ни рефлексирующего принца-интеллигента, Офелия забавляется с Амледом на сеновале в хлеву, а университетский умник, спутник принца, Горацио выведен за скобки, потому что первый университет появится через сотни лет. Большой сарай вместо коронной залы, пиво вместо вина, десяток человек - дружина, небольшая деревенька вокруг - столица и народ. В таких скромных, но приближенных к реальности декорациях и развивается сюжет фильма.
Режиссура и актерская игра нарочито минималистичны. Те события, которые у Шекспира развиваются с пафосом и сопровождаются длинными выспренными речами здесь происходят просто, обыденно. Убил, задушил, утопил, обманул, соврал - просто потому, что так захотелось. За мыслью и желанием следует молниеносное действие - народец примитивен и не отягощен долгими размышлениями. Диалоги и рефлексии цедятся так же скупо , как они излагаются в древних хрониках. Камера как бы следит за событиями, развивающимися среди полупервобытного племени, не вмешиваясь в их ход, только фиксируя их для истории.
Однако среди общей, сероватой и по костюмам, и по поступкам, массовки, можно выделить трех главных действующих лиц - Амледа, блестяще сыгранного молодым Бейлом, Габриэля Бирна - Фенга и Геруту - Хелен Миррен. Они выделяются над общей массой второстепенных персонажей по осмысленности своих действий и яркости фигур, как кочки, над болотом. Все они талантливые актеры, вынужденные, из-за условностей фильма играть скупо, укрощая театральную экспрессию, но справляются со своими ролями блестяще.
Что еще сказать - строки древних Саг в фильме причудливо перемешаны с фрагментами шекспировского текста, что в принципе понятно - надо было как-то оживить ткань повествования и сделать скандинавского подростка чуть более близким к знакомому всем нам персонажу. Достаточно условно и приклеено смотрятся события в Англии, где Амлед чуть ли не в одиночку спасает английского герцога от вражьего войска, но возможно они тоже базируются на какой-нибудь исторической побасенке. Или по крайней мере проясняют характер героя. В целом лента получилась, как-минимум, оригинальная и достойная просмотра.

0