Трагикомедия |
12+ |
Ксавье Джанноли |
29 августа 2012 |
27 декабря 2012 |
1 час 52 минуты |
superstar-lefilm.com |
Мартен Казански (Мерад), ничем не примечательный одинокий мужчина средних лет, работающий на фабрике по утилизации компьютеров среди умственно отсталых, спустившись утром в метро, обнаруживает, что весь вагон пытается взять у него автограф или как минимум сфотографировать на телефон. Более того — его каким-то мистическим образом знает вся страна. Вечером Мартен уже сидит в популярном телешоу и вместе с сочувствующей журналисткой (Де Франс), циничным продюсером (де Ленксен) и болтливым ведущим (Бен Абдалла) пытается понять, как теперь жить с незаслуженно свалившейся и совершенно ненужной ему славой.
Есть фильмы, про которые принято говорить «идея тянет на короткометражку», и в данном случае мало того что это утверждение верно, но такая короткометражка даже существует — в виде одной из многочисленных линий вуди-алленовских «Римских приключений» с участием Роберто Бениньи. Впрочем, «Суперстар» отличается не только хронометражем (почти два часа), но и тоном: вопреки первому впечатлению это вовсе не комедия, а довольно мрачное кино, которое пытается высказаться на серьезные темы, причем на все сразу, — гнусная сущность электронных медиа, культ посредственности, легкомыслие и рассеянное внимание современной публики, феномен популярности в интернет-эпоху и так далее. Беда в том, что в арсенале у авторов помимо печальных глаз Када Мерада и мешков под ними только набор банальностей на уровне неизбежной цитаты из Энди Уорхола, который они тонким слоем вынуждены размазывать по и без того еле живому сюжету. В паре мест кажется, что вот еще немного — и начнется по-настоящему безжалостная сатира на «маленького человека» в духе «Лица в толпе» Элиа Казана, но Джанноли тут же притормаживает и сворачивает в сторону трюизмов и безопасной сентиментальности. Что, разумеется, говорит о нынешнем состоянии умов ничуть не меньше, чем история несчастного Мартена Казански.
Бессильно сидя в плетеном кресле с бокалом шампанского, он, совсем недавно никому не известный одинокий работник фабрики с печальными бездонными глазами, добирающийся на работу на метро, будет смотреть на людей вокруг, собравшихся на презентацию написанной им книги мемуаров "Идол", и задавать себе вопрос. При этом он не будет знать о чем написана эта книга; трансвестит в черных колготках процитирует несколько строк, но вопрос все-равно останется без ответа. В его дверь неожиданно позвонит девушка, работающая сейчас над написанием сценариев для телепередач и жившая в своем детстве около арены в Ниме, провинциальном французском городе с наиболее хорошо сохранившемся наследием Римской империи. В этот момент у героя возникнет еще один абсолютно банальный вопрос. Закроет ли он перед ней дверь?
И пусть идея, развиваемая в фильме, не покажется оригинальной: Вуди Аллен в своих "Каникулах" и Маттео Гарроне в последнем основном недоумении-лауреате Каннского кинофестиваля "Реальность" уже развивали сюжет на тему того, а что если никому не известный человек однажды проснется знаменитым? Для фильма Джанноли, впрочем, характерно рассмотрение этого допущения в несколько отличном ключе: зрителю показывается недоумение героя, который задает себе и окружающим уже обозначенный выше вопрос сентиментально и, пожалуй, даже обреченно; данный феномен рассматривается в контексте социального аспекта: на одной чаше весов - умственно отсталые работники завода и пожилой трансвестит, и, в качестве противовеса-антитезиса им, - успешные работники медиа бизнеса.
Очевидно, что основной вопрос так и останется без ответа. А вот ответ на второстепенный вопрос (что делать?) зритель все-таки получит.