Фильм

Фильм Самый опасный человек

A Most Wanted Man (2014, Великобритания, США, Германия), IMDb: 6.8

Выбор «Афиши»
6.9
37 отзывов
6.8
1/32

Неспешный шпионский триллер про террористов

В Гамбург нелегально прибывает беглый чеченец Исса (Григорий Добрыгин), разыскиваемый русскими по подозрению в связях с террористами, и впутывается в непростую схему с наследством своего покойного отца. Усталый и сильно пьющий разведчик Гюнтер (Филип Сеймур Хоффман) начинает следить за героем, пытаясь понять — жертва тот или злодей. Экранизация романа Джона ле Карре, снятая в прошлом клипмейкером, а ныне автором стильных фильмов Антоном Корбейном. Умерший в 2014 году Филип Сеймур Хоффман сыграл в картине одну из своих последних и лучших ролей.

Страна
Великобритания, США, Германия
Жанры
Продолжительность
2 часа 2 минуты
Дата выхода
19 января 2014
Дата выхода в России
11 сентября 2014
Сайт
Возрастное ограничение
16+

Рецензия «Афиши» на фильм «Самый опасный человек»

5Пресная шпионская драма по роману ле Карре

После провала в Бейруте немецкий шпион Гюнтер Бахман (Хоффман) сослан в Гамбург, где возглавляет маленькое, но чрезвычайно эффективное антитеррористическое подразделение. Несколько человек, много компьютеров, специальная комната без окон — официально их не существует, поэтому они не стесняются установить жучок или накинуть кому-нибудь мешок на голову. Бахман увлеченно следит за арабским меценатом (Эршади), у которого часть денег регулярно пропадает в какой-то черной дыре, а из нее, предположительно, идет к исламским террористам.

В Гамбург нелегально приплывает худой молодой человек с характерной бородой — это Исса Карпов (Добрыгин), чеченский беженец, вроде бы воин джихада, побывавший в российской, а потом и турецкой тюрьме. С ним начинает носиться прогрессивная девушка-адвокат (МакАдамс), Бахман хочет за ним последить, коллеги Бахмана из немецкой разведки и старшие братья из ЦРУ, представленного вкрадчивой брюнеткой (Райт), хотят поскорее посадить его в подвал и попытать. Сам Исса, кажется, претендует на огромную сумму, оставленную ему в качестве наследства в сомнительном банке англичанина Томми Брю (Дефо).

Вряд ли кто-то пострадал от окончания холодной войны больше, чем авторы шпионских романов (у нас есть для них хорошие новости!) — но Джон ле Карре продолжает раз в два-три года выпускать по новой книге, и в каждой второй появляются русские герои. Правда, Карпов — «самый опасный», точнее, «самый разыскиваемый» — не очень-то он опасен: человек из названия одновременно является и самым тусклым персонажем фильма; к Григорию Добрыгину нет никаких претензий — просто его роль в общем сводится к молчаливому рассматриванию гамбургских паркетов. А Россия, перестав быть интересным противником, превратилась в далекую мрачную страну вроде Турции — где после суток допроса скажешь что угодно. Не очень понятно, каким образом русский отец Иссы уже в середине 80-х насиловал чеченских женщин и торговал оружием, но, в конце концов, а что мы знаем о Турции.

Конфликт, который занимает Ле Карре и режиссера Антона Корбейна куда больше, чем российские дела или даже война с исламским терроризмом, внутренний, домашний. Борьба плохого с худшим, шпионов с остатками совести — их представляет Бахман — и межгосударственной репрессивной машины, пульт управления которой, разумеется, находится в Вашингтоне или Лэнгли. Корбейн еще сгладил яростную ненависть, которую Ле Карре питает к «ковбоям», — Робин Райт все-таки очень приятная женщина, хотя, как заметили в The New York Times, прическа у нее здесь в точности как у Гитлера. Мир изменился, стены рухнули, но Бахман через полвека после Джорджа Смайли наступает на те же грабли: царящий вокруг людоедский прагматизм делает из него, человека жесткого на грани жестокости, какого-то романтического динозавра.

Поскольку Бахман — последняя роль Филипа Сеймура Хоффмана (впрочем, он еще появится в «Голодных играх»), фильм автоматически и не вполне, наверное, заслуженно несет печать внеэкранной трагедии. В грузной фигуре печального, саркастичного, бесконечно одинокого шпиона, который много курит, выпивает и однажды даже играет на пианино, невозможно не увидеть самого актера накануне передозировки, а в последних кадрах «Человека» — какой-то макабрический символизм. Но это, конечно, подмена: Хоффман не живет на экране, а, по обыкновению, блистательно играет. И не покидающее ощущение того, что между ним и другими героями стоит стеклянная стена, — не мистическое проклятье или режиссерское прозрение, а тот простой факт, что ему действительно приходится тащить этот фильм в одиночку.

Перестав быть фотографом, Корбейн так и не стал рассказчиком. В «Человеке» нет той глянцевой пустоты, которой зиял «Американец», но по причинам, кажется, сугубо техническим: густонаселенные, запутанные романы ле Карре всегда было сложно впихнуть в два часа — тут уж не до многозначительных пауз. Явно вознамерившись сделать наконец кино, а не фотовыставку, голландец даже перестарался — фильм красиво выглядит и удачно держит смурную осеннюю атмосферу портового Гамбурга, но, в принципе, по картинке не сильно отличается от стандартного евротриллера синеватых тонов, что особенно заметно на фоне недавней головокружительной адаптации Томаса Альфредсона.

При этом история, вплоть до напряженного финального отрезка, остается расхлябанной, а иногда и попросту глуповатой. Отчасти это, наверное, вина писателя, но после первой команды «мотор» — уже полностью проблема режиссера. Здесь нет интересного злодея — кроме абстрактной системы. Романтические линии обозначены так деликатно, что лучше было бы вовсе без них. Любимый мотив ле Карре — о детях, которые платят по счетам родителей — сохранился (поскольку это беда половины персонажей), но, наоборот, подан чересчур в лоб. Для триллера в «Человеке» поразительно мало опасности: в сущности, почти никто из героев почти ничем не рискует — и когда рассеивается дым, им остается только молча стоять и хлопать глазами. Роль Уиллема Дефо катастрофически недописана. В кастинге виден тот самый американский подход, который критикует фильм: ладно иконописный Добрыгин в роли чеченца — но немецкая звезда Даниель Брюль молча бегает на подхвате у Хоффмана, при этом наивную юную немку с какого-то перепугу играет 35-летняя канадка МакАдамс.

Джону ле Карре повезло с экранизациями больше, чем иным классикам XIX века: по его книгам снято полдюжины превосходных фильмов, пара почти великих и несколько общепризнанно провальных. Видимо, однажды должен был случиться и такой: по окончании которого можно только пожать плечами и сокрушенно обсудить исполнителя главной роли.

11 сентября 2014
3

Ладный такой фильм, атмосферный. Актеры, музыка, кадр и все такое. История злободневная вроде. Всем хорош фильм, но скучен. Не понимаю, зачем его смотреть. Сижу сейчас в ГУМе, гляжу на экран и мучаюсь. Давно бы уже соскочил, но жена не разрешает.

13 сентября 2014
1Нудное унылое кино


умный толстый нудный антитеррорист бухает и курит, курит и бухает и нудно ищет и ищет террористов в сером нудном гамбурге... а все ему говорят что он лузер и в гамбург его перевели потому что он лузер и в конце его кинули коллеги потому что он нудный и толстый и курит и бухает все время в кадре... два раза порывался уйти...все ждал чего-то... теперь втройне жаль времени

22 сентября 2014
5

Фильм уныл. Если вы смотрели Homeland, то вы все это уже видели: вербовку ради превращения агентов в двойных агентов, надевание посреди улицы добопропядочной гражданке мешка на голову, чтобы затем ее отвезти в КПЗ и посылать к ней поочередно "хорошего копа" и "плохого копа", и даже вопросики вроде "А больше ли добра становится в мире оттого, что мы делаем типа добро?"

Действующие лица представлены, главным образом, бородатой жертвой насилия нехорошего русского военного над 15-летней чеченкой (европейская общественность в шоке), безропотной девочкой в подростково-серых джинсах (европейская общественность ассоциирует) и убогим блевотно-зеленым дяденькой с крашеными бровями, который смолит, бухает, дурно играет на пианино и составляет гениальные планы по привнесению добра в серый мир Гамбурга. Убогому зеленому дяденьке противостоит холеная синяя тетенька-американка, которая кагбэ то ли хорошая, то ли не очень - ответ узнаете в конце. Еще есть чувствительный и нервный банкир с лицом, которое на ощупь, наверно, как хорошая сумка, и бюрократ в очках. И какие-то проходные персонажи в лице чьих-то жен и матерей, блукающиеся по кадрам, без которых можно было обойтись. На десерт - озвучка: то тебе косноязычная девочка с каким-то среднерусским акцентом, то Гамбург оказывается "одним из самых больших портов" с ударением на последний слог, то "одеть" вместо "надеть". И говорится все это с такими многозначительными паузами вроде "А... у банкира... есть.. имя?", будто вас морально готовят. УшЫ нЫли.

Мы до конца ждали, что кого-нибудь убьют, или что все окажутся неправы, или что мальчик Ваня с лицом побитого спаниэля, всю дорогу бубнивший про грязные деньги и про нехорошего полковника, все-таки взорвет американское консульство и желательно себя... но в шедевральном конце зеленый дяденька просто уехал на машине.

20 сентября 2014
5

На редкость сопливый фильм. По сюжету, я имею в виду, и многим главным героям, включая Бахмана. К счастью, концовка правильная. По существу. Кто-то должен был все эти сопли утереть... Только, мне бы больше понравилось изящное перехватывание инициативы. А не киношная "кавалерийская" атака. А так, как и все у Д. ЛеКарре - слегка занудно. Смотреть можно.

13 сентября 2014
5

Ни-о-чем. Есть фильмы интереснее, закрученнее, чуть более запутанные, со звездным актерским составом (выбери любое). Да, Филип Сеймур Хоффман великолепен; не по всему фильму, а по моменту, когда он, стряхивая с лица пудру из подушки безопасности, выходит из машины и кричит - вот там ОН ВЕЛИКОЛЕПЕН! Но смотреть этот фильм бессмысленно.

17 сентября 2014
Все отзывы
Читайте также
Фильмы про шпионов
Фильмы про шпионов
19 июня 2021
10 экранизаций шпионских романов Джона Ле Карре
10
экранизаций шпионских романов Джона Ле Карре
14 декабря 2020
«Титан» (Канны-2021) vs «Классическая история ужасов» (Netflix): два лютых телесных хардкора, которые взорвут вам мозг
«Титан» (Канны-2021) vs «Классическая история ужасов» (Netflix): два лютых телесных хардкора, которые взорвут вам мозг
27 сентября 2021
«Кинотавр-2021»: «Общага» — очень страшное кино про агонизирующий Совок
«Кинотавр-2021»: «Общага» — очень страшное кино про агонизирующий Совок
26 сентября 2021