Триллер |
16+ |
Джулия Локтев |
10 августа 2011 |
8 ноября 2012 |
1 час 53 минуты |
Пара американцев (Фюрстенберг и Берналь) путешествует в Грузии по горам. Им около тридцати, они собираются пожениться, а пока бродят по экзотическим маршрутам. С ними идет местный проводник (Гуджабидзе).
Фильм начинается с того, что героиня принимает ванну, и заканчивается тем, что герои собирают палатку. Между этими значительными событиями — два экранных часа дороги. По горам, по долам. Проводник на ломаном английском ругает негров и рассказывает глупые анекдоты про китайцев. Парень учит девушку спрягать испанские глаголы. Они играют с овцами, перебираются через ручьи, по ночам занимаются в палатке любовью, стараясь не шуметь. Порой просто движутся муравьями на общих планах. Как и в своем замечательном дебютном фильме «День-ночь, день-ночь» про девушку-смертницу, тоже минималистском и еще более душераздирающем, Локтев почти не дает нам о героях фактической информации. Зато постепенно через механические действия и случайные фразы начинают проступать их психологические портреты, природа их отношений, какие-то совершенно интимные вещи. И этот процесс узнавания, познания другого человека и оказывается содержанием фильма, его драмой, его экшеном и его саспенсом. В фильме, где «ничего не происходит», происходит очень многое, и Локтев при видимой небрежности виртуозно манипулирует ситуацией. Это сделано по-настоящему эффектно, даже не без пижонства: центральное событие «Планеты», кульминация, которая разбивает картину на «до» и «после», — жест, занимающий пару секунд. Очень точное и очень печальное наблюдение о путешествиях по одинокой планете: можно ждать лавину, разбойников, чудовище, а встретить самого себя — и это будет не обязательно самое страшное, но точно самое обидное.
Можно навертеть на палочку массу ультрамодных фраз: "путешествие от себя к себе", "экзистенционализм", "одиночество человечества", да какие хочешь, соль-перец по вкусу. Но в сухом остатке есть Берналь, есть рыжеволосая некрасавица, два часа пейзажей (не в восторге от операторской работы, это новый прием такой - постоянный засвет в кадре?), разговоры ни о чем. Они идут, идут, идут, идут, идут, идут, идут, идут, идут, и ты уже думаешь - оооооооо, вот сейчас начнется что-то невероятное, раз это кино сняли, дали на него денег, ан нет, ни хрена, они уже палатку скатывают. Бред под маской арт-хауса, скучища смертная под соусом великомудрости. Адский фильм, 2 часа жизни загублено
В противовес "Любви" Михаэля Ханеке "Самую одинокую планету" впору переименовать в "Нелюбовь".
Парень и девушка с рюкзаками за плечами бродят по изъеденным вечностью грузинским горам в сопровождении проводника. Через несколько месяцев у них свадьба. Они трогательно заботятся друг о друге, делят еду и воду, ночами занимаются любовью и глубина их чувств не вызывает сомнений.
Но когда твоему любимому человеку винтовка упирается в лоб, а ты не встаешь между ними - все, что ты делал до этого, уже не имеет никакого значения.
Еще говорят, что "чужая душа - потемки". Тогда женская душа - это просто какая-то бесконечная полярная ночь, поскольку постичь ее невозможно. Главная героиня прощает то, что прощать нельзя - предательство, мотивируя это детским "зато он такой классный! он на гитаре играет и может любую песню один раз услышать, и сразу сыграть". И остается только руками развести. То ли это глупость несусветная, то ли мудрость непостижимая, ведь умеют прощать только действительно мудрые люди.
Красавчик Берналь в этой истории явно чувствует себя не в своей тарелке, и партнерша (Фюрстенберг) обставляет его по всем статьям. Можно, конечно, списать на то, что актер так вжился в роль "слабака", но, по-моему, материал просто не его.
Коротко о главном: КИНО НЕ ДЛЯ ВСЕХ. Фильм скорее созерцательный, совершенно не динамичный, не триллер. Если вы смотрите фильмы "не для всех", то возможно фильм вам понравится, возможно - нет, но для вас это не будет сюрпризом, на то оно и "не для всех". А вот если кино для вас прежде всего развлечение, то не тратьте время. А то вот некоторые потратили, а потом понаписали "ни о чем", "не кино", "не ожидала от Берналя" и пр.
Мне тема близка. Я провела не один месяц в горных походах, в том числе за границей, и были ситуации на грани жизни и смерти, и находящиеся со мной рядом люди вели себя по-разному. Так что можно сказать, знаю ситуацию не понаслышке. И поэтому мне не понятно, почему большинство зрителей восприняли фильм как оду женской внутренней силе и благородству. У героини легкий характер, это видно с первых кадров, и это, конечно, вызывает симпатию. Но ничего такого выдающегося она не делает. Никакого особенного благородства, никакого "переступает через себя". Нормальное поведение адекватного человека. Герой переживает больше, и это понятно, любой на его месте переживал бы. Но его поступок НЕ предательство. Храбрый не тот, кто не боится, а тот, кто действует наперекор страху. Героя застигли врасплох, да, поэтому его первая реакция была такая, какая была, от неожиданности. Но уже в следующую секунду он исправляет ошибку. Да, неприятно, что у человека, который рядом, нет безусловного рефлекса закрыть тебя грудью. Но главное, что он готов осознано умереть за тебя. Для меня, пожалуй, главный показатель того, что отношения надломились, то, что они не только не поговорили об этом, но не было даже выплеска эмоций. Возможно, оба очень подавлены. Линия проводника вообще непонятна. В общем фильм ставит много вопросов, тем и хорош :-)
Цензурных слов в голову не приходит. Пришли на фильм, потому что почитали рецензий о глубоком смысле, однако смысла не увидели...