Киноафиша Москвы

Фильм «Цель номер один»

Zero Dark Thirty (2012, США)

6.2
0:00 / 0:00
0:00

Цель номер один

Смотреть трейлер

Сотрудница ЦРУ с коллегами на протяжении восьми лет пытается найти убежище Усамы бен Ладена

Фильм Кэтрин Бигелоу про убийство Усамы бен Ладена — с пытками и Джессикой Честейн.

Актеры

Режиссер фильма «Цель номер один»

66 лет Фильмов: 11

Увлекалась живописью, училась на кинокритика, была моделью, но нашла себя в режиссуре — причем не каких-то там романтических комедий, а брутальных фильмов, пышущих тестостероном. В объектив ее камеры попадают, как правило, мужчины и женщины опасных профессий («Вороненая сталь», «На гребне волны», «К-19», «Повелитель бури», «Цель номер один»). Также Кэтрин не чуралась жанровых экспериментов: скрещивала вестерн и вампирский хоррор в «С приходом тьмы», фантастику с нуаром в «Странных днях», детектив с мелодрамой в «Весе воды». Кстати, среди воды Бигелоу чувствует себя максимально комфортно — по ее словам, вода награждает кадр особой грацией. Сама же Кэтрин — первая женщина, которая была награждена «Оскаром» за режиссуру. Впрочем, трубить о победе феминизма пока рано. Ее картины — стопроцентно мужское кино, а то, что режиссер — женщина, так это чистая формальность.

Рецензия «Афиши» на фильм

Фото Станислав Зельвенский
отзывы:
1161
оценок:
784
рейтинг:
18154
9

Квазидокументальный триллер о том, как Америка отомстила бен Ладену

Аналитик ЦРУ Майя (Честейн) — женщина без особых примет, родственников и друзей — через пару лет после 11 сентября попадает в Пакистан. Из противоречивых и обрывистых показаний пленных террористов вырисовывается фигура некоего Абу Ахмеда, который может быть (а может и не быть) личным курьером Усамы бен Ладена. Следующие восемь лет Майя тратит на то, чтобы сперва разыскать этого человека, потом установить слежку, а потом (самое сложное) убедить начальство, что бен Ладен прячется не в пещере, а в обычном доме за высоким забором в двух шагах от пакистанской военной академии.

Бигелоу далеко не первый голливудский режиссер, который выстраивает ­потенциальный боевик как производственную драму пополам с журналистским расследованием, но делает это с редкой последовательностью. «Цель номер один» — полторы минуты черного экрана с помехами и взволнованными переговорами за кадром (11 сентября). Потом два часа церэушной рутины: иногда ­герои заходят в ангар, чтобы попинать очередного бухгалтера «Аль-Каиды» с мешком на голове, немного занимаются оперативной работой, но по большей части сидят за компьютерами и ругаются с начальством. И наконец — финальные полчаса, операция спецназа с известным всему миру исходом, виртуозно снятая как бы изнутри, через приборы ночного видения, сквозь тяжелое ды­хание и выверенные тренировками движения обвешанных оружием громил. Но отмахнуться от этого фильма как от «телерепортажа» — значит не замечать, в какую сторону движется сегодняшний киноязык в целом, и проморгать авторскую волю в частности. Бигелоу работает с новейшей американской мифологией — пытается найти недавним событиям место на полке истории, осмыслить цену, в первую очередь нравственную, которую пришлось заплатить США за свою вендетту. И каким-то чудом через тяжеловесную структуру, через увечную (кроме прочего, мы с первой минуты знаем финал) драматургию, через рваный, скачущий сквозь годы сюжет и армейское арго вырисовывается элегантная, прозрачная история героини, которой в этой войне и в этом фильме вдруг выпало представлять целую Америку. Она не столько женщина в мужском мире — как легко прочесть «Цель», — сколько андроид в человеческом, и этим, конечно, радикально отличается от своего двойника Кэрри из сериала «Родина». Как во всех хороших фильмах про роботов, тут может быть только один финал и только одна истинная интрига — сможет ли она в последней сцене заплакать?

Отзывы пользователей о фильме «Цель номер один»

Фото lee Harley
отзывы:
36
оценок:
37
рейтинг:
102
3

С тех пор, как посмотрел Спасение рядового Райяна, не могу отделаться от убеждения, что все штатовские фильмы - это часть психологической войны.. И надо сказать весьма успешной для США. Пока одни пытаются конституционные порядки наводить, америкосы, не заморачиваясь гробят всех (вкл. женщин, детей, стариков, домашних животных и пр.), а потом снимают фильм со своей версией произошедшего. Не важно, что кто-то знает правду! Важно, что "пипл хавает". Вот после таких фильмов каждый уверен, что Гитлера американские рейнджеры завалили, а не солдаты Жукова и Конева, что все сербы - террористы, в Ираке у каждого дома ядерное оружие, а Северная Корея завтра нападет на Израиль. И ведь надо признать, у них получается. Главное, побольше псевдодокументальности, "непрофессиональной" игры актеров, матерщины, нудистики (ну как же, все ж как в реальной жизни) и получается эдакая реконструкция событий, о правдоподобности которых знает только один негр в Вашингтоне (он кстати тоже неплохо сыграл, хоть и неубедительно, но ему то Оскар не нужен). Вывод - посмотреть можно, особенно если интересны ухо
ЦРУшная рутина и фотогеничные парни в одежде милитари-стайл. Я лично посмотрел по этим причинам...

Фото Дмитрий Жигалов
отзывы:
338
оценок:
471
рейтинг:
1425
7

Одна за всех

В ночь на второе мая 2011 года американские спецназовцы ворвались в укрепленный дом на окраине маленького пакистанского города и убили нескольких человек. Эта небольшая операция готовилась почти десять лет, а целью был враг номер один Соединенных Штатов и самый разыскиваемый террорист в мире - Усама бен Ладен. По версии фильма Кэтрин Бигелоу, за успехом американских военных стояла работа и упорство одной женщины - агента ЦРУ по имени Майя (Джессика Честейн).

У Нила Геймана есть рассказ про дом, в котором жил кот, каждую ночь пропадавший и возвращавшийся ободранным и исцарапанным. Однажды хозяин решил проследить, куда ночью ходит кот, и увидел, как в полночь к дому приближается сам Дьявол - а кот заслоняет ему путь и в страшной драке отбрасывает Дьявола назад. Хозяин начал лучше кормить и больше заботиться о коте, промывать и лечить его раны. Но его очень беспокоил вопрос: надолго ли хватит терзаемого кота? И что будет, когда он кончится?
Страшный рассказ. Такие долго не выветриваются из памяти. Новый фильм Кэтрин Бигелоу - тоже из таких.

"Цель номер один" - отнюдь не развлекательный фильм. Он длится два с половиной часа, и за это время полностью изматывает. Начало - голоса гибнущих в атакованных башнях Всемирного Торгового Центра на фоне чёрного экрана - не даёт впечатлиться картинкой падения небоскрёбов. Продолжительность - часы рутинной работы, служебных разговоров и несколько скупо показанных террактов - не увлекают и никак не радуют зрителя. Финал - получасовая операция спецназовцев в ночной темноте, несколько трескучих очередей и пяток трупов - не сладостное возмездие и не героическая победа героев над врагами.
Фильм Бигелоу жесток к своему зрителю, потому что это не кино в известном смысле этого слова. В нём всё не как в кино - скорее как в документалистике или в жизни. Главная героиня постоянно натыкается на инертность начальства и нежелание рисковать отдельных начальников - но они здесь не как положенные сценарием препятствия для героя, а как глухая ватная стена, которую можно только обойти (как в жизни). Брутальные мужики-спецназовцы, когда она рассказывает им, что нашла главного врага Америки, не хватаются за оружие с ледяной ненавистью в глазах, а канючат как бабы: "А это точно? В прошлый раз мы полетели воевать - и у нас двух человек убили" (как в жизни). Никому не хочется поднимать зад, чтобы отомстить врагу своей страны. Когда же наконец все рычажки и колёсики государственной и военной машины запущены и раскручиваются, всё происходит буднично донельзя - как в жизни. Жизненные реалии затопляют всю героику и воодушевляющий настрой, которые обычно эксплуатирует кино.
Бен Аффлек в своей "Операции Арго" сходный материал (про вызволение агентов ЦРУ из объятого исламской революцией Ирана) излагает байками и прибаутками. Его фильм очень кинематографичен, смотреть его захватывающе и легко. Бигелоу - единственная женщина-режиссёр, завоевавшая "Оскар", поставила на строгую документальность. Она решилась изнурить зрителя зануднейшим реализмом, потому что вопросы, которыми она задаётся, требуют серьёзных ответов.
Почему бен Ладена искали десять лет? Казалось бы - наглейший терракт, три тысячи погибших гражданских, развед-ведомству США бы взять и рвать захваченных террористов на куски, отрывать им ногти и отрезать пальцы, пока не скажут, кто связан с бен Ладеном и где он прячется. Но пытки, которые показывают в фильме, настолько гуманны и невинны, что вызывают презрение. А потом к власти приходит Обама, и пытать захваченных террористов вообще запрещают. Кстати, директор ЦРУ заявил, что бен Ладена нашли не по информации, полученной под пытками, как в фильме. Конечно не под пытками - всем информаторам по "Ламборджини" купили, да и всё.
Почему, несмотря на обещанную огромную награду за голову бен Ладена (50 млн. долларов), увлеченно искали его лишь несколько агентов ЦРУ? Преданность делу - редкое понятие и на востоке, и на западе. Ещё реже делом, которому человек предан, становятся не его собственные интересы, а универсальные ценности или цели государства. Каждый плетёт паутину своей собственной жизни, и что в неё не попадает, большинство людей вообще не интересует. Вот почему так трудно воевать с терроризмом - это война нанятых бездуховных людей с людьми, проникнутыми единым духом.
Кэтрин Бигелоу скупыми, но четкими штрихами показывает в фильме, как коллегам агента Майи более интересны обезьянки и личная жизнь, а начальникам - благоволение высшего руководства и карьера, нежели абстрактная месть за Америку. Зачем рисковать всем абстракций? - как бы спрашивает каждый в фильме, и уровень риска ярко подчеркивает грандиозная сцена взрыва отеля "Мариотт" в центре Исламабада.
Наконец, стоит ли игра свеч? Десять лет без личной жизни, в нудной оперативной рутине - ради того, чтобы найти и пристрелить какого-то дряхлого бородача? Это ли жизненная миссия, та единственная работа, которой стоило заниматься агенту Майе для ЦРУ и для США?
Но агент Майя в этом фильме - и есть сама Америка (вероятно, в её имени это зашифровано: Maya - моя Америка). Притягательная и хрупкая, но непобедимая. С рыжими волнистыми локонами, которые как полосы на американском флаге. Неудержимая на пути к своей цели. И "Цель номер один" на самом деле - воззвание и напоминание. Каждый из нас, кроме собственных ценностей, также носитель ценностей западной цивилизации. Занимаясь собственными жизнями, мы обязаны не забывать о жизни завоёванных для нас ценностей - прав и свобод, хранить и защищать их своими речами и поступками.
Агент Майя - не один человек, это собирательный образ. Она - "е pluribus unim", едина во множестве, - как написано на гербе Соединенных Штатов словами Цицерона из его трактата "Об обязанностях". В Майе режиссёр отразила все черты тех людей, единство которых составляет такое множество. Они работают не на конкретную задачу, а на конечную цель. Они не пресмыкаются перед начальством, а воспринимают руководство ещё одним инструментом выполнения действий. Они никогда не отступаются, но готовы воспользоваться ради цели не любыми средствами, потому что знают - каким путём мы пойдём, такими и становимся.
Все эти ценности раз за разом повторяются во многих произведениях западной культуры. Но таких людей становится всё меньше. "Цель номер один" показывает их примерное соотношение в любом ведомстве и обществе на примере изнуряющей десятилетней охоты за бен Ладеном. Когда число таких людей станет совсем мало, западная цивилизация падёт. И фильм Кэтрин Бигелоу, несмотря на обескураживающую "скучность", на самом деле вот о какой борьбе.
Достаточно ли у запада людей, подобных агенту Майе?
И надолго ли нам их хватит?

Фото Andrey Krupnov
отзывы:
47
оценок:
48
рейтинг:
242
1

В полутёмном ангаре верёвками за запястья к потолку привязан человек. Ему не дают спать, включая громкую музыку, светят в лицо ярким светом, льют воду на лицо, пока он не начинает захлёбываться, лишают пищи и воды, часами держат в скрюченной позе в маленьком деревянном ящике. Ему не суждено выйти из ангара живым, его запытают до смерти. Это Холокост? Фашизм? Преступление против человечности? А, может быть, истязаемый — какой-то отъявленный злодей, садист, педофил и людоед, к которому неприменимы общечеловеческие понятия законности? Ничего подобного. Он обычный курьер, который никого не убил и даже не пытался. Просто ему не повезло с родственниками, а ещё меньше повезло оказаться в руках «разведчиков» из ЦРУ.

За последнее время это уже второй фильм, в котором защищается право «хороших парней» делать с «плохими парнями» всё, что угодно, не считаясь ни с какими принципами гуманности, только потому, что те принадлежат к «неправильной» категории. Виновным объявляется не конкретный человек, а вся группа, без исключения. В российском уголовном праве это описывается знаменитой статьёй 282, а в быту называется фашизмом, но, похоже, для кого-то в Голливуде это выглядит нормальным.

Однако, это же кино. Возможно, оно снято настолько талантливо, что автору можно простить идеологические грехи за выдающиеся художественные достоинства, как, например, Лени Рифеншталь? Увы, нет, если рассматривать с кинематографической точки зрения, то кинцо дрянь.

Вообще Кэтрин Бигелоу даже немного жаль. Ей очень не повезло с бывшим мужем — самым успешным голливудским режиссёром современности, чьи фильмы собирают безумные кассы и через одного становятся культовыми. На таком фоне у кого хочешь комплексы разовьются. А самой снимать что-то стоящее никак не получается. И даже выданный из жалости (и в пику тому же мужу) Оскар не способен изменить факт: Бигелоу снимать кино не умеет.

Она не знает ничего о том, как должен строиться сюжет, она не в курсе, что каждый эпизод, каждый персонаж должны служить его развитию, а всё, что этому не служит, следует безжалостно отправлять в корзину. Такое ощущение, что фильм не монтировали вообще, ничем другим объяснить зашкаливающее количество сюжетного мусора я просто не могу. Концовка утомительно однообразна и скучна, количество одинаково взорванных дверей вызывает тихое отчаяние. Особенно контрастно «Цель номер один» смотрится в сравнении с «Арго», последние секунды которого кажутся вечностью, а ладони потеют от волнения, хотя обе концовки прекрасно известны заранее, и никаких отклонений от исторической правды не происходит.

С актёрскими работами всё не менее грустно. По сути, что-то там играет одна Джессика Честейн. Персонаж сам по себе отвратительный (Молодая женщина всерьёз жалеет о том, что президент не разрешил сбросить на особняк бомбу. Плевать, что в доме семеро детей, из которых несколько младенцев!), но сыгран неплохо. Во всяком случае, выражение одержимости у Честейн получилось правдиво.

Все остальные герои — просто склад мебели, особенно бесчисленные ЦРУшники, смысл появления в кадре которых для меня остался загадкой. Реплики в никуда, действия без смысла, убери их всех — и фильм ничуть не пострадал бы.

Но есть один персонаж, которого искренне жаль. Это Хаким, которого сыграл Фарез Фарез. В руках толкового режиссёра из этого героя — арабского сотрудника ЦРУ, воюющего против своих соплеменников — мог бы получиться великолепный герой второго плана, сильный характер, глубокий конфликт. Но в режиссёрском кресле сидела жалкая Бигелоу, и персонаж тихо скончался на задворках.

Как этот фильм оказался выдвинут на «Оскар» - загадка. Не иначе, из патриотических чувств. К счастью, при распределении наград разум всё же восторжествовал, и фильму дали лишь «пол-Оскара» за звукорежиссуру.

И последнее. Баба с яйцами — это не круто. Это уродство.

Фото Евгений Ткачёв
отзывы:
656
оценок:
4562
рейтинг:
1167
7

Тёмная ночь

После 11 сентября 2001 года ЦРУ начинают охоту за Усамой Бен Ладеном. За поиски берётся сотрудник разведывательного управления, рыжеволосая Майя (Джессика Честейн), которой, фигурально выражаясь, удаётся прошибить головой стену. Спустя 10 лет ЦРУ находит Бен Ладена.

Бигелоу снимает фильмы о людях на грани с ярко выраженным чувством собственного достоинства («На гребне волны», «Странные дни», Вес воды») и с ярко выраженной зависимостью от чего-либо («Повелитель бури», «Цель номер один»). Майя, как и сержант первого класса Уильям Джеймс (Джереми Реннер) из «Повелителя бури», одержимый человек. Один подсел на войну, как на наркотик. Другая — на поиски Бен Ладена. Единственное их отличие заключается в том, что Джеймс — сапёр (на войне не менее благородной профессии, может быть, разве что врач), а Майя — аналитик ЦРУ, чья железная воля способна подавить любой внутренний гуманизм.

Русское название фильма «Цель номер один» — как всегда вольное (в оригинале лента именуется «Нулевая видимость», военный термин, обозначающий точное время — 0:30, именно в этом часу группа морских пехотинцев начала выполнять задание по убийству Бен Ладена), но предельно точное. Майя бескомпромиссно идёт к своей цели, не осознавая, кажется, что никакой конечной цели нет. Что это самообман (не даром имя главной героини с санскрита переводится как «иллюзия»). Больше всего Майя в конце фильма похожа на Фродо, который дошёл-таки до горы Ородруин, но так и не смог выбросить в его огненное жерло Кольцо Всевластия — не смог освободиться. В связи с этим в финале «Цели номер один» не будет, как в том же «Повелители бури», программного монолога, за который дают «Оскары». Будет только отчаяние в глазах победителей. Как говорили в совершенно другой ситуации, но по схожему, в общем-то, поводу: «Бойтесь своих желаний. Они имеют обыкновение сбываться».

Фото Михаил   Malykhin
отзывы:
301
оценок:
323
рейтинг:
518
7

Честное, хотя и немного затянутое кино, про охоту на Бен Ладана и террористов из Аль-Кайеды. Снят также профессионально, как и предыдущий фильм режиссера Бигелоу "Повелитель бури". Изначально я боялся попасть на голливудскую ура-патриотическую агитку типа "Королевства", но Бигелоу проявила жесткую принципиальность.
Меня поражают наши кинозрители - пустой зал в первую пятницу показа этого фильма при забитых залах на очередной трэш с вышедшим в тираж Уиллисом.
А ведь фильм-то и про нашу страну тоже - все уже, видимо, забыли взрывы в Москве.

Оператор фильма «Цель номер один»

Фотография Грег Фрейзер

42 года

Фильмов: 10

Грег Фрейзер
Австралийский оператор. Первой его картиной, обласканной критикой, стала «Яркая звезда» Джейн Кэмпион — за нее Фрейзер также получил премию Британского независимого кино. После этого снимал такие фильмы, как «Впусти меня. Сага», «Белоснежка и охотник», «Ограбление казино». Свой уровень мастерства показал в «Цели номер один» Кэтрин Бигелоу, которая вызвала скандал из-за натуралистичных сцен пыток. Несмотря на то что критики хвалили операторскую работу, среди пяти номинаций на «Оскар» для Фрейзера места не оказалось. Следующий крупный проект, «Изгой-один: Звездные войны. Истории», он снимал на линзы из 1970-х — отсюда в фильме этот ласкающий мягкий расфокус.

Галерея

Информация от прокатчика

Информация предоставлена компанией «Централ Партнершип»

Новый фильм Кэтрин Бигелоу, посвященный операции американских военных по ликвидации главаря террористической организации «Аль-Каида» Усамы Бен Ладена.

Встречайте новую «Афишу» Рассказываем о всех нововведениях Afisha.ru

Встречайте
новую «Афишу»

Ежедневно мы собираем главные городские
развлечения и рассказываем о них вам.

  • Что нового:

    В ба­зе «Афи­ши» сот­ни
    событий: спек­таклей, фильмов,
    выс­тавок и мы помогаем
    выбирать лучшие из них.

  • Что нового:

    У каждого события есть
    короткий приговор, помогающий определиться с выбором.

  • Что нового:

    Теперь найти сеансы в 3D
    или на языке оригинала
    с субтитрами еще проще.

  • Что нового:

    Не стойте в очереди,
    покупайте билеты онлайн!

  • Надеемся,
    вам понравится!

    Продолжить