Киноафиша Москвы
Москва

Фильм «Транссибирский экспресс»

Transsiberian (2008, Испания, Германия, Великобритания, Литва)
оценить
Кино: «Транссибирский экспресс»
Кино: «Транссибирский экспресс»

Пара влюбленных американцев путешествует из Китая в Москву на транссибирском экспрессе.

Режиссер фильма «Транссибирский экспресс»

Отзывы пользователей о фильме «Транссибирский экспресс»

Фото Artur Sumarokov
отзывы:
714
оценок:
2570
рейтинг:
910
7

Морозы, матрешки и маньяки

Американская семейная пара христианских миссионеров Рой и Джесси, возвращающаяся домой из фертильных странствий по градам и весям окраин родины Мао и всемирного ширпотреба, решает вместо быстротечного полета в уютном миддле скоротать свои деньки и ночи в трипе по Сибири на железнодорожном экспрессе. Впрочем, довольно быстро почти-радищевский путь не из Петербурга, но из Пекина в Москву трансформируется строго по хардкору, и Русь-Матушка вовсю отметелит Сэма-дядюшку.
Каким-то невообразимым чудом попавший в топ-лист 50 самых шокирующих фильмов в истории мирового кино по версии весьма презентабельного издания "Комплекс" наравне с - внимание! - "Некромантиком", "Адом каннибалов", "Августовским подпольем" и прочими веселыми творениями порнотрэша, горноугара и просто заднеприводной содомии, "Транссибирский экспресс" Брэда Андерсона на первый взгляд декларирует не слишком-то и оригинальную идею о том, что человек человеку никак не друг, а скорее самый злейший и отвратительный враг с уточнением, правда, национальной принадлежности оного.
Представляющий одновременный парафраз "Убийства в Восточном экспрессе" и "Поезда-беглеца", фильм Брэда Андерсона обманчиво многозначителен и глубоко ироничен, перманентно удивляя там, где в принципе следует ждать лишь вороха шаблонов и шелухи архетипов. Без них, безусловно, не обошлось, но при этом фильм Брэда Андерсона совсем не напоминает китчевый набор из чернушных подробностей натуралистичного бытописательства, ибо "Транссибирский экспресс" - это отнюдь не фильм о России глазами иностранцев; это фильм о самих иностранцах, для которых Россия и часть всемирной экзотики, и осколок советскости, и главное место для поиска приключений в духе "Хостела", куда фильм заворачивает ближе к финалу, разряжаясь парой отменных сцен отпетого садизма и ливнем пуль в поездатом пространстве, мчащемся сквозь снега и морозы куда-то, в исключительные пределы сумеречной условности, и к хэппи-энду, который нарочито смазывает реализм, подменяя его неизобретательным эскапизмом.
В этой картине о "плохих" русских, снятой "хорошими" американцами, русские антагонистической рисовки характеров как таковые поданы скорее в ключе своеобразного, но не дико клюквенного реализма, иногда искажаемого кривозеркальностью гротеска, ибо истинная опасность в картине исходит не от русских, а от самих иностранцев, вторгнувшихся по сути корысти ради(самой русской из всех символов русскости - пухлощекой розовенькой матрешке - в "Транссибирском экспрессе" уготована роль главного катализатора всего дальнейшего сюжетного повествования) в мир, для них чужеродный, а потому не приносящий никакого положительного профита, кроме как увеличивая с чрезвычайной неизбежностью список грешков.
Собственно, сам Транссибирский экспресс отыгрывает в фильме роль эдакой переосмысленной в духе жанрового кино традиционной птицы-тройки, груженной тем не менее не графьями-интеллектуалами, думы думающими о судьбах Руси, а битком набитый маргинальной многонациональной публикой, разношерстной цыганщиной, безликой и обезличенной. И нет, к сожалению, у этой новой железной птицы-тройки явных высоких целей. Ее движение - это стагнация, деградация и дегуманизация. Все и все тут приземленно и прозаично: как бы выжить, с кем бы выпить и как можно скорее бы уснуть самым пьяным и беспробудным сном. А кто не встречал на своем пути во время путешествия на поезде из любой точки А в любую точку В хамовитых проводниц? Кто не видал эти унылые гостиницы с обшарпанными обоями, запахом хлорки и стритрейсингом тараканов за стеной? Кто не знавал этих лиц, не отягощенных вопросами бытия?
Фильму на всем его протяжении отчетливо присущи моменты узнавания характерных деталей и черт современной российской глубинки, застывшей во временных неопределенностях. Вообще, определить точное время действия в "Транссибирском экспрессе" едва ли представляется возможным. Ясно лишь, что это век двадцатый. Осознанно в картине царствуют хронотопы безвременья, безнадеги, безысходности, и они действуют деструктивно буквально на всех и каждого, кого пожирает эта ледяная пустыня Сибири. К ней приспособиться, не будучи своим по крови, невозможно, и Роя, Джесси, Эбби и Карлоса так или иначе, но поджидает расплата. Кто-то расплатится своей жизнью, цена которой полгроша, а кто-то - своей душой, цена которой всего грош, однако в финале становится уже и не столь важно, что совершили герои, ибо каждый из них в той или иной степени оказался прирожденным убийцей, который, совершив почти безнаказанно первое преступление, на этом не остановится. Транссибирский экспресс прибыл в Ад, но для Роя и Джесси он сугубо свой.

1
Фото Данил Замалетдинов
отзывы:
3
оценок:
5
рейтинг:
1
7

Американец, точно уловивший атмосферу русской классики.

Этот второй фильм Брэда Андерсона, который я видел. Первым был блистательный "Машинист", начиненный прямыми и косвенными отсылками к Ф.М.Достоевскому. С этих пор я окончательно пришел к мысли, что Андерсон - режиссер, довольно тонко понимающий Россию в целом, и русскую классическую литературу в частности. Хотя аоспринимать это произведение как изображение реалей жизни русской глубинки, на мой взгляд, не стоит.

Главной прелестью этой картины является атмосфера - тяжелая, размеренная, спокойная - подобно поезду, медленно едущему сквозь холодную, безжизненно-белую Сибирь. Тема дороги (совершенно русская тема), как символ жизненного пути, довольно четко проглядывает сквозь призму не слишком оригинального сюжета.

Главные герои, словно сквозь белую (=смертельно опасную, а не чистую и ясную) полосу жизни, пересекают холодную тайгу, где их поджидает множество опасностей - от мелких наркоторговцев и до купленной системы правоохранения.

Из минусов картины стоит отметить, как я уже говорил, некоторую банальность и недоработанность основной сюжетной линии, но ради этой великолепной атмосферы и прекрасных образов фильм смотреть стоит.

Спасибо!

1
Фото Александр Гофман
отзывы:
11
оценок:
54
рейтинг:
31
5

Рельсы-рельсы, шпалы-шпалы, едет поезд запоздалый...

Ничем не приметная на первый взгляд парочка американцев, решают обогатить свой культурный багаж, сев на поезд, едущий из Китая прямо в Москву, проезжая за одним такую мелочь, как транссибирскую магистраль. И вроде всем хорошо, всем весело, пока к ним не подсаживается парочка куда более подозрительная – уроженка Сиднея, всю дорогу угрюмо кидающего колкие взгляды на своего спутника-испанца, в свою очередь, пожирающего глазами ту самую вроде как неприметную американку. У которой очень скоро скелеты начнут похрустывать в шкафах, а попутчики все более явно начнут выдавать себя, как бы намекая, что не просто так они наизусть знают все тонкости таможенного контроля, и матрешки у них в сумке не такие уж и заурядные.

Строго говоря, лежащие на поверхности отсылки к Достоевскому в Андерсоновском «Машинисте» не успели сделать его знатоком русской культуры, и кому, как не нам во всем огромном мире, это понимать. «Транссибирский экспресс», выстроенный по всем канонам жанра, при всем своем обаянии и предсказуемому металлическому привкусу, временами еще та клюква; о таких незаменимых атрибутах западного взгляда на унылую отечественную действительность, типа рюмки водки на столе, два типа общения с иностранцами – либо через крик, либо через мат – и в подавляющем большинстве своем нечесаных рож у местного населения, никто не забыл. Будут и рассказы о звероподобных мусорах, отрезающих кому попало пальцы, и «Калинка-малинка» (наш негласный гимн в Голливуде), но это в общем, не меняет сути дела. И уж кто-то, а Андерсон явно придерживается того принципа, что если и делать клинику, то с огоньком, прошибая твердым лбом бетонные стены. Вот у нас Кингсли шпарит на ломаном русском, вот Харрельсон изображает простодушного дурачка, помешанного на поездах, Кречман в паленом адидасовском костюме жует огурец; по началу кино естественно, будет притворятся триллером о роковой страсти. Позже задав сюжету вектор уже в стиле «Не того человека», но ближе к финалу проскальзывает отнюдь не утонченная метафора, когда понимаешь, что на экране действительно столкновение двух культур. И кто бы сомневался, что американцы на чужой земле из состояния типа «Эй, привет! Я загляну?» мгновенно переключаются в другое, оборонительно-завоевательное. Что и записывает его в разряд типичной Голливудщины, у которой тем ни менее есть один большой плюс – при таком задоре, оторваться от происходящего на экране на вряд ли представиться возможным.

0

Галерея

Главная фотография предоставлена пользователем: setcom topres