Боевик, Исторический, Драма, Военный |
12+ |
Петтер Несс |
4 марта 2012 |
25 апреля 2013 |
1 час 40 минут |
Тема сосуществования и сотрудничества в экстремальных условиях вчерашних противников широка и благодатна. Можно вспомнить отечественную "Кукушку" и "Четыре дня в мае", американские "Ад на Тихом океане", "Майор Данди" и "Враг мой", немецкий "Сталинград". Теперь к этому списку можно добавить и норвежскую "Снежную тюрьму".
Сюжет фильма прост - весной сорокового года, в разгар британско-германской гонки на тему - кто быстрее займет Норвегию, немецкий бомбардировщик терпит крушение в норвежских горах. Три выживших пилота забиваются в пустующую охотничью хижину. На улице снежный буран, один из пилотов ранен и остается только ждать, когда распогодится. Чуть позже эту же хижину обнаруживают два британских летчика, так же сбитых. Вот и вся завязка истории.
В оставшееся время пять летчиков будут поочередно брать друг-друга в плен, ругаться, мириться, подъедать крошки овсянки, случайно оставленной в хижине охотниками, охотиться с пистолетами на оленей и проводить ампутацию в походных условиях. В итоге зрителя ожидает нехитрая, но все-равно верная мысль, что люди все одинаковы и по своему неплохи, войны бессмысленны и вообще, лучше пить шнапс на заснеженной горе и кататься на лыжах, чем до одури палить друг в друга.
Режиссура действительно неплоха. Несмотря на ограниченное пространство и количество актеров действие и картинка не теряют динамизма, полтора часа фильма пролетают в один момент. Сама история показалась в начале несколько надуманной, но в финале фильма появляются титры, повествующие о реальности всего происшедшего. Вот уж действительно - чего на войне не случится...
Резюмируя - можно посоветовать смотреть этот фильм. Петер Несс создал действительно хорошее военное полотно, без излишнего сентиментализма, ура-патриотизма и картонно-надуманных штампов.
1940-й. В бою над территорией Норвегии немецкий бомбардировщик и английский истребитель получают повреждения и вынужденно садятся где-то в снегах. Начинается снежная буря. Трое немецких пилотов и двое английских случайно выходят к одной и той же охотничьей хижине - немцы, вооруженные пистолетами, берут англичан в плен. Немецкий лейтенант Хорст Шопис куском угля делит дом на две части - немецкую и английскую половины, и пытается удержать контроль над ситуацией. Английский капитан Чарльз Дэвенпорт тихо говорит своему стрелку Смиту, чтобы тот непрерывно доводил немцев. Но буран не кончается, из еды - мешочек овсянки, а у одного из немцев гниёт рана на руке. Обстоятельства вынуждают к сотрудничеству, но как будут сотрудничать непримиримые враги?
Этот фильм, хоть и военный, начисто лишен всякого "экшена" и стандартной героики - перед нами психологическая драма в уникальных обстоятельствах. В охотничьей хижине столкнулись реальные люди, а не шаблонные персонажи из фильмов о войне. Не будет жестоких и злых немцев-тюремщиков и героических англичан, а также слабых солдат, которые не хотят воевать. Да никто не хочет воевать и убивать! И англичане, и немцы здесь - обычные парни: молодые, храбрые, в этих странных обстоятельствах слегка растерявшиеся.
Немецкий лейтенант Шопис - не слишком уверенный командир: должность обязывает, а настоящего лидерства за ним нет. Раненый немец Шварц - кажется, самый молодой из них (его сыграл Дэвид Кросс - тот самый парень из фильма "Чтец") - цитирует "Майн Кампф", с ненавистью глядит на вражеских пилотов, а потом заходится в горячке. Здоровый увалень Штранк, вопреки шаблонам, здорово рисует. Из англичан - симпатичный капитан Чарльз Дэвенпорт и его стрелок Смит (Руперт Грин из "Гарри Поттера") - вполне обыкновенные ребята.
Буря усилится, а вражда будет спадать - и разговоры пойдут самые разные: от девчонок (в фильме нет ни одной женщины, но о них говорят, конечно) до причин войны. Англичане упрекнут немцев в захватничестве, немцы справедливо ответят: но вы же сами такие - захватили пол-мира! А самые душевные разговоры начнутся, конечно, о личных судьбах.
Легко увидеть в фильме некое панибратство европейских наций. Мол, они даже не сражаются по-настоящему: всё у них какие-то взаимные благородные жесты, куртуазные войны - на манер того, как Наполеон в своё время жаловался Александру I на русских партизан, которые воюют "не по правилам". Но "Снежная тюрьма" показывает встречу не англичан с немцами: речь про любых нормальных людей, обыкновенных, с понятными ценностями, которые волей их стран объявлены врагами друг другу. В маленькой хижине, когда они оказались лицом к лицу, локоть к локтю - война между ними кажется иррациональной, невообразимой, ненужной.
"Снежная тюрьма" удивительно "цепляет". Картина почти целиком состоит из разговоров, но они не нудные, а наоборот - живые, интересные, и развивающийся конфликт увлекает. Полтора часа пролетают незаметно. Всё действие происходит в крошечном домике, между пятью людьми в толстой одежде - но неожиданно фильм оказывается красивым: искренние лица героев, рассказывающих о личном, и образы северной природы запоминаются. Все актёры сыграли великолепно - герои получились настоящими, им веришь.
А самое интересное: история, рассказанная в картине, правда произошла 27 апреля 1940 года вблизи городка Гротли в Норвегии. Хорст Шопис на момент премьеры фильма был жив, в 2012-м ему должно было исполниться сто лет.
Зима 1940 года. Вторая Мировая уже в разгаре, но Норвегия еще не оккупирована Германией (это случится весной, в апреле). В ходе воздушного боя над норвежскими горами сбит немецкий бомбардировщик и английский истребитель. Трое немецких летчиков и двое англичан оказываются вместе в одинокой избушке посреди снежного безмолвия.
Что будет дальше? (Вернее, что было дальше — фильм основан на реальной истории).
Питер Несс снял удивительно искренний, камерный и неожиданно оптимистичный (учитывая обстоятельства происходящего) фильм. Фильм о том, что если в людях есть нравственное чувство, любые попытки сделать их врагами обречены на провал. Война абсурдна, поскольку противоречит человеческой сущности.
Когда смотришь такое, испытываешь истинное наслаждение,- даже если такой взгляд на войну и на человека, увы, противоречит действительности.
Великолепен актерский ансамбль. Особенно отличилась немецкая сторона. Предельно достоверны в своих ролях Флориан Лукас и Стиг Хенрик Хофф. Интересно наблюдать за Давидом Кроссом (его мы видели в "Чтеце") и, конечно, за Рупертом Гринтом (который, наверное, навсегда уже останется Роном Уизли).
Очень хороши девственные горные пейзажи, чужеродность войны на их фоне проступает особенно явственно. Бескрайние снежные просторы подчеркивают камерность происходящего - фильм характерен фактическим единством места, времени и действия. Такое неплохо смотрелось бы и на театральной сцене.
Всячески рекомендую посмотреть этот добрый и честный фильм. Не обращайте внимание ни на заявленный жанр (ну какой это боевик, в самом деле!), ни на идиотские перевод названия (тюрьма тоже здесь совершенно не при чем).
Враг мой
За последнюю неделю мне повезло попасть на показ двух замечательных фильмов норвежского производства, «В белом плену» – один из них. Война никогда не была приятной, она ценна только для правителей, которые не принимают участия непосредственно в боевых действиях, не видят смерти товарищей и не вынуждены хладнокровно убивать других людей, в своем большинстве безвинных. Война сталкивает лбами людей, которые не сделали друг другу ровным счетом ничего плохого, парням и мужчинам навязывают ценности, абсолютно им не подходящие.
В такое сложное время каждый должен сделать выбор – быть как все или оставаться человеком. Героям этого фильма тоже предстояло принять важное решение, стать живодерами и скотами или объединиться для достижения общей цели. Столкновение двух вражеских самолетов после бомбежки является реальной историей, которая произошла не в воображении сценариста, а в действительности.
Помимо true story порадовало также имя режиссера. Петтер Несс снял одну из любимых картин – «Без ума от любви», которая относится к другому жанру, но при всем этом сделана очень качественно. Актерский состав тоже не подкачал, в особенности Руперт Гринт и Давид Кросс, запомнившийся по фильму «Чтец». Пересказывать сюжет смысла нет, потому как это каждый сам должен увидеть, как враги становятся товарищами и преодолевают трудности, отгородившись от внешних междоусобиц.