Все развлечения Москвы

Все отзывы о фильме «Мастер» (США, 2012)

7.1
Фото Станислав Зельвенский
отзывы:
1162
оценок:
793
рейтинг:
18184
9

Эпос об ученике и учителе

Моряк Фредди Куэлл (Феникс) служит в Тихоокеанском флоте во время Второй мировой. Война кончается, и Фредди, получив напутствия от военных психиатров, отправляется скитаться на гражданку. Сперва устраивается фотографом в торговый центр (где устраивает драку с клиентом), потом работает в поле (где его чуть не убивают гастарбайтеры), а однажды, напившись, просыпается на роскошной яхте, плывущей в Нью-Йорк. Распоряжается на ней веселый, но властный мужчина по имени Ланкастер Додд (Хоффман) — как вскоре выясняется, создатель религиозного культа «Миссия», самозваный пророк, который околофрейдистскими методами погружает своих адептов в транс, якобы позволяющий им заглянуть в свои прошлые жизни.

Додд (чье имя впервые звучит только в середине фильма) и Куэлл — самые непохожие люди на свете: гладкий, лощеный краснобай, привыкший к роскоши и обожанию, и нищий, никому не нужный сутулый невротик, чья жизнь сложилась из неудач, каждая из которых отпечаталась на его лице. И в то же время они — близнецы-братья, идеальная пара в почти что эротическом смысле, их влечет друг к другу с непреодолимой силой, потому что один невозможен без другого: врач без пациента, болтун без слушателя, хозяин без слуги. Куэлл поит Додда чудовищными коктейлями, которые он мастерит из любых подручных жидкостей вроде растворителя для краски, — Додд в ответ заливает ему в горло свои басни и пытает терапевтическими техниками. Скепсис скепсисом, но и то и другое в каком-то смысле работает, не лишено тупой эффективности. Вопрос даже не в том, кто кому из этих двоих окажется нужнее, а кто первым найдет в себе ­силы увидеть трагическую обреченность этого альянса, границы его работоспособности. С такими актерами это был бы феноменальный фильм и в формате театральной пьески, но Андерсон не был бы собой, если бы не распахнул его на всю необъятную ширь экрана, не спроецировал на американский послевоенный пейзаж, причудливый уже на уровне геометрии, похожий на другую планету, где потерянные вчерашние солдаты переживали «лучшие годы нашей жизни», а в глубинке как грибы после дождя росли Элмеры Гентри (и так ли важно, списан Додд с конкретного Л.Рона Хаббарда или нет). «Мастер» распирает — и изнутри, и снаружи — такими амбициями, что им проще восхищаться, чем искренне его полюбить, в нем столько свободного пространства, что там порой мерещится выхолощенность. Можно считать, что кино — это эмоциональный диалог со зрителем, а Андерсон все дальше уходит в монолог, превращается в Ланкастера Дод­да в кубе. Может, и так — но это самый значительный кинорежиссер, что у нас сейчас есть, и, чтобы к нему не прислушаться, нужно быть не Фредди Куэллом, а как минимум Дэниелом Плейнвью.

34

Отзывы пользователей

Фото Azamat Tseboev
отзывы:
14
оценок:
62
рейтинг:
113
1

THE MASTER: КОГДА МУДАК ВСТРЕЧАЕТ АФЕРИСТА

Фильм снял прославленный Пол Томас Андерсон, каждый чих которого признается любителями глубокого кино и критиками, тоскующими по большому стилю, гениальным. Трое из занятых в фильме актеров — Хоакин Феникс, Филип Сеймур Хоффман и Эми Адамс — номинированы на Оскар. Сам режиссер уже получил венецианского «Серебряного льва» за лучшую режиссуру.

Лично мне фильм показался удивительной смесью напыщенной многозначности, интеллектуальной беспомощности и занудного психологизма. Его главный герой в исполнении Хоакина Феникса — типичный мудак, не способный вызвать сочувствия даже у матери Терезы. Он проживает свою бестолковую жизнь, скрашивая ее потреблением коктейлей, составленных по собственным рецептам из бухла различной крепости, бытовых растворителей, промышленных спиртов и безымянных таблеток.

В отличии от увлекавшегося похожей алхимией лирического героя Венечки Ерофеева, герой Хоакина Феникса начисто лишен обаяния и глубины. Сам Хоакин Феникс трагедию своего персонажа, очевидно, понимает, но старается об этом не думать и, взяв в самом начале картины одну фальшивую ноту, мастерски дотягивает ее до конца.

Герой второго плана (его не менее блестяще играет Филип Сеймур Хоффман) — аферист на доверии, излечивающий людей от мнимых болезней и избавляющий их от несуществующих проблем. Целитель, мессия и друг, которого у тебя никогда не было. Вроде Рона Хаббарта или около того. Единственный минус персонажа Хоффмана в том, что он в своих телегах абсолютно неубедителен. По идее, это должно было поставить крест на его профессиональной карьере еще в юности, но не поставило. По ходу фильма он несколько раз принимается объяснять, как все на самом деле устроено, но ни разу не может договорить до конца. Оппонентов он просто посылает на хер, а что думают приверженцы его вообще не парит. Несмотря на свою ментальную несостоятельность, этот тип умудряется неплохо зарабатывать, видимо, пользуясь тем, что, согласно сценарию, все остальные люди гораздо дурнее, чем он сам.

Общение мудака с аферистом продолжается 2 часа 24 минуты экранного времени и, в конце концов, помогает первому решить одну из своих мудацких проблем — он успешно склеивает в баре самую страшную телку, с которой немедленно вступает в связь, торжествуя победу жизни над небытием или еще какую хрень, которую имели в виду создатели ленты.

Идеологическая и смысловая нагрузка картины — на уровне третьекурсника философского техникума, который пытается запутать девчонок из соседнего магазина. Если кто-то усмотрел в этой идейной каше с эзотерическим изюмом хоть каплю здравого смысла, прошу разъяснить мне медленно и терпеливо.

Не могу не отметить саундтрек, созданный гитаристом группы Radiohead Джонни Гринвудом — музыка в фильме звучит, не переставая, будто автору платили понотно. Правда, на фоне всего вышесказанного музыка — вообще не проблема.

Я очень надеюсь, что я просто чего-то недопонял и фильм будет с интересом встречен пытливым российским зрителем и заработает все положенные ему оскары и даже немного больше.

Но, мне кажется, что книга лучше. В данном случае — любая.

53
Фото Milan Lock
отзывы:
19
оценок:
19
рейтинг:
80
7

Один из лучших журналов о кино, Тоталфильм, назвал Мастера (а в данном значении, наверно, хорошо бы еще звучала версия как Хозяин) лучшим фильмом года.

Лучший ли он?
О чем он?

Фильм о дружбе лидера секты сайентологов (Сеймур Хофман) и полусумасшедшего отставного вояки Фредди (Феникс).

Да и дружбой это назвать сложно - в этих странных отношениях Фредди это скорее прекрасный образец для психоопытов. Дите спившегося до смерти алкоголика и сумасшедшей, он же прошедший вторую мировую вояка, видит во всем окружающем половые органы, стремится влезть в драку в первым попавшимся, варит, а потом и потребляет, бронебойное пойло, от которого не тренированные бухарики скопычиваются, после чего в состоянии алкогольной невменяйки продолжает запрыгивать на девушек, чтоб потрахаться, и на мужиков, чтоб подраться - короче, идеальная обезьянка для опытов лидера сайентологов.
Его заставляют отвечать на каверзные вопросы, бегать от стены к окну и обратно, копаются в его прошлом. Ему же это доставляет какое-то наверно даже удовольствие, он не считает себя подопытным кроликом, а скорее, верным псом, и самостоятельно накидывается на тех, кто посмелился хоть как-то критикнуть мастера (или опять же, хозяна).

Как и предыдущие картины Андерсона - фильм - испытание для неподготовленного зрителя. Довольное внушительная продолжительность при традиционной для Андерсона нестандартной камере и грузной тяжелой музыке - такое в принципе не просто высидеть, а если приписывать еще дикую тяжесть сюжета, который с одной стороны крейзи, с другой цепляет на экзистенциальные размышлизмы, которые по большому счету, ни о чем. Посему трудно его рекомендовать, да и его нельзя рекомендовывать никому.

Чуть далее примат уже становится не таким уж и приматом, а человеком, да и с нелегкой по обльшому счету судьбой. Мастеру его жена мастурбирует в ванной, да и сам гуру не дурак выпить этого чертового пойла, которое варганит Фредди.
И вот они уже сдруживаются так, что в обнимку катаются на лужайке по Земле, и не понимаешь, то ли это Боги спускаются к нам, то ли обезьяны обречены стать божественными созданиями.

Фильм по большому счету скорее про поиск пути. В жизни к Богу - не важно.
Богатые меценаты сначала поливают секту деньгами, но потом отворачиваются от нее после того, как Хоффман срывается на гневный крик в каких то расхождениях.
Кучерявые девушки и мальчики в в очках в роговой оправе слушают лекции на бабинных кассетниках про то, что мы души и потом голыми отплясывают под блюзовые мотивы. Каждый избирает путь своего движения. И потом за него платит.

Весь фильм идет какая-то схватка между двух актеров - кто кого переиграет. И Феникс, который иногда напоминает стареющего Гаркалина, и Хоффман во всех монологах и диалогах, конечно, бесподобны, даже при том факте, что ни один из них к себе не располагает, а даже скорее, отталкивает.
При этом горьковатый пост-шок фильма - он и идет на осмысление всего увиденного.
И как это обычно бывает с искусством - то это не для всех раз, и это трактуется в тыщи разных вариантах два.

9
Фото Федор Обзоркин
отзывы:
609
оценок:
602
рейтинг:
2051
3

Профессор кислых щей: «Мастер»

Иногда возникает такая ситуация: я по-честному смотрю фильм два с половиной часа, прилагаю все мозговые усилия для того, чтобы вникнуть в происходящее на экране, но ничего не получается. Причем чаще всего я заранее знаю, что фильм будет именно таким. Два года назад у меня уже был такой же опыт: тот же хронометраж, номинация на «Оскар», претензия на высокое кино не для всех. Это был фильм «Бьютифул». И когда я признался, что вообще в этом невообразимом винегрете мыслей и образов Алехандро Гонсалеса Иньярриту не нашел ни грамма смысла, то был растерзан редкими представителями поклонников фильма и таланта этого режиссера. И вот, я имел честь посмотреть фильм «Мастер» за авторством Пола Томас Андерсона. Впечатление одно – «что это вообще было?».

http://obzorkino.livejournal.com/427431.html

Заканчивается Вторая мировая война. Пока она шла, Фредди научился гнать спирт из всего на свете и лепить из песка голых женщин. На гражданке Фредди ведет себя совсем как стереотипный отставник с пост-военным синдромом – агрессивен, постоянно пьет всякую дрянь, скитается, не может найти (да и не ищет) свое место в новой жизни. Однажды он попадает на яхту, которая направляется в Нью-Йорк. Руководит рейдом Ланкастер Додд, создатель секты, а в Нью-Йорк он со своими его последователями направляется для проведения очередных сеансов по возврату в прошлое и нахождению в нем понимания настоящего. Фредди становится Додду правой рукой, старательно стараясь познать тайны мироздания и собственные проблемы. Но чем дальше, тем больше Фредди понимает, что подобная философия – не для него.

Фильм начинается ничем, рассказывает ни о чем, и заканчивается так же внезапно, как капает птичка вам на плечо. Вроде бы жирная точка, но что теперь делать? Единственный вопрос, который у меня возник в момент, когда по экрану поплыли титры: «За что?». Действительно, за что мне такие мучения? Ведь есть фильмы, в которых смысл ускользает, но присутствует хотя бы на фоне. Есть «Пределы контроля», который вводит в легкий транс и вообще не претендует на то, чтобы его поняли. А «Мастер» остается даже не загадкой, а недоразумением длинной в 144 минуты.

Это кино, на просмотр которого надо приходить подготовленным. Необходимо прочитать пресс-релиз – в нем очень подробно, в понятных формулировках рассказывают, о чем этот фильм по замыслу автора. Оказывается, Пол Томас Андерсон очень хотел снять историю о зарождении в США всевозможных сект. Для привлечения внимания к фильму в промо-материалах делался упор на то, что секта Ланкастера Додда – это сайентология, но при всем моем уважении к тем, кто писал этот релиз, на сайентологию там намеки есть, но не более чем структурного характера. Додд – на Хаббард, хоть сходства внешние имеются. Ну и сам Фредди, главный герой фильма, не дает зрителю не единого шанса разобраться в мотивации его поступков.

На фоне безумия сценариста и режиссера в одном лице, обычно, хорошо выделяются актеры, играющие главные роли. Хоакин Феникс в роли Фредди так же хорош, как Кира Найтли в «Опасном методе». Сходство неслучайно – оба свирепо играют подбородком и стараются передать эмоции через глаза. Но если у Киры Найтли была понятная роль, то Хоакин Феникс со своей хорошей актерской игрой мог смотреться и в отрыве от самого фильма. Да, фактурный персонаж, да, хорошие эмоции, пугающая неадекватность. Но к чему этот герой? Не понятно. Филип Сеймур Хоффман в роли Додда, конечно, интересен, но тот факт, что это фильм не о создателе секты, а о каком-то невменько, делает персонаж Додда второстепенным.

Это не просто фильм «не для всех», это кино для той немногочисленной группы зрителей, что предпочитает искать смысл там, где его нет. Представьте, что вы смотрите центральное спортивное событие года, ну, какой-нибудь олимпийский финал. И вместо того, чтобы показывать вам игроков, режиссер трансляции постоянно снимает какого-то придурка на трибунах, изредка переводя камеру на поле, но сразу возвращаясь обратно, к придурку. Сначала зритель думает – наверно, это очень важный придурок. К середине зритель понимает – это такой же придурок, как и режиссер трансляции. До конца зритель смотрит с одной лишь целью – узнать окончательный результат финала. Но режиссер коварно выключает трансляцию за минуту до финального свистка. И вы никогда не узнаете – чем же все закончилось. И за что он так с вами.

Вердикт: отвратительно унылое кино ни о чем. Отличные актерские работы нивелируются никчемным сценарием и отсутствием какого-либо смысла в происходящем на экране. Не тратьте время.

(c) Обзоркино

Понравилась рецензия? Подпишись на новые.

7
Фото Артём Виноградов
отзывы:
3
оценок:
3
рейтинг:
10
1

Молодчик по имени Фредди (Феникс), находясь в поствоенном шоке (он воевал с японцами во второй мировой) стабильно катится по плохой дорожке: он пьёт, аки конь, работает в фотоателье (и, похоже, ненавидит свою работу), домогается разных лёгких на подъём дам и вообще ведёт себя из рук вон плохо. Одной ночью, волею судеб, наш Фредди, находясь в привычном для себя состоянии глубокой алкогольной интоксикации, заснул на буржуазном пароме, где в итоге познакомился с обаятельным лидером нового религиозного движения (Хоффман). Ланкастер (так лидера зовут), берёт Фредди себе в ученики с целью испытать на нём свои психологические приёмы, сделать из Фредди эдакого подопытного кролика в рамках своей неорелигиозной программы.

Надеюсь, ещё среди нас остались здравомыслящие люди, чей взор нельзя затуманить ни обилием наград, ни громким именем Андерсона. Этот фильм - сущая катастрофа. Я уже вижу, как через пару месяцев журналы будут пестрить рецензиями с громкими словами вроде "Поиск себя после войны", или "Развенчивание культа", или "Триумфальное возвращение Хоакина Феникса". Так вот, заклинаю вас, люди! Одумайтесь! Чтобы не сотрясать воздух понапрасну, перейду к рассказу о фильме.
Я ожидал, что благодатнейшая, и доселе не слишком раскрытая в кинематографе тема неорелигиозных течений будет здесь показана со всех углов. Я ожидал, что Андерсон расскажет нам о том, что стоит за такого рода конторами, что стоит у их истоков. Я ожидал увидеть, взгляд на подобные движения со стороны простого человека, глазами героя Хоакина Феникса. Я надеялся увидеть бунт здравомыслящего человека против толпы фанатиков.
Но ничего подобного я не видел. Все два с половиной часа я наблюдал за каким-то, скажу просто, бредом. В фильме практически нет сюжета - мы смотрим на то, как алконавт бегает за псевдопророком, только и всего. Похоже, что Фредди таки пропил свой мозг, так как герой его, судя по всему, страдает синдромами Паркинсона и Дауна одновременно. Вместо информации о возникновении современных сект, я смотрел на сексуальные фантазии алкоголика, на вид моря под пафосную музыку, да на мужчин, катающихся на мотоциклах по каменистой равнине. И не было за этими болезненными картинами никакого сакрального смысла, который, как я уверен, будет там непременно найден после выхода фильма в широкий прокат.
Трейлер фильма выглядит многообещающе - советую его просмотром и ограничиться.
Заклинаю вас! Не идите на эту ересь!

P.S.

После просмотра меня ещё два часа подташнивало. Видимо, виной тому стали обилие морских видов и пилящий психику саундтрек.

6
Фото Екатерина Teplitsa
отзывы:
1
оценок:
1
рейтинг:
5
9

Новый фильм Пола Томаса Андерсона «Мастер», как только не называют. И гимном сайентологии, и претенциозной ерундой, и сагой для сектантов, и... В общем, по-всякому его называют. Лично я думаю, что либо эти люди прокручивали фильм в плеере, выуживаю из него отдельные эпизоды, либо находились в плохом настроении и не смогли абстрагироваться и погрузиться в реальность фильма.
Во-первых, гимном сайентологии эту ленту назвать мог только тот, кто смотрел его урывками (или обошелся одним трейлером). Да, действительно, один из главных героев, Ланкастер Додд, основатель неорелигиозного движения «Истоки», действительно частично списан с личности Роба Хаббарда. И само движение смутно напоминает движение сайентологов. Ланкастер Додд обладает той же невероятной харизмой, буквально гипнотизирующей людей и обращающей их в свою веру. Однако те, кто досмотрит фильм до конца, поймут, что здесь не то что гимн, а, наоборот, развенчание культа личности «Мастера».
Во-вторых, этот фильм вообще не сайентологии, не об эзотерике, и вообще не о религии. Этот фильм даже не об Ланкастере Додде, и даже не о Фредди Куэлле. И даже не об их сложных взаимоотношениях. Это фильм о любом человеке, о любом из нас. Все мы такие же как Фредди Куэлл, такие же запутавшиеся, запуганные, закомплексованные, отчаявшиеся, обиженные на весь мир и на самих себя. И точно так же мы мечтаем найти ответы на все вопросы. Мы так же грезим о собственном «Мастере», который точно скажет нам, как решить все проблемы, как стать счастливым, как правильно жить.
Фредди Куэлл – это ходячий диагноз. Сложные отношения с родителями, комплекс вины за смерть отца (ведь не зря в фильме есть эта сцена с отравленным стариком) и болезнь матери, переросли в черную дыру моральных проблем. Внешне непробиваемый, агрессивный, скептичный и ненавидящий всех и вся, в своем сердце Фредди носит змеиный клубок комплексов и заблуждений. Он пытается забыться в выпивке (причем, это не просто виски или водка, это какая-то невероятно убийственная смесь всего, что есть в аптечке или фотолаборатории) и спонтанной, необоснованной агрессии. Главная же его проблема, из-за которой он не может примириться с собой и миром, это импотенция, скорее, не физическая, а психологическая. Он стремится к женщине, он мечтает о женщине, но убегает от любой из них при первой же возможности. Его болезненная любовь к несовершеннолетней девочке становится трагедией всей его жизни, даже спустя множество лет, он не может слышать её имя.
И вот такой насквозь больной, совершенно потерянный человек случайным образом попадает прямиком в кабинет «Мастера», Ланкастера Додда. Конечно, такой скептичный человек как Фредди не может сразу же довериться странному человеку, вещающему о прошлых жизнях, глубоком гипнозе и нестандартных способах лечения физических и душевных болезней. Покорить Фредди смог только блиц-опрос, настоящее моральное испытание, предложенное Мастером. Вероятно, такой одинокий человек как Фредди давно мечтал излить душу кому-нибудь, поделиться своей внутренней тьмой и пустотой. С этого самого момента начинается их невероятная связь, необъяснимая и непонятная всем остальным. С позиции обычных людей, Фредди – опасный психопат, конченый алкоголик, потерянный человек. В сцене, когда оба героя попадают в тюрьму, Ланкастер кричит: «Никто не любит тебя, кроме меня. Ты никому не нравишься, только мне».
Для Фредди Ланкастер Додд – это спаситель, учитель, единственный человек, который может помочь. Для Ланкастера Фредди – это прежде всего вызов, поле для эксперимента и самый верный адепт, буквально, Апостол новой веры. Он подвергает Фредди невероятным моральным экспериментам, играет на его эмоциях и психике, создает «из животного – человека». И Фредди охотно терпит все эти испытания ровно до тех пор, пока Мастер остается Мастером. Он верит ему безгранично, безоценочно, он верит, что может быть спасен. Но как только Мастер снимает с себя полномочия Мастера и в новой книге (которая на самом деле совсем не новая, писалась всю жизнь, чтобы долгие годы лежать закопанной в пустыне) заявляет, что ключ к решению всех проблем не гипноз, не прошлые жизни, не слова Мастера, а сам человек, никто не оказывается к этому готов, и Фредди – меньше всех. Ведь люди так привыкли перекладывать ответственность на кого-то другого: Бога, социум, родителей, супруга, Мастера. И тут им заявляют, что спасение – в них самих.
Это стало переломным моментом для всех действующих лиц, особенно для Фредди. Во время прогулки на мотоцикле, он исполняет последнюю волю Мастера: «Выбери точку, в которой хочешь оказаться, и мчись туда как можно быстрее». И исчезает практически навсегда. Он, как Иуда, предает Христа, который больше ничему не может научить. Потому что главное – это сам человек. Ни Бог, ни Учитель, ни кто бы то ни было не может привести человека к свету, он сам должен вытянуть себя из болота.
Получается ли это у нашего главного героя? Определенно, да. Ему удается раскрыть себя миру и вступить в контакт с женщиной, как бы тривиально и даже пошло это ни звучало. И мы впервые видим Фредди спокойным и абсолютно счастливым.
К чему был снят этот фильм? Почему такая тема и почему именно сейчас? Скорее всего потому, что как и в послевоенные годы в Америке (а действие разворачивается именно в этот период истории), когда закончилась миссия «победить и вернуться домой живым», и люди остались наедине со своими страхами и эмоциями, так и в наше время, внешне спокойное и благополучное, люди часто не могут найти себя и своем место в мире. Тысячи людей обращаются к течению «нью-эйдж», бросают семьи, дом, все имущество, отправляются в ашрамы, в Тибет, в горы, в леса, в секты, чтобы найти ответы на вечные вопросы «кто мы, зачем мы, как мы должны жить, что нас ждет дальше, живем ли мы один раз» и т.д.
Многие говорят, что в этом фильме нет смысла, морали. Но, на мой взгляд, это наоборот, слишком морализаторский фильм, и, возможно, даже слишком однозначный. «Не ищи спасения в религиях, ищи спасение в себе», таков вывод режиссера. Возможно, этот фильм не похож на все предыдущие работы Пола Андерсона, но ведь люди меняются, и было бы глупо ожидать от режиссера одного и того же художественного метода. Да и это было бы слишком скучно.

5
Фото Andrey Krupnov
отзывы:
47
оценок:
48
рейтинг:
244
7

Фильм о том, что запудрить мозги можно только тем, у кого они работают.

Фредди Куэлл — настоящее животное. Сын психопатки и алкоголика, он живёт по принципу «Хорошо быть кисою, хорошо собакою...», не сдерживает своих безыскусных желаний и удовлетворяет их немедленно по возникновении, наиболее быстрым и доступным способом.

Флотская дисциплина, помноженная на военное время, более-менее держит его в рамках, но демобилизация выявляет его полную непригодность к жизни и общению в человеческом обществе. Возможно, попади он в руки хорошему психологу, из него можно было бы сделать нормального человека, но он попадает к Ланкастеру Додду, Мастеру, предводителю эзотерической секты «Миссия».

Мастеру нужны два типа людей: богатые простаки, из которых можно тянуть деньги, и бедные простаки, из которых можно вербовать преданных последователей, от числа и силы преданности которых напрямую зависит успех у богатых простаков.

Незаслуженно обойдённый на Оскаровской церемонии «Мастер» представляет собой тонкую и превосходно сыгранную игру двух характеров, внутри каждого из которых — пустота, и каждый стремится заполнить её за счёт другого.

Главные герои фильма нуждаются друг в друге, но говорят на совершенно разных языках. Мастер манипулирует своим учеником, но тот не поддаётся воздействию, потому что в его мозгу просто не установлены те кнопки, на которые пытается нажимать манипулятор. Фредди, в свою очередь, предан своему хозяину на животном уровне, он готов убить за него. Ни слова не понимая из учения Мастера, Фредди воспринимает Ланкастера Додда как младший член стаи — вожака, он готов сотни раз подвергаться любым экспериментам и вести себя так, как ждёт от него хозяин, лишь бы быть поближе к нему.

Фильм хорош именно своим психологизмом, в нём задача раскрытия характеров возведена в абсолют, поскольку само действие выглядит как набор плохо связанных между собой сцен. Смысл им придаёт только то, с какой стороны они проливают свет на личности двух главных героев. И в этом плане он превосходен. При этом управляющая идея фильма считывается только в конце, в нескольких точных кадрах, которые устанавливают на места последние кусочки мозаики, и оставляют зрителя наедине со его мыслями. Если они есть, конечно.

5
Фото Дмитрий Коган
отзывы:
63
оценок:
201
рейтинг:
46
3

Неожиданный провал мастера, каким до сих пор считался Пол Томас Андерсон. С другой стороны, сколько можно жить на дивиденды с "Магнолии". Технически фильм неплох - цепко снят, превосходно сыгран, но ни идеи, ни драмы, ни мысли, ни даже интересной истории. Ограда выше колокольни.

4
Фото Ники Ю
отзывы:
7
оценок:
16
рейтинг:
17
5

"Мастер" будет интересен тем, кто способен с упоением излагать высоким языком о торжестве мысли в квадрате Малевича или уникальности маянезного шлепка на полу. Кто увидит глубочайший смысл в унылом повествовании о поисках себя душевнобольного ветерана мировой войны, страдающего от личного кретинизма, неврозов и психоза, в период его тесного вплетения в жизнь лидера секты с комплексом околобога со всеми вытекающими. С тем же успехом можно тихим свидетелем войти в каждую проблемную российскую семью и не выходить из нее полгода, наблюдая за бытовухой, скандалами и человеческой глупостью - будет столь же увлекательно. Омерзительные главные герои настолько не цепляют, что спасти их смогла бы только внезапная смерть или сцена гомосексуального соития в финале, что, кстати, окрасило бы сюжет хоть в какой-то оттенок, потому что его попросту нет. Такое кино вообще не стоит смотреть, даже для галочки, оно вредное, оно не оставит и негатива, только опустошение. Подобное я могу посоветовать только врагу. С другой стороны должно же быть искусство и для безумцев. А то они заскучали за пять лет с премьеры прошлого шедевра этого блестящего режиссера, современного классика и бла бла бла. Я даже не знаю, что хуже: бессмысленные и беспощадные высеры а ля Неудержимые, от которых хочется то ли ржать аки конь, то ли реветь от стыда за человечество, либо вот такие кино-отрыжки с фееричной игрой актеров в пустоту и сотрясением воздуха. Берегите себя!

4
Фото Ренат Газизов
отзывы:
63
оценок:
68
рейтинг:
159
3

История болезни.

Пол Томас Андерсон снял очень мутное и вялое кино с претензией. Отправляясь в кинотеатр на просмотр "Мастера", вы должны отдавать себе отчет в том, что не вынесете для себя из этого фильма ничего. Ни плохого, ни хорошего. Хотя, пожалуй, с большой натяжкой фильм можно назвать профилактической прививкой против мозговедов всех мастей, корпоративных и иных религиозных сект, а также шарлатанов и провидцев разного порядка.

У фильма "Мастер" нет начала и нет конца, повествование вклинивается в момент очередного затмения ума главного героя - Фредди Куэлла - и ровно на этом же моменте рассеивается по истечению хронометража. Многие актеры ради специфических ролей доводят свой облик до полной неузнаваемости, и в этом плане Хоакин Феникс, конечно, преуспел. В его тощем, болезненном и сутулом Фредди вы никогда не опознаете императора Рима или рок-звезду ушедшей эпохи. Хотя, зная об образе жизни самого актера, вполне возможно, что в "Мастере" Хоакин играет самого себя, как в недавнем "Паркере" Джей Ло играла сорокалетнюю разведенку с тухлыми перспективами. Лучше всего характер бывшего морячка Фредди описывает старина Джокер: "Я как пес, бегущий за школьным автобусом. Я бы не знал, что делать, если бы догнал его..."

Второй полюс этого фильма - тот самый мастер в исполнении Филиппа Сеймура Хоффмана - является источником сообразительности, самодовольности и отеческого тепла. Он приручает Фредди и пытается добраться до причин его поведения, попутно не отказывая себе в удовольствии продемонстрировать полную власть над этим человеком перед толпой почитателей своего таланта. Глядя на восторженных членов своей общины, мастер еще раз убеждается в своей замечательности, отчего иногда теряет бдительность. Таких моментов мало, но их достаточно, чтобы понять несостоятельность основанного им учения, его фальшивости и псевдо-интеллектуальности. Со временем шарлатанская природа мастера становится очевидной не только для зрителей, но и для его поклонников.

За исключением этих двух персонажей, перетягивающих на себя одеяло весь фильм, в "Мастере" не остается ничего, что могло бы понравиться. Ни красивых видов, ни смелых операторских решений, ни запоминающихся мелодий. К слову, саундтрек "Мастера", донельзя рассеянный и бессвязный, безуспешно пытается пролезть туда, где все уже сказал Терри Гиллиам в своих "12 обезьянах". Поэтому рекомендую потратить ваше время с пользой за просмотром чего-либо более интересного и позитивного или посмотреть "Мастера" дома, чтобы составить собственное впечатление от данного фильма.

4
Фото Roman Karpenko
отзывы:
12
оценок:
23
рейтинг:
114
1

Наверное, несправедливо ставить этому несомненно качественному кинопродукту оценку "ужасно"... Ведь это "грандиозный, мозаичный, потрясающий фильм" - New York Times, и более того, "это одно из сильнейших исследований человеческой души и личностных загадок" - живописует просто Times...
и недоумению моему нет предела - видимо, между нашими культурами реально пролегает пропость, точнее, океан, если подобная эпическая банальность может удостоиться подобных рецензий без тени иронии.

4
Фото Александрос
отзывы:
175
оценок:
310
рейтинг:
296
1

Достойный продолжатель традиций "Меланхолии" по накручиванию мозга зрителя на палочку. Унылый, скучный, маразматический фильм, изобилующий всяческими извращениями, ради мусляканья психологических причин оных на этот фильм наверняка устремятся самопровозглашенные ценители "фильмов с глубоким смыслом". Вместе с тем, как и в случае пресловутой "Меланхолии", смысловые посылы тут можно найти разве что под микроскопом, что явно не стоит похода в кино на эти два часа людского бреда.

4
Фото LadyKiskis
отзывы:
61
оценок:
68
рейтинг:
255
7

Полу Томасу Андерсу удалось снять хороший фильм про лидера секты как он есть, про то, как это работает, и в конечном итоге- никому не помогает.

Антагонизм морячка и Мастера только кажущейся, на самом деле это альтер эго Мастера, которому хотелось бы быть таким свободным, как Фредди Куэлл, но положение обязывает нести образ. И в общем излечение было лишь в том, чтобы принять себя и свою природу, а не бороться с ней и промывать мозги.

Приятно, что Андерс не расставляет никому оценки, не ставит маркер "плохой", "хороший", а так тонко намекает, что все мы люди, и гуру понимают об этой жизни не больше малообразованного мужика.

3
Фото Артур Ваксян
отзывы:
51
оценок:
53
рейтинг:
215
7

В итоге "Мастер" ни одного Оскара не получил. А ведь это фильм с задатками великого кино. Но не случилось ( я о фильме, не об Оскаре).
Как обычно у Андерсона, математически точно считанные им архетипы современности не совпадают со своими реальными харизмами, указанный им автором масштаб всегда на уровень ниже, чем в жизни. Так было и в "Магнолии", и в "Нефти".
При этом, сам нарратив, уровень актерского мастерства, качество изображения превосходны, если не более.
Школа сайентологии (дианетики), - один из самых изощренных, влиятельных деструктивных культов современности, предстает в фильме, как очередная межеумочная пирамида тренингов личного роста, коими переполнены мегаполисы "свободного мира"..
Основатель секты, человек огромной личной харизмы, с незаурядными мистическими способностями, показан в фильме как какой-то торговый агент со среднего запада, бравурный и умеренно амбициозный, рыжеватый толстяк (не дурак выпить и похамить).
Ну да ладно. Главное действующее лицо картины не он. В этом основной секрет фильма.
Бродяга, фактически бомж, ветеран войны с разрушенной психикой и печенью, сливающий торпедное топливо для чудовищных экспериментов с выпивкой, - именно он и являет собой (вопреки воле автора) главный мужской архетип эпохи.
Это затравленное, изломанное жизнью, журналом Лайф и средним классом, мечущееся в клетке своей души животное, и есть, на самом деле, основная единица бытия.
Это та самая соль земли, попирание которой, ее брезгливая эксплуатация (не обязательно экономическая), в итоге и составляет подлинное содержание постхристианской капиталистической эпохи.
В гениальном (к чему использовать эвфемизмы) исполнении Хоакина Феникса, он один являет собой мужское начало в нашем мире.
Он инфантилен, бессознателен, живет только двумя последними незапрещенными наркотиками - похотью и выпивкой. И неважно, какие определения для него найдутся - "белое отребье" (в капусах американских университетов), или "быдло", "гопники" (у публики из Жан-жака или Кремля).
Но он человек!
И именно потому что он все еще настоящий человек, в его личное пространство неизбежно приходит Мастер, - существо почти тотально фальсифицированное, под овечьей шкурой которого таятся неуемная похоть и дикая, ничем (даже инстинктом самосохранения) несдерживаемая жажда влияния, власти над другим живым существом. Такова подлинная природа тоталитарных культов.
В обществе потребления, где человеку вроде-бы некуда податься, негде избыть себя, его последний ресурс и оно-же крайнее обременение - его личная свобода. Именно на обладание этой свободой Мастер и нацелен.
В итоге выясняется, что темное, подавляемое, брутальное - не обязательно зло, а светлое, проявленное, сознательное, - не обязательно добро, а может быть даже наоборот.
Но и это не самое главное в фильме.
Любые моральные, идеологические, религиозные установки не так уж и важны. Это, в конечном счете, условности.
Имеют значение только люди, их встреча друг с другом.
Двое престарелых малоприятных мужчин смотрят в глаза друг другу. И в этом взгляде нет ничего, кроме грусти, странной, необъяснимой нежности, взаимной приязни навсегда.
Это последние кадры фильма.
Всех поздравляю с внезапно пришедшей в город весной!


3
Фото Niniko Kim
отзывы:
9
оценок:
88
рейтинг:
9
5

Видимо, что-то в творчестве Пола Томаса Андерсона мне глубоко чуждо, и, несмотря на все старания, мне его не полюбить. "There will be blood" в своё время дался мне только с третьей попытки, а из всей фильмографии нравится только "Punch-drunk love", сделанный совсем не в классической андерсоновской манере.

Дико измождена и огорчена "Мастером". Абсолютно не воспринимаю андерсоновский юмор. Который раз послушно бреду туда, куда он ведёт, и оказываюсь в каких-то совсем неприятных и нагоняющих тоску пейзажах. Сеймур Хоффман, конечно, в силу личного обаяния, хорош и органичен в роли Мастера. Но то, что творится с Хоакином Фениксом, — трудоёмкое разыгрывание Сложного Характера, натужные страдания неуправляемого пропойцы, тщательно проработанная сутулость, полный набор выставленных напоказ усилий, необходимый для номинации на "Оскар".

При этом да, понятно, что фильм действительно тщательной выделки, 65 миллиметров, продуманная стилизация, эстетство, Гринвуд. Но претенциозный психологизм и утомительная предсказуемость каждого режиссёрского хода сводят всё к формуле all style and no content.

В целом нормальная такая история любви-борьбы со множеством крупных планов искривлённого эмоциями Хоакина Феникса.

3
Фото Катерина Кобецкая
отзывы:
3
оценок:
3
рейтинг:
14
9

Ничего лучше о свободе человека, о человеке Мастере, человеке Боге не видела. Поражена Фениксом и Хоффаном.

3
Фото Сергей Орлов
отзывы:
21
оценок:
22
рейтинг:
376
9

Пожалуй "Мастер" не хуже "Сердца Ангела" и почти достает до "Гнезда кукушки".
Здесь много историй, но главная это борьба Неприкаянной Души и Искусителя.

Хоффман, Искуситель говорит Фениксу в начале - твоя душа ушла с Божьего Пути. После чего начинает охоту на эту самую Душу посредтвом саентологии или какого то похожего дьявольского учения.
Созерцание этой борьбы захватывает полностью, а режиссерская работа и игра артистов вовлекают зрителя настолько, делают его по сути частью этой мятущейся Души.
Очевидно что Андерсон не на стороне прототипа Рона Хаббарта или Дьявола или кто он там. Если сначала может показаться что герой Хоффмана хочет помочь, то в сцене за сценой понимаешь что то что происходит есть путь зла.
Здесь великолепнейшая игра Эми Адамс изображающей наперсницу Сатаны, нагоняет нагоняет жути не хуже иного хоррора. Не иначе как все действие она вынашивает Антихриста.
Но мучая напряженное ожидание, Душа не сдается. Дьяволу никак не удасться захватить ее, а в конце он потерпит полное поражение - желанная добыча просто умчится от него на Харлее по высохшему дну соляного озера - образ исхода души из ада. Душа оказалась чистой и сильной.
Как победить Зло?
Почему ему обломится? Может быть потому что Душа ищет любви. На протяжении всего фильма ищет, сама того не понимая. И даже не найденная Любовь спасает Душу никому не нужного морячка.
Для зла видимо не бывает не нужных душ..
И для Любви значит тоже..

3
Фото Дмитрий Бортников
отзывы:
468
оценок:
485
рейтинг:
1993
9

Самый храбрый мальчик на свете

Человек не животное, мы не часть животного мира, мы больше этого (с)

Есть болезни неподвластные лечению врачей. Они могут быть побеждены только самим человеком. Возможно, недуги – это самообман, придуманный теми, кто хочет обогатиться за счет остальных? Об этом и не только рассуждает в своем новом фильме Пол Томас Андерсон.

Бывший моряк Фредди пытается свыкнуться с мирной жизнью. Судьба его заносит на корабль, на котором, герой знакомится с Ланкастером Доддом и его приближенными. Додд – писатель и философ, является главой некоего культа. Ланкастер делает Фредди своим приближенным и пытается излечить его от приступов ярости. Культ разрастается, а Фредди задумывается о том, во что нужно верить и как с этим жить, но стоят ли эти изменения того?

Пол Томас Андерс снимает редко, но метко. Каждая его картина – шедевр или, по край-ней мере, фильм, о котором будут говорить. «Мастер» не стал исключением. Стиль, атмосфера и остающиеся после просмотра картины вопросы – то, чем делится автор со своими зрителями.

При видимой простоте сюжетов Андерсона, его картины завораживают. История «Мастера» не несет в себе никаких открытый, но при этом персонажи прописаны превосходно, а сцены разделяются запоминающимися диалогами.

Хоакин Феникс изобразил своего героя так правдиво, что Фредди начинаешь сопережи-вать с первых кадров.

Эстафету принимает Филлип Сеймур Хоффман, которому автор, отвлекшись от Феникса, дает возможность высказаться и продемонстрировать все грани своего таланта.

Последней голос получает Эми Адамс небольшими, но внушительными монологами она знакомит зрителей со своей героиней.

Постоянный оператор Френсиса Форда Копполы – Михай Малаймер мл. четко понимает, как показать видение «больших» режиссеров. Его картинка полностью погружает зрите-лей в историю дружбы Фредди и Ланкастера.

Саундтрек, написанный Джонни Гринвудом придает публике необходимое настроение. Заряжает и придает уверенность в том, что все будет, так как этого захотят сами люди.

«Мастер» - величественное полотно о мыслях, которые пугают и устрашают. Андерсон не дает на них ответы, каждый зритель должен ответить на них себе сам.

3
Фото Татьяна Таянова
отзывы:
182
оценок:
182
рейтинг:
347
7

Для начала покажу небольшой фрагмент из Поля Верлена, потому что его «Nevermore» стал своеобразным толчком к написанию этого текста: «Мы с нею шли вдвоем. Пленили нас мечты. / И были волоса у милой развиты, - / И звонким голосом небесной чистоты / Она спросила вдруг: «Когда был счастлив ты?»». В фильме о странной, как стоящие рядом смех и грех, любви-дружбе двух мужчин мне показалось интересным расшифровать стоящих (лежащих, сидящих, отсутствующих) рядом с ними женщин.
Каждый из них – и мастер, и подмастерье – находится в ситуации «Мы с нею шли вдвоем. Пленили нас мечты». С каждым из них - неотступно – подруга. Подруга мастера – его жена Пегги, она же соратница, почти Крупская. Она, по сути дела, не мечта даже, а человеческий слепок-статуя с той истины, той Алетейи (это название корабля, если помните), в пожизненном браке с которой он также состоит: сухая, как песок (несмотря на подступающие со всех сторон воды океана жизни), вычищенная от сомнений и неточностей, прямая, негибкая, упертая, ведущая жизнь функции, аксиомы, с банальным выражением правильного ответа и скучной непогрешимости на лице.

Подруга подмастерья – Дорис. Она, в общем-то, тоже из песка. Но этот песок – песок не амбициозно открытой, самолично вылепленной истины, а мечты, мечты закрывшейся, ставшей воспоминанием, соленой от привкуса сожалений, иссушающей душу, как всё несбывшееся (может, поэтому герою постоянно хочется пить?). Он сам ее слепил давно-давно из песка грез. Кто-то же должен быть рядом и греть. Пусть даже этот кто-то - твоя иллюзия, твой вымысел, твой самообман, твое невозможное.

Ты лжешь? – Нет. Ты лжец? - Да.
Лжецы оба. Но как можно быть лжецом и не лгать?
Можно. Если ты мечтатель. И особенно если мечта твоя – Истина.
Бедный, бедный Додд. Так кто на самом деле раб? Твоя ловушка не только песочная женщина Алетейя. Твоя ловушка – многокомнатный замок из песка, с тысячами встроенных в него и тоже песочных последователей, фанатов и подчиненных, с тысячами решеток для всех хулителей и врагов. В образе Додда, как застрявшие и мешающие песчинки, постоянно ловишь фальшивые ноты. Он все время противоречит, казалось бы, только что сложившемуся о нем мнению. Все потому, что Додд – существо фантастическое и аллегорические, как и любой, кто испытал на себе эту метаморфозу – превращение в свою Идею. Трансформация его личности в финале впечатляет. С Фредди говорит уже не друг, не заинтересованное лицо, не учитель даже, а та самая песочная Алетейя, что способна забирать душу, когда-то пышно зеленевшую, и делать ее сухим песком. В конце концов, это просто нескромно - кричать на все лады: «Воскресни дух, а плоть усни!» (об этом даже шептать нескромно). Нельзя ж все время в земном видеть неземное прямо при электрическом свете. Рано или поздно наступит расплата. Жизнь возьмет свое. И дикое, и высокое. И уйдет…

Бедный, бедный Фредди. Впрочем, тебя-то за что жалеть? Ты не стал изваянием, статуей из песка подобно своей мечте, ты простил и отпустил ее с миром. И разница между тобой и Доддом такая же, как между босяцкой, нищей и открытой душой и душой хорошенькой, но лукавой, как между изваянием и живым… Антоний Сурожский писал: «Статуя может быть прекрасна, прекраснее всякого человека, но она остается деревом или камнем. Человек может быть и невзрачен, но в нем что-то сияет Божественным светом». В невзрачном, в три погибели скрюченном Фредди есть жизнь! И это особенно очевидно в финале, когда стараниями неприкрытого философа (то бишь режиссера) возникает прямое противопоставление живой дамы песочной мечте из прошлого.
Единственным шансом избавиться от всего песочного, наполнить безжизненный песок иллюзий и обманов океаном, т.е. чем-то живым, была для Додда непонятная любовь-дружба с Фредди. Но его вымышленный дракон и невымышленный друг предпочел уйти. Ведь Додд постоянно раздваивается между желанием любить и менять, между жаждой спасти и покорить, как писал Горький, «завертеть… и пустить волчком вокруг себя» и вокруг той «небесной идеи», что его окончательно одолела.

Фредди удается (какое упорство, какая сила!) остаться собой, не отверженным, а отвергшим, уцелеть, несмотря на пробоины в душе и постоянные сквозняки. А тот, кто самолично замуровал себя в красивый, но непроницаемый футляр идеи, потерял человека в себе без остатка… И друга потерял.
Прекрасная болтовня об истине останется болтовней, слова – словами, жизнь – жизнью, песок – песком… И далеко не всегда - человек – человеком.

P.S. Александр Блок когда-то написал, зная по своему опыту, о чем говорит: «Художник, чтобы быть художником, убивает в себе человека, человек, чтобы жить, отказывается от искусства». Как ни крути, фильм «Мастер» о чем-то похожем снят: художник – мастер, человек – ученик, искусство – сложносочиненная Истина.

2
Фото Elizaveta Evdokimova
отзывы:
3
оценок:
3
рейтинг:
4
3

Обычно фильмы такого рода полны символов, скрытых смыслов; режиссеры, оставляющие хоть что-то на "додумку" зрителя, на шанс почерпнуть из фильма что-то личное, для себя, зачастую именно этим обрекают фильм на успех. "Мастер" же полностью американизирован, все "разжеванно" и разложено по полочкам до такой степени, что смотреть становится скучно: никакой интриги, никакой загадки. Много неоправданных повторов заставляют почувствовать себя, извините, бараном, которому растолковывают нечто вроде дважды два... Очень странно и одновременно жалко, что фильм такого ранга рассчитан на американцев с уровнем интеллекта чуть ниже среднего.
Какие еще фильмы пользуются наибольшим успехом среди зрителей? Те, в которых режиссер выражает свое собственное мнение! Опять же, пускай намеками, пускай не в лоб, но мнение должно быть выражено, это своего рода аксиома кинематографа. В "Мастере" же соблюден абсолютный нейтралитет, показана излишняя сдержанность, отрешенность. Наталкивает на мысли о нигилизме.... И появляется желание назвать фильм безхарактерным.
Иногда люди ходят в театр ради одного актера, который "делает" весь спектакль. Здесь аналогично. Этот фильм следует посмотреть из-за чудесной, профессиональной, кто-то скажет (но не я), что и просто гениальной игры Хоакина Феникса. Попадание в образ - в яблочко со ста метров, номинация на Оскар действительно заслужена.
Подводя итог, еще раз перечислю плюсы и минусы.
Итак, плюсы:
Актерская игра
Безусловный профессионализм режиссера (приятно смотреть качественное кино)
Минусы:
Если объективно, то фильм слабый (если не сказать хилый)
Все слишком прямолинейно
Отсутствие яркой выраженной кульминации

Исходя из всего вышесказанного - твердая и заслуженная двойка.

2
Фото Дмитрий Жигалов
отзывы:
338
оценок:
471
рейтинг:
1426
5

Дракон на поводке

Фредди Куэлл, ветеран войны, раненный физически и душевно, пытается найти себя в мирной жизни. Как и на фронте, он жаждет острых впечатлений, и эта жажда ведет его по наклонной: каждая следующая работа хуже предыдущей. Наконец он оказывается на корабле, идущем из Сан-Франциско в Нью-Йорк через канал – и встречает там полного мужчину с лисьими глазами, которого все называют «мастер». Мастер хвалит коктейль, сбитый Куэллом; Куэлл заворожен манерой мастера задавать вопросы и погружать в непрошеные воспоминания. Это начало странной дружбы двух таких непохожих и таких нужных друг другу людей.

«Мастер» Пола Томаса Андерсона, что в первую очередь отмечают все рецензенты, - довольно красивое кино. Кадр синего моря, взрезанного винтом уходящего корабля; женская грудь из песка; шаманская музыка Джонни Гринвуда – всё это погружает в странное оцепенение, словно с тобой беседует такой же мастер.
Потом оказывается, что, кроме красоты, отметить в фильме особо больше и нечего. И, поняв это, забавно читать отзывы, в которых пишут что-то вроде «фильм настолько сжат, что кажется выхолощенным». Рецензенты чувствуют, что в «Мастере» есть что-то, но не могут это сформулировать – и на всякий случай признают фильм «умным», спрятавшись за такими вот формулировками.
Айн Рэнд однажды сказала: «Можешь ли ты представить, что я отдам главную роль в своей истории кому-нибудь, кто не герой?». В истории Андерсона – ровно такое положение. Из двух ключевых персонажей один – невротик с ищущим взглядом, другой – отталкивающий толстяк с сальной улыбкой, напирающий на свои «сокровенные знания».
Хоакин Феникс, перевоплотившийся в покалеченного душой ветерана с перекошенным лицом, - несомненная удача этого фильма. Он скован, внутренне зажат и надломлен, но в расслабленном состоянии на его лице проступает настоящая внутренняя сила. Филип Сеймур Хоффман – удача менее очевидная: он отлично играет, но ему недостает харизмы для роли духовного лидера - основателя нового учения. С трудом верится, что все эти женщины и мужчины слепо поверили такому «мастеру» и пошли за ним. Но тут факты ставят подножку эмоциональной реакции: Андерсон в фильме очевидно намекает на Рона Л. Хаббарда, который был, в общем, похож на Сеймура Хоффмана лицом и сложением.
Вообще, в «Мастере» много основанных на фактах деталей. Странные коктейли, которые Фредди сбивает из подручных средств, включая растворители и прочий тосол, взялись из рассказов актёра и бывшего моряка Джейсона Робардса на съемках «Магнолии». Демобилизация, фото-мастерская, работа в поле – всё это основано на реальной послевоенной фактуре. В интервью Андерсон признавался, что хотел погрузить зрителей фильма в послевоенное время, которое было благодатной почвой для зарождения всяких духовных учений. Вернувшись в сонную мирную жизнь от ужасов войны, многие ветераны тщетно задавались вопросом: неужели все эти страдания, раны и смерти вообще ничего не значили? Жизнь идёт своим чередом без раненых и без мёртвых, и жизнь хороша – так неужели это всё?!
Но духовное учение Ланкастера Додда (имя «мастера» мы узнаем лишь в середине фильма) не является предметом картины. Довольно быстро оно отходит на второй план вместе со всей группой последователей, и фильм становится историей взаимного притяжения и противопоставления Додда и Куэлла. Отношение моряка к мастеру сменяется от молчаливого восхищения и готовности вгрызаться в глотки его противникам до сомнений и преодоления. Фредди Куэлл – независимый и сильный духом, единственный значимый ученик Ланкастера, что очень отчетливо ощущает и сам «мастер», заставляя его проходить изнуряющие испытания.
Как известно, лучший финал любого учения – возможность ученика сравняться со своим учителем и превзойти его. Но «Мастер» не только не даёт этого и тому подобных ответов – он отрицает саму возможность универсального учения. Есть метод, рычаг, плечо – но каждый из нас автономен и только сам. Как сказано у пророка Исайи в книге из сборника об известнейшем мировом учении, «каждый из них пошёл в свою сторону – и никто не спасёт тебя».

2
Фото Liam Reilly
отзывы:
36
оценок:
81
рейтинг:
58
5

Фильм очень мутный, такое впечатление, что изначально режиссер намеревался снять полноценный байопик про Л. Рона Хаббарда, а потом, получив пару предупреждающий звонков от Круза, Траволты и других ведущих сайентологов голливуда, решил от греха подальше уйти в абстракцию и запутать следы эзоповскими методами, гонками на мотоцикле по пустыне и любимыми темами об учителе и ученике, одновременно постаравшись объяснить все обо всех. В итоге впечатление после просмотра такое, что тебя два с половиной часа подвергали сеансу терапии и психологическим тестам, а ты, в общем, и так себя нормально чувствовал до этого. Но надо отдать должное прежде всего Хоакину Фениксу - он тут исполняет роль на уровне Джека Николсона в "Полете над гнездом кукушки", несмотря ни на что.

2
Фото klinklinom
отзывы:
6
оценок:
151
рейтинг:
11
7

Фильм - замечательно показанная режиссером и реализованная одними из лучших актеров своего поколения история о столкновении двух полярностей, и о том, как человеческие судьбы влияют друг на друга в своем взаимодействии. Лично заслуга Андерсона - предельно атмосферно передана обстановка послевоенной Америки, внимание к деталям сложно недооценить. Никакого морализаторства, это фильм не для тех, кто в конце привык видеть большими буквами "Веди себя хорошо, и тебе воздастся", например, или "Дурачкам тоже везет, не отчаивайся". Думается мне, изначально автора всерьез интересовала личность Рона Хаббарда или кого-то, ему подобного, собственно, и изложил он ее в свойственном ему ключе. Да, это не Магнолия, но как бы это было утомительно, каждые три года пересматривать одну и ту же Магнолию на новый лад!

2
Фото Kukalyakin
отзывы:
7
оценок:
7
рейтинг:
23
7

Вдоль и поперек изломанный военнослужащий — причем, судя по всему, изломанный еще до войны, — безуспешно ищет работу. Общество не принимает его, а он ненавидит это самое общество. Не особо умный, неблагополучный, из бывших «гопников», он не имеет особой цели в жизни и пьёт какой-то шмульдяк, который сам и мешает из подвернувшегося под руку алкоголя и растворителя. И тут, на свое счастье (или горе) встречает предводителя некоего религиозно-научного движения, в коем легко угадывается Рон Хаббард. Да, тот самый, с сайентологией и дианетикой, рябой, потный и неприятный.

После «Нефти» от Андерсона как-то и не ждалось лёгкого кино, но тут он зрителя жалеет еще меньше, чем там.

Зрителя ломают и ссутуливают к концу фильма не хуже главного героя — жутко неуютной картинкой (обилие очень крупных планов + намеренно тесное кадрирование), неудобными сценами, вязким молчанием в многочисленных диалогах и прекрасным саундтреком (который написали Radiohead, к слову).

Это кино отнюдь не лёгкая пища — это такой мастодонт от кинематографа, с многотонным авторским почерком, его надо смотреть, не перебивая. Если вы хотите испытать на своей шкуре потрясающую игру Хоакима Феникса, офигенную операторскую работу или, на худой конец, просто охренительный русский дубляж (серьезно, иногда кажется, что фильм изначально снимался на русском), то вперёд, 2 часа 40 минут непростой истории ждут вас.

Если же вы ожидаете, что этот фильм, как массажист, должен сделать вам приятно — лучше пройдите мимо.

2
Фото Vladimire
отзывы:
172
оценок:
563
рейтинг:
329
5

Фильм разочаровал. Ожидания были весьма обнадёживающие, особенно если учесть что один из моих самых любимых актёров Хоакин Феникс последнее время в плохих фильмах как правило не снимается. Я очень ждал "Мастера", предвкушал его выход, но в итоге получил почти одно лишь разочарование от просмотра, за исключением моего очередного восхищения актёром Хоакином Фениксом - за что только и ставлю этому фильму 3 звезды.
Сюжет несложный, но при этом фильм несколько непонятный. Оставляет неприятное послевкусие что посмотрел какую-то пустышку с хорошими актёрскими работами. Как это? Вот говорят, что кино это про сайентологию, про секты в США вообще. Да нет, тема не раскрыта. У фильма такой большой хронометраж, он явно затянут, а режиссёр всё равно как будто не уложился. Сама сайентология преподнесена очень неубедительно, поверхностно и даже убого. Все эти посиделки больше похожи на детсадовские утренники во взрослом исполнении, чем на часть серьёзного международного движения.

Вполне можно не смотреть этот фильм, не ведитесь на ажиотаж вокруг него, разве что только если вы не являетесь ярым поклонником таланта Хоакина Феникса (коим являюсь я), его работа в "Мастере" достойна уважения и внимания, он вообще вытянул этот фильм из вообще провального повествования. Так что разве что актёрская работа Хоакина Феникса может стать для вас причиной посмотреть этот фильм. В остальном - абсолютно не советую.

2