На грани сомнения













Нуар Майка Фиггиса про писателя и мертвую девушку
"На грани сомнения" - настоящий постмодернистский презент фанатам Линча, которые соскучились по старому доброму Дэви. Нет, Фиггис, конечно, фигура культовая, креативнейшая и самостоятельная, но количество всевозможнейших любимых фэнами Линча элементов зашкаливает: тут вам и утопленница, и отель у дороги, и блондинистые парики, и ночное шоссе, и даже Красная комната из Черного Вигвама. Последний раз такое дежа вю я испытывал от сериального "Убийства", но Фиггис дает фору.
Здесь есть и Внутренняя Империя, и Малхолланд Драйв (съемки, фильм внутри фильма), очень-очень много Шоссе в никуда и даже немножко Твин Пикса. Можно много и подробно расписывать параллели, но лучше посмотрите сами и насладитесь. Темнотой, загадочными роковыми женщинами, двойниками, расследованием, снами, помешательством, саспенсом и сексуальностью. Помимо этого, исследование природы творчества, метаконтекст, Юнг, относительность "реальности", Radiohead, Вагнер и прочие прелести, которые все вокруг кличут "претенциозностью", "заигрываниями со зрителем" и "высоколобостью")
Так что "всем вокруг" лучше не беспокоиться, а кто знает - быстрей качайте.
В качестве бонуса интервью Линча Фиггису пятилетней давности:
http://boingboing.net/2014/01/16/david-lynch-interviewed-by-mik.html
Майк Фиггис - известный мастер экспериментов. От него постоянно ждешь подвохов, даже если он заявляет жанровый фильм. При этом отмечая, что сценарий писал много лет и переписывал десятки раз, хотя обычно он снимает свои картины на импровизации.
Нет, безусловно в "На грани сомнения" есть фирменные примочки Фиггиса - знаменитая мультиэкранность, так запомнившаяся после, например, "Тайм-кода", закрученность сюжета, неторопливое, "линчевское" развитие событий, которое ничуть не уменьшает громадный саспенс, нависший над главным героем и следящим за ним зрителем.
Ставший уже классическим прием, когда написанное на бумаге становится реальной жизнью, обрастает неожиданными поворотами: абсолютно "гиллиамовский" полицейский привносит в фильм гротескную составляющую, а параллельный преподавательский опыт героя вообще представляет собой иную реальность, как будто у героя есть двойник (альтер-эго), который пытается разобраться с острым сюжетом, разворачивающимся не только на его глазах, но и при самом непосредственном участии.
Себастьян Кох, которого мы помним по "Жизни других", совершенно органичен и не мешает зрителю каждую минуту ставить себя на место главного героя, чтобы решить эту залихватскую головоломку, постоянно обрастающую новыми фактами. Но смысла долго об актерах говорить нет, поскольку главный тут - режиссер. Режиссер с большой буквы Майк Фиггис.