Москва

Фильм
Общая комната

Wspólny pokój, Польша, 1960
О фильме
  • Общая комната – афиша
  • Общая комната – афиша
  • Общая комната – афиша
  • Общая комната – афиша
  • Общая комната – афиша
Драма
Войцех Хас
8 февраля 1960
1 час 32 минуты
Реклама
Смотрите дома онлайн
Кино за 1 ₽ в онлайн-кинотеатре Okko
Смотреть в

Другие фильмы Войцеха Хаса

Участники

Читайте также

Рекомендации для вас

Популярно сейчас

Как вам фильм?

Отзывы

5
M_Thompson
1370 отзывов, 1411 оценка, рейтинг 586
10 мая 2014

Общая для нескольких жильцов комната заселена студентами, интеллектуалами, активистами. Они делятся идеями, хотят того их соседи по комнате, или нет. Они приходят и уходят, напиваются и учат уроки, завтракают и влюбляются, ругаются между собой и с хозяйкой. Ходят в рестораны, рюмочные, кино. И разговаривают, разговаривают, бесконечно разговаривают на самые животрепещущие для них темы. Молодой человек (Мичеслав Гайда), вокруг которого вращается весь фильм, вроде как поэт, он очень молод и собирается посвятить свою жизнь серьезным делам, однако, болезнь подкашивает его совершенно неожиданно. Его сосед по комнате, вечный студент, никак не может выбраться из замкнутого круга и решает, что есть единственный способ из него выпрыгнуть. Согласитесь, не самая здоровая атмосфера для совместного проживания. Даже их друзья и знакомые, скажем так, не излучают счастье и надежду. Многие разнятся во взглядах на жизнь, но общее настроение компании примерно понятно и это чем ближе конец фильма, тем больше пугает.

В принципе, если проводить линию настроения в раннем творчестве Войцеха Хаса, то очевидно уровень мрачности явно спадает. Если «Петля» была каким-то совершенно убийственно беспросветным куском безнадеги, а «Расставания» так и сочились горечью несбывшихся надежд, то «Общая комната» еще немного и станет вообще забавной ироничной комедией. Однако чем ближе финал фильма, конечно же, печальный, тем настроение спадает, как алкогольное опьянение сменяется похмельем. И в этом фильм находит параллели с дебютной работой Хаса, с которой так и хочется сравнивать все раннее творчество автора. Кроме того, что тут тоже зритель встретится с Густавом Гоулобеком, что само по себе не исключительный момент, так как Гоулобек снимался практически во всех ранних картинах Хаса, напрашивается и сходство в этих персонажах. Оба – творческие единицы, которые не нашли общий язык с обществом, в котором живут, поэтому, при помощи заболевания (алкоголизма и туберкулеза в разных фильмах) мчатся они к собственному финалу.

Впрочем, совершенно очевидно, что тон «Общей комнаты» находится просто на другом уровне мрачности. Он более легкий и непринужденный, а до поры до времени даже беспечный и веселый. Забавные разговоры подвыпивших приятелей с юмором и оптимизмом смотрящих на жизнь, на творчество, на женщин, на соседей по комнате, на общественные и политические проблемы. Друзья, рассказывающие забавные истории и старающиеся выпить нахаляву. Впрочем, все это постепенно становится напускным. Хас нагоняет ощущения клаустрофобии, запирая героев в маленькой комнате, сдавливая их стенами и потолком, выпуская жутковатые тени из углов, завешивая окна беспросветной мглой или туманом. И тут выползает все то, о чем, собственно, фильм и создавался. Социальные репрессии относительно необычных, ненормальных проявлений собственных пристрастий, от сущности поэта до гомосексуализма. Сложности экономического характера так же висят тяжелым грузом на плечах героев. Они очутились в этой недорогой комнате совсем не потому, что любили общество друг друга.

Как обычно, Хас снял фильм, полный бесконечного количества интересных персонажей, которые проходят перед глазами чередой, постепенно превращающейся в социально более сложное явление – слепок общества того времени и того места. Более того, если ранее в «Петле» Хас использовал главного героя и его помощников как фигуры, которые расставлял по яростно экзистенциальной картине экспрессиониста, а герои «Расставания» были чем-то функциональным, помогающим передать крах гуманизма, то тут персонажи – это чуть ли не единственное, что в фильме можно воспринимать как импульс, движущий идеи, темы, смысл всей работы режиссера. Все остальное – чуть экспрессионистская постановка света, отрешенная режиссура, не дающая забыть, что режиссер провел годы в документальном кино – это склеивающая воедино цементная масса. И, как обычно, герои Хаса получились шикарными, от главного, до самого распоследнего забулдыги из рюмочной. Впрочем, стоит отметить, что как раз забулдыги у него всегда получались лучше всего.

0
0

Подборки Афиши
Все