Пикник Афиши 2024
МСК, СК Лужники, 3–4.08=)СПБ, Елагин остров, 10–11.08
Москва

Фильм
Прощания

Pożegnania, Польша, 1958
О фильме
  • Прощания – афиша
  • Прощания – афиша
  • Прощания – афиша
Мелодрама
Войцех Хас
13 октября 1958
1 час 37 минут
Реклама
Смотрите дома онлайн
Кино за 1 ₽ в онлайн-кинотеатре Okko
Смотреть в

Другие фильмы Войцеха Хаса

Участники

Читайте также

Рекомендации для вас

Популярно сейчас

Как вам фильм?

Отзывы

7
M_Thompson
1370 отзывов, 1411 оценка, рейтинг 586
8 мая 2014

Случайные встречи. Мечущийся молодой человек по имени Павел (Тадеуш Янчар) потерялся в собственных представлениях о том, как дальше жить в меняющемся вокруг мире. Дело в том, что он живет в тяжелое время конца 30-х, в Польше, и страну, а также весь польский народ, ждут тяжелейшие испытания. А тут и сам по себе он не знает чем заняться. Он происходит из очень богатой семьи, где его любят, однако будущее свое он не видит в бизнесе и высшем обществе. Впрочем, ему самому не очень понятно, каким он видит свое будущее. Однажды он встречает танцовщицу Лидку (Мария Ваховяк) в одном из пошловатых ресторанов. Она ему жалуется, что не хочет стать проституткой, и он уговаривает ее бросить все и убежать подальше из города. Где-то в дикой глуши они находят пансион, где снимают комнату и проводят, наверное, лучшие дни собственной жизни, пока их не находит отец Павла и не разрушает счастливый мезальянс. Проходят годы. Начинается война. Павел, побывавший в Аушвице, приезжает в дом своей тетки, к которой стекаются не только родственники, но и дальние знакомые. И в этом доме он вновь встречает Лидку, и воспоминания о тех днях накатывают волной, как на нее, так на него. Случайные расставания.

Второй после «Петли» фильм интересного польского режиссера, который довольно далеко отошел от привычных социальных и производственных фильмов польского кино того времени. Да, конечно, на этот раз той мрачности и необоримой безысходности, которая затопила дебютный фильм Хаса, тут нет, но в целом интонации безнадежности и потерянности остались теми же, хоть и не столь интенсивными. Главный герой так же потерян и отрицает окружающий мир, как и герой «Петли», однако его связь с будущим существует, пусть и призрачная, но на расстоянии вытянутой руки. Впрочем, в свою очередь, герой Янчара еще более циничен. Он отрицает все конструктивное и положительное, что встречается ему. Он разочарован в жизни и в обществе. И, судя по гостям тетушки, его можно, наверное, понять. Хотя в данном случае фильм, все же, не так плотно акцентирован именно на этой, злой и депрессивной, составляющей. Хас переносит вес тяжести именно на отношения двух людей, вводя конфликты и неразрешенные тяготения именно внутрь этой фигуры, оставляя разваливающиеся останки общества лишь необходимыми, но все же, декорациями.

Интересно, что главные персонажи, при всем том, что на них держится вся драматургия фильма, на самом деле вызывают не такой восторг, как второстепенные. Да, Павел выглядит именно как сын интеллигентной семьи, который по каким-то неочевидным причинам ищет себя вне привычного мира. Постепенно он превращается в бродягу, который повидал жизнь и уже не тот взбалмошный юнец, с вызовом смотрящий на все бытовые условности и общественные нормы. Лидка тоже эволюционирует в кадре – из столь же легкомысленной барышни к даме, знающей себе цену и достигшей все собственными усилиями. Впрочем, встреча некоторые покровы срывает. Но, все-таки, фон персонажей украшают именно второстепенные персонажи. Есть тут и герой Густава Голоубека, который играл главную роль в «Петле», который тут тоже любит выпить и даже слегка декадентен. Шикарная хозяйка гостиницы, которая пытается продать главным героям хоть что-то и выдает котика за песика. Бывший слуга во дворце тетушки, который занимается спекуляцией, в результате чего сумел скопить на собственный ресторан, куда разные графы просятся работать официантами.

Подобные персонажи постоянно оживляют по-хорошему серый фон, безрадостно построенный польским режиссером. Построенный, надо отдать должное, весьма и весьма грамотно. Кроме уже упомянутой высочайшего уровня актерской школы, можно отметить также, что некоторые студийные сцены можно по кадрам распечатывать и выдавать за произведения искусств конца 19-го века. Элегантно Хас балансирует и с различными темпами и настроением. То, как разбит фильм на две половины, просто восхищает. Все это замечательно выводит на передний план именно психологическую сторону истории, которую, благодаря таланту режиссера, будет приятно смотреть как довольно искушенным в кинематографе ценителям, так и тем, кто не отличит Дрейера от Брессона.

0
0

Подборки Афиши
Все