Пикник Афиши 2024
МСК, СК Лужники, 3–4.08=)СПБ, Елагин остров, 10–11.08
Москва

Фильм
Лукреция Борджиа 3D

Lucrezia Borgia, Великобритания, 2012
Описание Афиши
Описание прокатчика
3D-версия оперы Доницетти

Запись этого спектакля состоялась в Английской национальной опере 23 февраля этого года. Дирижировал оркестром Пол Дэниел, партию Лукреции исполняла Клэр Раттер, партию Дженнаро — Майкл Фабиано, а партия Альфонса д'Эсте досталась британскому басу Аластеру Майлсу. Режиссером фильма стал Майк Фиггис, известный по оскароносному «Покидая Лас-Вегас».

Либретто оперы написал Феличе Романи по мотивам одноименной пьесы Виктора Гюго, действие которой происходит в Венеции в конце XV века.

  • Лукреция Борджиа 3D – афиша
  • Лукреция Борджиа 3D – афиша
  • Лукреция Борджиа 3D – афиша
  • Лукреция Борджиа 3D – афиша
  • Лукреция Борджиа 3D – афиша
Опера
3 апреля 2012
2 часа 30 минут
Реклама
Смотрите дома онлайн
Кино за 1 ₽ в онлайн-кинотеатре Okko
Смотреть в

Участники

Читайте также

Рекомендации для вас

Популярно сейчас

Как вам фильм?

Отзывы

9
Татьяна Таянова
188 отзывов, 236 оценок, рейтинг 369
25 июня 2012

Единственное дошедшее до наших дней живописное изображение печально известной роковой женщины Лукреции Борджиа было обнаружено совсем недавно. С овального полотна Доссо Досси (современника Тициана, Рафаэля и Микеланджело) на нас смотрит молодая женщина с презрительно поджатыми губами в строгом черно-белом платье, с прической мальчика. В ее глазах – заиндевевшая печаль. В тон ей на заднем плане помимо болотно-зеленой листвы мирта – ледяная синь неба. От портрета, от недвижного взгляда сухих глаз становится страшно холодно. И еще страшнее от мысли: как же невыносимо холодно было ей! Неслучайно в музейном каталоге полотно долгое время значилось как «Портрет юноши». Неслучайно на нем Лукреция показана с кинжалом в руках (невозможная деталь для женских портретов эпохи Возрождения – отсылка к древнеримской деве Лукреции, которая закололась после того, как над ней надругались). В ней и впрямь было много мужского. Внебрачная дочь кровожадного кардинала Родриго Борджиа (в будущем – папы), по слухам, любовница родного отца и родного брата, осталась в веках олицетворением неистового злодейства и коварства. Но, словно в пику слухам, в нижней части портрета – надпись-упоминание о Красоте и Добродетели. Насмешка или правда?

После знакомства с оперой Доницетти, написанной по одноименной пьесе В. Гюго, хочется сказать: и то, и другое. Потому что Лукреция Доницетти не плохая и не хорошая, не добрая и не злая. Она несчастливая. И несчастье ее в том, что, страстно желая любви, она не имеет на нее права, и в том, что ее единственная любовь – сын, не знающий, кто его мать. Когда-то она отреклась от него, чтобы спасти, а потом случайно убила, желая всем сердцем обрести вновь. Так шутит судьба с теми, кто думает, что все в их руках. Так мстит тем, кто живет лишь двумя страстями – любовью и ненавистью.

Лукреция, чтобы приспособиться к жизни, найти компромисс с ней, мстит, убивает, враждует. Потому что таково все ее окружение, прежде всего – ее семья, никогда не гнушавшаяся преступлениями и ложью для достижения своих целей. Но любовь к давно потерянному сыну ломает весь ее мир, летит в тартарары налаженное устройство бытия, в котором она королева – страшащая, восхищающая, властная и непреклонная. Над телом убитого ребенка она пытается прорвать немоту несказанного, неспетого, невыплаканного чувства. И захлебывается отвечающей ей тишиной. А музыка гаснущим светом покрывает нарочито нежилые декорации. И кажется, что в окружении этих стен, безжизненных, как муляжи, и холодных, как могилы, не место звукам чувств, не место материнству и детству, не место сказкам про розовые берега, чудесные страны с прекрасными цветами и поющими скалами, так и не рассказанным и не услышанным сказкам… Не место самой жизни!

Сыграть несказанное и неспетое в опере тяжелее, чем в театре. Но мимика и жесты помогают одной из ведущих британских сопрано Клэр Раттер (Лукреция) передать музыкальность немоты (немоты любви, правды, совести, памяти), в которую, словно в маску, опрокинута ее жизнь. Судьба и роль Лукреции – доказательство, что боль и память не существуют порознь, что истина таится не в ответе, а в противоречии нескольких ответов. Что все, что пройдено, погребено, проклято, – останки памяти, имеет привычку возвращаться, но чаще – незаметно жить в нас, разъедая, разрушая, ломая чистый, как слеза, голос надежды.

На самом деле надежда в этой опере скорее не голос, а гул, внутри которого довольно отчетливы призвуки безнадежности, смерти. Ощущение этого смертельного рокового гула поддерживают «пустые», скупые, стерильно-минималистичные декорации. Одинокое дерево, одинокая скамья, одиноко центрированный стол смерти и вина в предпоследней сцене, пустынно-одинокий двойной трон (символ несуществующей любви – фальшивой семейной пары), одинокие ступени, на которых умирает Дженнаро, отказавшийся принять противоядие из рук матери-злодейки, некогда обожествляемой им, как недосягаемая грёза.

Возможно, создатели оперы были правы, изъяв из нее финальную сцену убийства сыном собственной матери (месть за поверженных друзей и отнятый идеал). Лукреция в финале и так мертва. На ее лице окаменевшее, как посмертная маска, страдание, она движется лунатически, каждый жест ее скован, словно она навсегда заперта в темницу преступления и вины. А из нее, как и из могилы, нет выхода.


P.S. Говорят, незадолго до смерти Лукреция ударилась в набожность. Сменила роскошные наряды (а она была одной из самых богатых женщин Европы) на жесткую власяницу, много молилась, почти не выходя из храма, а потом и вовсе постриглась в монахини. Что томило и мучило ее? После оперы Доницетти это кажется таким очевидным… Любовь. Умирая, 39-летняя Лукреция умоляла об одном: заботиться о её амарантовом цветнике. Амаранты – цветы бессмертия. Их было немало в ее саду. В память обо всех убиенных мужчинах её жизни.

0
0
9
Вера Апаева
160 отзывов, 435 оценок, рейтинг 166
17 апреля 2012

Была приятно удивлена! Ожидала, что действо будет выглядеть как концерт на телеканале культура. Снято превосходно!Ощущение действительно складывается такое, будто сидишь в зале, или даже прямо на сцене. Понравились видео вставки и воссоздание некоторых полотен. Способствует лучшему восприятию эпохи. Единственное что непривычно - отсутствие антракта.

0
0

Подборки Афиши
Все