Фильм

Фильм Ангел мести

Ms. 45, США, 1981
Ангел мести – афиша
© Image Entertainment
1/17

Борьба с домогательствами: метод Таны

Самые ожидаемые события
Режиссер и актер итальяно-ирландского происхождения. Родился в Бронксе и с детства увлекся кино. На воспитание Феррары с юных лет повлияла католическая церковь. Позже это влияние скажется на многих его фильмах, хотя пуританином его не назовешь. Оказавшись без работы в 1976 году, режиссер снял порнофильм «9 Lives of a Wet Pussy» со своей подружкой в главной роли. Однако первой полнометражной работой, вызвавшей интерес широкой публики, стал хоррор «Убийца с дрелью» с самим Феррарой в главной роли. Сюжет фильма о художнике, который постепенно сходит с ума от нищеты и в какой-то момент слетает с катушек, перекликается с более поздней работой режиссера, криминальной драмой «Ангел мести» — только там агрессию проявляет пережившая сексуальное насилие женщина. «Убийца» легко приобрел культовый статус, а жестокость в кадре стала визитной карточкой режиссера (в Великобритании запрет на показ фильма сняли только в 1999 году). Но самыми известными картинами Феррары стали криминальный триллер «Король Нью-Йорка», киберпанковский детектив «Отель «Новая роза» и культовый «Плохой лейтенант» с Харви Кейтелем. Более поздний период творчества режиссера отмечен дебютной комедией «Сказки стриптиз-клуба», апокалиптической драмой «4:44. Последний день на земле» и байопиком «Пазолини». Феррара неоднократно становился номинантом престижных фестивалей, в том числе на «Золотую пальмовую ветвь» за ремейк «Похитителей тел».
7

Феррара все-таки настоящий псих. Он натурально не совсем нормальный человек. Причем в эту фразу я не вкладываю каких-то негативных коннотаций. Он не визионер, но его взгляд на мир и чувство мира, как бы это помягче-то, чужие. Взгляд чужака на это месиво, муравейник, крысятник. Без ненависти, без омерзения. Тут больше любопытства, и даже восхищения нашей возней в этой куче, которую мы называем жизнью, нежели чего-то еще. При этом, я особо не интересовался, но судя по его фильмам человек он скорее религиозный. Верующий. Больше, чем, скажем, Триер, который, несмотря на все его антибожественные нападки в интервью и соответствующие макабрические ленты, тоже верует. Только Триер богоборец, и, я подозреваю, если он осознает, насколько он верует, он бога вообще возненавидит (за все, так сказать, хорошее).

Феррару эти высокие проблемы не интересуют на самом деле. Вот "Мисс 45 калибр" - это охренительное кино, в котором его автора не интересует вообще ничего из того, что должно интересовать приличного нью-йоркского интеллигента. Гхм, если нью-йоркские интеллигенты вообще бывают приличными. Фильм катапультировал его автора на режиссерский Олимп, став абсолютной культовой классикой, входит в соответствующий - http://www.icheckmovies.com/lists/the+deuce+top+20/ – топ-лист. По нему можно примерно представлять Абеля Феррару и его кинематограф. Кроме того, фильм буквально впечатан в конец 70-х - начало 80-х, с очень интересной музыкой нью-йоркского андеграунда. И соответственно, фильм - еще и слепок своей эпохи.

Ms. 45, наверняка, стал предтечей последовавших затем фильмов с похожей тематикой. И "Отважная" с Джоди Фостер, где ее героиня бродит по тому же городу и убивает преступников (мужчин), и французская дребедень "Трахни меня", где убийством мужчин занимается парочка девочек, которых эти самые мужики достали. Тема благодарная, в общем. Достаточно перевернуть вверх ногами фильмы о мужчинах, ненавидящих и убивающих женщин, вот тебе и такое кино по сути. Однако у Феррары акценты не то чтобы смещены. Нет, они есть. Но на самом деле их нету. Сейчас попробую объяснить.

У меня сложные отношения с Феррарой, но меня потряс его The Addiction, фильм и о вампирах, и о наркомании, и об андеграунде, и о философии, и обо всем на свете. И одновременно ни о чем вообще. Черно-белый наждак, чистая ярость, боль и черная дыра. В финале – свет божественного чуда. По большому счету, если сильно зажмурить глаза, The Addiction это далекий потомок-сиквел "Мисс 45 калибр". Судите сами, в обоих фильмах, на девушку нападают в какой-то подворотне. После чего она начинает убивать. И заканчивается все на вечеринке в духе депальмовской "Кэрри". Вот ту же "Кэрри" я не вспоминал не в финале The Addiction, не в Ms. 45, хотя есть немаленькие подозрения, что сама канва сюжета и рисунок его развязки наследует именно "Кэрри". Но Де Пальма, как и Ардженто - это авторы "жирного" кино. У них всего очень много. И, разумеется, к убийствам они, как настоящие "тайные" маньяки, подходили с «любовью» и изобретательностью, и убивали своих девушек с особенной, изощренной гениальной жестокостью.

У Феррары девушку насилуют за один вечер дважды (второй раз - сам Абель Феррара). Она пытается успокоиться, но к ней продолжают приставать. И, наконец, взбесившись и взяв пистолет 45 калибра, она начинает плановый отстрел, охоту на проклятых ненавистных мужчин, с каждым убийством выходя на улицы города во все более провоцирующих нарядах. Она не меняет рисунок убийства, наша Тана. Нет. Ее и в газетах очень скоро прозвали Мисс 45 калибр. Она убивает из одного пистолета. Девушка не большого ума и не великой силы. Метод убийства раз от раза не меняется. И при этом ее сложно назвать серийной убийцей. То есть, изначально-то, конечно, фильм как-бы вообще не про серийного убийцу, он профеминистский. И в целом, я подозреваю, фильм прославил режиссера именно поэтому. Но очень скоро Феррару перестают интересовать эти скучные социальные вопросы. Он задался задачей выбить из мрамора свою героиню. И у него получилось! Для такой выбитой из мраморы героини не суть важно, поймают ли ее, или нет, и когда поймают, и не имеет ли смысла – затаиться на время? А на фига? Сначала в холодильнике в черных мусорных пакетах лежит второй насильник, и Тана каждый вечер выходит на прогулку избавляться от них. Потом ей это надоедает, и один пакет она вешает в кладовку, а два других - за окошко, "сушиться" (или настолько она уже ненавидит мужчин, что в прямом смысле слова – не выносит их запаха).

Мисс 45 калибр это героиня не снятого фильма Квентина Тарантино. Я вообще страшно удивлен, как наш Квентин до сих пор не утянул ее в какую-нибудь из своих лент?! Во-первых, Тана - скромная мышка, ни капли не фам фаталь. Во-вторых, Тана - немая! То есть, когда ее насилуют, она даже не может кричать (см. один из фильмов Роберта Сьодмака). Тана - немая фурия на ночных улицах Нью-Йорка. Готовый шаблон для любого хорошего комикса. В-третьих, Тана из мышки на протяжении фильма, с каждым очередным убийством, превращается в ту самую фам фаталь. Она все сильнее и ярче красит губы. И надевает то черный плащ с капюшоном, превращаясь в Черную Красную Шапочку, то наряд проститутки. То, наконец, монашескую одежду. А-а-а-а, я чуть не умер перед экраном, когда Тана, то есть, Феррара, выдали этот финт. Тана, перед вечеринкой Хеллоуина, сидит у зеркала. В монашеской одежде. С ярко накрашенными губами. В черных чулках с подвязками, на чулки она и крепит свой пистолет пистолет М1911 45 калибра. Но перед этим она с необыкновенной любовью и нежностью заряжает его. Целуя каждый из патронов. И сидит перед зеркалом, красуясь, как она сейчас будет убивать.

На самом деле, у фильма есть, конечно, предшественники, и по крайней мере один - с главной героиней, которая мстит мужикам "за все". И - вот эту – http://en.wikipedia.org/wiki/Thriller_-_en_grym_film - героиню Тарантино как раз и утянул в "Килл Билл" для создания одного из своих персонажей. Квентинушка, лучше бы ты утянул Тану. Так или иначе, Феррара создал канон, абсолютизируя все прошлые элементы соответствующих фильмов, и доводя их до какой-то кондиции, до точки кипения. Тоже самое произошло и в The Addiction. Эти фильмы со стороны выглядят очень странно. Это же не Де Пальма, не Ардженто. Но и не Джармуш (хотя вот Джармуш, по-моему, испытал немалое влияние той же "Мисс 45 калибр").

А все потому, что Феррара выкидывает из фильма все лишнее. А потом и вообще все, что мешает его героине убивать. И она убивает. И ни ты, ни режиссер, ни она сама не испытываете по этому поводу никаких чувств. Феминизм? Шовинизм? Патология? Наркотическая привязанность к убийствам? Who cares! Ни ненависти, ни ярости, ни наслаждения, что, наконец-то, подонки получили по заслугам. Потому что подавляющее большинство убитых Таной, уверен, и не были подонками. Но провинились перед ней тем, что оказались мужчинами (женщины для нее "сестры"). 77 минут фильма, из которых большую часть Феррара подарил своей Тане. И вы не увидите тут ничего, кроме ее убийств. Но снято это настолько хорошо и даже здорово, и подано это все с таким чувством достоинства и холодного совершенства, что больше собственно ничего и не надо.

"Мисс 45 калибр" это не столько кино, сколько "скелет кино". Рисунок идеи, сразу же воплощенный на экране. Вот та цель, к которой так долго стремился тот же Джармуш, и что изначально легко получалось у Брессона. Феррара реально снимает очень похоже. С учетом его религиозных мотивов, безусловно, хотелось бы сравнить, но слишком уж они разные. Ограничимся лишь тем, что "Мисс 45 калибр" это чистое кино, структура кино, голый сценарий, разлинованная схема, раскадровка - про то, как обиженная мужчинами хорошая девушка их убивает. И убивает. И убивает. И убивает.

24 октября 2012
Все отзывы
Читайте также
54 лучших боевика на майские: выбор Джеймса Ганна
54
лучших боевика на майские: выбор Джеймса Ганна
54 лучших боевика на майские: выбор Джеймса Ганна
20 сериалов апреля
20
сериалов апреля
20 сериалов апреля
«Нападение на Рио-Браво»: как Александр Невский снял свой лучший фильм?
«Нападение на Рио-Браво»: как Александр Невский снял свой лучший фильм?
«Нападение на Рио-Браво»: как Александр Невский снял свой лучший фильм?
17 фильмов, в которых герои держат оборону
17
фильмов, в которых герои держат оборону
17 фильмов, в которых герои держат оборону
Создайте уникальную страницу своего события на «Афише»
Это возможность рассказать о нем многомиллионной аудитории и увеличить посещаемость