Исторический, Драма |
16+ |
Бенуа Жако |
21 марта 2012 |
16 августа 2012 |
1 час 40 минут |
1789 год, Франция охвачена огнем великой революции. Версаль живет своей жизнью, опальная королева Мария-Антуаннета (Крюгер) впадает в депрессию не столько из-за бунтующего «вонючего Парижа», сколько из-за немилости своей фаворитки, госпожи Полиньяк (Ледуайен). В это же время одна из служанок (Сейду) тайно ревнует свою королеву, но чем ближе к Версалю мятежники, тем скорее тайное становится явным.
Картина режиссера Жако — самая настоящая бульварщина, в которой нет толковой завязки, кульминации и человеческой концовки — будто в основе фильма лежит не роман, пускай и женский, а кухонная сплетня. По ощущениям «Прощай, моя королева» напоминает прошлогоднюю глянцевую «Мою неделю с Мэрилин»: амбициозная чтица пытается стать для королевы чем-то большим, чем просто приятным временным собеседником — ну, стоит сказать, что частично ей это удается. Героиня Сейду приятна внешне, но не внутренне — услышав, что бунтовщики взяли Бастилию, она первым делом интересуется: «А как Королева, с ней все в порядке?», — ну, право, ее маниакальная одержимость Антуанеттой никак не обусловлена, ее Величество, впрочем, тоже больше беспокоится о своей фаворитке, чем о себе и, куда уж там, собственном королевстве. Сам фильм, который непонятно за что обласкан критиками, напоминает вялотекущую смесь глупого софт-порно и желтой передачи на манер «Пусть говорят»: в центрообразующих сценах героиня Крюгер, оставшись с миленькой девушкой наедине, томно просит закрыть дверь, максимально приближается к ней, и … ничего не происходит, ждите, зрители, концовки, вот там-то вы свое получите. Или не получите.
а было так заманчиво...
в пустнном летнем кинопрокате эта картина казалась спасением, но, увы, не принесла ни удовлетворения, ни вдохновения.
Фильм повествует о жизни Марии Антуанетты в течение нескольких дней после взятия Бастилии, в июльские дни 1789 года, глазами чтицы королевы, которая питает к ней весьма нежные чувства. Авторам фильма блестяще удалось показать атмосферу паники в Версале, короля, для которого власть - жестокое наказание, данное ему от рождения, и королеву с ее страстями и чувствами к герцогине де Полиньяк. Зная историю, следишь за бедной загнанной в Версальскую ловушку монаршей четой с волнением. Но на одном этом чувстве нельзя вытянуть весь фильм...
Повествовательный сюжет без начала и без конца, показывает нам несколько тревожных дней, как некую эмоциональную хронику... но это повествование без каких-либо драматургических перипетий быстро наскучивает...
Ощущение от фильма сходно с таким, как если бы на экране показали отрывок из "Титаника" - когда корабль уже столкнулся с айсбергом, но еще не утонул, и многие пассажиры все еще склонны считать, что лайнер непотопляем. И вот ты посмотрел этот кусочек хроники "гибнущий величественный гигант" без начала и без конца, поволновался за персонажей, зная что их ждет через пару часов и все, кино вырубили. И ты сидишь весь такой обескураженный "а что это было такое вообще?!"
в общем, если у вас есть желание сходить в кино, и смотреть очередную супергеройскую сагу вам не хочется, то разделите любовную лесбийскую истому Марии Антуанетты, хоть картинки красивые и кадры стильные.
Совсем не кинематографический шедевр, этот фильм, являясь номинантом на премию Сезар в том числе как лучший фильм года, однозначно претендующий на определенную атмосферность, столь исключительную для воссоздаваемой эпохи, вполне заслуживает просмотра, но в основном только лишь с точки зрения любопытного образа раздираемой фаворитизмом Марии-Антуанетты.
Известная всем столь хорошо история о том, как во время народных волнений в Париже, которые в итоге привели к колоссальной трансформации политической системы Франции, случившейся в результате свершившейся Революции, в Версале в это время все так же размеренно и вполне беззаботно предавались праздности и вели привычный образ жизни, она - эта история - в трактовке режиссера, основывающего повествование на воспоминаниях придворной чтицы, приобретает несколько неожиданный формат и смещенные акценты: королеву волнуют не столько происходящие в Париже события, а то, что разворачивается в ее покоях; собственно, королева при этом не является центральным персонажем фильма.
Самое приятное во всей этой полуторачасовой истории - это прекрасные съемки сумрачных коридоров дворца, показанного не с самой рошкошной стороны в лучах вечно сверкающего солнца, бесчисленных галерей, темных переходов в отблесках пламени свечей и великолепных покоев королевы - все это помогает представить помпезность монархического режима Франции конца XVIII века. Но костюмов и обозначенных выше смещенных акцентов оказывается недостаточно, а потому зрителю предстоит увидеть то, что вполне можно охарактеризовать как камерная инсценировка придворных страстей.
Пускай не экшн, зато красиво и, видимо, очень близко "к тексту". Жалко, что Полиньяк производит впечатление жуткой стервы. А ее ведь действительно король с королевой отправили из страны на третий день после взятия Бастилии, иначе порвал бы ее народ на британский флаг. И умерла она с горя всего через несколько недель после казни Марии-Антуанетты. Зато потомки благополучно дожили до наших дней: принц Монако Альбер II не только сын Грейс Келли, но и пра-пра-пра-правнук Габриэль де Полиньяк.
ЗЫ Пять звезд конечно много, ну и ладно - должна же быть какая-то предвзятость)
На первый взгляд кажется, новый фильм Бенуа Жако 'Прощай, моя королева' дышит в спину предыдущей экранизации о жизни Марии Антуанетты режиссера Софии Копполы. Постановка одноименного романа Шанталь Тома о воспоминаниях придворной чтицы Сидони Лаборде, в который раз обнажил закулисные тайны из жизни королевы Франции. В фильме затрагиваются события трех дней, когда была разрушена Бастилия и утверждена Национальная гвардия, начало кровавой революции. На фоне бушующих страстей военного плана, королеву в исполнении немецкой фрау Дайан Крюгер, волнуют страсти вполне земные, а именно вовсе не платоническая любовь к графине де Полиньяк (Вирджини Ледуайен). Свидетелем душевных метаний королевы невольно становится скромная чтица и умелая вышивальщица Сидони ( Леа Сейду). Страстно влюбленная в Марию Антуанетту, она не скрывает, что тема гомосексуальной любви ей, в принципе, тоже не чужда.
Режиссер Бенуа Жако в очередной раз снял кино о незамысловатых игрищах французской королевы, разворачивающихся фоне исторических событий. На первый взгляд, идея фильма - показать героиню Крюгер с личной, даже с интимной стороны, учитывая новый виток ее биографии, не вполне достоверный, кстати.
При ближайшем рассмотрении, становится понятно и режиссер, и его муза полны сомнений или же совершенно по-разному воспринимают свою миссию в этом проекте. Жако, утверждающий, что в основу фильма легли исторические явления 18 века, упускает пикантный момент в биографии королевы, делая ставку на масштаб французской революции.
Сомнительный выбор исполнительницы главной героини, пожалуй, не единственный вопрос к создателю фильма, который, разумеется, говорит в первую очередь об актуальности своего произведения.
Однако, все эти похвальные намерения никак не сочетаются с тем, что мы видим на экране, где в большей степени демонстрируется хаотичные душевные метания героини, чем тема зарождения революционного движения народа.
Крюгер, играющая великого эпохального персонажа, похоже, совсем забыла о своем королевском происхождении и ведет себя скорее как похотливая самка, мечтающая не о спасении народа и себя самой, а о том, чтоб служанка помогла разбудить потенциальную любовницу. Это, пожалуй, самый откровенный и достойный кадр в фильме, где героиня де Полиньяк честно отрабатывая свой гонорар, демонстрирует во сне свое прекрасное обнаженное тело. Основные диалоги между героинями, как правило, происходят без слов. Взбалмошная королева страстно дышит в ухо своей подруге, а затем многозначительно целует свою чтицу в губы, движимая своими инстинктами больше чем здравым смыслом. Излишне умная и начитанная служанка, чей взгляд исподлобья, столь многозначен, что не требует лишних слов и признаний в желании полной духовной близости с королевой. По своей душевной доброте, она становится заложницей собственного чувства. Внешняя невозмутимость героини Сейду в конце фильма начинает вызывать скорее раздражение, чем сочувствие. Потому как покорность служить королеве можно понять, но надежда на какие-либо романтические отношения воспринимается не более чем старческий маразм.
Просмотрев первую половину фильма, смутно обещающую хоть какое-то развитие сюжетной линии, прощаешь создателям весь этот странный не до любовный треугольник, насыщенный томными взглядами и нелепыми дрожащими интонациями в речах героев. Однако, когда добрая половина фильма проходит, понимаешь, что ни обилие костюмированного антуража, ни великолепие Версаля не способны спасти нелепую игру в любовь всех участников этого фарса, включая режиссера. Что ж, остается только порадоваться за Софию Копполу. Ее фильм о Марии Антуанетте, ранимом ребенке в теле взрослого, лучшая экранизация на сегодняшний день. Бенуа Жако есть чему поучится, делая ставку не на лесбийское прошлое королевы, а на безусловно сложный внутренний мир героини. Она этого достойна.