Москва
Написать отзыв

Все отзывы о фильме

2012, Россия, IMDb: 7.3

7.4
оценить
Как вам фильм?
Фото пользователя
  • 10
  • 9
  • 8
  • 7
  • 6
  • 5
  • 4
  • 3
  • 2
  • 1

Рецензия «Афиши» на фильм

Фото Анна Сотникова
Фото Анна Сотникова
отзывы: 110
оценки: 109
рейтинг: 1335
7
Провинциальная трагедия

Одна ВИЧ-инфицированная пара — у нее (Троянова) пирсинг и пергидрольные дреды, у него (Филимонов) мобильный с камерой — едет венчаться, но на обратном пути в ночной электричке к ним подсядет гопник. Сначала вежливо попросит сигаретку, потом — 10 рублей, а потом уведет юношу к своим друзьям в соседний вагон, где те забьют его до смерти.

Одна женщина (Лапшина), которая после смерти мужа ушла в такой запой, что у нее отобрали детей, не дождется их возвращения: дочери погибнут в аварии на полпути, но после похорон она откопает их тела и принесет домой. А когда один увязший в долгах любитель игровых автоматов (Сытый) сядет на велосипед, уедет к реке, снимет ботинки и уйдет в пустоту, его сын начнет просыпаться по ночам с криком: «Папа умер!»

Если предыдущий фильм Сигарева, «Волчок», принято определять как сказку, то «Жить» можно по праву считать трагедией в традиции магического реализма. От бытовых ужасов Сигарев переходит к метафизическим, исследуя природу смерти, но не той, которой заканчивается одна жизнь, а той, с которой начинается совсем другая, — жизнь близких, вынужденных смириться с потерей. Три изящно зарифмованные между собой сюжетные линии, экранное воплощение трех главных жизненных страхов — смерть родителей, смерть детей и смерть возлюбленных, — складываются в драматургически выверенный, варварски просчитанный удар по всем болевым точкам сразу. Сигарева можно упрекнуть в том, что он не столько рассказывает, сколько пугает, — ну что ж, действительно, и больно, и страшно. Смерть сама по себе — странное явление, в которое невозможно поверить, пока не встретишься с ней сам, и объяснять это лучше даже не пытаться. Поражает в ней прежде всего то, как в обыденность медленно подмешивается проблеск иррационального, на глазах уничтожая привычную реальность. «Жить» устроен по тому же принципу — это трагедия, сконструированная из тщательно выверенных мизансцен, невесомой камеры Хамидходжаева, блестяще прописанных диалогов. Понятно, что Сигарев в первую очередь драматург, но излишняя театральность тут не выглядит фальшью: на свете нет ничего более неестественного, чем речи на похоронах. И авторскую одержимость символами — вроде белой лошади, выскакивающей на дорогу перед похоронной процессией, и гаснущей на венчании свечки — действительно хочется считать частью внутренней мифологии этих трех предельно бытовых историй. С другой стороны, любая попытка сказать что-то про «Жить» упирается в вопрос о невозможности оце­нивать его объективно — хороший это фильм или плохой, можно ли вообще ­говорить о нем в таких категориях. Это в общем даже не вполне фильм, а двухчасовой кошмар, обрушивающийся на зрителя в явном стремлении его уничтожить. И, наверное, это все-таки запрещенный прием. Наверное, не стоит так методично колотить людей по голове всем, что подвернется под руку. И, наверное, единственная разумная реакция на этот фильм — с громким воплем бежать от него сломя голову. Но это исход, который можно пожелать каждому, а что до всех остальных, то тут — как в песне Гребенщикова: есть выжившие, но спасенных нет.

1
0
...
20 августа 2012
Отзывы по рейтингу пользователя
  • По дате
  • По рейтингу пользователя
  • По рейтингу рецензии
Фото Dmitry Bortnikov
Фото Dmitry Bortnikov
отзывы: 469
оценки: 486
рейтинг: 1584
3

Испытание смертью

О душе пора подумать (с)

Люди, живущие в мегаполисах и провинции, абсолютно по-разному воспринимают смерть. Одни лелеют и чтят порядки, чтобы подольше и размеренней прожить, другие торопятся, стремясь достигнуть всего и вся как можно быстрее, а что будет дальше не так уж и важно. Провинциал Сигарев долгое время пытался найти деньги на финансирование картины о конце света, в итоге написал сценарий «Жить», который хоть как-то давал ему возможность самовыразиться.

Пара неформалов решает пожениться, но торжество оборачивается ужасом, когда жениха избивают в электричке. Мальчик не может пережить уход отца и постоянно смотрит в окно. Мать пытается достучаться до него, но это очень нелегко. Бывшая алкоголичка добивается возвращения прав на детей и ждет их возвращения. Но, по дороге происходит авария…

Виталий Сигарев – прекрасный сценарист, а вот режиссер из него вышел посредственный. Он любит длинные планы и кадры с остановкой на лице героев. Но, в итоге ему нечего предложить своему зрителю, кроме жестокости мира. Сигарев явно даже в первую тысячу режиссеров не вошел, которые хотят и могут поделиться своими самыми сокровенными мыслями со зрителями. Ему бы идею по свежее, да монтажера хорошего и вот тогда на его работы было бы не жалко потратить время.

Сценарий «Жить» - обычная жизнь нескольких людей доведенная до крайности. В конце режиссер даже пытается поиграть в нечто большее, чем просто история, но, испугавшись, приводит публику обратно к разбитому корыту. Можно предположить, что у нас появился еще один «правдоруб», но, господа, сколько можно? А других мастеров в стране нет?

Из актеров выделяется спутница режиссера – Яна Троянова, ее образ, чуть ли не единственный неплохо прописан автором. У нее есть и площадка и размах, но все к чему приходят герои – «сгоревшие» рукописи. Если Сигарев считает, что об этом надо говорить, ему бы машину времени и вернуться подальше в прошлое, чтобы его оценили и восприняли как открывателя, а не человека «шаркающего» в том, что уже «обгрызано» до кости.

Авторов картины можно поздравить с отличным продолжением русских традиций – чернухи, мата, водки и безысходности. Сигареву удалось хоть как-то повлиять на своего зрителя. Выходя из зала, публика ощущает себя разбитой и раздавленной и это неплохо. Но, все же тем, кто ходит в кинотеатры за развлечением, лучше обходить эту картину стороной, а автору надо задуматься об урезании хронометража своих картин, а то скоро они не смогут влезать в репертуар кинозалов.

0
0
...
4 ноября 2012
Фото сергей коновалов
Фото сергей коновалов
отзывы: 925
оценки: 1069
рейтинг: 656
5
Жить - несмотря на тужить

Современный город Суворов Тульской области - почти балабановский Ленинск середины 80-ых. Гаражи, заводские трубы, пазики и шлюзы. И люди, с точки зрения обыкновенного москвича - что-то вроде инопланетян. Общаются так: чё, да чё... Посреди этой разрухи. пьянства и серости красные обои с сакурой, палочки на обеденном столе и пр. японская атрибутика в квартире у молодожёнов ещё больше добавляет общей потусторонности - как и потухшая во время венчания свеча, долбящий бетонную стену здания дятел или огромная белая лошадь, перебегающая пазику дорогу. «…Надо жить, надо бы только правильно жить…», призывал В.Шукшин, и надо жить сегодня, сейчас, не откладывая, не теряя два часа своей драгоценной жизни на этот фильм.

0
0
...
11 февраля 2013
Фото Царь
Фото Царь
отзывы: 239
оценки: 244
рейтинг: 499
9

Сигарев молодец!
Фильм жёсткий,но идея сильная.
В середине фильма я подумал ОЙ БЛЯ .....чернуха,но Сигарев дотянул идею и выдох в конце.
КИНО О СМЕРТИ.
Огромное СПАСИБО гениальной актрисе Яне Трояновой (девочка с дредами).Я её заметил ещё в фильме ВОЛЧОК,супер актриса!

1
0
...
28 сентября 2012
Фото Артём Станкевич
Фото Артём Станкевич
отзывы: 348
оценки: 348
рейтинг: 426
1

Трагедия про смерть, которая на протяжении всей своей продолжительности давит и забивает всё желание как-то существовать, стремиться и выживать. Это просто фильм о неминуемом конце, который неизбежен. Смотреть его не рекомендуется никому, если конечно вы не похоронили детей...

0
0
...
9 сентября 2012
Фото Vladimire
Фото Vladimire
отзывы: 172
оценки: 562
рейтинг: 315
5

- Русский режиссёр опять делает ставку на "мерзость" и "убогость" провинциальных соотечественников для успеха на фестивалях?
- Да...

Первое впечатление о фильме - очень жаль тех людей, для кого он стал лучшим, как они здесь высказались и отметились 5-ю звёздами. Очень жаль. Есть столько светлых фильмов о любви например, которые можно назвать лучшими, а это лучшим назвать язык не поворачивается. Это как нужно не любить себя и жизнь, чтобы лучшим считать фильм о вич-инфицированных, гопниках, алкоголичках, матерях-садистках, и вообще о смерти!

Второе впечатление о фильме - чего такого шокирующего в нём нашли? Я шёл на "шокирующий" фильм, на что-то эдакое, как многие пишут. А как пришёл - понял, что меня здорово обманули. Шокирующего-то там чего? Обычная для русского кинематографа жизнь русской глубинки, всё очень даже тривиально. Нового-то нам ничего не показали "про нас и нашу страну". Показали тоже самое, только со смертями разве что. Шокирующим это может быть для иностранца, но для нас-то там чего особенного? Это "наша" жизнь. Нашу я ставлю в кавычки, потому что как всегда всё слишком утрированно. Режиссёры любят добавить гадостей про русских для большего эффекта на заграничных фестивалях. Это мы уже видели ни раз.

Предупреждаю тех, кто ходит в кино за хорошим настроением: фильм крайне депрессивный. Перед нами неудачники, разбитые судьбы, смерть, помешательство как диагноз и единственной яркой, доброй краской в фильме становится сцена уплетания кукурузных шлопушек в сахарной пудре "из детства". Пробило-таки на вкус к жизни, среди всех этих смертей, показанных нам прежде на экране. Но, как ни странно, он-таки поднимает это настроение, а точнее жить вам точно после него захочется, потому что ощущение такое что вы только что побывали 2 часа на кладбище ночью, и вот вас выпускают в тёплое, светлое, красивое фойе кинотеатра. На волю! Жить! Как тут не обрадоваться.

Очень обрадовала Яна Троянова в очередной раз (как и в "КоКоКо"). Великолепная актриса, и какой фирменный говор! :) Вообще в "Жить" большинство актёров очень хорошо сыграли.

Жаль, что я не сразу заметил, что режиссёр тот же, что и у фильма "Волчок". Тогда бы я знал куда конкретнее чего ожидать от этого кино, а не абстрактные выводы рецензентов на сайте Афиши о том что этот фильм якобы офигительно хорош и вообще лучший. Почерк тот же, что и в "Волчке", режиссёр узнаётся. Да и послевкусие такое же. Такое ощущение, что тебя вываляли в грязи и сказали что ты часть этой грязи. Лично я себя не отношу к той нации, которая была показана мне на экране, ни в "Волчке", ни в "Жить". Я русский, но русских я вижу совсем по-другому. И очень жаль, что режиссёр, которому по его же словам наплевать на зрителя ("А я и не хочу зрителю свое кино показывать. Какой смысл показывать — чтобы все потом плевались ходили?"), видит нас и нашу жизнь такими безнадёжными. Даже в самой глубинке в ней намного больше красок и Души.

Вывод такой: смотреть можно, но не слишком нужно. Не из серии фильмов, оставляющих приятное послевкусие и желание пересмотреть. После такого фильма хочется посмотреть что-то позитивное.

3
0
...
15 сентября 2012
Фото Александрос
Фото Александрос
отзывы: 175
оценки: 310
рейтинг: 302
1

К сожалению, кроме социально-депрессивных и прочих тяжелых фильмов отечественный кинематограф ничего заметного снять не может уже многие годы. Меж тем депрессий и негатива у нас в стране хватает и без этого, и рубить капусту на этой тематике уже пора заканчивать. Иначе ничего другого снимать так и не научатся.

2
0
...
8 сентября 2012
Фото Фома Лосев
Фото Фома Лосев
отзывы: 69
оценки: 65
рейтинг: 225
7
Умирать, конечно, нельзя, но и жить надо так, чтобы не это было главным

Все ждали конца света в очередной предсказанный срок, а он не произошёл.

Он происходит каждый день, каждую минуту.

Потому, что каждое мгновение «у кого-то мир рухнул…"

Возможно кто-то всё ещё отстраняется, как вспоминает героиня, что это всё у каких-то «посторонних незнакомых людей». Или что это деградирующая умирающая провинция. Или что быдло. Или что Россия. Или что гаплогруппа R1a с характерными мрачным взглядом на жизнь и склонностью к суициду.

И какие бы я аргументы ни привёл, у многих возникнет желание отгородиться- это не про меня, я живу другой более правильной жизнью, не колюсь, не пью, хожу в фитнесклуб и т. д. Потому что трудно, почти невозможно это принять.

Но оно не где-то, но рядом, во вполне обеспеченной и устроенной жизни- «Три цвета: синий» Кесьлевского.-почти о том же- о невозможности пережить утрату.

При этом, несмотря на общечеловечность проблемы, что подчеркивает автор через намёки, отсылы к общекультурным символам -река, белая лошадь, свеча, музыка как в «Мертвеце» Джармуша, всё остаётся очень нашим, русским.

Ну не можем мы (не отдельный правильный зритель, у которого всё хорошо, а народ) нормально ни жить, ни умирать, ни переживать утерю.

Ведь, задумаемся, останься живы герои фильма, и что бы было? Где уверенность, что мать после каких-нибудь жизненных передряг(например потери работы) опять не запьёт; или отец не проиграет в автоматы квартиру; или парень к вич не получит гепатит ц; или просто встретит очередного гопника? Где надежда, что получив шанс на вторую попытку, герои его бы использовали с толком? Их нет. И автор это понимает, и уже во втором своём фильме пытается избавиться как от родимого пятна от родовой травмы жизни в «обычном провинциальном» городе, где жизни нет, а смерть ужасна.

Защититься русскому человеку от реалий им самим творимой жизни и нечем. И что бы ни говорили про рост числа верующих, сколько бы ни показывали церковные шествия, истинное место веры в жизни человека определяется не куличами и яйцами, а помощи в обыденной ежедневной жизни- жить по человечески и умереть не по скотски. Это не проблема мироощущения конкретного человека по фамилии Сигарев- это проблема здоровья народа. «Вымираем потихоньку»- как говорит герой фильма «Андрей Рублёв».

Фильм действительно безысходный. Невольно вспоминается «Тираннозавр» и фраза: «Или бога нет, или он- садист» Но там как раз автор этих жутких слов вроде бы обретает веру, когда видит стойкость женщины перед новым испытанием, т. е. не через Бога, который карает или воздает, а через неё, которая остается человеком несмотря ни на что. А тут диалога с Богом нет, как и нет самого Бога. Просто нет, ни жестокого, ни милосердного. Только надежда на воскрешение.

Центральное место воскрешения- это вроде именно то, что отличает православие от других религий. Может быть именно оно и остается. Но этого мало. Нужно понимание как жить, жить здесь и сейчас. Ну и конечно «Нельзя умирать!», правда нельзя.

А подытоживая, умирать, конечно, нельзя, но и жить надо так, чтобы не это было главным.

1
0
...
21 января 2013
Фото pua Березнев
Фото pua Березнев
отзывы: 121
оценки: 357
рейтинг: 212
1
Жить, жуть, муть

Три параллельные истории о том, как люди теряют самых близких. Пьющая мать на грани лишения родительских прав теряет двух дочерей в автомобильной аварии. ВИЧ-инфицированного жениха молодой, тоже видимо немного неполноценной, девушки с дредами до смерти избивают в пригородной электричке. История с мальчиком из неблагополучной семьи поначалу выбивается из общего контекста, но, в конце концов, и в ней найдется место смерти. Впрочем, главным связующим всех этих историй является даже не главная тема, а общая безнадежность существования этих людей.
Фильм «Жить» Василия Сигарева – типичный уже представитель набирающей обороты новой русской волны авторского кино, живописующий ужасы жизни в российской провинции. Обычно подобное кино зовется чернухой и благополучно забывается, но у нас, видимо, за неимением какого-либо иного внятного киновысказывания, прикрываясь авторским взглядом, получает призы на различных малозначимых фестивалях. Более всего обидно то, что есть ведь в России и нормальная жизнь, и нормальные люди, а не сплошь безнадега и деградация, но снимать о тех же, безусловно, универсальных проблемах, но в нормальных условиях наши авторы почему-то не хотят. Ведь гораздо проще показать трагедию в изначально падшем и разлагающемся обществе, нежели пытаться нащупать проблемы там, где они не столь очевидны.
Что же непосредственно до самого фильма, то, даже принимая такой авторский подход, при котором Сигареву не позволено создавать хоть какие-то характеры героев, не позволено строить сюжет, а только пользоваться условными сюжетными конструкциями и давить на психику самыми топорными из доступных способов, вызывая элементарные рефлекторные чувства типа жалости и отвращения. Даже при всем при этом фильм лично у меня не вызывает каких-то особых чувств. Рассудком я могу сколько угодно понимать, что хотел сказать автор, но покуда на экране будет 5 минут крутиться колесо велосипеда, покуда герои будут бесцельно шататься из кадра в кадр, покуда их бессодержательные диалоги будут наполнять большую часть фильма, я не смогу проникнуться таким фильмом, какие бы ужасы не творились на экране. Заглавное «Жить» так демонстративно появляющееся в начале и конце фильм, выглядит скорее иронией, чем авторским посылом. Нет в картине Сигарева жизни, есть только сирые да убогие, нет и надежды, а есть только голая авторская установка, что надо жить. А для чего жить и почему, не ясно.

3
0
...
6 сентября 2012
Фото Александр
Фото Александр
отзывы: 46
оценки: 45
рейтинг: 191
9

Фильм беспощадно режет бритвой живую плоть.
Иногда жуткова-то.
Реалистичность цвета, на пределе живая игра актеров, проекция ужаса на реальность без купюр, максимально прозрачно.
Несколько похожих историй, о жизни и смерти, об испытания человека, о жестокой реальности.
Наполнен символизмом, оставляет зрителю возможность найти что-то в фильме самому.
Судя по отзывам все нашли разное, так и должно быть.

4
0
...
3 сентября 2014
Фото Рабиндранат Тагор
Фото Рабиндранат Тагор
отзывы: 88
оценки: 89
рейтинг: 182
3

"Жить" - это отвратительно. хочу, чтобы меня правильно поняли. во время просмотра я не испытывал рвотных позывов, не рыдал, глядя на страдания героев, и вообще не замечал никакой такой чрезмерной чернухи. чернуха как чернуха. вот разве что снятая бездарно. я на самом деле даже подивился талантам Сигарева - это ж надо иметь столько бесстыдства!

что вы говорите? спекуляция? не, не слышал. ну как можно использовать такие грубые приемы!? это, извините, не в лоб даже, это битой со всего маха по роже. искусством такое творчество и не пахнет, это просто какая-то циклопическая спекуляция, подогнанная под формат "Кинотавра". особенно противно становится, когда Сигарев начинает оживлять своих мертвецов - в контексте драмы о социальной реабилитации после гибели близкого человека это выглядит просто дико.

и я не устаю повторять - отечественная чернуха плоха не тем, что она чернуха. она плоха тем, что все эти фильмы как один бесталанны и откровенно спекулятивны.

2
0
...
30 сентября 2012
Фото maxilla_k
Фото maxilla_k
отзывы: 125
оценки: 125
рейтинг: 173
7

Жуть Жить.

Что-то мне подсказывает, что эту описку-опечатку будут еще много раз намеренно использовать, когда речь будет заходить об этом фильме...
Что ж, тем, кто в этот вечер просто пришел на фестиваль кино посмотреть остается только искренне посочувствовать.
- Если будет страшно, - предупредил режиссер со сцены, - вы не стесняйтесь - уходите...
Народ, надо сказать, отнесся к этому его предупреждению довольно легкомысленно. А напрасно. Я вот, например, хорошо знал, чего можно ожидать от Сигарева, и предыдущий его фильм "Волчок" видел... Я знал на что иду, и даже мысленно надел на себя 4-ый уровень защиты...
- Да, слабоват народец пошел, - не без усмешки подумал я, когда люди сначала робко, а потом все более уверенно потянулись из зала, хотя вроде бы ничего страшного еще и не началось. А тут и вскрики "О, господи!" неконтролируемо понеслись со всех сторон... Ну а когда уже и нежить начала возвращаться, тут уж и уровни моей ментальной защиты были пробиты и безжалостно порушены. Нет, Сигарев все-таки нереально крут! И ведь все и стилистически, и сценарно выдержано практически безупречно. Нежить возвращается, чтобы убедить оставшихся в живых (нас с вами) ЖИТЬ. Жить, а что делать?!
Наверное, когда-нибудь в следующей жизни, когда я стану кошкой, когда будут изучать кино нашего времени, это направление по аналогии с итальянским неореализмом назовут русским некрореализмом. Наверное, если смотреть отстраненно, то это выглядит несколько по-другому. Именно поэтому, думаю, какой-нибудь средний европеец смотрит на этот русский хоррор точно также, как на какого-нибудь Фредди Крюгера, и ему это даже где-то одинаково приятно щекочет нервы, в его-то мире и то, и другое равноневозможно. Мы же в каждом кадре здесь узнаем нашу повседневность и абсолютно безжалостную реальность, и от этого волосы встают дыбом.

P.S. Более подробно (с фотографиями) про премьеру фильма "Жить" на Московском кинофестивале см. здесь: http://maxilla-k.livejournal.com/316076.html

4
0
...
27 июня 2012
Фото Михаил Загрядский
Фото Михаил Загрядский
отзывы: 49
оценки: 101
рейтинг: 130
9

Жизнеутверждающее кино Жить рассказывает нам о состояниях людей, потерявших близкого им человека. При этом, как мы видим, совершенно не важно, как это произошло, важно то, как повлияло данное событие на мир человека... Три независимых истории показывают три сложных состояния, в котором может оказаться любой из нас... Три состояния, приведшие в одном случае к фатальному уничтожению жизни, к поломанной судьбе и разрушению личности во втором и, как мне кажется, к хеппи энду в третьем. Если о нем вообще можно говорить в данной картине. Кино не ординарное, невероятно сложное для восприятия и очень тяжелое для понимания.
Во время просмотра картины меня не раз охватывало чувство паники и глубокой грусти, хочу ли я пережить эту историю второй раз? Ни в коем случае. Нет. Могу ли я советовать вам его к просмотру? Очень сложное решение, пожалуй, нет.
Я говорю фильму о смерти Жить "Да", но постараюсь никогда не возвращаться к данной картине.

1
0
...
23 сентября 2012
Фото Культур Мультур
Фото Культур Мультур
отзывы: 96
оценки: 96
рейтинг: 126
9

Фильм, о котором настолько трудно говорить, что приходить в себя пришлось несколько дней.

***

Эмоциональная подготовка к премьере Василия Сигарева «Жить» началась еще задолго до того, как я о нем узнала.

Этим летом у мужа моей подруги умер отец. 49 лет. Был абсолютно здоров. Счастливый папа и дед, которого все обожали. Ничто не предвещало беды. А он просто заснул и не проснулся.

Разговор с подругой был тяжелый. Я всегда восприимчива, а тут, конечно, совсем опешила. Я его знала. Такой добрый дядька... Так тяжело было слушать, как теперь изо всех сил старается держаться его жена — вдова... Через слова передавались чувства, не так уж и сложно представить, какой это кошмар. Сердце мое разрывалось. Несправедливо!..

Прошло уже два месяца. Терзания утихли, прошлого не вернуть, и остается только жить дальше.

***

Итак, наступил понедельник, 27 августа, День российского кино, день открытия в Екатеринбурге памятника братьям Люмьер и день премьеры драмы «Жить».

Еще за 4 или 5 дней я начала готовиться. Очень много прочитала о фильме, актерах и создателях в достоверных источниках. Изучила отзывы тех, кто уже побывал на премьере в других городах. И в последний момент я все-таки посмотрела трейлер, который до этого у меня постоянно не грузился. ...я УЖЕ была под впечатлением...

За два часа до начала показа проходила пресс-конференция с режиссером фильма Василием Сигаревым, Яной Трояновой — героиней «Жить» (также известной по фильмам «Волчок», «Кококо»), актрисой Ирмой Арендт и директором кинотеатра «Салют» Сергеем Федяковым. К сожалению, задать нужные вопросы о картине, которую еще никто не видел, было трудно. Поэтому поговорить с создателями этого авторского кино дополнительно удалось лишь позже. Но об этом в следующий раз.

Итак, о самом фильме.

«Жить»

Режиссер-постановщик: Василий Сигарев.

Сценарий: Василий Сигарев.

Оператор-постановщик: Алишер Хамидходжаев.

Композитор: Павел Додонов.

Продюсеры: Роман Борисевич, Александр Кушаев.

В ролях: Ольга Лапшина, Яна Троянова, Алексей Филимонов, Евгений Сытый, Анна Уколова, Марина и Саша Гавриловы, Дмитрий Куличков, Яна Сексте, Ирма Арендт, Константин Гацалов, Алена Лаптева, Алексей Пустовойтов.

Награды: Гран-при «Золотая лилия» и приз FIPRESCI на фестивале go East в Висбадене, «Кинотавр» 2012 года — лучшая режиссура и операторская работа, приз Гильдии киноведов и кинокритиков.

Авторское кино, арт-хаус, документальный жанр — это то, что близко лично мне. Если вам тоже — рекомендую. «Бывают и те, кто уходит с просмотра, — говорят создатели картины. — Но это просто значит, что фильм снят не для них. Наш зритель всегда поймет, что и зачем».

Сейчас так много показывают того, что и смотреть-то тошно, так что этот фильм вышел очень вовремя, чтобы в какой-то мере даже вправить людям мозги.

Кино сняли так, будто не оператор держит камеру, а будто сам зритель следит за происходящим изнутри. Эффект дрожащей камеры в моменты, когда герой идет или бежит, иногда бывает неуместным, но не в этой картине. Здесь это не смотрится как-то по-студенчески или излишним, здесь все условия съемок созданы только для того, чтобы зритель как будто видел все это собственными глазами. Не о каждой картине можно такое сказать.

Три истории о том, как сильно можно любить и как внезапно и глупо можно потерять самых близких людей. Нелепая смерть парня после избиения в электричке из-за дурацких денег. Авария, в которой погибают дети, мать которых и без того была их лишена. Самоубийство от безысходности любимого маленьким сыном отца. Все эти случаи происходят вокруг нас. «В детстве я не понимала, что значило, если у соседей кто-то умирал. А у человека мир рухнул», — ключевая фраза Гришки, потерявшей только что обретенного мужа Антоху. Людям трудно принять такое. И порой проще думать, что человек просто уехал куда-то далеко... Или настолько трудно отпустить, что кажется, будто он рядом. И как будто помогает тебе. Все это есть в фильме «Жить».

Сразу скажу: это не чернуха, как кто-то мог подумать. Это очень жизненный, очень сильный и очень сложный фильм. Он не страшный, как триллер или какой-то ужастик, он тяжелый, как те реальные ситуации, после которых не понимаешь, как теперь жить дальше. Понять этот фильм сможет лишь тот, кто когда-то переживал утрату близкого человека, и тот, кто очень любит своих родных и боится их потерять, несмотря на странную уверенность, что любимые люди будут жить вечно. Нужно всегда относиться бережно к тем, кто вам дорог, и отдавать им всю любовь — вот о чем напоминает этот фильм. читать полностью на сайте kulturmultur.com

2
0
...
22 октября 2012
Фото Yevheniia Hurtova
Фото Yevheniia Hurtova
отзывы: 13
оценки: 13
рейтинг: 106
9

Говорят, что фильм Сигарева про смерть, только он про жизнь. Про жизнь в этой абсурдной колючей холодной русской реальности в которой и жить-то можно единственно ухватившись за другое такое же человеческое существо. Тогда и пить можно беспробудно, и не пить; и с ВИЧ можно венчаться, и сына собственного ненавидеть можно за то, что похож на отца. А как только врывается в эту жизнь смерть, рушится мир, и остается у нас у всех холодная темная пустота внутри и дрожь по телу, и тут уж никто не может человеку помочь, остается он один на один и со своими страхами, и со своими грехами, а главное с этой неприглядной реальностью вокруг. И каждый сам для себя решает уйти или жить...

4
0
...
14 сентября 2012
Фото кино умерло
Фото кино умерло
отзывы: 40
оценки: 57
рейтинг: 106
9
"Вы живых тут хороните!"

Творчество свердловского драматурга и кинорежиссёра Василия Сигарева посвящено, в первую очередь, «страшным вещам». Таким как смерть, ненависть, злоба, всевозможные трагедии и несчастья. Сигарев человек русский, работы свои создаёт из русского материала, отчего просто «страшные вещи» у него обретают и вовсе брутальный характер. Дебютная картина, «Волчок» (2009), была посвящена теме «дочки-матери». Дочь преданно любила мать, мать беззаботно не любила дочь. Печальная история этих взаимоотношений несколько отступала на второй план под напором отборного мата, «весёлых картинок» из жизни провинциальной России и бескомпромиссного образа убитого ёжика. В итоге, при всех стараниях, дальше очередной «чернухи», бессмысленной и беспощадной, режиссёр в тот раз не двинулся. Однако этот первый блин стоило делать, чтобы наработанный опыт вложить в мощную и пронзительную новую картину, с простым, но ёмким названием «Жить».

По словам самого режиссёра, фильм возник из мысли о том, что «самое страшное, когда умирают близкие». В картине переплетены три истории, в каждой из которых происходит это «самое страшное». Счастливая молодая пара отправляется венчаться. Одинокая мать, завязав с выпивкой, ждёт, что заботливая социальная служба вернёт ей девочек-близняшек. Мальчик живёт с буйно-помешанной мамашей и надеется, что его заберёт отец. Беда, как водится, приходит тогда, когда её, не смотря на дурные предзнаменования, никто не ждёт. Под щемящие душу обречённые звуки пост-рока, рушится счастье молодых и гибнут надежды матери и мальчика на лучшую жизнь. Остаётся неисчерпаемое горе и знаменитый гамлетовский вопрос. Для ответа на него, Сигарев вплетает в удручающую российскую действительность элементы магического реализма. Попутно, режиссёр как бы невзначай намекает, что необходимым навыком для выживания в нашей стране, является умение воскресать.

Сигарев в этой картине делает очень важный для отечественного кино рывок. Он наконец-то преодолевает тягу наших кинематографистов к демонстрации дикости русского быта, как некой экзотики. В «Жить» Россия выглядит мрачной, скорбной, укрытой туманом и холодом, но в кой-то веки изображение отечественных диковинок дозировано, не является самоцелью и действительно оправдано высокими художественными задачами. Сигаревская история «частного апокалипсиса» нескольких жителей русской глубинки охватывает всё человечество и находится вне временных рамок и географических границ. Это вечная история, с проклятыми вопросами и неоднозначными ответами. И это выдаёт в авторе большого художника. Кроме того, если обычно в отечественном, так называемом, арт-хаусе зрителя отпугивала тотальная беспросветность, полная безнадёга, то Сигарев, едва ли не впервые, прерывает эту тупиковую традицию. Показав подлинный кошмар, автор предлагает выход из него. Рецепт до гениального прост, хотя и до невозможного сложен – в краткой форме он выведен в названии.

В одной из сцен героиня Яны Трояновой, воистину, не играющей свою роль, а проживающей её, нежно и устало объясняется со своим погибшим возлюбленным, повторяя: «Нельзя умирать, понял, козлина? Нельзя умирать!» Действительно, нельзя. Дети не должны покидать своих родителей, родители не должны оставлять своих детей, и любящие не должны расставаться друг с другом. Сигарев, и за это ему большое спасибо, напомнил нам о том, о чём в бесконечной спешке и бестолковой рутине каждодневных дел мы привыкли забывать. О том, что нет ничего важнее наших близких, их счастья и их жизни. И даже собственная жизнь не так важна, как жизнь дорогого человека. Картина оставляет очень тяжелое впечатление, но это тяжесть того рода, что не угнетает, а наоборот, даёт опыт и делает сильней, пробуждает и подталкивает смело жить дальше, только как-то по-иному жить.

13
0
...
31 августа 2012
Фото rocky_plays_rocky
Фото rocky_plays_rocky
отзывы: 367
оценки: 367
рейтинг: 101
9

Это выше кино, это самая настоящая глубинная боль и проникновение. Это фундаментальный ужас, это бесконечность страдания. Ни один фильм из мною просмотренных не переходил грань кино, достигая фундаментального. Ни один, кроме этого.
Ни один фильм не приносил столько боли и столько страдания. Это не художественная работа, это откровение о самом-самом-самом-самом главном, о самом страшном, о самом бесконечном и ужасном.
Это воообще лучшее и самое-присамое главное из увиденного мною.

0
0
...
10 мая 2013
Фото Виталий v
Фото Виталий v
отзывы: 117
оценки: 120
рейтинг: 100
7
Смерть стоит того, чтобы жить...

Чёрная драма с элементами фантасмагории. Три истории о смерти. Дети, молодожёны и одинокий разведённый мужчина. По ним звонит колокол и вороны слетаются в стаю. Жутко, страшно, печально.

1
0
...
11 декабря 2012
Фото Barmaglot Tutyhin
Фото Barmaglot Tutyhin
отзывы: 45
оценки: 45
рейтинг: 87
9

Мрак и жуть и выхода нет. Но утро, ларек открывается, мигает огнями. Ты покупаешь пакет чипсов и продолжаешь ЖИТЬ.

5
0
...
1 сентября 2012
Фото ✭
Фото ✭
отзывы: 52
оценки: 45
рейтинг: 80
9

Еще до первых секунд фильма я вжалась в кресло, потому что знала, на что иду. Как многие заметили, сложно произнести фразу "это хорошее кино" просто потому что никаких положительных слов не остается после просмотра, их забываешь, настолько реалистично показана в нем самая главная трагедия, которая может случится с человеком - смерть его близких. Зрителя забирают на 119 минут туда, куда заглядывать не будешь. Ад на земле есть - это когда самое главное в твоей жизни перестает существовать, и часть тебя перестает существовать тоже. Я поймала себя на мысли, что до трагедии подчеркнуто серая действительность, в которой живут герои, не играла для меня никакой роли. Эта убогая квартира - всего лишь гнездышко влюбленных, покосившийся дом - уютный очаг, который с любовью готовит мать для приезда своих дочек. А после все снова валится и давит. Актеры блестяще исполнили свои роли, даже второстепенные - миллиционерша, соседка, все они точно подчеркивают происходящее в жизни главных героев.

1
0
...
26 октября 2012
Фото Serge
Фото Serge
отзывы: 42
оценки: 63
рейтинг: 79
7

Ходить или не ходить на этот фильма, петь ему дифирамбы или объявить режиссера душевнобольным - это пусть каждый решает для себя сам.
Фильм очень тяжелый, 119 минут абсолютной, непроглядной тьмы, без какой бы то ни было надежды на спасение. Но, думаю, он и не мог, и не должен был закончиться хэппи-эндом. В конце концов, если двое его героев нашли в себе силы жить дальше - какой еще хэппи-энд вам нужен?
Фильм о жизни и смерти, о потере близких, о том, как трудно с этим смириться и как нужно, обязательно нужно найти в себе силы, чтобы жить дальше. О чем честно и заявлено режиссером в названии.
Отдельный респект за саундтрек - очень в тему. И за Алексея Филимонова ("Кислород"). Смотреть надо, хотя иногда очень хочется закрыть глаза, чтобы не видеть.

2
0
...
3 сентября 2012
Фото Диня Паровозов
Фото Диня Паровозов
отзывы: 27
оценки: 69
рейтинг: 78
7
Будет больно


Три одновременно развивающиеся истории. Одна другой живее, одна другой страшнее.

Он и она дурачатся перед окном. Холодные казённые руки внимательно прощупывают каждую полочку. Мрачные лица в маршрутке едущей непонятно куда. Мать бьёт веником сына.Ты таблетки принял? Тётка мнёт на груди свои пальцы в аккуратно прибранном доме. Стянутые с ног тяжёлые черные ботинки падают в прибрежную осеннюю грязь. Электричка тревожно отстукивает колёсами.

Всё и начинается не очень-то весело, а дальше только и держись, чтоб мамку не позвать. Ещё пять минут и разом в стену дома начинает стучать дятел, гаснет свечка, под окном начинает выть собака. Кто-то явно не доедет сегодня до дома.

Спустя сорок минут после начала, когда оборачивается гопник в шапочке, когда девочки слишком долго машут в окно тронувшейся маршрутки, появляется чувство надвигающегося краха, причём (спасибо ЯнеТрояновой,в тамбуре умираешь с ней вместе) краха именно твоего мира.Под пледом и в мягком кресле, на вечерней веранде открытого кинотеатра становится неуютно до той степени, когда начинаешь ворочаться без остановки. Появляется как физическое, так и ментальное чувство тошноты. Жуткое опустошающее ощущение безысходности.

Дальше, после крика матери бегущей за приставом и приговора в приёмной больницы, фильм меняет интонацию с бессознательного ужаса на лихорадку. Ледяное равнодушие глаз мента. Жующие рты бабулек на поминках. Чёрная ряса батюшки на фоне белого снега. Бегом сквозь вагоны электрички. Надрывно кричащий в своей кровати мальчик. Безжизненные глаза девочки-дауна напротив женщины, с расплывшимся от успокоительного лицом. Опухшая бормочущая, а потом и кричащая что-то девушка в электричке. Зачем любить, если всё равно отнимут?..

И напоследок психология побега, может быть и правда единственного возможного успокоения в подобной ситуации. Самообман. Финт воспалённого сознания. Быть может, как зверю попавшему в капкан единственный способ спастись - отгрызть себе ногу, так и потеряв человека, в котором была вся твоя жизнь, единственное обезболивающее – сумасшествие.

Каждая сцена, как снежный шар, катящийся с горы. Рука в ведре воды пополам с кровью. Кухня алкашей. Загробно молчащие голые близняшки под ковшиком. Ножки играют с мыльцем на дне тазика. Жуткий смех у дверного глазка. Аккуратно перебинтованные вены. Спокойное лицо за оконным стеклом с раздельным и твердым: «Мои, никому не отдам». Встал и покатился отсюда, встал и покатился отсюда, встал и покатился отсюда! Кровь, расплывающаяся по марле от прикосновения пальца. Мальчик, убегающий с отцом по заснеженному двору. Мне пора идти, нужно деньги на похороны снять. Пустой матрас на полу комнаты. Менты. Газ. Огонь.

После фильма тяжело, пусто, не хочется и не получается говорить, да и что говорить, когда ощущение, что только что вышел с поминок матери лучшего друга. Вроде горе и не твоё, но и с чужим сидеть так близко ой как неприятно.

К невероятной актёрской игре, живой камере, точным диалогам и музыкальному сопровождению, этой мелодии грусти и смирения, вопросов нет. Нет вопросов и к удивительному психологизму, тонкому чувству человеческого отчаянья. Всё взвешено, нигде не переиграно, детали точны. Остаётся, кажется, только один вопрос: нужно ли вообще такое кино? Стоили ли два часа этого ужаса тех сил, которые придётся отдать, и что получаешь взамен? Знание того, что жизнь в секунду может повернуться так, что от горя с ума сойдёшь? Каждое утро, конечно, с собой это не обсуждаешь, но где-то на подкорке, вроде, и так держишь. Знание того, что Россия жестокое, мрачное и почти безысходное место? Подавать такие знания без закуски и противоядия как-то не очень прилично. Но что-то всё же говорит, что оно того стоило. И, может быть, это в каком-то смысле необходимое кино. Понятное дело, к таким поворотам не подготовишься, но может всё же и лучше проговорить про себя. Так, на всякий случай.

8
0
...
7 сентября 2012
Фото Кира Якк-Невенченко
Фото Кира Якк-Невенченко
отзывы: 52
оценки: 62
рейтинг: 75
9

"Жить"-один из тех фильмов,после просмотра которого болит где-то там в области сердца.Болит и не отпускает ещё долгое время.В общем, вредное для здоровья кино,я так это называю.
Сигарёву,как режиссёру,многочисленным списком своих работ хвастаться ещё рано,потому как всего их у него 2.И стало быть, просмотреть их не составит особого труда,было бы желание.И на правах обычного зрителя,который не поленился вышеупомянутое сделать,могу сказать одно:г-н Сигарёв у нас ОЧЕНЬ неравнодушный режиссёр и,я бы даже сказала,очень обеспокоенный.Чем?Да недостатком любви и человечности-вот чем!
Но вот,где действительно кроется главный секрет,так это в названии.Как его понимать?Как манифест с восклицательным знаком,или же как неоконченную фразу,мол,после слова "жить" нужное подчеркнуть:"не хочется","тяжело","буду" или же "не надо" и т.д. Мне же кажется,что режиссёр просто предоставляет нам самим поставить знак экспрессивной окраски после главного слова и,что это будет:вопрос или восклицание-решать каждому из нас.В этом и прелесть.
Это честное кино и снято оно по-честному,с русской душой о том,что есть любовь и есть смерть,эту любовь отнимающая...О жизни оно,о жизни тех,кто не хочет в этом мире своих оставлять в одиночестве и о тех,кто не желает мириться с судьбой и отпускать своих любимых в тот долгий путь,зовущийся вечностью...

1
0
...
12 августа 2013
Фото Андрей Главный
Фото Андрей Главный
отзывы: 34
оценки: 34
рейтинг: 75
7

Читая рецензии на этот фильм, у меня сложилось двойственное впечатление: часть рецензентов указывает на чернушность, русофобию, фестивальность картины, другие считают, что это шедевр, требующий серьезного осмысления. И если при просмотре первой четверти фильма я склонялся к мнению первых, то по окончанию картины согласился со вторыми. Фильм тяжелый, сложный, мрачный и при этом я не заметил, как прошли два часа просмотра. Прекрасный сценарий, блестящая игра актеров, живые диалоги, делают картину пронзительной, искренней, заставляют смотреть на одном дыхании. Никакой чернушности не усмотрел. Здесь нет ужасов ради самих ужасов, нет специального очернения действительности ради достижения шокового эффекта. Жизнь больного общества без целей, идеалов, смыслов показана такой, какая она есть. Авторы не дают рецепта выздоровления, которого они, похоже, и сами не знают. Хотя, последние кадры и дают какую-то надежду. Не знаю, стоит ли рекомендовать этот фильм для просмотра. Если у вас крепкие нервы, хорошая психологическая устойчивость, позитивный взгляд на мир, то посмотрите – не пожалеете. Но, обязательно до самого конца.

3
0
...
26 сентября 2012
Фото Зануда Зверский
Фото Зануда Зверский
отзывы: 26
оценки: 33
рейтинг: 64
1

Даже не хочется обсуждать сиё творение воспаленного мозга выщербленного режиссера.
За такие фильмы надо просто расстреливать. Хотите засрать себе настроение на много недель вперед - идите смотреть сей чернушный отброс про помойную действительность.

Не могу понять, как сей фильм оказался в кинотеатрах, если вспомнить, что Высоцкий и "Ну,погоди" попали в сетку "после полуночи" ?!

3
0
...
6 сентября 2012
Загрузить еще