Москва
7.1

Фильм
Жить

Россия, 2012
Описание Афиши
Описание прокатчика
Второй полнометражный фильм театрального драматурга Сигарева, парадоксальным образом — про смерть

Если предыдущий фильм Сигарева, «Волчок», принято определять как сказку, то «Жить» можно по праву считать трагедией в традиции магического реализма. От бытовых ужасов Сигарев переходит к метафизическим, исследуя природу смерти, но не той, которой заканчивается одна жизнь, а той, с которой начинается совсем другая, — жизнь близких, вынужденных смириться с потерей. Три изящно зарифмованные между собой сюжетные линии, экранное воплощение трех главных жизненных страхов — смерть родителей, смерть детей и смерть возлюбленных, — складываются в драматургически выверенный, варварски просчитанный удар по всем болевым точкам сразу.

  • Жить – афиша
  • Жить – афиша
  • Жить – афиша
  • Жить – афиша
  • Жить – афиша
Драма
16+
Василий Сигарев
30 августа 2012
30 августа 2012
1 час 59 минут
Реклама
Смотрите дома онлайн
Кино за 1 ₽ в онлайн-кинотеатре Okko
Смотреть в

Другие фильмы Василия Сигарева

Участники

Читайте также

Рекомендации для вас

Популярно сейчас

Как вам фильм?

Рецензия Афиши

7
Ann Sotnikova
110 отзывов, 115 оценок, рейтинг 2242
20 августа 2012
Провинциальная трагедия

Одна ВИЧ-инфицированная пара — у нее (Троянова) пирсинг и пергидрольные дреды, у него (Филимонов) мобильный с камерой — едет венчаться, но на обратном пути в ночной электричке к ним подсядет гопник. Сначала вежливо попросит сигаретку, потом — 10 рублей, а потом уведет юношу к своим друзьям в соседний вагон, где те забьют его до смерти.

Одна женщина (Лапшина), которая после смерти мужа ушла в такой запой, что у нее отобрали детей, не дождется их возвращения: дочери погибнут в аварии на полпути, но после похорон она откопает их тела и принесет домой. А когда один увязший в долгах любитель игровых автоматов (Сытый) сядет на велосипед, уедет к реке, снимет ботинки и уйдет в пустоту, его сын начнет просыпаться по ночам с криком: «Папа умер!»

Если предыдущий фильм Сигарева, «Волчок», принято определять как сказку, то «Жить» можно по праву считать трагедией в традиции магического реализма. От бытовых ужасов Сигарев переходит к метафизическим, исследуя природу смерти, но не той, которой заканчивается одна жизнь, а той, с которой начинается совсем другая, — жизнь близких, вынужденных смириться с потерей. Три изящно зарифмованные между собой сюжетные линии, экранное воплощение трех главных жизненных страхов — смерть родителей, смерть детей и смерть возлюбленных, — складываются в драматургически выверенный, варварски просчитанный удар по всем болевым точкам сразу. Сигарева можно упрекнуть в том, что он не столько рассказывает, сколько пугает, — ну что ж, действительно, и больно, и страшно. Смерть сама по себе — странное явление, в которое невозможно поверить, пока не встретишься с ней сам, и объяснять это лучше даже не пытаться. Поражает в ней прежде всего то, как в обыденность медленно подмешивается проблеск иррационального, на глазах уничтожая привычную реальность. «Жить» устроен по тому же принципу — это трагедия, сконструированная из тщательно выверенных мизансцен, невесомой камеры Хамидходжаева, блестяще прописанных диалогов. Понятно, что Сигарев в первую очередь драматург, но излишняя театральность тут не выглядит фальшью: на свете нет ничего более неестественного, чем речи на похоронах. И авторскую одержимость символами — вроде белой лошади, выскакивающей на дорогу перед похоронной процессией, и гаснущей на венчании свечки — действительно хочется считать частью внутренней мифологии этих трех предельно бытовых историй. С другой стороны, любая попытка сказать что-то про «Жить» упирается в вопрос о невозможности оце­нивать его объективно — хороший это фильм или плохой, можно ли вообще ­говорить о нем в таких категориях. Это в общем даже не вполне фильм, а двухчасовой кошмар, обрушивающийся на зрителя в явном стремлении его уничтожить. И, наверное, это все-таки запрещенный прием. Наверное, не стоит так методично колотить людей по голове всем, что подвернется под руку. И, наверное, единственная разумная реакция на этот фильм — с громким воплем бежать от него сломя голову. Но это исход, который можно пожелать каждому, а что до всех остальных, то тут — как в песне Гребенщикова: есть выжившие, но спасенных нет.

43
0

Отзывы

9
Misha Vertunov
8 отзывов, 44 оценки, рейтинг 37
20 августа 2012

Превосходный образец кинематографа, который плевать хотел на споры вокруг русского кино, на Михалкова и Бакурадзе вместе взятых. Скорее на ум приходят "Три цвета: синий", "Танцующая в темноте", "Скафандр и бабочка". Конечно, в российской глубинке все пожестче, погрязнее, попроще - но по сути, в главном они похожи. Фильм о людях-человеках и их чувствах. Впрочем, я сгоряча сказал о "попроще": камера Хамидходжаева и музыка гитариста "Дельфина" делают свое дело, смотрится всё это вполне по-европейски, хотя и грубовато местами. Все ценителям фильмов с внятной и сложной темой, от которого иногда хочется отвернуться, но которое вспоминаешь потом еще несколько дней - рекомендую.

17
1
9
кино умерло
40 отзывов, 62 оценки, рейтинг 112
31 августа 2012
"Вы живых тут хороните!"

Творчество свердловского драматурга и кинорежиссёра Василия Сигарева посвящено, в первую очередь, «страшным вещам». Таким как смерть, ненависть, злоба, всевозможные трагедии и несчастья. Сигарев человек русский, работы свои создаёт из русского материала, отчего просто «страшные вещи» у него обретают и вовсе брутальный характер. Дебютная картина, «Волчок» (2009), была посвящена теме «дочки-матери». Дочь преданно любила мать, мать беззаботно не любила дочь. Печальная история этих взаимоотношений несколько отступала на второй план под напором отборного мата, «весёлых картинок» из жизни провинциальной России и бескомпромиссного образа убитого ёжика. В итоге, при всех стараниях, дальше очередной «чернухи», бессмысленной и беспощадной, режиссёр в тот раз не двинулся. Однако этот первый блин стоило делать, чтобы наработанный опыт вложить в мощную и пронзительную новую картину, с простым, но ёмким названием «Жить».

По словам самого режиссёра, фильм возник из мысли о том, что «самое страшное, когда умирают близкие». В картине переплетены три истории, в каждой из которых происходит это «самое страшное». Счастливая молодая пара отправляется венчаться. Одинокая мать, завязав с выпивкой, ждёт, что заботливая социальная служба вернёт ей девочек-близняшек. Мальчик живёт с буйно-помешанной мамашей и надеется, что его заберёт отец. Беда, как водится, приходит тогда, когда её, не смотря на дурные предзнаменования, никто не ждёт. Под щемящие душу обречённые звуки пост-рока, рушится счастье молодых и гибнут надежды матери и мальчика на лучшую жизнь. Остаётся неисчерпаемое горе и знаменитый гамлетовский вопрос. Для ответа на него, Сигарев вплетает в удручающую российскую действительность элементы магического реализма. Попутно, режиссёр как бы невзначай намекает, что необходимым навыком для выживания в нашей стране, является умение воскресать.

Сигарев в этой картине делает очень важный для отечественного кино рывок. Он наконец-то преодолевает тягу наших кинематографистов к демонстрации дикости русского быта, как некой экзотики. В «Жить» Россия выглядит мрачной, скорбной, укрытой туманом и холодом, но в кой-то веки изображение отечественных диковинок дозировано, не является самоцелью и действительно оправдано высокими художественными задачами. Сигаревская история «частного апокалипсиса» нескольких жителей русской глубинки охватывает всё человечество и находится вне временных рамок и географических границ. Это вечная история, с проклятыми вопросами и неоднозначными ответами. И это выдаёт в авторе большого художника. Кроме того, если обычно в отечественном, так называемом, арт-хаусе зрителя отпугивала тотальная беспросветность, полная безнадёга, то Сигарев, едва ли не впервые, прерывает эту тупиковую традицию. Показав подлинный кошмар, автор предлагает выход из него. Рецепт до гениального прост, хотя и до невозможного сложен – в краткой форме он выведен в названии.

В одной из сцен героиня Яны Трояновой, воистину, не играющей свою роль, а проживающей её, нежно и устало объясняется со своим погибшим возлюбленным, повторяя: «Нельзя умирать, понял, козлина? Нельзя умирать!» Действительно, нельзя. Дети не должны покидать своих родителей, родители не должны оставлять своих детей, и любящие не должны расставаться друг с другом. Сигарев, и за это ему большое спасибо, напомнил нам о том, о чём в бесконечной спешке и бестолковой рутине каждодневных дел мы привыкли забывать. О том, что нет ничего важнее наших близких, их счастья и их жизни. И даже собственная жизнь не так важна, как жизнь дорогого человека. Картина оставляет очень тяжелое впечатление, но это тяжесть того рода, что не угнетает, а наоборот, даёт опыт и делает сильней, пробуждает и подталкивает смело жить дальше, только как-то по-иному жить.

13
0
7
Clair Olive-bringer
4 отзыва, 21 оценка, рейтинг 17
28 августа 2012

Фильм УЖАСНЫЙ, хотя и правдивый. Я просто не могла на это смотреть, так нельзя снимать. Есть какая-то грань, за которую нельзя заходить. Мертвые дети, эти жуткие моменты когда героиня сидит в больнице и к ней все пристают, эта жуткая ночная электричка, говорящие куклы целую минуту (!), в общем, сплошное испытание для зрителя. А зачем? Я этого натерпелась в своей собственной жизни, я сидела с мамой три месяца в ужасной 20-й больнице, где нужно скандалить, чтобы не кололи седативы, где только вывозят - умер, умер, умер... И что мне предлагает автор? "ЖИТЬ"? Живу... Иногда хотелось просто плюнуть и уйти.

Единственное достоинство фильма и его автора - это то, что он все-таки не спекулирует на беде, на горе. Так и есть, и одним словом этого не опишешь - безнадега, вина, надежда, злость... Все это только слова, а на самом деле все это вместе и ещё немного. И усугубляет ситуацию ещё и то, что актрисы так вживаются в роль - тем труднее смотреть на них зрителю в зале, то есть мне.

Я не знаю,.. Может быть, такие фильмы нужны. Это лучше сахарных мелодрам про больных раком. Когда все в конце обнимаются и летят на небо, звучит сопливая музыка и тд.. Авторы и актёры этого фильма все делали не на шутку, но поможет ли этот фильм пережить смерть близких? Я не знаю. Одной (главной) героине это всетаки удается, но это уже "совсем другая история". А у зрителя остаётся дикая боль и выпавшая из жизни неделя. Искренне желаю режиссёру Сигареву следующий фильм снять о чем-нибудь более "живом" и позитивном.

Ставлю хорошую оценку, потому что вижу что фильм хороший. Просто для меня он был очень тяжёлым.

11
0
9
Tatiana
21 отзыв, 179 оценок, рейтинг 28
24 августа 2012

Советовать посмотреть всем этот будет немного странно - ты заведомо толкаешь на переживания и боль. Этот фильм не для попкорновой публики, желающей получить свою порцию развлечения в кинотеатре. Это мощный удар по психике.
Такие фильмы стоит показывать и смотреть, это самое сильное впечатление, полученное мной от просмотра фильмов за последний год. Потрясающая гармония визуального ряда, музыки и игры актеров. В фильме много метафор, зацепок и открытых мест, где зритель может решить для себя и домыслить. Фильм, который заставляет думать и переживать, при этом он не слюнявый и не сентиментальный.

11
0
9
Lennox_Fox
6 отзывов, 51 оценка, рейтинг 26
27 августа 2012
После этого долго молчишь


Честно говоря, много не ждала от фильма. От русской провинции на экране уже сводит зубы, а особенно от подачи её как царства зла и кошмара, населенного ментами и алкоголиками. Можно подумать, нас готовят к войне с деревней. Но не сходить на фильм Сигарева не могла - он уже смог 1 раз доказать, что не чернушник, а скорее такой сказочник, хотя и страшный. С другой стороны, сюжет обещал и вовсе "правду жизни" - какой-то городок, какие-то тетки-девки и маленький мальчик (в "Волчке", значит, девочка была, а тут мальчик?). В общем, каша из ожиданий.

Просмотренный фильм все эти ожидания просто унес, как наводнение, сжёг на хрен. Это НЕЧТО совсем другое. Это сейчас я вспоминаю, что вроде бы какой-то индустриальный городок там, что подъезд как у моей тетки в Ельце, что электричка и тд. А тогда, когда смотрела - просто вжималась куда-то назад от ощущения, что автор залез ко мне в голову и достал оттуда самый жуткий страх и показал мне его безжалостно во всех деталях. А потом раз - дал затрещину, другую, не давая отвернуться - и напряжение медленно спало, успокоилось, я прошла опять через всё ЭТО... и когда загорелось гигантское слово ЖИТЬ на экране, просто замолчала. Надолго.

Не буду углубляться в сюжет, потому что это как раз здесь совсем не главное (хотя следить за ним приходится тщательно, чтоб не упустить переходов от одной реальности к другой), но скажу просто что эти две актрисы, Троянова и Лапшина, сделали что-то нереальное, такое от актёров просто не просят. Я бы не смогла попросить такое у актёра, если бы была режиссёром.

Вышла с фильма просто никакая, поехала к любимому, выпила и уснула. И теперь до сих пор вспоминаю какие-то моменты - нет, пересматривать не буду никогда в жизни, может быть, через год... Но всем стОящим людям вокруг скажу... Не знаю, что скажу. Что фильм хороший. Что люблю их.

9
0
...

Подборки Афиши
Все