Комедия |
16+ |
Сергей Лобан |
12 декабря 2011 |
26 января 2012 |
3 часа 27 минут |
sh-sh.ru |
Девочка-припевочка влюбляется по интернету в злыдня, тот читает Борхеса и ненавидит людей («Любовь»). Глухому пекарю-гомофобу надоедают другие глухие, и он прибивается к банде раздолбаев из «Солянки» («Дружба»). П.Н.Мамонов хочет сродниться с сыном, которого не видел пять лет, но тот слабак, да и сам Петр Николаевич — не сахар («Уважение»). Мажор организует всесоюзный чес славному, но тупому имперсонатору Цоя («Сотрудничество»). Все оказываются в Симеизе, у всех все складывается плохо, в финале все собираются в балагане на обрыве, где разыгрываются музыкальные юморески по мотивам Кубрика с Уайлдером и который четырежды за фильм сгорает к чертям.
Пятилетку назад сделанный на коленке дебют Лобана и сценаристки Потаповой — «Пыль» — бессовестно, хотя и объяснимо перехвалили. Второй фильм тандема снимался пять лет, выходит двумя сериями общим метражом почти в четыре часа, про него тоже написано много экзальтированной ерунды (спасибо, в этот раз без сравнений с Годаром). Но если в случае с «Пылью» из в меру перспективной мухи явно делали слона, новый фильм сам по себе довольно крупное животное. Коловращение дурачков на фоне курортных распивочных перемежается тут точечными бросками в не просто большое и взрослое, а какое-то гигантское по масштабу кино. Шторм, пожар, Мамонов, идущий на кабана, — эти прорывы из балагана в эпос и приподнимают «Шапито» над, в общем, не универсальной фактурой. По-настоящему смешно тогда, когда немножко страшно, в любой правда хорошей комедии идиотическое идет рука об руку с трагическим, и раз уж Лобана с Потаповой обязательно с кем-то сравнивать, то не с Годаром, а с Гайдаем.
Скучная правда, конечно, в том, что Гайдай (как, кстати, и Годар) не делал четырехчасовых комедий for a good reason, — за час до финала конструкция все-таки рушится под собственным весом. Последняя глава про фальшивого Цоя и вовсе изрядно принижает уровень затеи: в первую очередь потому, что, перейдя от приключений людей к судьбам искусства — тема, явно призванная подытожить и закольцевать, — фильм сразу сбивается на очень знакомый провинциальный постмодернистский говорок имени Б.Ю.Юхананова. Противная привычка отечественного авангарда подменять разговор гоном не то чтобы новость, но здесь, даже с учетом формальной принадлежности авторов к «параллельщикам», этой интонации как-то не ждешь — и чувство, будто под конец удачного вечера с чудесными новыми знакомыми тебе попытались подсунуть счет за всю компанию. Впрочем, формат шапито, где творческая группа четыре часа плюет на все правила и разве что не ходит по потолку на руках, наверное, подразумевает аналогичную свободу и для зрителя — никто не мешает в последние полчаса поспать или выйти на улицу перекурить и вернуться к хорошей песне на титрах.
Надо идти, ребят. Потом будете локти кусать, что не посмотрели в кино, когда шло везде с хорошим звуком. Редко бывают такие вкусные фильмы. Да ещё и наши.
Пища для мозга - безусловно. Повышение настроения в целом - гарантированно. Редко так метко! Редко сочитаются таким прекрасным коктейлем столь многоплановые замыслы... множество стилей, образов, концепций, идей, философских понятий.. фрактальная ирония (от слова: повторяет себе подобную, образуя в целом замысловатый узор). Короче - пускай моськи лают, пускай сравнивают первую и вторую части. А я (главная моська второго плана) скажу: идите на обе. It's an investment. Это культура. Составьте своё мнение сами.
Впечатления от просмотров сюжетов 1-2 и 3-4, разделенных парой недель, можно сравнить с Kill Bill 1 и Kill Bill 2, которые я смотрел с интервалом в полгода.
В обоих случаях первый фильм - это качественный, вкусный и легко перевариваемый фарс (чуть не написал фарш) - приятный в силу своей добротности и предсказуемости.
Второй фильм в обоих случаях обманывает ожидания и как бы даже дискредитирует первый: ну кто, запасая поп-корн перед Kill Bill 2, думал, что, вместо того, чтобы показать фонтан артериальной крови и выпущенные кишки, Тарантино начнет залечивать на тему неразделенной любви и морального перерождения?
Кто думал, что 3-4 эпизод Шапито-Шоу - это не только не молодежная комедия про чудаковатых курортников, а разоблачение 1й и 2й части: оказывается весь фильм - это никакая не молодежная комедия, а куча не очень приятных для переваривания вопросов: про то, что люди в принципе не могут понять друг друга - потому что живут в разных мирах, потому что не представляют, чего каждый хочет друг от друга - если вообще кто-то чего-то хочет.
И второстепенные трафаретные персонажи из одного эпизода перекочевывают в другой уже в качестве центра душевной драмы - поистине уже не герои молодежной комедии.
Понравился приятный трейлер с красивой картинкой, сидел весь фильм искал "прекрасный коктейль столь многоплановых замыслов... множество стилей, образов, концепций, идей, философских понятий.. фрактальную иронию". Вообще не нашел. Видимо, недалёкий я человек.. Мне это все напоминает некий фарс - собирается куча людей на очередное кино не для всех, сидят весь фильм (из этой же серии "Овсянки", "Мишень"), и сидят ищут, "фрактальную иронию", и самое удивительное многие находят, судя по отзывам!!! По мне так выглядит это так - собралась некая группа людей, и злоупотребляя алкоголем, как все "настоящие люди искусства", сняли некий бред, круто пропиарили, как очередной супер-арт-хаус для ну совсем необычных людей, и пипл хавает!
Я бы посоветовал не ходить на вторые две части, чтобы не испортить впечатления от первых. Довольно скучное кино, кроме разве что двух эпизодов.
Всем кинонытикам, скулящим о кризисе в отечественном и мировом кино, Лобан дает достойный ответ в лице Шапито-Шоу. Постановка, даже интереснее чем у великого Балабанова. Режиссер как бы переносит нас в веселые и сумасбродные 80е, умело сохраняя ощущение сегодняшнего дня.
Во второй части шапито, затронута проблема взаимопонимания между поколениями. Это очень актуально, потому, что люди выросшие в одной среде, при этом имеющие разницу в возрасте 2-4(какие там 20) года, нередко, поразительно отличаются ментально. Ну и конечно мракобес Мамонов, поступил очень плохо, украв сценарий фильма у собственного сына.
В теме "сотрудничество" из экрана посыпались термины: орудие труда, эксплуатация, капитализм. Я по неволе вспомнил своего лицейского учителя, заядлого коммуняку Руслана Юсуповича, который вел предмет истории. Также к совковому посылу, добавилась рпцшная замануха. Тем самым Лобан потрудился на два злейших мифа...
В этом фильме можно видеть все обязательные составляющие контркультуры: не традиционная ориентация, смешанные браки, наркотики. Все это под зорким наблюдением всевидящего ока, со сцены шапито.
Если с художественной точки зрения, фильм получился очень зачетным, то смысловое наполнение это адская промывка мозгов. Людям с не окрепшим мировоззрением и без внутреннего стержня, не смотреть.