Драма |
16+ |
Алекс де ла Иглесиа |
30 ноября 2011 |
6 декабря 2012 |
1 час 38 минут |
Очень драматичная острая история маленького человека по-европейски. Почему-то Гоголь сейчас вспоминается, он как раз так умел: и страшно беспросветно, и смешно. История в этом фильме совершенно современная, но тоже проницательно и без малейших сантиментов рассказанная. Но мы полюбили этого режиссера за предыдущий фильм "Печальная баллада для трубы", который кажется охватывает все кино жанры, которые я вообще знаю. По сравнению с ним "Искра" - фильм такой же мастерский, но более частный.
Полвека назад Билли Уайлер снял одну из своих первых картин — «Туз в рукаве». Историю о том, как благодаря репортеру, желающему сделать себе имя и карьеру, вокруг шахтера, лежащего в засыпанной шахте поднимается ажиотаж национального масштаба. Вместо того, чтобы просто достать бедолагу, на место трагедии съезжаются газетчики, радио, телевидение, просто любопытные. За несколько дней у пустынной шахты возникает целый передвижной городок с каруселями, барами, толпами любопытных. Все пытаются заработать себе деньги, или пиар, включая местные власти, спасателей и губернатора. А незадачливый шахтер в итоге так и умирает под завалом.
Духом и сюжетом старого фильма Уайлдера где-то косвенно, а где-то и буквально руководствовался испанец Алекс де ла Иглесиа. Его герой, известный в прошлом и безработный в настоящее время рекламщик (Хосе Мота) погружен в поиск работы. За плечами несколько хороших проектов (самый известный — слоган для Кока-колы, который периодически упоминается, как символ прежних триумфов), но в нынешние кризисные дни место найти ему не удается.
После очередного неудавшегося собеседования герой решает слегка проветрится и отправляется с женой (Сельма Хайек) за город, где самым обидным образом падает затылком на металлический штырь арматуры. Извлечение инородного тела из черепа чревато смертью, и оставшуюся часть фильма герой проведет своеобразной бабочкой на булавке, печально взирая со штыря на разворачивающиеся вокруг него события. Снять его со штыря долгое время не решаются из-за опасности этой операции и персонаж Мота быстро становится калифом на час, звездой СМИ, моментально раскрученной в наш век высоких технологий.
Вокруг места трагедии постепенно начинают собираться любопытствующие, журналисты, приходят поведать героя друзья и дети, а нанятый агент отчаянно торгуется за эксклюзивные интервью, чтобы хоть как-то окупить пятнадцать минут славы героя.
Попытка явной сатиры на современное общество потребления, превращение всего и вся в товар и вспышки циничного ажиотажа в СМИ по самым неуместным поводам явно критикуются в этой драме. Планка заявлена, но к сожалению не взята. То, что в старом фильме Уайлдера смотрелось ярко, свежо и ново, здесь более похоже на пересказ из десятых уст, да и среди актеров нет никого, похожего на молодого яростного Керка Дугласа.
Хосе Мота — известный в испании актер и комик неплох, его персонаж вызывает сочувствие, но не более. Сельма Хайек играет любящую, преданную жену, здесь, пожалуй одна из лучших ее ролей в кино. Благодаря ее игре оживают некоторые, в ином случае заваленные бы эпизоды. Можно отметить еще женщину-репортера. Остальные актеры ни хороши и не плохи. Середнячки.
Сами мысли и идеи, которые пытается высказать режиссер вполне понятны, и заслуживают уважения но, к сожалению, далеко не новы. И остается только поступить так, как когда тебе приятный вроде человек рассказывает бородатый, слышанный уже сотню раз анекдот, вежливо улыбнуться и поблагодарить.
История рассказанная испанцем Алексом де ла Иглесия (автором неподражаемой "Печальной баллады для трубы") могла бы показаться слишком прямолинейной - ну да, мы все знаем, что "лучшие новости - плохие новости", смерть в прямом эфире делает лучшие рейтинги, а медиа-сообщество - это сборище алчных неисправимых циников. Но эти, уже достаточно азбучные, истины режиссер ухитряется упаковать в великолепную жанровую оболочку, создать неподдельный саспенс, населить экран яркими персонажами и сдобрить все это изрядной дозой чернейшего юмора. В итоге фильм выходит далеко за рамки описанных в сценарии сюжетных коллизий и превращается в незабываемую притчу о жизни и смерти, любви и потере, о жажде успеха и горечи вечных поражений... Ну и конечно отлельного упоминания заслуживает Сальма Хайек, которая просто блещет в этой картине. По-моему, это ее лучшая роль за многие годы, и ей явно стоит чаще играть на испанском - в ее исполнении это самый секси язык на свете.
Алекс Де Ла Иглесиа по-моему мнению,второй величайший режиссер Испании после Альмодовара,еще более абсурдный и сумасшедший.Но в своем новом фильме,показанном на Берлинале,по эмоциональности он обошел самого Билли Уайльдера с классическим "Тузом в рукаве" (1951),близким по сюжету. Полтора часа,не отрываясь, смотришь на умирающего Роберто,его жену,гота-сына, с единственным вопросом-Умрет или не умрет?Никто не может выдернуть металлический штырь из его головы,но основная заноза в голове Роберто даже не он,а искушение большими деньгами-миллионами евро за предсмертное эксклюзивное интервью и продакт плэйсмент. Ведь у маленького человека 15 минут славы и все хотят на ней заработать.Сальма Хайек отлично сыграла мексиканскую жену,бескомпромиссную и сильную.Эту жгучую испанскую смесь комедии,трагедии и психологической драмы смотреть всем любителям арт-хауза!
Хорошая задумка сценариста была уничтожена нетривиальной игрой актеров и утрированной комичностью происходящего, на выходе мы получаем не душещипательную драму, которая чувствуется на подсознательно уровне, а самый обыкновенный фарс! Фильм должен был быть явно хорош, но уничтожен режиссером, странное ощущение после него, вроде понимаешь глубину происходящего, но в то же время не можешь принять легкомысленность подачи...