Киноафиша Москвы

Все отзывы о фильме Борис Годунов

6.7
оценить
Как вам фильм?
Фото пользователя
  • 10
  • 9
  • 8
  • 7
  • 6
  • 5
  • 4
  • 3
  • 2
  • 1
Отзывы по рейтингу пользователя
  • По дате
  • По рейтингу пользователя
  • По рейтингу рецензии
Фото Иван Монахов
Фото Иван Монахов
отзывы: 132
оценки: 133
рейтинг: 357
7

Обычно я пишу рецензии практически сразу по выходу из зала, но в данном случае после окончания фильма остался в неоднозначном метании духа и мысли (не слишком высокопарно?). Даже решил Пушкина перечитать. На третий день собрался с духом и... Скажу так сравнения с предыдущими попытками Бондарчука и Васильева неуместны так как восприятие сильно поменялось. Мерзоев все таки чуть урезал оригинальный текст, но принципиально это не поменяло ситуацию. Что сильно порадовало так это работа Максима Суханова (Годунов) и отчасти Петра Федорова (Басманов). Произвели впечатление (не уверен что положительное, но трагедия все де) исторические аналогии с убиением Царевича Алексея Романова и с войной в Чечне. Хороша попытка автора показать зрителю, что в России ничего не меняется за 400 лет, какой ни есть антураж за окном НАРОД БЕЗМОЛСТВУЕТ...
Вывод - обязательно смотреть эстетствующим интеллектуалам ... и школьникам старших классов - хоть посмотрят если не прочитали!
ХОРОШО поставил потому, что гармония все же не достигнута и была видна некоторая натужность происходящего, и еще в инсценировке уж больно был был хорош Шуйский в исполнении Броневого (простите год забыл).

2
0
...
5 января 2012
Фото Александр Залесский
Фото Александр Залесский
отзывы: 102
оценки: 164
рейтинг: 297
5

Про "Бориса Годунова" я услышал хвалебные отзывы в Твиттере где-то в прошлом ноябре. Его рекламировали и на него звали. Желание посмотреть не было тогда реализовано из-за удалённости мест показа. А потом я забыл про Бориску-царя - забыл бы вовсе, если бы в Пяти звёздах на Новокузнецкой его каждый день не показывали в 17.05. Так что, если кому после прочтения нижеследующего будет интересно, - милости прошу.

А начну я с плохого, хотя ожидания фильм в целом превысил: это не совсем фильм, во-первых, а почти телеспектакль. Во-вторых, некоторые люди вроде Максима Суханова очень не подходят на роли, которые ими сыграны. Нет, Суханов актёр замечательный, но он не Борис Годунов. Если в фильме можно смириться с неподходящими актёрами благодаря богатству действия (у нас не Голливуд и выбор способных актёров далеко не безграничен), то для телеспектакля неубедительная роль - смерть.

Вообще всё, что связано лично с Годуновым, вышло из рук вон. Эмо-дочь Ксения, жрущая таблетки вместе с прозрачными стаканами прозрачных вод, любит смотреть на стену. На стене проектор бесконечно показывает видео, как Ксения с покойным ныне мужем резвится в осенней роще. Так-то проводят время девки современные, кто мужа потерял. Няшный царевич Фёдор, которого, видимо, подбирали для сходства с Бондарчуком-мл. (Фёдор сыграл в 1986-м ту же роль в экранизации Сергея Бондарчука), просто ничего из себя не представляет. Наконец, сам Годунов зачитывает монологи (эту часть Пушкина явно стоило бы выбросить) в декорациях к дорогому бандитскому сериалу, которые весь фильм смотрятся отменно - кроме этих-самых монологов. Лжедмитрия - Мерзликина в фильме многовато и он, пытаясь сыграть многогранного и неоднозначного человека, с успехом лишь пустоту изображает.

Из фильма множество вещей можно был б вырезать, а добавить - разве что более оригинальную концовку, отличную от пушкинской. В пьесе финал точно такой же текстово, но обстановка другая. На вырез можно без ущерба пустить все сцены в сыром огненном подвале, который похож на павильонную декорацию к трэшовой научной фантастике: Лиам Кинкейд ищет лазутчика-тейлона в каирских подземельях. Впрочем, до горящих дверных косяков дело даже там не доходило. Легко вырезается сцена войны. Разговор "иностранных наёмников" на этой войне невозможно понять. Кроме того, при минимальном бюджете пытаться изобразить смесь из Чечни (камерными съёмками траншей) и Первой Мировой (документальными кадрами) - задумка недоступная. К периоду Первой Мировой относится и первая сцена фильма - видимая смерть царевича - и смысл смещения во времени, кроме желания плоско удивить, ничем не объяснишь. Кстати, к вопросу о следовании тексту, - у Пушкина этой сцены нет; с концовкой можно было поступить так же вольно.

Наконец, главный сожжённый косяк - это то, что пушкинский текст переносили без изъятий. История современна, но текст относится к определённой эпохе, да и к определённой форме исполнения. Воображение в силах представить Смутное Время в современной Москве, но стихотворные фразы в новом антураже не упрощают восприятие, а наоборот. Картинка теряет связь с содержанием, и единственный шанс зрителя - употребить блюда раздельно и не смешивать. Мало кто может так смотреть кино. Кино не за этим и предназначено.

И хорошее. Кроме Годуновых и Лжедмитрия, все другие герои хорошо удались. Годуновские слуги, полицейские. Польско-литовская знать, например, вся не в пример мерзкая (дань современным политическим трендам? - в общем, малоинтересно), зато Марина Мнишек прекрасна и преображает представления о вражьих происках. Леонид Громов идеален в роли Шуйского, бояре похожи на бояр, а юродивые - на юродивых.

Мне очень понравилась большая часть визуальной составляющей - офисы, здания, декоративные мелочи всякие, девушки декоративные, офисы. За рядом досадных изъятий вроде храма с коллонадой, где Годунов встречает юродивого, и приснопамятного сырого подвала, фильм смотрится интересно.

Красиво смотрится. Где-то даже ново.

Просто не надо пытаться во время этого фильма заниматься пониманием фильма. Лучше подумать о чём-нибудь своём, благо происходящее на экране способствует :)

1
0
...
17 января 2012
Фото Павел Лягин
Фото Павел Лягин
отзывы: 100
оценки: 185
рейтинг: 247
9

Как же приятно и прекрасно, что такие фильмы стали появляться!
Что молодёжь увидит и прочувствует Пушкина, Историю России, через мобильные телефоны, дорогие интерьеры и броневики.
Но на то она и классика, что звучит актуально всегда, везде, в любую эпоху.
Сменились декорации, наступил передовой 21 век - а что изменилось? Проблемы теже, власть и битвы за неё такие же.
Как верно подметил Маркес - ничего не меняется - всё движется по кругу.
Обернуть Пушкина в мерседесы и мобильные телефоны оказалось так же естественно, как и посадить Лжедмитрия на броневик. А народ?! Какое сочное и точное попадание с рабоче-крестьянской и интеллигентной семейкой? Гениально!
Фильм достоин большого уважения, фильм достоин внимания и широкого проката!
Это кино из той категории - можно посмотреть, а с пометкой - рекомендовано к просмотру!

2
0
...
22 января 2012
Фото Фома Лосев
Фото Фома Лосев
отзывы: 69
оценки: 65
рейтинг: 225
5

Интересный момент, что идея о фильме у Мирзоева вроде бы возникала трижды: в 76-м, 97-м годах и сейчас. И все три раза оказывалась актуальной. Смешно, что в 97-м "продюсеров пугали возможные аллюзии", а сейчас (!!!) нет.
Так же интересно, что наверное самая известная фраза про безмолвствующий народ "появилась по совету Жуковского только для того, чтобы главный цензор, Николай I, не зарубил пьесу".
Заслуживает внимание и то, что по мнению ряда историков Дмитрий "был рождён от не менее чем шестого брака отца, в то время как православная церковь считает законными только три последовательных брака, и, следовательно, мог считаться незаконнорождённым и исключаться из числа претендентов на престол".
Т.е. когда ни пиши, ни ставь или не снимай, будет актуально, каждый в Борисе и Дмитрии увидит своё, а кто-то ещё будет заговорщицки шептаться, мол Басманов- вылитый С., а Шуйский- тоже С., но другой. Остальной мир проносится мимо как известные участники пробега мимо Бендера и К, спрятавшихся под мостом. А у нас всё то же: Сталин-Грозный, Грозный-Сталин. Впрочем, это движение по кругу уже стало банальностью. Непонятно- как из этого круга вырваться.
То же самое с народом, который безмолвствует. Казалось, сколько всего минуло, ан нет. Хомячки, болото, планктон, бандерлоги. Причём, неуважение и презрение, как со стороны власти, так и со стороны либеральной оппозиции.
Проблема конечно не в убийстве, которое то ли было, то ли не было. И возможно не в том, что власть- это всегда зло.
Тут скорее ближе проблема того, что "в России две напасти:внизу - власть тьмы,а наверху - тьма власти." Войска Годунова терпели поражение от слабого противника именно потому, что "тьма" его не принимала, а тьме то предъявляли убитого царевича и казнённых убийц, то нетленное тело, которое вроде бы было телом сына стрельца, и оно начинало лечить(!!!) страждующих; и все эти Лжедмитрии, в которых народ (тьма) так готова была верить. Как тут не вспомнить разрушение церквей после революции, да и все прелести гражданской войны, когда одна часть со сладострастием уничтожала другую.
Т.е. дело не в том "настоящий царь" или нет, легитимные ли выборы. А в отсутствии царя в душе, когда достаточно малейшего повода, чтобы снести существующего очередного "бориса".
Тот же Михалков в предвыборной полемике до чего договорился: типа если признать нелегитимными выборы Ельцина, то не легитимна вся страна. Так и видится, что выковыривают очередного царевича и ...Или какой-нибудь навальный объявляет себя чудесно спасшимся царевичем Алексеем. Или... Впрочем, это не смешно, а больно.
Каждый раз некая небольшая группа, очень сомневающаяся в своей легитимности, но с тьмой власти, бояре (как сейчас называется- интеллектуальная элита); и на противоположной стороне- тьма, народ (электорат), который безмолвствует за телевизором, крутит фиги в интернете. И всё это посыпается, как перцем приправой того факта, что как сказал сам Борис -народ не любит добра, но хочет жесткости или жестокости.
Выход лишь в сближении этих крайностей, исчезновение тьмы и там, и там.
Фильм же восхищения не вызвал. Замечательный театральный режиссёр оказался обычным кинорежиссёром. Оказывается, кино- это отдельный вид искусства. Впрочем, кому-то эта театральщина и покажется специальной, приёмом, стилем. Все актёры на фоне Суханова никакие. Ну и конечно стыдновато за сцены народа у телевизора. Посыл понятен, но грубо и мелко, в стиле какого-нибудь комедийного сериала на стс.

1
0
...
28 марта 2012
Фото Vlad
Фото Vlad
отзывы: 30
оценки: 86
рейтинг: 136
7

Пушкина испортить очень сложно. Ну, скорее даже почти невозможно. На данном материале это не удавалось никому, так что Мирзоеву это тоже не удалось.

О чем эта история? О том, что при слабом царе был умный Правитель и талантливый царедворец, который наследовал ему. Несмотря на общепризнанные свои заслуги, все понимали, этот Годунов взял не по чину. Были живы еще потомки Александра Невского- Шуйские, в чьих жилах текла кровь Рюрика, были живы еще правившие хоть и под рукой московского царя, но все-таки являвшиеся самостоятельной династией- Воротынские, были состоявшие в родстве с Иваном Грозным -Романовы, были родовитейшие Мстиславские… и вот царем стал безродный зять Малюты Скуратова- Борис Годунов. Все представители этих и других знатных родов выбрали его, голосовали, предлагали и уговаривали. Но «в душе затаили подлость».

Перед тем, как стать царем Борису нужно было убрать последнее препятствие на пути к трону- законного наследника бездетного Федора- младшего сына Ивана Грозного- царевича Дмитрия.

История умалчивает, что произошло в Угличе. Пушкин трактовал те события, как если бы Правитель Борис подослал к царевичу Дмитрию убийц. Трактовка Пушкина талантлива, но весьма спорна. С его легкой руки в истории появились как минимум два известных убийцы- Борис Годунов и Сальери, и в том, и в другом случае трактовка Пушкина, подчеркиваю, лишь творческое переосмысление исторических фактов.

Но факт остается фактом. Царевич Дмитрий был убит в Угличе. Василий Шуйский возглавил комиссию, которая постановила: царевич убил сам себя. Но народ- который не особо спрашивали за всю предыдущию многовековую историю российского -московского царства- забурлил: как это так, сам себя убил??? И заговорили то, во что легко было поверить: Ирод убил царственного младенца. История почти библейская.

А дальше-все по Пушкину. Царь Борис мучается от «нечистой совести», Тень Дмитрия возникает в соседней Польше, идет странная война, где войска Мстиславского в первой же битве проигрывают войскам Дмитрия. Второе сражение заканчивается -Дмитрий разбит и прячется в Путивле, но в Москве умирает царь Борис. Путь к трону для Дмитрия свободен.

И как убийцы Бориса пришли к царевичу Дмитрию, так и теперь убийцы Дмитрия пришли к царевичу Федору.

«Кричите, да здравствует царь Дмитрий Иоанович!».

Фильм Мирзоева несмотря на неудачный антураж XXI века к истории века XVII -лучшая экранизация «Бориса Годунова» Пушкина. Даже лучше фильма великого Бондарчука 25 летней давности. Возможно, что именно смена декораций позволяет увидеть за конкретной историей нечто большее,- историю на все времена? притчу? В любом случае, фильм для широкого проката и широкого зрителя, жаль только, что увидят его немногие…

Но те, кто увидят, я думаю, сильно удивятся. Нет, не тому, что в Московии ничего не поменялось. Удивятся, я думаю, тому, как мало поменялось в нас самих. Удивятся самим себе. Вот это и есть главная идея фильма.

Как мало мы сами изменились, несмотря на сотовые телефоны, фитнес-центры, ТВ, плоские мониторы и планшетные компьютеры. Ведь случись такая история сегодня, каждый сыграл бы свою роль. Да вот ведь еще вопрос, не играем ли мы и сейчас те самые роли?

7
0
...
15 ноября 2011
Фото Громус .
Фото Громус .
отзывы: 42
оценки: 139
рейтинг: 63
9

Сильная режиссерская и актерская работа! Политически актуально. Пушкин всегда актуален. А в переломные этапы истории особенно. Считаю, что современные атрибуты в фильме позволяют лучше актуализировать и понять Александра Сергеевича.)

0
0
...
17 октября 2012
Фото leluvi
Фото leluvi
отзывы: 72
оценки: 551
рейтинг: 57
7

Через пять минут шок прошёл, я втянулась в игру по правилам создателей. И не просто приспособилась к предложенным условиям, а полноценно переживала.
Спасибо за свежесть, за несколько просто блестящих сцен и ходов, за внятность актерской работы, особенно за осмысленность произносимых текстов.
Из недостатков: не понравилась Мнишек, не поверила я её воле и чарам, и несколько чрезмерны сны - видения - призраки.
Оригинальный фильм, для открытых новому взгляду.

2
0
...
12 ноября 2011
Фото Дмитрий Коган
Фото Дмитрий Коган
отзывы: 63
оценки: 201
рейтинг: 47
9

Фильм оказался настолько хорош, что полуподпольный характер показа вызывает недоумение. Это совсем не артхаус, а острый и актуальный мейнстрим, практически блокбастер. Просто для его продвижения необходимы некоторые усилия - обычный парень вроде меня не пойдет на трезвую голову смотреть фильм с названием "Борис Годунов", "Евгений Онегин" или "Тарас Бульба". Можно, например, запустить по ящику несколько коротких эффектных фрагментов - бояре в мерсах, Годунов на фоне флага, Курбский на бтр, Отрепьев с Мариной и т.д.. Сделать аналогичные баннеры для сети. А в контекстную рекламу гугла ставить строчки из пьесы - "Живая власть для черни ненавистна", "Да, жалок тот, в ком совесть нечиста" и т.п.. А эти ссылки должны вести на сайт фильма. Но у него нет сайта! И неудачный трейлер. Просто удивительно. Уж если у создателей фильма хватило денег на такой монументальный шедевр, стоило добавить еще немного для его распространения. Странно, что такие талантливые и амбициозные люди оказались пофигистами в практических вопросах - впрочем, это очень по русски.

Нельзя сказать, что Владимир Мирзоев осовременил пьесу. Современность - это атрибут масскульта, а искусство живет вне времени. Текущая политическая конъюнктура в фильме практически отсутствует - он гораздо шире. Пушкин не был ни философом, ни историком, ни, прости господи, политическим аналитиком. Зато Александр Сергеевич был блестящим психологом и великим поэтом, поэтому он обладал даром делать персонажей живыми и видеть историю и жизнь через призму человеческих отношений и страстей. Т.е. он паказывал общее через частное, а для успеха такого подхода необходим контекст. И здесь господин Мирзоев выступил равноправным соавтором гения - визуальный ряд и атмосфера фильма действуют как портал, поднимающий зрителя на авансцену мировой и отечественной истории. Через 100 лет мерседес станет таким же анахронизмом, как телега, но попкорн вечен, и пацаны с района будут не отрываясь смотреть историю далеких предков, временами узнавая себя.


Мы опоздали на обычный сеанс, и чтобы не возвращаться из Бутова несолоно хлебавши, пришлось смотреть фильм в пустом вип-зале за тройную цену, как боярам. Смерды приносили напитки и крутили кино, но по какой-то причине вип-зал не отапливался, и эта зима еще больше сократила дистанцию между экраном и жизнью. Иобретательность видеоряда здесь поразительна - после просмотра я специально перечитал пьесу, не в силах поверить, что она сценически настолько современна. Но так и есть - разве что пушкинский текст местами сокращен, чтобы удержаться в метраже. Но оказалось, что он идеально ложится что в разговор у телевизора, что в великосветскую вечеринку, что в политические разборки - без малейшей натяжки. Мы так дорожим своей классикой, потому что похвастаться нам больше нечем - мы до сих пор живем как холопы семнадцатого века, конечно, с поправкой на внешний антураж. Мы не можем ее ни адекватно оценить, ни осмыслить, потому что несвободны. А Мирзоеву это удалось - фильм снят глазами свободного человека. Так же как пьеса написана другим свободным человеком, что тогда было еще большей редкостью.

Про актерские работы здесь говорить излишне - у режиссеров такого уровня блестяще сыграет даже фонарный столб. А занятая в фильме "команда мечты" из блестящих актеров - тем более. Часто новые произведения искусства соотносятся с другими, уже хорошо известными. Это порочная практика - она приводит к потере ориентиров, абсолютных точек отсчета. В результате, например, Каннский кинофестиваль превратился в парад голых королей. Искусство нужно соотносить с абсолютом - с космосом, с историей, с жизнью. Фильм Владимира Мирзоева это сопоставление выдерживает.

Мы тоже живем в смутное время. Которое, тем не менее, гораздо лучше стабильного кошмара совка. Ведь постоянная опасность кровавого бунта в России происходит из-за постоянного угнетения народа - Мирзоев вслед за Пушкиным акцентирует на этом внимание. Это угнетение привело к деформации национального менталитета - ведь до сих пор имена самых позорных лидеров вроде Грозного, Ленина и Сталина произносятся с оттенком уважения, а о самых лучших - Хрущеве и Ельцине (увы, других пока не было) - говорят с пренебрежением. До сих пор свободная и успешная личность вызывает не восхищение, а зависть и злость, в то время как хваткий вожак хищной стаи (в смысле вертикали власти) считается хорошей ролевой моделью. Но времена все же меняются. Известен финал пьесы - но не жизни и не истории. И фильм об этом напоминает.

0
0
...
14 ноября 2012
Фото Nikolay Volyanskiy
Фото Nikolay Volyanskiy
отзывы: 11
оценки: 160
рейтинг: 36
5

Ожидал большего... Очень хорошая идея - перенести один из величайших драматических сюжетов в современную Москву, оставив при этом текст Пушкина практически без изменений... В результате несколько сильных сцен, убедительный Суханов, и пожалуй все... Чтобы снять это как надо, выдержать планку и не прогнуться под тяжестью первоисточника, как творческого, так и исторического, - необходим режиссер очень!! высокого дарования и мастерства, причем в расцвете сил, коих в России, увы, почти нет.. Но спасибо за то, что попытались... Посмотрел с интересом.

0
0
...
23 января 2012
Фото Н. З.
Фото Н. З.
отзывы: 31
оценки: 36
рейтинг: 35
9
Я! ПРОСТО! ПОТРЯСЕНА!

Вследствие этого изложить свои впечатления могу исключительно тезисно.
1. Пушкин - Гений, и это бесспорно. Отсюда и абсолютное попадание в сегодняшний день: полное ощущение, что написано сегодня и про нас.
2. Мирзоев потряс меня своим прочтением и переложением "Бориса Годунова". ГЕНИАЛЬНО!
3. Суханов потряс меня своей зрелой, точной, филигранной игрой! Признаюсь, до этого фильма считала, что амплуа Максима - эдакий полусонный герой-любовник, и шла на фильм в весьма скептическом настроении. Теперь же с уверенностью могу сказать, что Суханов - один из лучших российских, а значит, и мировых, актеров! Воплотить на экране ТАКОЙ образ, способен только гениальный актер!
4. Операторская работа великолепна!
5. Подбор актеров безупречен!
6. Работа звукорежиссера прекрасна!
В целом фильм производит оглушающее впечатление! Огромное спасибо создателям и БРАВО!

3
0
...
17 декабря 2011
Фото Natalia Preobrazhenskaya
Фото Natalia Preobrazhenskaya
отзывы: 18
оценки: 59
рейтинг: 34
7

Как всегда, наши фильмы не рекламируются (даже на всеми любимой Афише) - неужто всем дороже английским аноним, чем судьба России? И чем, собственно, наш фильм хуже зарубежных экранизаций классики, представленных на главной странице Афиши?
Поэтому - в зале было три сестры и дядя Ваня - пожарник.
К фильму Мирзоева у меня есть некоторые претензии (если это кому-то интересно), а именно: с моей точки зрения недостаточно динамичный монтаж (особенно к концу), излишняя эксплуатация и затянутость видения "кровавого" мальчика, грубый натурализм образа Юродивого, абсолютное несоответствие сна Григория его собственному рассказу - зачем это? и т.д.
И все же большая благодарность режиссеру за данную возможность великолепному Максиму Суханову насладиться великой ролью (и нам, конечно). Прекрасны Козаков, Мерзликин, Ташков, Громов - и Леонид Парфенов!! Поэтому оценка четыре звезды.

0
0
...
14 января 2012
Фото сергей генералов
Фото сергей генералов
отзывы: 9
оценки: 15
рейтинг: 27
7

НАРОД БЕЗМОЛВСТВУЕТ?
О «Борисе Годунове» Александра Пушкина и Владимира Мирзоева

Прав ты, Пушкин.
Но знаешь ли? Об этом обо всем мы помолчим до времени…

Я, конечно, был в курсе, что главная стилевая особенность фильма Владимира Мирзоева «Борис Годунов» – современный антураж. Президентские покои вместо царских, чиновники вместо бояр, полицейские вместо стрельцов и лампочки вместо лучин и свечей. Меня это нисколько не смущало. Я был уверен, что в таком антураже текст Пушкина двухсотлетней давности не поблекнет и не затеряется… Но на такой эффект я даже не рассчитывал!
Пушкин безусловно наше всё и «ай да сукин сын», но его замечательная драма не заиграла бы так впечатляюще без режиссуры Мирзоева. И главная режиссерская находка в фильме – это конечно же народ.
Тот самый народ, который вначале волнуется, когда ж Годунов, наконец, будет хозяином над ним:

Ах, смилуйся, отец наш! Властвуй нами!

А в конце безжалостно:

Народ, в Кремль! В царские палаты! Вязать! Топить! Да гибнет род Бориса Годунова!

Тот самый народ, который «бессмысленная чернь», что «мгновенному внушению послушна» да «пустой надежде предана». Безропотный народ, которому:

Твори добро – не скажет он спасибо,
Грабь и казни – тебе не будет хуже…

И привыкли мы к образу такого народа, забитого, испуганного, или ожесточенного, стоящего перед боярами или Государем коленопреклоненно… И вдруг нате вам другой образ: оказывается, этот самый народ просто сидит перед телевизором, отделенный от бояр и от Государя пространством и временем (если, стало быть, не прямая трансляция), с водочкой на кухне или в уютном кресле! Как меняется весь смысл отношений Власти и народа!
Годунов (в современном костюме президента) с искренним отчаяньем:

Пожарный огнь их домы истребил,
Я выстроил им новые жилища:
Они ж меня пожаром упрекали!

(не напоминает прошлое лето?)
И тут же народ, глядя в телевизор:

- О чем там плачут?
- А как нам знать? То ведают бояре. Нам не чета…

(и хлоп рюмашечку аппетитно)
Да тут не страх – тут отстраненность! Эмоции, конечно, остались. У кого злость, у кого ирония. Но страха нет! Фантастически точно и здорово снято. Я вообще думаю, что фильм Мирзоева – это удивительная визуализация той самой фразы Пушкина «Народ безмолвствует». Он безмолвствует у телевизора, отстраненно наблюдая за трагической судьбой Государя. За тем, что коварством и подлостью добытый трон отплатит и тебе и твоему потомству тем же, а для народа закончится смутным временем. В фильме этот контраст максимален – Государь в великолепном исполнении Максима Суханова переживает мучительные мгновения, а народ (перед телевизором) хмыкает равнодушно…
Выходит, что в современном мире у народа есть способ отстраниться от любой трагедии Государя. Выдержать дистанцию… Так что же из этого следует? Народ плох и равнодушен? В чем тут дело?
Сильное, прекрасно выдержанное стилевое решение фильма, отсылающее нас к современному нам миру, дает возможность найти неожиданные ответы на давние вопросы, поставленные Пушкиным двести лет назад. Все дело не в народе и не в Государе. Все дело во Власти. В этом понятии, на котором покоилась Россия столько веков. Любая Власть есть насилие. А значит зло. Об этом «Борис Годунов» Пушкина. И ответ прост – в современном не авторитарном мире нет места для Власти. Вообще. Выполнять государственные обязанности, будучи избранным и Владеть – это совсем разные вещи. Вот оно в чем дело! Если бы народ мог влиять на процессы, происходящие в своей стране – он бы не отстранялся и не безмолвствовал. А если бы Борис Годунов был бы избранным президентом – он бы просто поработал бы свой срок (ну два), и не пришлось бы ему для начала царевича Димитрия порешить…
Мне в фильме не хватило многочисленной массовки в некоторых сценах (но не в тех, где народ у телевизора) и совсем не понравилась идея снять в роли юродивого по настоящему больного человека (отдаю должное его старанию). Но это мелочи по сравнению с ярким и впечатляющим стилем фильма, скрупулезно продуманным и тщательно выдержанным до самого конца.
И по сравнению с теми мыслями, на которые фильм невольно навел.

P.S. К сожалению, фильм трудно увидеть в прокате – он идет в очень небольшом количестве кинотеатров. И если вы скачали его, как и я, из сети – не забудьте поддержать создателей. Это можно сделать здесь:
http://vladimirmirzoev.livejournal.com/4653.html

2
0
...
1 декабря 2011
Фото Олег Татков
Фото Олег Татков
отзывы: 15
оценки: 17
рейтинг: 25
5

Рецензия на фильм Борис Годунов (http://www.proza.ru/2012/02/12/2112)


Предисловие:

Цитата:
"И я там был, и я там в снег блевал"...
Иосиф Бродский. "Перед памятником А.С. Пушкину в Одессе".

Великий русский военный хирург Николай Пирогов вошёл в историю как основоположник топографической анатомии. Он распиливал замороженные трупы вдоль, поперёк и вкось и описывал пространственное (3D – авт.) расположение внутренних органов. Сейчас это делает в диагностических целях (безболезненно и на живых – авт.) аппарат под названием «компьютерный томограф». Прогресс, однако…


Мы – русские, - странная нация. Вот взяли и устроили из даты убийства национального гения Александра Пушкина общемировой праздник и ничего, – весь мир подхватил. Хоть и стрёмно немного, (сразу вспоминается «бородатый» анекдот про Ворошиловского стрелка – «Стрелял Дантес, а памятник Пушкину» - авт.), - но, наверное, - это правильно, – именно в день убийства «солнце русской поэзии» перешло в бессмертие…


Режиссёр фильма «Борис Годунов» Владимир Мирзоев сам признаётся в том, что он сознательно очистил в трагедии Пушкина текст и видеоряд от исторического флёра исключительно с одной целью – для обнажения (по его определению – авт.) - «вибрирующего смысла» пушкинских строк...


Я думаю, режиссёр немного лукавит – современная российская социальная атрибутика в фильме довольно мощно присутствует и, - на мой непрофи взгляд, - лишь иногда «вибрирует» (сцены с убийством детей Годунова, поездках военных на танках), иногда даже резонирует (сцены с Казаковым- Пименом), - но, в общем, - немного отвлекает от собственно пушкинского «Бориса Годунова»….


Собственно, Мирзоев в этом плане не новатор. К примеру, шекспировского Гамлета, в какие только интерьеры и эпохи не помещали? …. Кроме космоса и глубин мирового океана «принц датский», кажется, отметился уже практически везде…


Естественно, режиссёр имеет полное право на этот ход и относительно образов «Бориса Годунова», но театральность, нарочитость меня лично «выбивали» из просмотра и это, на мой взгляд, сработало скорее «в минус», чем «в плюс» всего фильма в целом.

В этом плане не спасает даже наличие «талантливого сценариста» (цитирую шутку Мирзоева – авт.)…

В фильме очень хороша операторская работа Павла Костомарова. В предлагаемых режиссёром Мирзоевым обстоятельствах он опять на высоте и это совершенно другой (по сравнению с «Как я провёл этим летом» - авт.) операторский труд. Огромное количество крупных планов актёров (что иногда не всем на пользу – авт.), «альмадоварское» роскошество цвета и объёма интерьеров. Даже набившие оскомину обязательностью показа в фильмах последних лет планы Москоу-Сити, - смотрятся совершенно свежо и очень неожиданно. Это и удивляет, и вызывает уважение, поскольку со сцены Большого зала Дома кино, продюсер фильма (по совместительству жена режиссёра) сказала, что бюджет был более чем скромным ….


Режиссёр Мирзоев, как мне кажется, - немного переиграл с условной театральностью кинодейства – и это очень сильно сказалось на игре актёров – более того нарушило веками устоявшуюся литературную аксиому о психологической равноценности/равнозначимости волевой и исторической мощи тандема Годунов-Отрепьев. Если Максим Суханов (Годунов) предельно жизненен и убедителен в предлагаемых Мирзоевым обстоятельствах, то Андрей Мерзликин – всего лишь - убедительно театрален… Исключение составили, на мой взгляд, сцены на танке, – но там, как говорится, - антураж вытаскивает. …


Шуйский – несомненная удача актёра Леонида Громова. Очень уж убедительно им передано вневременное кредо российского ВИП - чиновника, - удержаться на плаву, успеть вовремя предать, не оступиться идя по карьерному «канату» над пропастью, не отвести глаза, или отвести вовремя. Наверное, это очень тяжело быть царедворцем – иногда Шуйского жаль даже…


Убедительны, но не потрясают и остальные исполнители - Петр Федоров (Басманов), Агния Дитковските (Марина Мнишек), Дмитрий Певцов (Воротынский), Рамиль Сабитов (Афанасий Пушкин), Захар Хунгуреев ( царевич Федор).


Очень неожиданно и свежо смотрятся Елена Коренева в роли хозяйки приличного семейства из народа и теледеятель Леонид Парфенов в роли думского дьяка Щелкалова.


Есть ещё одна роль, на которой хочется остановиться отдельно. Наверное, так было угодно Господу, чтобы именно в роли мудрого отца Пимена ушёл в бессмертие Великий российский актёр Михаил Козаков. Когда смотришь в глаза Мастера, знаешь каких усилий ему, - смертельно больному стоила эта роль, - ком стоит у горла…
Владимир Мирзоев, члены съёмочной группы, зрители на послепремьерном «разборе полетов» в Большом зале дома кино очень много тёплых слов сказали о работе Михаила Михайловича. Цитирую Мирзоева – «Михаил Казаков – независимый интеллектуал, никогда не мутировавший» под давлением обстоятельств….
Вечная ему память……
…………………………………………………………………………………………………………….

Я так и не смог понять посыл режиссёра Владимира Мирзоева. Посыл или первичную мотивацию относительно того, что же он всё-таки пытался сделать – спектакль на плёнке или кино для театральных подмостков? Не совместилось, не произошло синтеза, НЕ СЛОЖИЛСЯ ПАЗЗЛ…

Мне кажется Мирзоев, – прежде всего – театральный режиссёр и в кино «Борис Годунов» он пришёл прежде всего с театральными лекалами, но…

Вспомним Станиславского – тот (сужу по воспоминаниям и «Театральному роману» Булгакова – авт.) месяцами занимался (пардон за жаргонизм – авт.) «психофакингом» труппы, - устраивая многочасовые читки, разбирая историю каждой роли…

Даже условный «лебедь из пятого ряда» у него был с жизненным анамнезом; – типа – в месяц от роду его клюнула хромая утка, в два месяца – чуть не переехала хозяйская бричка, в пять – прилетал ястреб, унесший лучшего друга, а в семь из-за гусеницы рухнула любовь....


Эти дела происходили в присутствии всех актёров, и они начинали резонировать друг с другом – дышать и думать в унисон. И тогда возникало чудо под названием спектакль, когда вместе с ними в унисон начинал дышать и зрительный зал. …

Очевидно этого в подготовительный период кино «Борис Годунов» не было; – строился график съёмок под возможности актёров и декораций.

Это очень заметно на экране, - заметно неровностью психологического накала – ну нестыковка межактёрская. Суханов, Казаков, Костомаров – режиссёры и по крови и по мышлению, и они «сделали это».

Остальные – просто старались и в лучшем случае выдали на гора вибрации, а мыслился, как я понимаю, – резонанс…


......................................................................................................................................

В предисловии к “Истории государства Российского” Н. М. Карамзин утверждал: “История народа принадлежит царю”.

Работая над драмой “Борис Годунов”, посвященной его памяти, А. С. Пушкин тем не менее резко возразил историку, переделал его афоризм: “История народа принадлежит поэту” (Н. И. Гнедичу, 23 февраля 1825 года). . (цит. по «Нева». - №2. - 2012)


Гёте как-то написал в «Фаусте» (за точность цитаты не ручаюсь – авт.!
«Живой предмет, желая изучить.
Учёный прежде душу вынимает,
Затем предмет на части разрезает…»

Лично я против разрезания/препарирования пушкинской трагедии «Борис Годунов»….

Послесловие:


История в нашей стране имеет страшную привычку повторяться – в этом я с режиссёром Владимиром Мирзоевым согласен абсолютно…..

Цитата: «Романовы начали свое правление в Москве с еще одной кремлевской гнусности: повесили на воротах Спасской башни четырехлетнего сына Марины Мнишек, причем мальчик был не от Лжедмитрия, а от последующих тушинских персонажей. Этот факт публичного удушения ребенка Романовы и их штатные историки-фальсификаторы всячески скрывали. Потом Романовы мочили и друг друга, и своих родных. Петр I уничтожил законного наследника Алексея Петровича, но все началось именно с повешения четырехлетнего мальчика как факта самоутверждения новой династии. (…) Николай II не отменил торжественного приема в Кремле по случаю своей коронации в день трагедии на Ходынском поле, когда были затоптаны насмерть четыре тысячи человек. В Кремле Сталин и Молотов готовили и подписывали довоенные расстрельные списки. Горбачев в Кремле принял решение не отменять первомайскую демонстрацию в Киеве после сообщения об аварии на Чернобыльской атомной электростанции. В Кремле было решено расстрелять из танковых пушек перестроечный Верховный Совет, которому присягал Ельцин». (цит. по Алексей Смирнов. – Московский апокалипсис. - Опубликовано в журнале: «Зеркало» 2009, №33).


Рекомендуемая Литература.
1. Александр Сергеевич Пушкин Трагедия «Борис Годунов»

2. Владимир Владимирович Мирзоев Интервью «Российской газете» http://yarcenter.ru/content/view/44663/226/

2
0
...
12 февраля 2012
Фото Федотова Алёна
Фото Федотова Алёна
отзывы: 19
оценки: 616
рейтинг: 15
7

Идея перенести старую и всем известную историю в офис не нова - вспомним прославившиеся этим новые немецкие немецкие оперы или хоть недавний провал премьеры "Руслана и Людмилы". И тем ценнее в игре с этой модой на ремейки в "нашем времени" гениальнейшее попадание авторов с материалом: на Бориса Годунова современный костюмчик сел куда лучше, чем на певца Баяна.

Дешёвая обёртка декораций фильма выглядит довольно странно для недешёвого во всех смыслах актёрского состава. Не лучшим образом выглядит игра молодых актёров. А потом понимаешь, что и кажущееся неестественным поведение молодых героев, и картонность обстановки как нельзя лучше дополняют фильм и становятся в ряд с другими деталями, превращающими картину из странной экранизации Пушкина или отражения полуоппозиционной действительности в настоящее кинособытие, у массового зрителя украденное.

Известные со школьной скамьи реплики внезапно видятся в совершенно ином свете. В опере внимание зрителя притупляется знанием сюжета и яркостью декораций - акцент режиссёра ставится на голоса. По жизни внимание зрителя затуманено привычным фоновым шумом телевизора из-за спины. Мы уже привыкли, что все шороховатости сюжета всегда скроет развлекательная составляющая. Но когда зрителя лишают яркой обёртки, припадочного закадрового смеха и мигающего табло "апплодисменты", получается, что от типичного медиа-продукта ничего не остаётся. От "Бориса Годунова" остаётся. И по самой реакции зрителей на фильм выходит, что это именно медиа-продукт, который может переплюнуть выпуск "Новой газеты" по количеству справедливых упрёков действующей власти, а иной документальный фильм "Культуры" по содержанию исторических аналогий.

И мне очень жаль, что большинство зрителей увидит фильм бесплатно, на Youtube, не поддержав создателей рублём, ведь их работа того стоила. И того печальнее, что ещё большее количество людей этот фильм просто не увидит.

0
0
...
9 ноября 2011
Фото Margarita Kamenskaya
Фото Margarita Kamenskaya
отзывы: 19
оценки: 26
рейтинг: 7
3

Театральный режисcер Владимир Мирзоев со своей любимой (по большей части -вахтанговской) командой поставил Бориса Годунова... но только в кино. Поддавшийся всеобщему искушению, он осовременил классика. Видеоряд Мирзоевского Годунова весьма непривычен: костюмы, галстуки, апартаменты, кожаные диваны, бассейны, лимузины- словом, царская Россия купается в "лакшери". Аудиоряд, который начинается после небольшого картиночного пролога, удивляет теперь еще больше - тут дословно звучит Пушкин! Пушкин - со своими боярями, троном, вестями, гонцами, государем, князями и прочими реалями, которые уже канули в лету. К слову, все это в стихотворной форме, если вы помните. Что получается: едет в черном смокинге в лимузине Дмитрий Певцов, который по сценарию князь Воротынский, внемлет Шуйскому и декламирует:
Но месяц уж протек,
Как, затворясь, в монастыре с сестрою,
Он, кажется, покинул все мирское.
Ни патриарх, ни думные бояре
Склонить его доселе не могли...
Говорит это человек с актерским клише ни то бандита , ни то мента и поглядывает одновременно в окошко, откуда виднеется современная Тверская.
И вот в такие моменты происходит какой-то внутренний диссонанс, эстетическая дисгармония: ты понимаешь, что тебя обманывают и перестаешь доверять увиденному. В это мгновение констатируется факт: миссия этого искуства провалена.
Однако стоит признаться, что некоторые такие эстетические провокации удались у Мирзоева успешно. Служанка Марины Мнишек игриво произносит пушкинские стихи , собирая хозяйку в вечерний туалет и приговаривает о скорой свадьбе. Все это очень кокетливо, игриво, по-женски- здесь можно говорить о вневременном ощущении восприятия материала. Здесь появляется гармония между сказанным и увиденным. В фильме такие эпизоды время от времени появляются, и когда появляются, весьма любопытно убеждаться в существовании вечных вопросов бытия. Однако сегодняшнему извращенному зрителю отнестись всерьез к такому Пушкину просто тяжело. Тут же флешбеки на все продукты жанра телевизионной пародии: все эти новогодние фильмы, где Киркоров и Агутин кувыркаются в сеновале и разумеют украинскую молву, пока Наташа Королева с длинной косой поет русские народные песни; множественные видео- пародии Вани Урганта в его шоу на самые разные фильмы и сериалы, да та же передача "Большая разница" тут же всплывает ассоциацией, когда названные боярями разгуливают по московским набережным. Тебе кажется, что тебя просто хотят рассмешить, когда эстетическая провокация удается; или что врут и при этом смотрят в глаза, когда она проваливается.
Всему фильму, надо сказать, характерен сценический темп и театральная картинка- ну что, рука театрального режиссера тут работает и глаз его же. Только ведь глаза у зрителя, что сидит перед сценой и перед телевизором - разные, вернее, по-разному их нужно заинтересовывать. Нельзя томить телевизионного зрителя театральной неспешностью, редкой сменой планов, ракурсов и просто сделать фильм каким-то неживым, даже заторможенным. Даже лимузин Певцова "несется" с мигалкой неправдоподобно медленно.
А теперь еще раз вспомните: Певцов, смокинг, заторможенный лимузин и пушкинские думы про мирское....
Завтра иду знакомиться с эстетическими провокациями в "Борисе Годунове" у Konstantin Bogomolov в Ленкоме. ‪#‎интересненько‬
Ах, да, Максим Суханов в главной роли бесподобен.Впрочем это тема уже для абсолютно другой рецензии...

0
0
...
21 февраля 2015
Фото Denis Kataev
Фото Denis Kataev
отзывы: 5
оценки: 5
рейтинг: 5
9

Вот моя рецензия -

http://tvrain.ru/teleshow/artificial_selection/boris_godunov_stal_prezidentom_rossii-71703/

0
0
...
8 ноября 2011
Фото Anastasia Kubashova
Фото Anastasia Kubashova
отзывы: 2
оценки: 2
рейтинг: 3
7

В этом фильме есть всего две вещи, ради которых стоит его смотреть. Первая-это красота языка, но на то он и Пушкин, вторая- как здорово и правдиво показан народ (!!!), хотя появляется он в фильме всего-то 2 раза. Но зато от отвращения после фильма хочется аж сплюнуть, и самое здесь горькое,что это мы сами! Все остальное знакомо,основная идея фильма о том, как мало изменилось со времен смуты в людях, мало трогает, особенно если имеется понимание о том, как было и есть в России. Учитывая всю шумиху вокруг фильма, в результате была слегка разочарована, послевкусия фильм не оставил.

0
0
...
19 ноября 2011
Фото Ратмир Кульбицкий
Фото Ратмир Кульбицкий
отзывы: 1
оценки: 1
рейтинг: 0
8

Фильм конечно стоящий!!! Но испоганить болотом, болотом и всюду болото!!!неужели трудно было сделать хоть раз нормальную дорогу!!!!как спецом!!!

0
0
...
29 марта 2019
Фото Anna Sokolova
Фото Anna Sokolova
отзывы: 1
оценки: 1
рейтинг: 0
7

Давным–давно я заполучила фильм "Борис Годунов". Первый раз начала смотреть, по инерции ожидая увидеть красивые костюмы в развесистой исторической драме. А увидела – и замерла – лица. Чуть позже расслышала текст – и влюбилась. В то, как сделано это кино и в то, как оно сыграно.

В памяти два раза тенью мелькает "Ромео и Джульетта" База Лурмана. Бассейн вместо фонтана – места свидания Дмитрия и Марины Мнишек и потом, в финале – выключенный в черноту телевизор.

Режиссер Владимир Мирзоев взял текст Пушкина о Москве 16ого века и, практически не изменив, как тонкую пленку разложил на реалии современные. Фильм настолько насыщен глубокими моментами, что не всегда ощущается момент движения от одной сцены к другой. Происходящее – как набор тяжелых бусин в четках, сделанных из малахита и яшмы.

Переноса места действия практически и нет, не считая мелочей. Изменено только время. Вместо исторической реконструкции – современная Москва. Аллюзий на современную власть и сиюминутную политическую ситуацию нет совсем. Но присутствует концепция, делающая перенос времени действия не упражнением изощрённого ума, но способом подчеркнуть трагедию настоящего. В фильме максимально возможным способом власть отделена от народа. Народ – масса, или способная на мятеж и тем удобная для использования, или тёмный сгусток, причиняющий боль и причина рефлексии умного царя. Для народа же власть существует в экране телевизора. Недоступная. Говорящая языков своих представителей и не нуждающаяся в обратной связи. И над теми и другими довлеет тягучий, молочный, липкий страх. Ни одни, ни другие уже не пытаются ответить на вопрос: "а что же будет дальше?" Такого вопроса для них вообще не стоит. Похоже, тоже самое происходит и сейчас. Тоскливо, как в "Елене" Андрея Звягинцева.

Борис Годунов (Максим Суханов) и Отрепьев (Андрей Мерзликин) — два героя–антагониста — в первую очередь личности, а потом уже государственные мужи. История этих двух царей — история силы и пути власти, но не история правления в смысле отношения с народом. Напротив, народ присутствует в фильме, но живет сам по себе, воплощая подобострастие, страх, ненависть и вместе с тем — звериное желание иметь сильного властителя.

Работа великолепна. В фильме практически нет многолюдных сцен, картинка построена на крупных планах и достойно выбранных фонах. Например, первый разговор князей Воротынского (Дмитрий Певцов) и Шуйского (Леонид Громов) начинается на обтянутом хорошей кожей заднем сиденье машины представительского класса и завершается на фоне бездушных стеклянных башен московского Сити и двух одинаковых черных лимузинов, отвернувших друг от друга морды, так что не видно ни номеров, ни знаков марки.

Воротынский
Ужасное злодейство! Полно, точно ль
Царевича сгубил Борис?

Шуйский
А кто же?
Кто подкупал напрасно Чепчугова?
Кто подослал обоих Битяговских
С Качаловым? Я в Углич послан был
Исследовать на месте это дело:
Наехал я на свежие следы;
Весь город был свидетель злодеянья;
Все граждане согласно показали;
И, возвратясь, я мог единым словом
Изобличить сокрытого злодея.

Воротынский
Зачем же ты его не уничтожил?

Шуйский
Он, признаюсь, тогда меня смутил
Спокойствием, бесстыдностью нежданной,
Он мне в глаза смотрел, как будто правый:
Расспрашивал, в подробности входил —
И перед ним я повторил нелепость,
Которую мне сам он нашептал.

Воротынский
Не чисто, князь.

Шуйский
А что мне было делать?
Все объявить Феодору? Но царь
На все глядел очами Годунова,
Всему внимал ушами Годунова:
Пускай его б уверил я во всем,
Борис тотчас его бы разуверил,
А там меня ж сослали б в заточенье,
Да в добрый час, как дядю моего,
В глухой тюрьме тихонько б задавили.
Не хвастаюсь, а в случае, конечно,
Никая казнь меня не устрашит.
Я сам не трус, но также не глупец
И в петлю лезть не соглашуся даром.
Второй разговор князей, который случился сразу после речи–согласия Бориса о принятии престола, происходил у зеркала в туалетной комнате царского здания. Шикарная плитка на стенах, огромные зеркала. Шуйский отрекается от своих прежних слов, моя руки. Воротынский сосредоточенно откликается: "Лукавый царедворец!", поправляя прическу у зеркала. В нем отражается панель телевизора, закрепленная на стене. На экране — лицо Бориса, что–то говорящего на фоне Российского флага.

Народ фрагментарен. Только две семьи. Определяя просто — рабочая и интеллигентная. Оговорюсь и уточню: оба понятия — это обобщение стереотипов. Интеллигенты могут быть напыщенными дураками, а рабочие — образованными людьми. Но не в этой истории. В рабочей семье ужин, все смотрят телевизор, и после сообщения дьяка о согласии Бориса занять престол быстренько соображают что делать. Ведь "толпа рыдает". Один мужчина мажет глаза луком, второй — слюной. Вроде как они плачут. Зачем?!?! Потому что так нужно. Потому что страшно, если кто узнает, что не зарыдал. И это несмотря на то что все происходит в собственном доме, не на площади, лишних глаз нет. Но — паранойя вечна. Этот народ не ожидает ничего, но исполняет ритуалы — выпил за здоровье, закусил, прослезился — свободен.

Связь между народом и властью, вернее ее отсутствие, пустота безразличия в рамке привычных правил подчинения, показана пунктиром, но страшно. Пока взрослые "плачут", на руках у мамаши рыдает ребенок. Она выпивает по рюмочке наравне с мужчинами, тютехая малыша. Но так, как плачет этот мальчик, плачут дети когда очень испуганы или когда им больно. Это не плач–каприз. А на этого ребенка никто толком не обращает внимания, так, трясут для порядка.

Интеллигентная семья. Две женщины, мать, взрослая дочь, и муж дочери. Старшая женщина курит, резко затягиваясь и крепко сжимая сигарету в тонких пальцах. Все они ждут объявления дьяка, и факт, что Борис согласился взойти на престол, комментируют так, как будто Годунов должен сказать что–то лично им. Отсвет царской рефлексии ложится на их лица, людей далеких от власти. Но они бессильны, им не позволено ни на что влиять.

Интересная получается цепочка. Плачущий ребенок у телевизора. Мертвый ребенок, возможно убитый по приказу Годунова. Выросший никому не нужный ребенок — Лже–Дмитрий. Убийство ребенка — начало фильма, первые кадры, страшная история в Угличе. Убийство детей Годунова — финал. Через всю историю звенит водопад ниточек родословных. Одна сама рвется, другая режется, третья тут же завязывается. Поток жизни, направление которого определяется характером тех кто правит и амбициями тех, кто безудержно хочет власти. Народ в этих играх отсутствует. Светские интриги главенствуют в христианской стране, где все говорят о боге.

О вхождении царя на престол и потом о смерти его и затем — детей, сообщает Щелкалов (Леонид Парфенов — что любопытно; весьма неоднозначная фигура известного журналиста в роли "начальника пресс–службы царя"), его обращения транслируют по телевидению.

"Борис Годунов" — это мужское царство, главенствующая страсть в котором — жажда власти. Это горсть тяжелых, мощных, ярких, рельефно прописанных глубоких характеров. Каждая роль, даже такие маленькие, как хозяйки кабака (Татьяна Лютаева и Ольга Гутшмидт–Остроумова), или иноки (Сергей Шеховцов — отец Варлаам, хитрюга и пьяница с абсолютно трезвыми глазами, и Дмитрий Волков — отец Мисаил, простой, немного не в себе), собирающие милостыню на монастырь, случайные попутчики Отрепьева на пути в Литву. Приставы — Сергей Якубенко и Ринат Хайруллин. Каждая сцена интересна. Как отец Варлаам читал указ с наладонника, который отбрал у Отрепьева! По складам, заикаясь от неумения и страха, что вот еще секунда, и его арестуют. И тут же — Гришка, с каждым словом указа скручивающийся в пружину, отвечая на каждую строчку приказа. "Глаза голубые" — перекрестный взляд с приставом; "росту высокого" — еще один взгляд; "На щеке борода …. а! на щеке бородавка!". Все. Узнали. Отрепьев здесь — как волк. Ждал, не будет ли другого выхода, кроме отчаянно опасного пути. Не случилось. Сбежал по ниточке между жизнью и смертью.

Кошмар Отрепьева, который постоянно снился ему в монастыре, и предсмертный кошмар Годунова живут среди колонн одной и той же заброшенной залы. Темно, тихо, на полу вода, то там то там горят костры и факелы, стоят разбитые колокола, а дорогу указывают больные люди–дауны.

Рядом с Годуновым всегда находится убитый мальчик, видимый только ему. Он сидит на отдельном кресле за длинным столом для заседаний на первом совещании царя и ближайших придворных. К этому мальчику обращается царь, пытаясь забыться со стаканом виски в руке.

Борис Годунов и Гришка Отрепьев — двое, про которых можно сказать так, как Шуйский сказал о Борисе: "Он смел, вот все — а мы....." Их смелость разнится: у Бориса — тяжелая, густая, уверенная; у Отрепьева — страстная, бешеная, бедовая — их пропуск к власти. Все кто их окружает прикованы и преданы им благодаря этой смелости, а власть получают те, в ком сочетаются два качества. Страстная жажда власти и отсутствие страха за собственную шкуру. Ни Борис, ни Отрепьев за себя не бояться. Но они разные. Борис постоянно борется в прибоем сумашествия в собственном мозгу. Отрепьев — великолепный авантюрист, которому борьба за власть, риск, вечные игры "пан или пропал" дороже жизни.

Сцена "Лес" — ночь после проигранной битвы, разговор Отрепьева и Пушкина, сделана как спектакль для Годунова. Единственная неудача Отрепьева — и та показана не как реальный проигрыш, а как пафосная пьеска. В этой истории неудач у Лже–Дмитрия нет.

Cила не гарантирует счастья и спокойствия. Борис — одинокий и проклятый. У него есть дочь (Софья Федорова–Рошаль), которая все время сидит со стаканом и сигаретой у экрана, на котором ее жених — живой. Только его сын Фёдор (Захар Хунгуреев) кажется спокойным и вменяемым, любопытным и образованным. Он будет убит на следующий день после смерти Бориса.

Во внешней жизни Борис — властитель, его бояться. Как Шуйский в разговоре с ним в красивой кухне–столовой. Кругом на стенах декаденские постеры полуобнаженными дамами, маски на подставках. Князь Василий вынужден был рассказать о появлении в Литве лже–Дмитрия. Постепенно теряя карты он понимал, что царь новости уже знает. "Не казнь страшна, страшна твоя немилость". Шуйский снова рассказывает про то, что убитый в Угличе младенец (на самом деле ему около десяти лет) был именно Димитрий. Бориса понемногу сковывает леденящий ужас. "Тяжело. Дай дух переведу". "Вот зачем тринадцать лет мне сряду снилось убитое дитя". Допивает молоко сына из стакана, который тот оставил тут же, на столике.

Борис смертельно устал. С самого начала устал. После беседы с Шуйским он в полупустом, отделанном со вкусом, но страшном офисе. Глухие цвета. Белый, серый и черный на стенах, потолке и легких стеллажах, разорваны болезненными пятнами вывихнуто–вытянутыми желтыми и красными вазами. Непонятно как такой может любить убивать. Может быть, привычка убивать уже приросла так же как привычка молчать? Он движим желанием жить для народа, по крайней мере спасать этот народ, когда требуется, но народу этого не надо. Хотя официальная история гласит что Борис сделал не всё. Он не решился отдать приказ открыть монастырские подвалы, и тем не спас стольких, скольких мог. Такой вывертыш Калигулы Камю: "если государственная казна что–то значит, то человеческая жизнь не значит ничего". Если бы рефлексия вывернулась вовне, итог эволюция характеров была бы идентична.

Стакан для виски. Он в низком кресле за маленьким столиком. Напротив него — маленький мальчик, занятый карандашами. Царь совершенно пьян. В расстегнутой рубахе Самое жуткое опьянение, которые не дает забываться, а наоборот, с каждым глотком выпячивает самое болезненное, самое тяжелое. "И все тошнит, и голова кружится" — это буквально. Это когда кажется что голова — это все что осталось от тела, когда мерно текущая кровь вдруг обращается в тяжелый прибой и наваливает, наваливает в виски изнутри. "И рад бежать, да некуда..." — это что–то такое давящее в голове, пузырь, который страшно давит и заставляет сдержать желание раздавить голову руками. Это близко к состоянию самоубийцы у человека, который до добровольной смерти не дойдет никогда.

"Достиг я высшей власти" "но счастья нет в душе моей"

Но если в ней единое пятно,
Единое, случайно завелося,
Тогда — беда! как язвой моровой
Душа сгорит, нальется сердце ядом,
Как молотком стучит в ушах упрек,
И все тошнит, и голова кружится,
И мальчики кровавые в глазах...
И рад бежать, да некуда... ужасно!
Да, жалок тот, в ком совесть нечиста.
Неизвестно, действительно ли Борис приказать убить собственного сына. А он сам — знает?!

Лже–Дмитрий. Мужчина. Спинным мозгом — мужчина. Тот который наглый, смелый, сексуальный, умный. На старых гравюрах он отталкивает от себя взгляд. А Мерзликин его притягивает. Веселый, наглый, увертливый как сильный зверь, а не как тот склизкий ханурик, который изображен на портретах своего времени. Он — непредсказуемость, сексуальность, погоня за властью, ум. Кажется ему нужен процесс ради процесса. Страсть. Что власть, что любовь. Он — совершенный удачливый авантюрист. Он влюблен в Марину Мнишек (Агния Дитковските), и прекрасно понимает, что ей он нужен только потому, что сядет на российский трон. Марина — очень красивая холодная кукла. Сцена у фонтана превратилась в сцену у бассейна. Отрепьев тащит за собой Марину. Оставившись у какой–то кирпичной стены и начиная говорить, он медленно снимает короткое пальто, хорошую рубашку, брюки наконец, и в плавках неожиданно спиной вперед падает в воду. А потом утягивает за собой принцессу.

Смерть царя — последнее действие пьесы.

"Подите все — оставьте одного
Царевича со мною."
Он — среди колонн с мальчиком на руках. Потом ребенок вдруг пропадает и рядом оказывается его настоящий сын. А маленький выглядывает из–за колонны, дразня куклой–скоморохом. Борис пытается догнать маленького мальчика. Задыхается. Вдруг оказывается на кровати, в простой зеленой простыне. "Я чувствую могильный хлад" И последний кадр — взгляд — в снопе света.

Музыка. Протягивает из одного эпизода в другой. Плачущий на низких тонах струнный квартет. Добавляет остроты и краски в происходящее. Побег из трактира — ко всему равнодушная группа прозрачных мальчиков со внешностью наркоманов. Или тоскливые струнные тогда когда сам с собой разговаривает Борис. Красивы песня и дизайн шрифта в финальных титрах.

Смерть Годунова, убийство семьи, каменное лицо Щелкалова, объявляющего что мать и сын "отравили себя ядом" выстраиваются в дикий хоровод, в котором кружатся властьдержащие. Тяжелый, неживой, сильный, жестокий и беспринципный. Он засасывает в себя. Никогда не торопится. Резких движений в нем незаметно. Все потихоньку, неспеша. Тихо. Никто не кричит. Все это похоже на Солярис Андрея Тарковского. Густой, вязкий, тяжелый, непроницаемый, живущий по своим законам внутри, там где ворочается сердцевина. Этот танец кружится в наркотическом дурмане страстей и жажды власти. Простые смертные могут или пресмыкаться, потирая слюной глаза делая вид что плачут, или сжимая сухими пальцами сигарету замереть и дать дочери резко, как птица лапой, схватить пульт, и выключить экран телевизора, задергивая все чернотой.

0
0
...
23 мая 2013