Киноафиша Москвы

Фильм «Рожденные в СССР. 21 год. Смешение языков»

(2007, Россия)
7.1
оценить
Кино: «Рожденные в СССР. 21 год. Смешение языков»
Кино: «Рожденные в СССР. 21 год. Смешение языков»

Документальный фильм про молодых людей, успевших родиться в СССР.

Режиссер фильма «Рожденные в СССР. 21 год. Смешение языков»

Отзывы пользователей о фильме «Рожденные в СССР. 21 год. Смешение языков»

Фото Евгений Шмуклер
отзывы:
90
оценок:
90
рейтинг:
192
9

Глыба
Фильм Сергея Мирошниченко «Рождённые в СССР» состоит из трёх частей: «Семилетние», «Четырнадцатилетние (14+)» и «21 год». Начатый в СССР и продолженный на его развалинах, он изначально адресован западному зрителю и закономерно недооценён в России. В Европе и США удостоился множества престижных наград и номинаций.
Как и почти всё замечательное, этот проект родился в Англии. Это случилось в 1964 г. усилиями Granada Television. Режиссер первой серии первого британского сериала - Paul Almond, затем его сменил Michael Apted. 14 семилетних детей представляют срез общества Соединённого Королевства – из крупных городов, с ферм, из дворцов и детских домов. Их расспрашивали об их жизни, когда им было 7, 14, 21, 28, 35 и 49 лет, сериал видимо будет продолжаться, пока хоть кто-нибудь из них ещё жив.
Сказать, что «UP Series» стал сенсацией, значит преуменьшить эффект. Аналогичные проекты стартовали в Австралии, Бельгии, Канаде, Чехии, Франции, Германии, Дании, Японии, Нидерландах, ЮАР, Швеции, СССР, США. В СССР, в связи со скоропостижной кончиной самого Союза, успели снять лишь первую серию в 1990 г., следующие снимались уже в России, Литве, Грузии, Киргизии, США, Франции, Израиле. Режиссёром российских серий Age 7 in the USSR (1990), 14 Up Born in the USSR (1998) и Born in the USSR: 21 Up (2005), стал Сергей Мирошниченко.
*****
1 сентября 1990 г. Экспозиция первой серии кажется поэтической метафорой конца СССР. Нестройные звуки гимна в детском доме, где растят будущих военных музыкантов, сменяются куда более стройными - церковного хора.
Первый из героев, Саша – деревенский мальчишка. Жалуется, что в детском саду жизнь была вольготней, а теперь – пришёл домой, - делай уроки. Его сверстница Марина живёт в одной с ним деревне. Она поповна, в школу не идёт, остаётся дома с множеством своих младших братьев и сестёр. Бархатный голос Севы Новгородцева повествует, что жизнь её семьи мало отличается от жизни до революции, Марине также приходится носить воду из общего колодца.
- Кто из твоих братьев и сестёр ходит в школу?
- Маша, Оля, Ваня, Коля, Вася, Андрюша…
- А кто ещё не ходит в школу?
- Пятеро не ходят: Аня, Серёжа, Настя и Петя.
- А ты?
- Я нет.
У девочки очень выразительный, яркий взгляд огромных синих глаз.
Скромная ленинградская кухня. Мама одевает близнецов Дениса и Стаса в школьную форму. У обоих на физиономиях написано «сорванцы». На вопросы отвечают: - Да! - Нет! Они живут на окраине индустриального района и сегодня впервые идут в школу.
В 3000 км на восток от Ленинграда, в Сибири, Андрей начинает свой день с зарядки в детском доме. Это не простой детский дом — здесь готовят военных музыкантов. Ребенок рассказывает о своём ежедневном расписании:
- И так каждый день?
- Да.
- О чём ты мечтаешь?
- Велик хочу.
Взгляд не по возрасту взрослый и какой-то пронзительный. Именно этот его взгляд станет причиной кардинальных изменений в его судьбе после показа «Семилетних» в мировом покате.
Снова Ленинград. Родители и дети с цветами у школы. «Ася в первый раз в жизни покидает маму». Дома эта несколько полная девочка разговаривает, раскачиваясь на кресле-качалке,
- Я родилась под знаком Венеры, это богиня любви. Каждый раз влюбляюсь (смеётся).
Девочка с первого взгляда выглядит «барчуком».
Вильнюс: Катя из русской семьи, у неё на лице написано «отличница»
 У меня пока настоящих друзей нет, у меня однопланетники и однопланетницы.
Альгис, чей папа-адвокат участвует в литовском движении за независимость. Ладо из богатой грузинской семьи артистов из Тбилиси, двое мальчиков из Москвы – один живёт в Доме на Набережной, другой в палатке в лагере беженцев из Азербайджана на Васильевском спуске (Павлик - единственный ребёнок, которого съёмочной группе найти больше так и не удалось). Дети из Киргизии, с Алтая, из Свердловска, их истории завораживают, привлекают и пугают сразу. В первой серии через знакомство с ними видно этническое и социально-культурное разнообразие страны.
*****
О серии 1990г. Мирошниченко вспоминал: «Кто-то мне сказал: ты снимал так, словно знал, что рухнет СССР. Я не знал. Но чувствовал, что все плохо». С детьми в первой серии беседует Сева Новгородцев. Как уже сказано, фильм рассказывает об СССР скорее западному зрителю, замена со второй части бодрого и тёплого голоса С.Н. на несколько унылый, но и более "свой" голос С.М. делает следующие серии более «для внутреннего употребления», т.е. приближает фильм к российской аудитории.
Вторая серия - «Четырнадцатилетние» (1998 г.) начинается кадрами рок-концерта. Один из героев фильма среди публики. Эта сцена напоминает другой ставший классическим документальный фильм "перестроечного" периода – «Легко ли быть молодым», и в дальнейшем впечатление родства этих картин подтвердится. Следующая серия – «Рождённые в СССР, 21 год» делает сходство ещё более очевидным, поскольку теперь возраст героев двух картин почти одинаковый. Фильм «Рождённые в СССР» развивает и углубляет идею Подниекса, но, насколько хватит сил автору, фильм не остановится на проблемах молодости.
Теперь можно сразу вслед за первой посмотреть вторую и третью серии. Они придают фильму дополнительное измерение, за счёт возможности сравнить каждого участника с ним самим 7 и 14 лет назад. Формирующиеся личности, повороты их судеб, порой совершенно неожиданные, когда семилетний детдомовец Андрей, пройдя через множество невзгод, к 21 году становится из всей выборки одним из самых устроенных - самостоятельным американским предпринимателем.
Острая драматургия «Рождённых в СССР» создана жизнью и не могла быть предсказана или задана автором. Он не знал, что империи, в которой была снята первая серия, ко второй - уже 6 лет как не будет существовать, не предвидел, какими станут его герои: что самый обделённый судьбой семилетка, именно в результате его участия в фильме, передвинется на противоположный конец линейки благополучия. Что Ладо, в 7 лет в Тбилиси говоривший, что никогда не женится на русской, в 21 год станет единственным из всех участников настоящим европейцем, - успешным, толерантным и просвещённым, но уже в Страсбурге.
*****
Влияние фильма на судьбу по крайней мере одного его персонажа оказалось наиболее радикальным: зрители во всём мире были потрясены глазами семилетнего Андрея, который мечтал о велике. Через семь лет съёмочная группа найдёт его усыновлённым в Америке, но глубоко несчастным, поскольку супруга усыновившего его человека будет делать его жизнь невыносимой. В период съёмок «Четырнадцатилетних» Андрея усыновит другая американская семья, в которой он, наконец, обретёт то, чего с самого начала был лишён. А его детдом после показа «Семилетних» забросали присланными из разных стран великами по самую крышу. Сергей Мирошниченко признал, что эта работа во многом изменила его отношение к жизни и к людям. Можно предположить, что хотя и менее явно, но нечто подобное картина делает и со зрителем.
И страшно и хочется узнать в 2012 г., что с ними стало, теперь 28-летними? Скорее всего – Сергею Мирошниченко тоже.

0

Галерея