Драма |
Карл Маркович |
30 сентября 2011 |
1 час 34 минуты |
Нужно смотреть сердцем
Как научиться распознавать плохие и хорошие поступки, если тебя никто не учил? Как научиться любить, если тебя самого не любили? Как начать заботиться о себе и других, если тебя бросили? Как стать законопослушным гражданином, если тебе это не нужно? На эти и многие другие вопросы частично дает ответ картина «Дыхание» австрийского режиссера Карла Марковица.
Хочется сразу предупредить, что фильм на любителя. Тут все изображено с той придирчивостью и реалистичностью европейского режиссера. Здесь нет захватывающих моментов, взрывов, душещипательных шаблонов, которые заставляют рыдать тысячи подростков и барышень. Тут все изображено жестко и показано с философской точки зрения. Это история того, как можно найти смысл жизни в том деле, которое должно было по идее опустить тебя в яму еще глубже.
Роман Коглер в свои 19 лет был уже потерян для общества, т.к. побывал в колонии для несовершеннолетних и отличался исключительной молчаливостью. Кроме того, он работает в бюро ритуальных услуг, постоянно вынужден видеть и носить трупы. Ему это не всегда приятно и понятно, бывают случаи стычек с коллегами, считающими Романа слишком брезгливым. Иногда даже его герой вызывает искреннее недоумение, отторжение и раздражение, но это лишь дает шанс лучше понять фильм.
Однако в своем желании быть не одиноким Роман выглядит так трогательно и естественно, что забываешь обо всех его недостатках и проникаешься трепетом. Особенно четко это выражено в поисках Коглера своей матери и их встреча. А также дальнейший разговор в квартире… При всем этом главный герой обладает одно увлечение – плавание, которое дает ему силы бороться, противостоять и становиться лучше.
Ах, да. Еще ближе к концу вы поймете, почему ленту назвали «Дыхание».
9 из 10 возможных.
Фильм про доброту. Как малая толика доброты может спасти человека, а непонимание и отчуждение могут быстро и наверняка убить. Начинается полной чернухой - парень из колонии для несовершеннолетних, убивший своего соседа по сиротскому дому, идет работать в морг и собирает покойников по Вене. Работа морга показана во всех подробностях. Вот вот вырвет. Мальчик должен скоро умереть. Но вдруг бог-добро вмешиваются. Совсем по чуть-чуть: девушка попутчица улыбнулась, охранник пожалел и не доложил о нарушении, злющий коллега научил завязывать галстук и спросил о жизни. И потрясающая сцена омовения умершей старушки. И тут наступает катарсис: зритель, которого режиссер заставил смотреть на мир глазами погибающего сироты-преступника, понимает что смерть это часть жизни, умершие люди ничем не страшны и не противны, а парень жертва малолетства его матери, по глупости чуть не задушившей его, плачущего подушкой во младенчестве. Оказывается плохих людей вовсе и нет, а есть только несчастные обстоятельства, из которых можно выйти, если по доброму относиться к ближнему. К живым и даже мертвым. Добро это спасение. Христианнейший фильм без занудства.
Треть экранного времени занимают обнаженные тела умерших людей, а смотреть тяжело из-за осознания безысходности жизни этого мальчика, которая запрограммирована была с рождения на эту безысходность, от его молчания и взгляда, от нежелания осуждать его, хотя он совершил тяжкий грех.
Режиссер Карл Маркович
В ролях: Томас Шуберт, Карин Лишка, Георг Фридрих, Герхард Либманн, Стефан Матуш
Трепетный и агрессивный фильм, стремительно перемещающийся из маниакальной стадии в депрессивную и наоборот – точь-в-точь как его едва достигший совершеннолетия герой, трудный подросток Роман Коглер, отбывающий срок в исправительном центре. Нет, там не так страшно, как в российских колониях, бывших частой декорацией перестроечного кино; «Дыхание» ничуть не похоже на то, что называется «чернухой», напротив, картина подкупает своим позитивным посылом – она заслуженно получила приз чутких к зрительскому кино европейских прокатчиков на каннском Двухнедельнике режиссеров, она заслуженно победила на самом душевном и демократичном европейском кинофестивале – киевской «Молодости».
Так что не бойтесь тех трудностей, что выпадают Роману: время его заключения близится к концу, возвращение в дом отца невозможно, парня выпускают в город – на испытательный срок. Вписаться в герметичное буржуазное общество (критика которого – постоянная тема австрийских режиссеров) не так-то легко, после безуспешных поисков работы Роман устраивается санитаром в венский морг.
Постановщик фильма Карл Маркович – дебютант в режиссуре и опытный актер – придумывает эффектный сюжетный ход: возможно, прямое столкновение Романа с миром смерти лишь усугубило подростковые страхи, если бы на бирке одного женского тела юноша не увидел собственную фамилию.
Слава Богу, эта мертвая женщина не была его родственницей – мало ли в Австрии Коглеров, но случай меняет жизнь героя. И, определённо, к лучшему: «Дыхание» – история взросления со счастливым финалом.
Награды и фестивали:
Каннский кинофестиваль – приз Europa Cinemas,
Номинация на премию Европейской киноакадемии – открытие года
,
Кинофестиваль в Цюрихе – «Золотой глаз» за лучший полнометражный немецкоязычный фильм
,
Кинофестиваль «Молодость» – «Скифский олень», приз FIPRESCI.