Фильм

Фильм Да здравствуют антиподы!

¡Vivan las Antipodas! (2011, Германия, Аргентина, Нидерланды, Чили), IMDb: 7.1

6.9
7.1
1/17

Документалист Виктор Косаковский путешествует по местам, находящимся на Земле точно одно против другого

СтранаГермания, Аргентина, Нидерланды, Чили
Продолжительность1 час 44 минуты
Дата выхода5 ноября 2011
Дата выхода в России13 июня 2013
Возрастное ограничение12+

Актеры

9

«Мой фильм кто-то делал за меня…»
Виктор Косаковский

Необыкновенно. Волшебно. Изумительно. Это те слова, которыми можно охарактеризовать фильм «Да здравствуют антиподы!», но и этого будет мало!

Виктор Косаковский, режиссер таких картин, как «Свято», «Россия из моего окна», «Я любил тебя», в 2011 году снимает фильм «Да здравствуют антиподы!» Этой лентой был открыт один из крупных международных кинофестивалей — в Венеции, что делает честь нашему отечественному документалисту.

Поражает и тот факт, что Косаковский, помимо режиссуры, проделал огромную работу — являлся оператором, монтажером и, конечно же, сценаристом картины.

Виктор Косаковский в интервью на московском кинофестивале рассказывал об идеи фильма так: « Я оказался в Аргентине и, глядя на рыбака, стоящего на середине моста через реку, подумал: если мысленно продлить леску через всю Землю, где она выйдет? Оказалось, что леска выйдет в центре Шанхая. Так возникла идея фильма о людях, живущих друг у друга «над головой». Вертикальные оси проведены между Аргентиной и Китаем, Новой Зеландией и Испанией, Сибирью и Чили, Гавайями и Ботсваной». Режиссер проводит практически невозможные нити между людьми, живущими в разный уголках нашей Земли — это завораживает.

Решительно уверена, что этот фильм стоит пропускать через себя — природа и люди, мы, живые существа — все взаимосвязаны. В картине изображены эти связи. Например, в Ботсване показано поселение, гостями которого частенько становятся львы, слоны и жирафы. Тем самым показана близость человека и природы. Или же девочка, которая хочет в следующей жизни стать, как бы это не было удивительно, водой. Кажется, что режиссер хочет призвать всех к гармонии…И ему это удается.

Также нужно отметить и тот немало важный факт, что в картине совершенно нет актеров и какого-то продуманного сценария! Все те люди, которых задействовал в фильме Косаковский — реальные жители тех или иных стран. Он снимает их реальные диалоги, бытовые действия (собирание ягод, хождение за водой, дойка коровы) и просто жизнь. Меня поразил диалог двух аргентинцев: они предугадывали погоду по манере кваканья лягушек! Это просто уму не постижимо — они угадали! И таких нюансов в фильме очень много.

Не могу не отметить качество съемки. Все время просмотра меня мучил вопрос — как? Каким образом можно снять в ближнем ракурсе порхающего над пропастью орла? Или движущуюся раскаленную лаву, внезапно переходящую в кожу слона! Но самый главный, на мой взгляд, сюжет — это то, как кит пытается совершить суицид, стараясь прибиться к берегу. Все в этом фильме продуманно и неслучайно, будь то музыка, одежда, цвет неба, настроение ветра… Кажется, что создателю ленты все время помогают какие-то всевышние силы.

Я решила написать этот отзыв именно сейчас, в 1:18, практически только выйдя из кинотеатра, для того, чтобы навсегда запечатлеть свои эмоции о фильме Виктора Косаковского и передать их следующему поколению — своим детям, которых надеюсь приобщить к документальному кино.

19 февраля 2013
9

Говорят, во времена разного рода катастроф и катаклизмов обостряется искание незыблемых единых норм, опор, оснований. Меня удивило в фильме Косаковского, что он их будто и не ищет даже, а наяву видит, знает их, как «Отче наш», верит и без труда отыскивает в нашей с вами реальности не раздоры, распри, расколы и швы, а подобья, сходства родственные, недостающие звенья в цепи единства. Впрочем, возможно, звенья эти всегда были, просто ждали того, кто их заметит и склеит своим сердцем-взглядом драгоценные клочки жизни.

Мне трудно писать о фильме «Да здравствуют антиподы!», потому что я не чувствую так ясно и остро единство мира, а Косаковский его откровенно видит. Он не призывает к нему (в фильме нет ничего проповеднического, декларационного), не подтягивает действительность к своей идее (в фильме нет ничего теоретического, намеренно философского), а именно так – видит-чувствует, причем здесь и сейчас – в одно время с нами – такими нецельными, такими «атомизированными», если верить социологам, культурологам и всем, кто нас лучше знает, чем мы сами.

Я часто себя ловлю на мысли, что мне все равно, кто живет подо мной, надо мной, в одном со мной подъезде. Я их не знаю. Получается, мои антиподы – везде. Даже соседи по лестничной клетке, люди самые, так сказать, географически близкие - мои антиподы… Грустно признаваться в этом...

Я по-хорошему завидую Косаковскому и восхищаюсь тем, что он видит реальность надежной, родной, красивой, цельной в каждом ее отрезке, дне, проявлении, направлении. Для него вопроса нет, есть ли у нашей планеты единый путь, единое дыхание, единое тепло. Не все, оказывается, в этом мире раскрошено и разъято, а мы все еще пальцы одной руки, одно тело, одна душа…

Если брать все это в расчет, то реален ли, документален ли в полном смысле слова фильм Косаковского? Или это только фантазия автора, мечта о сродстве, жажда все со всем примирить и склеить… Не знаю.

Самый человечный принцип искусства – бескорыстное отношение художника к тому, что он изображает, не пропаганда эстетического воззрения, не насаждение идеи... Бескорыстное любование и хвала миру поражают в фильме Косаковского. Он в равной мере любуется и мертвым китом, и камнем в форме кита, и взмахом крыла бабочки…А над всем миром в едином небе сияет общее солнце. Детски наивное послание? Банальное? Мощное, бескомпромиссное высказывание? Актуальное? Ретро-сентиментальное? Да какое угодно, если солнце светит да еще дарит радугу.

Косаковский не просто этот мир любит, он его чтит. Каждая капля в его фильме драгоценна, и каждая отражает океан, человек - тоже. Наша жизнь пестрит случайным, заурядным, незначимым, незаметным. Спешка дней, месяцев, лет засыпает все это песком времени, хоронит, топит в тишине. Недодуманных, недочувствованных, а значит, как следует не пережитых (!) моментов в жизни громадное количество. И вот приходит Косаковский со своей верткой камерой, которая разве что колесом не умеет ходить да делать сальто мортале, и говорит: Стоп, ребята! Планета наша – место многочудное. На ней нет ничего второстепенного, мелкого, все рАвно требует любовного и интенсивного переживания, все появляется и живет, чтобы быть замеченным, полюбленным, «сфотографированным» сердцем, взглядом… Нет заурядных происшествий, есть лишь значимые, нужные события жизни. Даже то, что ящерка пробежала мимо гусеницы и не съела ее, – это событие, и похороны кита, и отданная в подарок собака, и накормленные и тут же отруганные коты, и овцы с именами, и песня под баян…

И становится ясно как день, что все в этом мире останется не пережитым, т.е. мертво-живым, в чем мы не почувствуем, не уловим, не заметим связь с собой, связь со своим «сейчас», со своим «всегда», со своим «вечно». Фильм, насобиравший кучу как бы совсем не важных моментов, любовно и ненавязчиво просит ежеминутно угадывать, чем является этот момент для нас, для меня, чем именно он со мной/с нами связан, не со своим антиподом, а именно с нами.

Вижу разгадку разрозненной, на первый взгляд, сумятицы кадров, случаев, лиц, стран, имен в «Антиподах» в том как раз, что едины они могут быть/стать именно нами, только с нашей помощью. Наша зрительская и человеческая обязанность – сплавить разрозненные кусочки мира душевным синтезом, нащупать связь всего со всем, ощутить цельность – бескорыстно, трепетно.

Экзистенциальный демократизм Косаковского всеобъемлющ и светел. Фильм его не только гимн простой жизни, почти без слов пропетый, почти шепотом сказанный, а еще утверждение, что в мире нет ничего, что другого главнее. Нет высокой, средней, малой величины (больше всего пронзила рифма – хвост кита = крыло бабочки). Послание всем бездомным, лишенным опор о том, что у нас есть общий дом, где все родня (сестра бабочка, сестра овечка, сестра жизнь, сестра смерть), где одна на всех вода и одно небо.

Когда-то граф Толстой обратился ко всему человечеству с призывом прекратить лживую и ненужную комедию истории и начать просто жить. Упразднив иерархию, добавив сердца, Косаковский изображает просто Божий мир, где «против неба, на земле» жили и живут люди, звери, рыбы, птицы, трава. Высший синтез наступает тогда, когда чувствуешь, как уроженцы равнины дышат воздухом альпийских вершин, а потом находишь его в своей грудной клетке. «Под небом места много всем». Воздух – общий!

P.S.
И с грустью тайной и сердечной
Я думал: жалкий человек.
Чего он хочет!.. небо ясно,
Под небом места много всем,
Но беспрестанно и напрасно
Один враждует он — зачем?
М.Ю. Лермонтов, «Валерик».

14 августа 2013
5

Длинный, трехминутный кадр. Не то сумеречный, не то предрассветный пейзаж. Силуэт домика на сваях и человека в ковбойской шляпе вдалеке. Дымка или туман придают картинке глубины и чувственности, и на пару секунд забываешь, что находишься среди стен кинозала.

Одно пространство незаметно перетекает в другое. Озеро отражает происходящее в иной точке планеты. Футуристичные куски застывшей лавы причудливым образом перетекают в морщинистые складки слоновьей шкуры на другом конце земли. Казалось бы так прекрасно созерцать красоту в деталях!

Но один пейзаж и дальше сменяет другой, такой же безмятежный и серый, а последовательность длинных планов начинает веять утомлением и дремотой. На второй паре антиподов кажется, что уже ничего нового увидеть не удастся, а на последующих ожидаешь не торопливо приближающегося конца.

Схожесть противоположностей – прекрасная тема для истории, если она получает развитие, но смотреть, как похожа жизнь в разных уголках мира в течение двух часов скучно, если она и правда всюду одинакова. Поиски симметрии достойны уважения, но куда важнее уложить эти находки в органичную и увлекательную историю и не позволить сомкнуть глаз ни на секунду.

18 июля 2013
Все отзывы
Читайте также
13 неочевидных мультфильмов студии «Дисней», которые тоже неплохо было бы превратить в игровое кино
13
неочевидных мультфильмов студии «Дисней», которые тоже неплохо было бы превратить в игровое кино
13 неочевидных мультфильмов студии «Дисней», которые тоже неплохо было бы превратить в игровое кино
7 аниме, номинировавшихся на «Оскар»
7
аниме, номинировавшихся на «Оскар»
7 аниме, номинировавшихся на «Оскар»
11 полнометражных аниме Хаяо Миядзаки, которые настала пора показать вашим детям
11
полнометражных аниме Хаяо Миядзаки, которые настала пора показать вашим детям
11 полнометражных аниме Хаяо Миядзаки, которые настала пора показать вашим детям
6 фильмов про дружбу людей и роботов
6
фильмов про дружбу людей и роботов
6 фильмов про дружбу людей и роботов