Фильм

Фильм Джордж Харрисон: Жизнь в материальном мире

George Harrison: Living in the Material World (2011, США), IMDb: 8.2

Выбор «Афиши»
7.2
8.2
1/15

Документальный фильм Мартина Скорсезе про Джорджа Харрисона

СтранаСША
Продолжительность3 часа 28 минут
Дата выхода2 сентября 2011
Дата выхода в России23 августа 2012
Возрастное ограничение14+

Актеры

Американский режиссер итальянского происхождения, один из столпов Нового Голливуда и один из самых влиятельных кинематографистов на сегодняшний день (по результатам некоторых опросов, сумел обойти даже Годара и Спилберга). Фамилия Скорсезе — синоним словосочетания «авторское кино»: режиссер всегда стремился перенести на экран свое видение и понимание жизни, но помимо знаний имел нечто большее — художественный вкус. Несмотря на то что Скорсезе в первую очередь известен как постановщик гангстерских драм («Злые улицы», «Славные парни», «Казино», «Отступники»), он перепробовал себя в самых разных жанрах — от мюзикла («Нью-Йорк, Нью-Йорк») до комедии («Король комедии»). А когда местом силы стало телевидение, запустил на канале HBO сериалы «Подпольная империя» и «Винил». У Мартина было много лирических героев, но два самых главных альтер эго — Роберт Де Ниро («Таксист», «Бешеный бык») и Леонардо Ди Каприо («Банды Нью-Йорка», «Волк с Уолл-стрит»). Снимает в основном про Америку, но в двух своих исторических полотнах — «Кундун» и «Молчание» — совершил вылазку на Восток.

Рецензия «Афиши» на фильм «Джордж Харрисон: Жизнь в материальном мире»

5Джордж Харрисон глазами очевидцев

Джордж всегда был немного странным. Джордж странно одевался, Джордж за­чесывал волосы назад так, что получалась не прическа, а тюрбан, а еще Джордж играл на гитаре. Однажды Джон и Пол решили создать группу, но никто из них не годился на роль гитариста. Позвали Джорджа — он взял гитару и поехал с ними кататься на втором этаже ночного ливерпульского автобуса. «Ну что, может, сыграешь что-нибудь?» — спросили Джон и Пол. Джордж молча расчехлил гитару и сыграл «Raunchy». Так начиналась группа The Beatles.

Почти четырехчасовой документальный фильм Мартина Скорсезе про Джорд­жа Харрисона — не столько фильм о The Beatles или о самом Джордже, сколько попытка сконструировать детальный портрет эпохи, тех 1960-х, которые, наверное, представляет себе каждый, когда слышит любую песню группы The Beatles. Где солнце светило ярче, где все были за любовь, а не войну, где, наконец, на концерты приходила многотысячная толпа девочек, а единственными присутствующими мужчинами были журналисты. Где рок-группа могла быть популярнее Иисуса Христа, а музыка — служить более серьезной объединяющей силой, чем религия. Где миссионеры приезжали в Лондон, чтобы изгнать бесов из свингующей молодежи, а ей, в общем, было на них наплевать. Где были и деньги, и наркотики — но вскользь, скорее в качестве необходимого атрибута, чем повода для серьезного разговора. Скорсезе пытается уместить все это в две серии документального фильма для HBO, бережно сконструировав репортаж из прошлого при помощи архивных записей, старых фотографий, кусочков интервью и выцветших домашних видео людей, имевших прямое или условное отношение к творчеству группы. Но удивительным образом эффект получается прямо противоположный: у Скорсезе вместо очевидного желания признаться в любви к великой группе получается фильм не про прошлое, а про настоящее. Не про группу и даже не про Джорджа Харрисона, а в первую очередь про рассказчиков, которые представлены тут рядом в разной степени вменяемых пенсионеров — из них интерес представляют главным образом Фил Спектор и Боб Дилан. Остальные же с ностальгическим вздохом по давно ушедшей прекрасной эпохе вспоминают эпизоды, связывающие их с участниками группы: какие у них были интересные лица, как они вместе писали альбом и ели кислоту, как замечательно было их фотографировать, какие у них были оголтелые фанаты. Фотоальбом с воспоминаниями тоже, в общем, ценная вещь, но только в том случае, если забыть про другой монументальный портрет эпохи, связанный с The Beatles. Его снял в 1964 году Ричард Лестер, и он называется «A Hard Day’s Night».

20 августа 2012
9

Сразу предупреждение: фильм идет 3 1/2 часа, поэтому отдыхающим по принципу "пашли в кинишко ченидь посмотрим" можно не беспокоиться. Не буду расписываться пропорционально продолжительности фильма, но если вы хотите увидеть замечательно вытканную панораму 50-80-х, услышать спонтанную, свежую, голосистую музыку тех лет, познакомиться с удивительным, прекрасно чувствующим, обаятельным, неоднозначным человеком с бесконечным сердцем - это будет.
Скажу еще две вещи вкратце. Первое - выходишь из зала с ощущением совершенно детской обласканности от встречи с доброй и нажитой опытом мудростью, и второе - незабываемый рассказ Ринго о том, как Джордж вел себя в последние недели жизни. И то, как Ринго вдруг начинает стряхивать слезы какими-то неумелыми жестами, из-под темных очков. Еще много Пола, Джона, Эрика Клэптона, Лондон, Индия, Гамбург... атмосфера... Бывают же еще такие фильмы!

27 августа 2012
9Here comes the Sun


Мартин Скорсезе о Джордже Харрисоне

«Джордж Харрисон: Жизнь в материальном мире» – это настоящее документальное кино, заслуживающее высшей похвалы. Фильм настоятельно рекомендую всем поклонникам Джорджа Харрисона, Битлз, Мартина Скорсезе, 60-х, а также тем, кто почитает здравый смысл.
Фильм идет 3,5 часа – но он, без сомнений, стоит потраченного времени. Более того, пока смотришь это кино, удается глубоко погрузиться в жизнь Харрисона, в ее атмосферу – во время титров появляется ощущение, что ты был участником всего этого. К тому же хронометраж в 3,5 часа – отличный фильтр поклонников Битлз от хипстеров Битлз (поклонников Rutles?).
Скорсезе предлагает Вам прожить жизнь Джорджа Харрисона вместе с ним: увидеть его таким, каким он был на самом деле: «без виляния и по-честному». Сразу скажу, что все возражения о том, что Скорсезе «дает свое видение эпохи» или что-то подобное – несостоятельны. Этого просто нет, и если Вам кажется нечто подобное, возможно, Вы смотрите «Неудержимые-2». И не нужно сравнивать картину Скорсезе с «Вечером трудного дня» (странно, что не с «Желтой подводной лодкой») – ведь это совсем другое кино.
В картине все в такой пропорции, в какой это имело значение для самого Джорджа Харрисона. Уверен, что Скорсезе не так сильно любит индийский религиозный мистицизм, сколько ему уделяет времени в фильме. Или взять позднее творчество Харрисона и эти коллективные звукозаписывающие сессии пенсионеров вроде Орбисона и Дилана. Важно, что в жизни Джорджа Харрисона Индия, например, занимала именно такой объем – это было важно именно настолько и именно для него. Так, например, в фильме много времени уделяется Битлз – но время в группе является лишь частью, причем, кажется, не самой значительной, жизни Харрисона.
Картина будет интересна любому человеку, который ищет ответы на фундаментальные вопросы жизни, человеку, который ищет поддержки своим мыслям, возможно выбивающимся из общего потока реки Коллективное Мышление. А охватить взглядом всю жизнь гениального и великого человека – это уж поинтереснее, чем упиваться нектаром афоризмов на просторах интернета.
Харрисон предстает настоящим, живым человеком – из плоти и крови – который стремится всей душой к истине, стремится к тому, чтобы быть хорошим человеком, что в этот трюизм – «хороший человек» – не вкладывай. После просмотра этого фильма Джордж Харрисон становится намного ближе Вам. А ведь кинематограф не так часто, как хотелось бы, достигает подобного эффекта.
Отдельно хочется обратить внимание на историю с Патти Бойд и Эриком Клэптоном: Скорсезе не обходит острых углов, но и не делает на них акценты, как бы говоря: «Думайте сами – вот факты». И ты думаешь, думаешь. Но, черт возьми, какая девушка не пала бы к ногам, если бы ей посвятили "Лэйлу"?!
В качестве дополнительной награды за просмотр фильма Вы получите более глубокое и целостное понимание эпохи: как это было. Появляются ранее не известные факты – я, например, никак не ожидал увидеть «Монти Пайтонов» и в частности любимого Терри Гиллиама («Бразилия») – олицетворение для меня не только юмора, но и раблезианского подхода к жизни.
Хочется обратить внимание на то, что весь фильм пронизан искренностью – никакого налета пафоса, эпичности, трагичности и т.д. Да, можно было бы заставить зрителя плакать в конце фильма, поставив While My Guitar Gently Weeps или Something – но этого нет. Скорсезе не включил и 5-ти секунд Whiter Shade of Pale (Procol Harum), хотя и упомянул о песне. А ведь эти ангельские звуки производят неизгладимый эффект на человека: в «Рок-волне» только ортодоксальный крестьянский элемент, тут и там хрумкающий попкорном, оставался эмоционально безучастным. Скорсезе очевидно избегает такого воздействия на зрителя – за это ему низкий поклон. Впрочем, фильм действительно наполнен трогательными моментами – только основа у них другая.
Отдельно сделанные акценты, штрихи вроде отменной фотографии с харизматичным Джимми Хендриксом, заставляют вспомнить о безграничном океане того, безусловно, революционного времени, важным участником которого был Харрисон. Все эти мастерски расставленные ударения создают особый шарм картины.
И да, картина уверенно прошла тест Альмодовара – я ни разу не взглянул за весь фильм на часы и совсем забыл, что у меня кашель.

2 сентября 2012
7

Да, фильм действительно идет 3,5 часа, но смотрится легко - легче, чем иной "высокохудожественный" блокбастер.
Вопреки ожиданиям, это не история The Beatles. Более того, это, строго говоря, даже не биография Джорджа Харрисона. Здесь почти нет точных дат, события даны пунктиром, они словно вехи, не позволяющие истории сбиться с пути. Режиссер не пытается определить на свой вкус, что в жизни Харрисона было важным, а что нет, поэтому и события представлены почти буднично - в этом ряду убийство Леннона и поездка в Индию равны по эмоциональному отклику.
Скорсезе на протяжении 3,5 часов честно пытается сложить из бесчисленного количества кадров, слов, звуков голосов, нот, лиц, картину жизни одного человека, который по случайному стечению обстоятельств был одним из битлов.
Главными для Джорджа (по крайней мере, об этом говорит фильм) были не деньги, слава, легендарная группа, друзья и даже не музыка, и не любимая семья. Самым важным было для него - найти себя, свое место в этом мире, свою дорогу к Богу, которую он искал всю свою жизнь.
Удивительная история о поиске человеком своего Пути.

P.S. Приятно было узнать, что помимо того, что Харрисона связывали дружеские отношения с участниками Монти Пайтон, он лично достал деньги на "Житие Брайана" - без него фильма просто не было бы.
Удивительно, как "Житие Брайана" снова стало остро актуально в наши дни. Как актуальны слова , произнесенные в ответ на обвинение в богохульстве и подрыве веры: "Если этим веру можно поколебать, то какова же ваша вера?" Не знаю, вольно или невольно, но Харрисон приложил руку к одному из тех фильмов, которые заставляют людей думать. За это ему отдельное спасибо.

28 августа 2012
7

В 90-ых по ТВ транслировали кажется 8-серийник "The Beatles", после которого казалось бы уже нечего добавить. И правда - каких-то новых откровений в фильме я не нашел.
Ну и время прошло много, каждый день группы уже изучили под мискроскопом, а кое-что уже и подзабылось. Тем не менее 1 серию посмотрели с удовольствием, у Ринго Старра обнаружился хороший юмор (раньше даже и не замечал как-то :)). 2ая серия интересна в основном манерой изъясняться Фила Спектора - смешной дядька. Но по-хорошему 2ую серию можно и не смотреть. Поэтому если 4часа пугают (2серии), сходите только на 1ую, она около 1,5 часов, а потом антракт. От 1ой серии точно получите удовольствие!
Если же заняться вечером решительно нечем, идет дождь, снег, слякоть или пробки - то 4 часа пролетают довольно быстро,а сам фильм в целом юморной, мягкий, не напрягает, и плюс приятный на слух английский.
Фильм смотрели в кинотеатре Дома Журналиста (угол бульвара и Воздвиженки) - там очень подходящая атмосфера. Фильм без перевода, но с субтитрами (на англ.языке), поэтому публика подобралась в основном молодая, но интеллигентная.
Кстати, кто не знает, Нора Джонс (джазовая певица) - это дочка Рави Шанкара, который учил Харрисона играть на ситаре.

15 декабря 2012
7

Годом раньше неуемный Мартин Скорсезе снял трехчасовой байопик о Джордже Харрисоне. Вчера я увидел его. Джордж — потрясающий. Он всегда был потрясающий. Отнюдь не самый талантливый, но безусловно самый цельный из четверки. И подозреваю — самый мудрый из них. Повернутый на Индии (лучше сказать — обретший там себя) и сам неуловимо похожий на индуса. С голосом, скорее годящимся для распевания мантр, нежели для рок-н-ролла. С мужским характером и принципами. С очень сильным внутренним светом. Когда ему пытались впаять плагиат за якобы спизженную мелодию «My Sweet Lord» и под это дело год таскали по судам, он демонстративно переиздал песню и снова продал немаленьким тиражом. Потому что «My Sweet Lord» — это было больше чем песня. И гораздо больше, чем весь fucking шоу-бизнес с его незыблемыми канонами штамповки хитов.
Джордж — чурающийся любой суеты, записывающий свои теплые, терапевтические по воздействию пластинки, потакающий неспешным пирушкам с друзьями, с любовью возделывающий в тиши английских дерев свой сад. Нелепый пасынок тамошней фабрики звезд. Человек, которому принадлежала идея первого в истории крупного благотворительного концерта — в фонд дохнущей с голоду республики Бангладеш были собраны огромные по тем временам средства. Человек, не испугавшийся двухметрового психопата с ножом, однажды ворвавшегося к нему в дом (как результат — восемь ножевых в теле и полная моральная победа). Человек, и на смертном одре продолжавший шутить (он всегда шутил — юмор бесподобный, английский) и порывающийся на слабых ногах бежать на помощь старому другу Ринго.
По легенде, его последними словами остались: «Любовь еще будет».
Анализируя Джорджа, позволю себе напоследок ложку пафоса: тот, кто сумеет подружиться с собственной смертью и примет ее как данность — только тот и научится адекватно и правильно воспринимать жизнь. Аллилуйя.

25 октября 2012
Все отзывы
Отличается стабильностью в работе с режиссерами: снимал 11 фильмов Оливера Стоуна и 7 картин Мартина Скорсезе. Также работал над всеми последними фильмами Квентина Тарантино, начиная с дилогии «Убить Билла». Ричардсон всегда ставит во главу угла хороший кадр, иногда даже рискуя жизнью. Например, на съемках «Авиатора» он так близко подошел к пылающему самолету, что сжег свои кеды. Такую готовность сгореть на работе оценили киноакадемики (у Ричардсона три «Оскара»).
Читайте также
Чертова дюжина фильмов о музыке и музыкантах от диджея Анастасии Каруцкой
Чертова дюжина фильмов о музыке и музыкантах от диджея Анастасии Каруцкой
Чертова дюжина фильмов о музыке и музыкантах от диджея Анастасии Каруцкой
Самые ожидаемые российские фильмы 2022 года
Самые ожидаемые российские фильмы 2022 года
Самые ожидаемые российские фильмы 2022 года
Кинопремьеры недели: «Вальдо», «Агент 117: Из Африки с любовью», «Мой легионер» и «Один на один»
Кинопремьеры недели: «Вальдо», «Агент 117: Из Африки с любовью», «Мой легионер» и «Один на один»
Кинопремьеры недели: «Вальдо», «Агент 117: Из Африки с любовью», «Мой легионер» и «Один на один»
Онлайн-премьеры недели: «Позолоченный век», новые сезоны «Миллиардов» и «Засланца из космоса»
Онлайн-премьеры недели: «Позолоченный век», новые сезоны «Миллиардов» и «Засланца из космоса»
Онлайн-премьеры недели: «Позолоченный век», новые сезоны «Миллиардов» и «Засланца из космоса»