Фильм

Фильм Родина или смерть

2011, Россия, IMDb: 6.8

6.7
6.8
1/13

Российский документалист критически рассматривает жизнь на Кубе

СтранаРоссия
Продолжительность1 час 39 минут
Дата выхода21 августа 2011
Дата выхода в России28 июля 2011

Актеры

5

В широкий прокат вышел очередной документальный фильм-памфлет В. Манского "Родина или смерть", посвященный изображению на экране нетуристического образа Кубы и который, в отличии от его предыдущего творения– "Девственность", не будет иметь относительно широкого резонанса в нашей стране. У этих работ, к сожалению, есть много общего, а именно: трагическая неспособность автора качественно и лаконично выразить с помощь визуальных средств свои нетривиальные идеи первоначального замысла. Манский и в этом фильме похож на фотографа-фотолюбителя, который, оказавшись в выразительном месте в "режимное время" для получения качественной фотографии, из 1000 отснятых снимков, сохраняет в качестве "шедевров" 950 и, что самое страшное, пытается на основе их построить короткий рассказ о своем путешествии, превращая его в вялотекущую пытку для думающего зрителя. И эта хроническая тенденция неумения работы с отснятым материалом и игнорирование основ правильного монтажа у автора "с именем" пугает, в результате огромное количество ненужных и повторяющихся кадров, утяжеляющих повествование, которые делают его невозможным для просмотра.
Понятно желание автора показать две Кубы: одну-"праведную", состоящую из рода идейно свергнувших американское рабство людей, которые, продолжая хранить уже слабо тлеющий революционный запал в своей душе (подпитываемый уже расплодившимися на острове религиями нового времени), тянут свою горькую трудовую лямку нищеты, заботясь о ближних и сохраняя достоинство трудового человека. И другую страну—проституирующую и продающую свои нищие и лишенные болячек зажравшегося общества свежие тела за копейки заезжим туристам. При этом особый акцент делается на мужской проституции, когда немолодые и неплохие в общем то ребята, желая выбраться из разлитой по всему острову нищеты (хотя бы ради возможности попутешествовать по родной же стране), под видом изучения танцев оказывают радостные услуги стареющим и некрасивым белым сексотуриням с загнивающего в капиталистическом самоуничтожении материка. Расставляя акценты своих симпатий, которые, безусловно, на стороне задумывающейся о смерти и Боге, и иронично смотрящей на свою участь страны, автор не уточняет, какой Кубы сейчас больше, но, похоже, с учетом исторической ситуации, все идет к поглощению и уничтожению первой.
Когнитивные проблемы приходят, когда под влиянием этого вялотекущего повествования, ты обращаешься к ситуации в твоей стране. Да, социалистические издевательства над благосостоянием своего народом канули в лету и теперь практически любой житель мегаполиса может позволить себе купить личное авто, чтобы выехав за двор, встать намертво в беспробудную пробку. Нам не надо жить на одного цыпленка, пачки сигарет и сахара в месяц. Но в остальной части страны, в сельской местности? Помимо отчасти сопоставимой с кубинской нищетой, которая у нас ввиду отсутствия океана под боком и лютой зимы приобретает еще большее отталкивающее восприятие, в остальном, разве не хуже? Следует также учесть усиленную пропагандой и социальным детерминизмом разобщенность, беспробудное пьянство, наркоманию и отсутствие братства даже среди близких родственников, а также наличие беспрецедентного по всем статьям криминалитета как среди своих, так и привозного. Одно дело быть нищим, танцуя и веселясь среди тебе подобных, другое дело: стрелять из ружья себе в голову от отчаяния или по окружающему зверью, рискуя получить реальный срок по УК за законную самооборону из-за неудачной попытки выжить в умирающей деревне... Про проституцию в нашей стране лучше и не вспоминать: за последние 10 лет она как в своем прямом, так и переносном значении выкосила практически все поколение красивых и генетически здоровых провинциалок.
Ведь в последнее время за 10 лет помимо паскудной Лозницы, были сняты сотни документальных фильмов о реально происходящих ужасах в стране, но все они канули в лету, естественно, кроме редких фестивальных часов, не найдя своего зрителя на экранах. Но к великой чести автора фильма стоит заметить, что он не пошел на поводу у "западенцев", чей крайний взгляд на кубинцев как на нацию, годной только к обслуживанию "высшей расы" был пошлейшим образом изложен в одной из новелл Уэльбека. Он нашел в себе силы показать на экране (только затянуто и скучно) среди них простых, идейных и несчастных людей, похожих на нас (или скорее больше на угробленное поколение советских простецов), которые, натерпевшись ужасов социалистического правления, вынуждены теперь превратится в расходный материал для грядущей эпохи капиталистического гламурного ворья. И поскольку появление на широком экране подобного рода полнометражного памфлета про Россию не возможно, остается только смотреть вялотекущий рассказ про тлеющие останки умирающего, голодного, но гордого кубинского народа.

28 июля 2011
1

Лживая гнусная субъективная чернуха о современной Кубе, не имеющая ничего общего с кубинскими танцами. В сущности, представляет собой наглядную иллюстрацию к понятию – «манипуляция сознанием».

Авторы фильма приехали на Кубу и получили необходимое разрешение для съемок объяснив, что будут делать кино про танцы, таким образом обдурив правительство и хитро отсняли то, что они действительно хотели. Вот только вопрос, можно ли теперь зрителю верить картинке на экране? Отражает ли картинка все реальность? Я думаю, что нет.
Изучать Кубу на основе данного материала, это тоже самое, что по приезду в новую страну, слушать байки таксиста чем кто живект, это может и полезная информация, но очень далекая от реальной действительности.

К тому же фильм дурного низкого качеста, создается впечатления, что они и в правду сняли 90 процентов о танца, а остальное обо всем вокруг, далее показали местным цензорам, они пропустили их в Россию, при монтаже выкинули все про танцы, оставив 10 процентов обо всем вокруг, вот и получили съемки каких-то дворняжек, могильники, пустые кадры однотипных развалин и прочий брак, который есть у каждого туриста. Только хорошего материала нет!

4 августа 2011
7

Уникальный фильм, который мог появиться только благодаря грамотной дипломатии и хитрым приёмам взаимодействия со спецслужбами Кубы. Освещены некоторые стороны жизни жителей центральной Гаваны. Фильм однообразный, монотонный, тусклый, серый, малоприятный - возможно, как и жизнь самих гаванцев. В этом плане приятна правдивость и "атмосферность" фильма. Между тем, многие сцены излишне затянуты и натуралистичны. 99 минут - явно больше, чем требовалось, чтобы донести те же мысли и идеи.

12 октября 2011
9

Хороший фильм, четко передающий настроения кубинцев. Хочется танцевать как они и посетить Кубу

14 сентября 2011
7

Вчера сходила на фильм Родина или смерть - почитала рецензии, поэтому шла с двойственным чувством: рецензии на фильм не очень, но с другой стороны я слышала интервью с В.Манским про этот фильм и очень загорелась его посмотреть!
Фильм оставил ощущение легкости, ностальгии, положительных эмоций. Несомненно проводишь анологию с Россией - только не смотря на всю нищету кубинцы в отличии от русских не пьют водку и депрессируют, а танцуют!
Кадры выставлены профессионально, необычайно красивые - даже те, про трущобы - в разное время суток, в разную погоду и трущобы выглядят по разному!!! Не согласна с предыдущими рецензиями про "плохие туристические фотографии", мне все очень понравилось! Классный фильм! Обязательно сходите!!!!!!!!!!!!!

20 августа 2011
Все отзывы
Читайте также
7 диснеевских мультсериалов
7
диснеевских мультсериалов
7 диснеевских мультсериалов
После «Семи»: зарубежные и российские триллеры про маньяков на советском пространстве
После «Семи»: зарубежные и российские триллеры про маньяков на советском пространстве
После «Семи»: зарубежные и российские триллеры про маньяков на советском пространстве
Преступление без наказания: феномен жанра true crime, рассказывающего про поиски маньяков и других преступников
Преступление без наказания: феномен жанра true crime, рассказывающего про поиски маньяков и других преступников
Преступление без наказания: феномен жанра true crime, рассказывающего про поиски маньяков и других преступников
Фантастический триллер «Клон»: Карен Гиллан из «Стражей Галактики» сражается сама с собой
Фантастический триллер «Клон»: Карен Гиллан из «Стражей Галактики» сражается сама с собой
Фантастический триллер «Клон»: Карен Гиллан из «Стражей Галактики» сражается сама с собой
Создайте уникальную страницу своего события на «Афише»
Это возможность рассказать о нем многомиллионной аудитории и увеличить посещаемость