Фильм

Фильм Осенний альманах

Öszi almanach (1984, Венгрия), IMDb: 7.2

Осенний альманах – афиша
Предоставлено пользователем: Анна
Напряженная камерная драма разворачивается в стенах одной большой квартиры, жильцы которой открывают свои заветные тайны, признаются в страхах, дают волю навязчивым идеям и подавленной агрессии. История пожилой женщины, вовлеченной в хитрую игру собственными детьми и прислугой, соединяет экзистенциальное отчаяние Бергмана с эмоциональной жесткостью Кассаветеса. Джитт Дженсен из Нью-Йоркского музея современного искусства (MoMA) считает Белу Тарра «одним из самых оригинальных и талантливых режиссеров современности». Экспрессивное освещение и тонкая работа с цветом позволяют добиться потрясающего эффекта. «Тарр выстраивает мизансцену скрупулезно и непредсказуемо, используя весьма своеобразные ракурсы, но и сама драма, стриндберговская по накалу страстей и кассаветеанская по силе исполнения, поражала бы даже без изобретательной режиссуры» (Джонатан Розенбаум). Фильм получил награду Ernest Artaria на кинофестивале в Локарно.
Информация предоставлена кинотеатром «Пионер»
СтранаВенгрия
ЖанрыДрама
РежиссерБела Тарр
Продолжительность1 час 59 минут
Дата выхода15 августа 1984
Первые фильмы Тарра близки к поискам «документального реализма» в кинематографе Восточной Европы, включая отказ от профессиональных актеров. Начиная с телеэкранизации «Макбета» (полнометражного фильма, снятого двумя эпизодами), Тарр идет к более обобщенной, медитативной поэтике, оставаясь, тем не менее, в тесной связи с повседневностью, биографией и историей. Все фильмы после 1985 года сняты по сценариям сверстника Тарра, писателя Ласло Краснахоркаи. Среди важных для него в юности фильмов Тарр называет ленты Брессона, Одзу, Кассаветиса. Критика часто сопоставляет его с Тарковским и Антониони, Ангелопулосом и Сокуровым. В 1990-е годы Бела Тарр был относительно малоизвестен, однако в 2000-е годы его творчество пропагандировал такой гуру артхаусной критики, как Джонатан Розенбаум. В 2007 году, когда режиссер с новым фильмом впервые был приглашен на Каннский кинофестиваль, сопутствующее внимание прессы способствовало переоценке всего творческого багажа режиссера.
7

Второй фильм Тарра, который он попытался снять в цвете, но в отличие от «Аутсайдера», использовал его в совершенно иной эстетике и ради иных целей. Все события фильма разворачиваются в тесной городской квартирке, в которой волею судеб и человеческих отношений живут мать, ее сын, его учитель, сиделка и ее любовник. Дело в том, что мать – женщина не молодая и не очень здоровая, ей нужен профессиональный уход. Сын же не только не может съехать, так как не имеет на это никакой финансовой возможности, но и не хочет съезжать и пытается добиться денег собственной матери, которая ему, впрочем, не доверит и пфенинга ибо тот их пропьет при возможности. Сиделка, которая не может добиться ничего от своего любовника, постоянно подначивает сынишку-алкоголика, обостряя конфликт, выплескивающийся иногда и в качестве перебранки между мужчинами, которых вскоре становится и вовсе трое – в соседнюю комнату, не спрашивая особо хозяйку, въезжает учитель. Без денег. Без чести. Без надежды.

Этот вялотекущий урбанистический экзистенциальный клаустрофобный ад является особым пунктом в фильмографии Бела Тарра. Это не только цветной фильм, но еще и не выходящий за пределы одной городской квартиры, представляя из себя этакий кошмар, от которого невозможно избавиться, даже если пытаешься проснуться. С другой стороны, «Осенний альманах» является перевалочным пунктом между ранним и поздним творчеством Тарра. То есть социальная составляющая, урбанизм и тематика, начатая в «Семейном гнезде» еще не оборвана, но формализм, сюрреализм и смелые эксперименты с постановкой уже поставлены на широкую ногу.

Впрочем, узость места действия совершенно не подразумевает под собой простоту повествовательной формы. О, Тарр в своем репертуаре и обилие диалогов на всем протяжении фильма мало даст какой информации о говорящих и их друг с другом отношений – в лучшем случае выпадет фраза-другая о ком-то из жильцов. Так, собирая информацию по крупицам, а потом и вовсе бросив все и сдавшись, зритель просто впитывает тот пар, который исходит от накалившихся электродов отношений персонажей.

Цветовая палитра фильма не только перенасыщена, но еще и имеет совершенно нереальный вид. Светящие из разных углов и комнат осветители превращают сцену в безумный кусок пространства, в которой режиссер выставляет камеры таким образом, что если у кого-то и были сомнения о нормальности происходящего, то тут же должны пропасть. Тарр снимает сбоку, под разными углами, сверху, из коридора, и даже снизу – одна из сцен снималась через толстое стекло, на котором играли актеры, и зеркало, которое ставили потому, что камеру было слишком тяжело двигать под этим специально изготовленным стеклом.

Если оценивать роль фильма в хронологии творчества Бела Тарра, то прослеживается такая очевидная тематическая последовательность. Герои первой картины режиссера мечтали о собственной квартире, какой бы она ни была, чтобы укрыться от внешних проблем. В «Аутсайдере» они ее получают, но не могут назвать своей, и это становится острием проблем. В третьем фильме социальной трилогии – в «Крупноблочных людях» - у семьи есть собственная квартира, но и тут все не так просто. «Осенний альманах» не только сводит все это в одну комнату, не только заставляет героев разной степени бытовой эволюции общаться на ножах друг с другом, но и пытается задать зрителю вопрос о природе их страстей и проблем. Не услышав ответа, Тарр окончательно завершает переживать за мечущихся в собственной луже горожан и устремляет взор в полную мистицизма провинцию.

18 марта 2012
Все отзывы
Читайте также
Онлайн-премьеры недели: «Черная птица», «Мунхэвен», «Морской монстр»
Онлайн-премьеры недели: «Черная птица», «Мунхэвен», «Морской монстр»
Онлайн-премьеры недели: «Черная птица», «Мунхэвен», «Морской монстр»
Звездные дуэты, которые мы хотим видеть на экране чаще
Звездные дуэты, которые мы хотим видеть на экране чаще
Звездные дуэты, которые мы хотим видеть на экране чаще
23 кинопремьеры июля
23
кинопремьеры июля
23 кинопремьеры июля
12 лучших фильмов с Томом Крузом
12
лучших фильмов с Томом Крузом
12 лучших фильмов с Томом Крузом
Создайте уникальную страницу своего события на «Афише»
Это возможность рассказать о нем многомиллионной аудитории и увеличить посещаемость