Москва

Фильм
Они продают даже дождь

También la lluvia (2010, Испания, Франция, Мексика), IMDb: 7.4

6.9
оценить
Режиссер:Исиар Больяин
16+
1 час 43 минуты
В ролях
Режиссер фильма «Они продают даже дождь»
Как вам фильм?
Фото пользователя
  • 10
  • 9
  • 8
  • 7
  • 6
  • 5
  • 4
  • 3
  • 2
  • 1

Лучшие отзывы о фильме «Они продают даже дождь»

Фото Igor Sinelnikoff
Фото Igor Sinelnikoff
отзывы: 413
оценки: 413
рейтинг: 358
9

Если вам фильм испанской актрисы, сценаристки и режиссера Исиар Больяин напомнит социалистические изыскания британца Кена Лоуча, то все лишь потому, что в основе «Они продают даже дождь» лежит сценарий Пола Лаверти, который с Лоучем работал долгие годы. А значит, добро пожаловать в мир борьбы за социальные права нищих и обездоленных, стачки и демонстрации, пальбу по некогда мирным жителям и увлекательное турне в мир человеческих чувств, которые может о Карле Марксе и не знали, но о которых Карл Маркс знал доподлинно.

Ничего подобного первые минуты фильма не предвещают. Съемочная группа приезжает в Боливию снимать исторический фильм о завоеваниях Христофора Колумба, во главе с увлекающимся режиссером Себастьяном (Гаэль Гарсия Берналь) и жадноватым продюсером Костой (Луис Тосар). В массовке, набранной среди туземцев, оказывается самый настоящий самородок Даниэль, способный воплотить на экране вождя, противостоящего Колумбу и конкистадорам, что сразу подмечает режиссер. Продюсер же не строит иллюзий насчет его актерского таланта, и предупреждает, что с этим индейцем могут быть проблемы, ибо такое вживание в роль возможно лишь в том случае, если роль совпадает с образом жизни человека. И пока идет съемочный процесс, параллельно развивается схожая с фильмом Себастьяна история. Даниэль, кроме съемок за два доллара в час, подбивает местных жителей на противостояние иностранным корпорациям, позарившимся на их воду. «Они продают даже дождь» — кричит Даниэль, поднимая народные массы на восстание, и из искры возгорается пламя войны, грозящее уничтожить не только экономическую интервенцию в Боливии, но и фильм Себастьяна и Косты.

Последнее время в мировом кинематографе утвердился тренд путать сознание зрителя иллюзией реальности. В ход идут комбинированные съемки, предполагающие наличие, как профессиональной камеры, так и любительской, несколько сюжетных пластов, взаимодействующих друг с другом, так, чтобы зритель, сравнивая несколько реальностей фильма, одну считал более реальной, чем другую, и тем самым сильнее было его восприятие. Схожим путем идет и Исиар Больяин.

Контраст между съемками фильма о Колумбе и тем, что происходит в фильме в действительности, оказывается достаточно разительным, хотя и в том, и в другом случае, очевидно, были набраны статисты. В этой схеме следует разобраться. Исиар набирает массовку и актеров среди боливийского населения, и они играют в фильме «Они продают даже дождь». Тех же самых людей набирает для своего фильма и Себастьян. Получается, что те же самые актеры, когда играют статистов — играют сами себя, а когда выходят на демонстрации — оказываются настоящими актерами. Причем, что любопытно, для зрителя существует определенная инверсия. В фильме Себастьяна индейцы откровенно халтурят, как будто перед камерой никогда не стояли, а в фильме Исиар они же более чем убедительны, скорее всего потому, что борьба за свои права — это часть их настоящей жизни. Так и кажется, будто приехала съемочная группа и случайно попала в эпицентр массовых волнений. Если бы Исиар Больяин надумала снимать в жанре мокьюментари, то, я думаю, ей бы удалось обмануть зрителей.

Снимая художественный фильм, и фильм в фильме, режиссер подчеркнула схожесть исторических периодов: «колумбовских» времен и настоящего времени. Индейцы в угнетенном положении, что 500 лет назад, что сейчас. Их грабят, но сейчас они способны отстаивать свои права без угрозы, что их распнут на кресте. По ним могут просто могут открыть огонь из более сильного оружия. Смысл один, в Латинской Америке мало, что изменилось с тех самых пор, и люди как тогда были жадны, так и сейчас. Как бы хорош не был Берналь, но куда интереснее персонаж Луиса Тосара. Коста воплощает того самого священника, который несколько лет читал проповеди конкистадорам о правах коренных жителей. Будучи скрягой и довольно скользким типом, способным на подкуп ради фильма, в действительно сложный момент он становится на защиту местных жителей, бросаясь им на помощь, в то время как съемочная команда в панике убегает из Боливии.

Лента «Они продают даже дождь» получила 13 номинаций на премию Гойя, и вошла в лонг-лист премии Оскар за лучший фильм на иностранном языке. Но что особенно ценно, приз зрительских симпатий в Берлинской «Панораме». Волнует людей тема социальной несправедливости, ну или в февральском Берлине уже чуяли запах «арабской весны».

1
0
...
29 августа 2011