Триллер |
Вон Чхинпхо |
22 октября 2010 |
1 час 30 минут |
В окрестностях Гонконга убиты две беременные женщины. Из тела каждой вырезан плод, сами они скончались от потери крови. Однако личность убийцы и даже его имя полицейским известны...
Самый эффектный финт, который удается провернуть создателям фильма сводится к тому, что зритель в какой-то момент начинает сочувствовать маньяку и питать отвращение к полицейским. Драматургически это сделано мастерски - и это при том, что внятная драматургия азиатскому кино вообще не свойственна. Смотрится "Месть" на одном дыхании - потому отчасти, что сюжет включает в себя несколько неожиданных поворотов. Кроме того, фильм местами действительно ужасает - жестокости азиатам как известно не занимать.
Но с этой жестокостью сопряжены и некоторые трудности. Трупики еще не родившихся младенцев оторопь вызывают лишь поначалу - а вот через десять минут уже начинаешь задаваться вопросом "зачем?" Зачем Вонг Чинг По понадобились пусть бутафорские, но все же трупики младенцев? Кажется, что в таком умном и изощренном триллере необходимы какие-то более элегантные приемы. Кажется, что эти спекулятивные приемы принижают красивую в своей беспощадности идею. Неприемлемая для европейца жертва - девушка убивает своего будущего ребенка, чтобы мужчина мог за нее отомстить - как-то теряется на фоне этого бесконечного кровопролития.
Очевидно, что этому фильму не хватает лаконичности. Зачем эта странная сцена в поле, когда Ду Гэ расстреливает все патроны? Зачем Чюн Вин остается в живых после смерти ребенка? Зачем переносить финал на пять лет вперед и превращать зверя и насильника в лицемерного святошу? Зачем бредовая сцена с обезумевшими детьми в финале? Зачем, в конце концов, этот неуместный пошловатый эпилог, где все хорошо и все счастливы?
То есть, вкус все-таки изменяет режиссеру. Впрочем, вкус изменяет ему и раньше. Безусловно необходимый пафос временами переливается через край и начинает откровенно раздражать. Делить кино части в случае с "Местью" нет резона, но Вонг Чинг По не просто дробит ленту на пять частей с прологом и эпилогом, он еще и дает им какие-то дикие названия. Например, пятая часть называется "И он увидел, как Бог и Дьявол пожали друг другу руки" - если это не моветон, то что это?
И все-таки, "Месть. История любви" имеет ряд неоспоримых достоинств. Запутанная интрига, трагедия, сопоставимая по масштабу с античными, умение шокировать и заставлять бояться. В узком кругу почитателей азиатского экстрима фильм Вонг Чинг По обязан занять свое почетное место.