Киноафиша Москвы

Фильм «Сожженная карта»

Moetsukita chizu (1968, Япония)

оценить

Режиссер фильма «Сожженная карта»

Отзывы пользователей о фильме «Сожженная карта»

Фото M_Thompson
отзывы:
1370
оценок:
1383
рейтинг:
508
9

Нестандартный, но захватывающий детектив Хироси Тэсигахары, который решился все-таки перейти к цветной пленки. Частного детектива (Синтаро Катцу) некая женщина нанимает, чтобы тот нашел ее пропавшего мужа. Изначальной информации, впрочем, совсем мало. Он был обычным продавцом, жена особо не работает и живет на средства мужа, из которых и оплачивает детективное агентство. Однако особого рвения к положительному результату она не проявляет. Видимо, шок. На работе, впрочем, тоже как-то холодного отзываются о пропавшем коллеге, и делиться информацией никто не спешит. Тоже можно объяснить – коллеги не обязаны обожать друг друга не обязаны. Впрочем, один странный сотрудник начинает делиться какими-то сведениями, которые вызывают больше вопросов. На сцене появляется брат жены пропавшего мужа. Веселый молодой человек зарабатывает рэкетом и, кажется, знает больше, чем показывает. Однако вывести того на чистую воду не получается – бандита убивают. Цепочка вопросов порождает еще большие вопросы, а чужеродная среда как может, отталкивает вторжение детектива, который уже сомневается сам во всем. Как бы в этом сплетении остаться самим собой хотя бы, тоже задачка не из самых простых, как оказывается.

Фильм, с которого Тэсигахара, как не печально, пошел по наклонной в своем творчестве. И сейчас речь даже не совсем о качестве его фильмов, сколько об интересе к ним и количестве вещей, которые этот самый интерес могут вызвать. Это – первый фильм в цвете, который снял Тэсигахара и, как и многие авторы, которые крепко встали на ноги и создали собственное имя в эпоху кино черно-белого, с новой выразительностью справиться не смог. Да, конечно, можно говорить о смелом эксперименте, о диковатой странности картинки, которая придает необычной истории несколько более крутой сюрреалистический угол, однако, очевидно, что именно как с элементом качества пленки автор не совладал полностью. Но это никак не мешает просмотру и, как уже было замечено, даже прибавляет забавности. Примерно как это было с Куросавой и его первыми опытами цветного кино.

Сам темп фильма буквально гипнотизирует и при правильном подходе со стороны зрителя, вводит того в состояние, близкое психопортрету главного героя в финальных кадрах. Запутавшийся и сбившийся с толку зритель уже с трудом понимает, что происходит, а уж куда пропал бедняга-бизнесмен и вовсе дела уже нет – самому бы не последовать в след за вызывающим симпатии детективом. На месте все элементы творчества Тэсигахары. Скребущий по закоулкам сознания саундтрек Тору Такемицу. Захватывающая история от Кобо Абэ, превращающая интересную завязку в нечто феноменально масштабное и интимное одновременно. Точная и аскетичная камера Акиры Уехары, умеющая терпеливо ждать в комнате долгими минутами собирая по крупицам все детали быта, или головокружительно парить по размашисто написанным пейзажам. Сочетание японской ментальности и западной реальности. Духовности и технологий. Потеря собственного я – и вовсе оказывается лейтмотивом фильма. Но. Вытравленная безвременность и географическая неопределенность. Упомянутая неуверенная работа с цветом. Пугающая путанность. Все это не позволяет западному зрителю поставить ленту на одну полку с импортными открытками или пугающей «шокирующей Азией». Тэсигахара опять остался на откуп собственному зрителю. Да оно и к лучшему.

1