Пикник Афиши 2024
МСК, СК Лужники, 3–4.08=)СПБ, Елагин остров, 10–11.08
Москва
6.8

Фильм
Процесс Жанны д'Арк

Procès de Jeanne d'Arc, Франция, 1962
О фильме
Драма, Военный
16+
Робер Брессон
30 мая 1962
1 час 5 минут
Реклама
Смотрите дома онлайн
Кино за 1 ₽ в онлайн-кинотеатре Okko
Смотреть в

Другие фильмы Робра Брессона

Участники

Читайте также

Рекомендации для вас

Популярно сейчас

Как вам фильм?

Отзывы

5
Андрей Александрович
213 отзыва, 1024 оценки, рейтинг 519
23 марта 2012

Я понимаю, что не хвалить Брессона - это мове тон, но после просмотра Процесса хотелось бы высказаться...

Не самый лучший, с моей точки зрения, фильм о Жанне.

Впечатление, что режиссер добивался каких-то своих, особых целей, забыв о персонажах и действии, что впрочем, характерно для Брессона.

Статичные герои, практически полное отсутствие мимики, деланно-безжизненные интонации, которые хороши иногда у Пазолини, но не здесь.

Понятно, что все это специально задумано режиссером, но можно было выбрать для экспериментов менее эмоциональный сюжет, нежели Процесс.

Замершее лицо самой Жанны, практически не меняющееся на протяжении всего фильма (не в счет небольшое оживление после объявления смертного приговора).
Наверное статика лица должна подразумевать тяжелую внутреннюю борьбу, пробивающуюся наружу и видную зрителям посредством мельчайших мимических деталей? Но ничего подобного не заметил.
И это Жанна, которая собирала армии, убеждала десятки тысяч человек, произносила пламенные речи, молилась, проповедовала?

Абсолютно безлики обвинители - конечно это фирменный трюк Брессона - привлекать непрофессиональных актеров.
Но здесь получается противостояние безликой героини с безликой темной силой, слегка обозначаемой епископом Кошоном и английским бароном.

В целом фильм не произвел большого впечатления.
Конечно лучше, чем недавнее творение Бессона, но по уровню проигрывает бессмертным Страстям Дрейера.

Актерская игра же, особенно изображение Жанны гораздо более насыщенно и реалистично в одноименном фильме Флеминга 48-го года.
Ингрид Бергман бесподобна в ее роли, особенно во второй половине фильма, как-раз посвященной процессу и казни.


2
0
7
M_Thompson
1370 отзывов, 1411 оценка, рейтинг 586
1 июня 2013

Классический фильм о классической истории Жанны Д’Арк на деле оказывается далеко не самым обычным из всех, что сняли про девушку с несгибаемой волей. Брессон заинтересовался не ее жизнью, как это понятно из названия, а финальной главой оной, которая представляет из себя процесс проанглийски настроенного суда над бедной девушкой. За окном свирепствует толпа, так что, если нужный вердикт вынесен не будет, угрожать будут не только англичане. Сама Жанна на все эти трудности и обреченное положение внимания не обращает. В отличие от судей, стражей и, тем более, бесчинствующего народа, она в себе уверенна. На вопросы отвечает искренне, но со сталью в голосе. А нужно пойти на костер – сделает это без боязни и криков. Разве что дрогнет немного, но никто и не заметит. В основе фильма – документальные свидетельства, пережившие не только жертву, но и палачей. Немногословный и совсем прямо короткий шедевр великого автора.

Если в 50-х Брессон снимал фильмы в основном про мужчин-отступников, то в 60-х главными героями творчества французского режиссера стали героини, и Жанна Д’Арк – первая в этом ряду, как и полагается фигуре подобного масштаба. Более того, гендерное смещение не случайно – в ряде своих фильмов, вроде этого, а также «Мушетт», к примеру, Брессон подчеркивает важность именно факта девственности и строит вокруг него сюжет. Так, все обвинение против Жанны Д’Арк строится на том, что она носит мужскую одежду и спала в помещениях для солдат, что становится достаточным набором доказательств для вынесения ей смертного приговора.

Впрочем, схожие элементы и детали характера между героиней этого фильма и предыдущими главными действующими личностями творчества Брессона явно прослеживаются. Так, Жанна Д’Арк искренне и до конца верит в Бога, как деревенский священник, но оказывается в своей вере и своем социальном статусе отгорожена, как Фонтейн из «Приговоренного к смерти…», что приводит ее к трагическому финалу, как Мишеля из «Карманника». Опять же, как все упомянутые персонажи, она придерживается мнения, что Бог помогает только тем, кто помогает себе сам. Да и по силе духа и твердости характера даст фору многим другим героям фильмов режиссера.

Вообще, сама идея снять фильм на тему столь известной исторической личности, опираясь исключительно на оригинальные документы и записи, но при этом придерживаться собственных принципов в работе – непрофессиональные актеры, отказ от нарочитых искусственных приемов, сдержанность и хладнокровность в подаче материала, все приводит к весьма парадоксальным результатам. То есть, с одной стороны, из-за формы фильма, его стилистики, все сильно приближается к эпохам и событиям, характерным скорее для века 20-го, чем для событий, что произошли за полтысячелетия до этого. С другой же стороны – подобное сочетание содержания и формы придает фильму завораживающий эффект.

Однако, из этого вытекает и довольно грустный факт. Не стараясь особо блеснуть ни внешней эстетикой, ни аутентичными декорациями, ни драматическими поворотами истории, ни смелостью взгляда на известное событие, ни шокирующими и натуралистическими подробностями, фильм явно теряется на фоне тех картин, что уже были сняты на тему жизни и смерти Жанны Д’Арк. Когда речь заходит о фигуре французской легендарной девушки в кино, чаще вспоминают фильмы Бессона и, конечно, Дрейера. Но от невероятной достоверности и правдоподобности событий просто мурашки по коже.

1
0

Подборки Афиши
Все