Киноафиша Москвы

Фильм «У нас есть Папа!»

Habemus Papam (2011, Италия, Франция)

5.8
0:00 / 0:00
0:00

У нас есть Папа!

Смотреть трейлер
  • 14+ 1 час 44 минуты
  • жанр
    Драма
  • Дата выхода в России:

Избранный папа римский бежит из Ватикана

После смерти папы конклав выбирает нового понтифика. Жребий падает на кардинала Мельвиля (Мишель Пикколи). Но что делать, если новонареченный глава Римско-католической церкви отказывается выйти на балкон Святого Петра, бьется в истерике и кричит, что не может выдержать непосильной ноши? Отправить его на сеанс к лучшему психотерапевту Рима (Нанни Моретти)? Устроить волейбольный турнир среди кардиналов, чтобы подбодрить Его Cвятейшество?В Ватикане царит строжайшая конспирация: католический мир не должен узнать, что у Богом избранного папы не хватило духу принять этот высочайший пост. Миллионы паломников на площади ожидают явления нового избранника.... который умудряется сбежать из дворца.

Рецензия «Афиши» на фильм

Фото Анна Сотникова
отзывы:
109
оценок:
108
рейтинг:
2160
7

Комедия про папу римского

Перед выходом на балкон к толпе католиков у Мельвилля, избранного папы римского (Пикколи), случается нервный срыв. Сначала он кричит, потом лежит, потом бежит — из Ватикана в Рим, снимает номер в отеле, притворяется актером и прибивается к труппе, которая ставит «Чайку». Нанятый специально для него психоаналитик (Моретти), маясь от безделья в оплаченное время, жалуется кардиналам на бывшую жену, играет с ними в карты и лотерею, а потом устраивает соревнования по волейболу. Папа в это время пытается самостоятельно разоб­раться в том, почему раньше он мог что-то делать, а теперь — нет.

Итальянский комедиограф Нанни Моретти снимает притчу про потерю веры в Ватикане, не затрагивая проблемы религии, что уже само по себе достижение. Психоаналитик — атеист, папа в Боге не сомневается, как не сомневаются в существовании собственного начальника, кардиналы, в свою очередь, не сом­неваются в папе. Бог есть, а может быть, и нет, но какая разница, когда все, включая папу римского, главного авторитета в этом вопросе, давно бросили попытки в этом разобраться. Папа теряет веру не в Бога, а в самого себя. Шарлатан-психоаналитик привычно ищет ответ в детских травмах и сексуальных фрустрациях, кардиналы утирают слезы радости, когда слышат, что понтифику стало лучше. В чем смысл собственной деятельности? Мельвилль хотел быть актером, а стал представителем интересов Бога на земле. А надо ли вообще эти интересы представлять? Кардиналам все равно. Их работа заключается в том, чтобы, затаив дыхание, наблюдать за тем, как ходит за занавеской темный силуэт, — даже если это не понтифик, а нанятый заменять его гвардеец. «Играйте дальше, — говорит Моретти, когда кардиналы прерывают волейбольный матч, чтобы полюбоваться на тень в окне, — вы же знаете, Он смотрит». История поиска веры, рассказанная Моретти в юмористическом ключе, оборачивается философским анализом свободы воли, поиском границы между «не могу» и «должен». Финал очевиден, но перед тем как сдаться, можно попробовать понять, что же все-таки важнее. Что до всего остального — у психотерапии и религии схожие цели, а занимают­ся и тем и тем в основном шарлатаны. А то, что во мнениях они не сходятся, — черт с ним, все равно и тем и другим приходится пить антидепрессанты: работа нервная.

Отзывы пользователей о фильме «У нас есть Папа!»

Фото Igor Sinelnikoff
отзывы:
413
оценок:
413
рейтинг:
360
7

Одной из замечательных особенностей итальянского кино является та смелость, с которой в этой стране обличают сильных мира сего. Досталось и Берлускони от того же Нанни Моретти, и Андреотти от Паоло Сорентино, а теперь и Папе Римскому, и всему понтификату как институту.

Конклав возвещает верующим, сутками простаивающим на площади св. Петра, в ожидании, когда будет избран новый понтифик, «Habemus Papam», и это означает, что Папа через минуту появится на балконе, благословит миллиард своих последователей, потом примет официальное имя и начнет свою пастырскую деятельность. Но что если на балконе так никто и не появится, а новоявленный Папа (Мишель Пикколи) с криком бросится бежать по бесконечным коридорам Ватикана, от осознания великой ответственности, которую, в прямом смысле слова, свалили на него товарищи кардиналы? Это допущение не столь уж невероятно. Думается, история Святого Престола знавала и не такие кризисы, а по-человечески Папу Римского вполне можно понять: ну кто захочет на восьмом десятке лет жизни становится главой государства и до самого вознесения путешествовать по миру с нескончаемыми миссиями и проповедями.

Вся проблема в том, что Папа не может сложить с себя полномочий. И пусть кардиналы списывают друг у друга во время голосования, все равно избрание официально считается промыслом Божьим, и отказаться от Престола — это не только бросить на произвол судьбы паству, но и нанести прямое оскорбление Господу, что для человека, отдавшего всю жизнь религии, немыслимо. Нанни Моретти саркастично напоминает нам, что Папа — это все-таки человек, и у него могут быть проблемы, которые под силу решить только психоаналитику, в роли которого выступает сам Нанни Моретти. Но и тут и смех, и грех. Ватикан не верит в психоанализ, и кардиналы считают вполне допустимым присутствовать на сеансе, во время которого Папе даже нельзя рассказывать о детстве, о страхах и собственных потребностях, что в общем то лишает терапию всякого смысла. Народ требует хотя бы имя нового Папы, но проблема усугубляется тем, что понтифик, как и следовало ожидать, сбежал.

Очевидно и общеизвестно, что сам Нанни Моретти придерживается атеистических взглядов, и несмотря на всю серьезность съемок, ему пришлось выстраивать декорации Ватикана, потому что даже экуменисты не оценили его сатиры. «У нас есть Папа» — это не столько о религии, сколько о неожиданно свалившейся ответственности и ужасе маленького человека, которому внезапно вручают целый мир. От католицизма здесь лишь глухота к мольбе это человека о пощаде. Ничего совсем уж еретического и оскорбительного в фильме нет. Вопрос лишь в том, о каких материях допустимо или недопустимо шутить. К примеру, в России вполне можно высмеять существующую власть, но не прямо и не на большом экране, и то лишь это стало возможным сравнительно недавно. Итальянцам не требуется эвфемизмов и косвенных намеков на ту или иную реальность, или персону. Моретти, насколько это возможно, воспроизводит совет конклава и смоделированный кризис, не оставляя себе шанса соврать, что он имел ввиду не Папу Римского, а, к примеру, Патриарха Русской Православной Церкви.

Наряду с этим, режиссер не ограничивает себя потешным юмором, создавая фильм на потребу публики. Там где дистрибьюторы пишут «драма», следует читать «трагедия». Недаром в тело сценария вводится чеховская комедия «Чайка». Избрание героя Папой в целом согласуется с сюжетом Тригорина: «Случайно пришел человек, увидел и от нечего делать погубил её». Никто не хотел становиться Его Святейшеством, ни один букмекер не ставил на главного героя, и в первых раундах голосования его имя даже не возникало, но нелепая прихоть кардиналов довела человека до нервного срыва и поставила перед самым тяжелым вопросом в его жизни, к которому тот был совсем не готов. И пусть, по мнению верующих, тут нет никакого вопроса, но в такие моменты, наверное, даже ад не так страшен, как долг перед безгранично сложным, страшным и абсурдным миром.

Фото кино умерло
отзывы:
40
оценок:
57
рейтинг:
101
7

А был ли Папа?

Нанни Моретти — культовая фигура современного итальянского кино. Вот уже более тридцати лет он создаёт грустные и смешные истории о жизни человека в современном обществе, ловко сочетая в одном лице роли режиссёра, актёра, сценариста и продюсера. Его неспроста называют «итальянским Вуди Алленом». У Моретти, как и у Аллена, реальность часто граничит с абсурдом, герои, обременённые целым букетом всевозможных комплексов, переживают экзистенциальный кризис, поиск выхода из которого непременно сопровождается ироничным экскурсом в теорию психоанализа. Сам автор в этих историях частенько выступает в роли чудака чудаков, тщетно пытающегося разобраться в причине болезней нашего мира. Разница между Алленом и Моретти состоит, пожалуй, лишь в том, что градус язвительности у последнего значительно ниже, чем у его американского коллеги, а потому к своим героям он относится с большей трепетностью и состраданием. В последней картине итальянца «У нас есть Папа!» (2011) центральным объектом иронии пополам с сочувствием становится не кто иной, как Папа Римский.

Кардиналы чинно и благородно собираются для избрания нового Понтифика, и никто не ждёт, что в маленьком королевстве вскоре произойдёт большой переполох. Мало кто желает нести бремя наместника Сына Божьего, а случайный выбор, как это обычно и бывает, падает на того, кто не хочет этого больше всех. Избранный на престол кардинал Мельвиль как может отнекивается от непосильной ноши: закатывает истерики, отказывается выходить на балкон собора Св. Петра с приветственной речью, наконец, бежит из Ватикана куда глаза глядят. Понтифика пытаются успокоить, вразумить, для чего даже обращаются к помощи психоаналитика. Но никто, по всей видимости, даже сам Мельвиль, не понимает, в чём причина его несостоятельности как Папы. Причину эту напрасно ищут в здоровье героя, в его детстве, в отношениях с матерью. Но по Моретти, проблема куда глубже, и лежит, то ли в корне устройства современного общества, то ли и вовсе в основании природы человеческой.

По мнению режиссёра, человек нашего времени, будь он хоть Папа Римский, — это человек до ужаса уставший, одолеваемый рефлексией, не реализовавший свои желания, не готовый к принятию серьёзных решений и не способный отвечать не то что за других, но и за самого себя. Мельвиль — это чеховский герой, маленький человек, который всю жизнь плывёт по течению, отказываясь от своих мечтаний и страдая от нехватки душевных сил и уверенности в себе. Жизнь его проходит так, что ближе к её финалу Мельвиль даже не может вспомнить, как жил, что делал. Волею судеб, маленький человек становится главой одной из самых крупных конфессий мира, и это тоже характерно для современного усталого общества, выдвигающего в свои лидеры усталых людей.

Исследуя причины неспособности Мельвиля принять на себя обязанности Папы, режиссёр попутно иронизирует по поводу состояния католической церкви. Её слабость выражается в неспособности помочь человеку справиться с его душевными терзаниями, и необходимости обращаться к совету психоаналитиков, которые, в свою очередь, тоже бессильны что-либо сделать. Кроме того, выясняется, что современным духовным лицам ничто материальное не чуждо. Как и простые люди, они ссорятся и радуются, играют в картишки и волейбол, сидят на антидепрессантах и снотворных, и совершенно не желают противостоять соблазну чревоугодия в виде «вкуснейших пончиков с кремом» и капучино с маленькой пенкой. Кардиналы оказываются людьми весьма наивными, о чём свидетельствует то, что для веры в благополучие Папы, им достаточно видеть за его окнами чей-то прохаживающийся силуэт, и ничего что Папу в это время изображает гвардеец. Но из всего этого следует парадоксальный вывод о том, что простота и наивность кардиналов и служит залогом их успешного богослужения. И может быть Папой достоин стать именно такой как Мельвиль, за сомнениями которого стоит искренность и требующая изрядной смелости готовность к покаянию, так необходимому современному миру.

Прелесть кинематографа Моретти состоит в том, что его метод исследования человека и общества лишён критики. Режиссёр относится к своим героям с состраданием и пониманием, с терпимостью и сочувствием. Как никто другой, он знает, что у маленьких людей и вина маленькая. Мир по Моретти перевёрнут с ног на голову, противоречив и парадоксален, но страшного в этом ничего нет, мир именно таким и должен быть, деваться некуда.

Фото Alex Aleshin
отзывы:
1
оценок:
4
рейтинг:
1
3

Сценарий провисает минуты с 30-й, наглядно демонстрируя, что одной неплохой идеи недостаточно, надо бы и кино уметь делать. Моретти-актер раздражает еще больше, чем Моретти-сценарист. Импотентское кино в худших традициях свойственной всем итальянским интеллектуалам XX века (далее, судя по всему везде) зацикленности на идеях дедушек Фрейда и Юнга. Не смотреть.

Фото Юлия Сергеева
отзывы:
27
оценок:
374
рейтинг:
11
9


"Habemus Papam" это история кардинала, только что избранного Папой Римским, и он неожиданно оказывается не в состоянии выдержать свалившийся на него груз ответственности. Он обращается за помощью к психологу доктору Брецци, которого играет сам Моретти. Моретти о свеом фильме сказал так: "Я хотел рассказать, в жанре комедии, историю хрупкого персонажа, который чувствует себя несоответствующим той роли, которую должен играть".

Поставила фильму оценку "гениально", и это не преувеличение! Фильм великолепен - смотрится на одном дыхании, тонкий юмор Моретти, прекрасная музыка, прекрасная игра актеров, всем любителям хорошего итальянского кино рекомендую (надеюсь, выйдет в скором будущем и на экраны России, ибо он стоит того)!

Фото Александр Духовный
отзывы:
29
оценок:
29
рейтинг:
19
7

На просмотре этой "католической комедии", непонятно какими ветрами занесенной на пару недель в московский прокат, как ни странно, зал был наполовину полон, а кто то даже дико ржал: очевидно это был обкуренный прихожанин костела св. Людовика или с М. Грузинской. хотя ничего особо смешного в этом спокойном, сдержанном и предельно корректном по отношению к чувствам верующих фильме не наблюдается. картина получилась скорее про трагичную невозможность вернуться в детство и изменить свою жизнь, про страх перед ответственным выбором, который может представлять опасность для психики человека даже в старости, уже перед лицом смерти. У новоизбранного римского понтифика случается атака паники, он истерит и не может нормально выполнять свои функции. На помощь ему жестко командируется атеист-психоаналик, но и он не может вернуть папу к своим обязанностям и удержать его от побега в мир чеховского театра... Вот такой бред, но все показано удивительно по-доброму, без всякой пошлости, со спокойной иронией, которая балансирует на игре серьезно противоборствующих друг со другом смыслов: невинные слабости оторванных от жизни милых кардиналов ничуть не страшнее проблем психоаналитиков, не могущих самих разобраться в своей личной жизни, а вечная культуроведческая диллема: театр/церковь представлена достаточно корректно. Основная идея фильма связано с вечно актуальной темой отдаленности Церкви от мира, от проблем простых людей, подчеркивается необходимость для ее высшего епископата быть ближе к народу в духе банальной социальной протестанствующей парадигмы; фильм предвосхищает очередное обновление закостенелого высшего аппарата церкви — все эти вопросы ставились и в 30-х, и 60-х, и в 90-х, короче всегда, ничего нового. Обидно, что в свете всего происходящего у нас этот фильм приобретает новые черты: становится понятно, что от серьезно раздутых в медийном пространстве обоими сторонами смешных вопросов становится совсем не смешно. Похоже, все окружение подобных высших структур у нас состоит исключительно из слишком серьезно относящимися к себе и своей карьере тщеславными людьми, утратившими свежий дух самоиронии. Нет никого, кто бы мог предложить на высоком уровне подходящую шутку, переведя проблему "часов и пыли", пусть даже в область здоровой самоиронии, откуда гораздо легче перейти в пространство не совсем удобных, но важных публичных актов примирения и прощения, нежели из мира громких и серьезных заявлений, построенных по законам пиара мира сего. Так что такой фильм у нас пока не возможен, слишком все грустно будет выглядит, и нет сейчас настолько же здоровых, сильных и способных к честной самоиронии сил в наших церковных структурах, которые могли бы так же корректно поставить эти вопросы в области искусства.

Галерея

Информация от прокатчика

Информация предоставлена компанией A-One Films

После смерти папы конклав выбирает нового понтифика. Жребий падает на кардинала Мельвиля (Мишель Пикколи). Но что делать, если новонареченный глава Римско-католической церкви отказывается выйти на балкон Святого Петра, бьется в истерике и кричит, что не может выдержать непосильной ноши? Отправить его на сеанс к лучшему психотерапевту Рима (Нанни Моретти)? Устроить волейбольный турнир среди кардиналов, чтобы подбодрить Его Cвятейшество? В Ватикане царит строжайшая конспирация: католический мир не должен узнать, что у Богом избранного папы не хватило духу принять этот высочайший пост. Миллионы паломников на площади ожидают явления нового избранника.... который умудряется сбежать из дворца.

Встречайте новую «Афишу» Рассказываем о всех нововведениях Afisha.ru

Встречайте
новую «Афишу»

Ежедневно мы собираем главные городские
развлечения и рассказываем о них вам.

  • Что нового:

    В ба­зе «Афи­ши» сот­ни
    событий: спек­таклей, фильмов,
    выс­тавок и мы помогаем
    выбирать лучшие из них.

  • Что нового:

    У каждого события есть
    короткий приговор, помогающий определиться с выбором.

  • Что нового:

    Теперь найти сеансы в 3D
    или на языке оригинала
    с субтитрами еще проще.

  • Что нового:

    Не стойте в очереди,
    покупайте билеты онлайн!

  • Надеемся,
    вам понравится!

    Продолжить