Киноафиша Москвы

Фильм «Человеческие ресурсы»

Ressources humaines (1999, Франция, Великобритания)
оценить
Кино: «Человеческие ресурсы»
Кино: «Человеческие ресурсы»
  • жанр
    Драма
  • Дата выхода:

Фильм о проблемах смены поколений в пролетарской династии металлургов.

Режиссер фильма «Человеческие ресурсы»

Отзывы пользователей о фильме «Человеческие ресурсы»

Фото M_Thompson
отзывы:
1370
оценок:
1383
рейтинг:
510
7

Сын (Джалиль Леспер) отучился в Париже и вернулся домой проходить практику на заводе, где всю жизнь проработал и работает его отец (Жан-Клод Валло). Родители, понятное дело, очень горды предстоящей карьерой сына – ведь он будет проходить практику в собственном кабинете, будучи приближенным к начальству настолько, насколько только можно, вместо того, чтобы как отец, всю жизнь горбатиться у станка. Возвращение в небольшой город происходит не без трений. С одной стороны Франк не может найти язык со своими старыми друзьями, простыми рабочими, с другой – сам он не испытывает большого воодушевления от общения с начальством, с которым он по социальной иерархии вынужден общаться. Франк привносит в работу интересные новшества, которые должны помочь заводу в будущем, и его приглашают продолжить карьеру после обучения. Но однажды он обнаруживает, что управление собирается уволить кучу народа, в том числе и его отца, в нем поднимается праведный гнев против такой несправедливости и он оказывается перед непростым выбором – успешная карьера или борьба с верхушкой по профсоюзную сторону баррикад.

При том, что фильм затрагивает проблемы, характерные для любой страны и нации, он остается до корней волос европейским и даже очень французским. По крайней мере мало где еще подобное развитие ситуации, отталкивающееся от силы профсоюзных организаций, имеет шансы быть органично вписанной в жизненные реалии. Однако во всем остальном – отношение отцов и детей, руководства и подчиненных, остаются те же. У этих «человеческих ресурсов» свои семьи, свои проблемы, свои надежды, но для руководства они – лишь необходимые графы в соответствующих реестрах, которые при оптимизации производства можно почистить ради процветания и благоухания всего большого организма.

Но, имея такую острую социальную начинку, фильм не торопится становиться манифестом о борцах за профсоюзные достижения и их важности. Более того, именно отец, из-за которого вся стачка и началась, отказывается бастовать и не разделяет взгляды сына на всю проблему целиком, а главный кризис и катарсис картины оказываются в плоскости отношений отца и сына, тогда как профсоюзные проблемы уходят на задний фон. Конечно, сын не должен стыдиться своего отца, кем бы тот ни работал, однако его можно понять – отец день за днем, будто дрессированный пес, выполняет одно и то же действие, а когда родственники говорят о том, что без работы он сможет больше отдыхать, то отец их не понимает, ибо он даже по выходным занимается примерно тем же – стоит у станка, только у себя в гараже.

Дополнительную грань остроты социальной проблематики, поднятой в «Людских ресурсах» придает исследование роста разобщенности между людьми по мере их продвижения по карьерной лестницы. Старые товарищи сначала начинают ненавидеть и завидовать, а потом и вовсе перестают замечать ушедшего вверх друга детства, так как тот уже скрывается в облаках социального неравноправия. Впрочем, надо отдать должное, этому уделено лишь две-три сцены во второй четверти фильма.

Конечно, глядя этот фильм, в первую очередь есть желание поностальгировать по британским «рассерженным молодым» 60-х и социальном реализме, но Лоран Канте создает свою собственную, в чем-то похожую по форме и содержанию, схему, но с совершенно по другому расставленными акцентами и предложенными выводами из схожих событий. Так или иначе, этот фильм, снятый на настоящем заводе (это был «Рено», а актеров допускали к машинам только тех, кто действительно умел на них работать), стал невидимой частью несколько другого кинематографического движения – франко-бельгийского нового реализма, который прославили братья Дарденн, Оливье Ассаяс и подобные. А «Людские ресурсы» стал одним из тех самых кирпичиков, ресурсов, без которых этот успех был бы сомнителен.

0
Фото Георгий
отзывы:
709
оценок:
857
рейтинг:
2254
5

Про вечную проблему профсоюзов, или во французском отделе кадров работают совсем не женщины бальзаковского возраста

Региональный поезд привозит нашего героя в мутный провинциальный город, где ему после успешной практики в Париже предстоит работать на заводе в отделе кадров. Проблема 35 часовой рабочей недели сейчас уже не актуальна, но все же она крайне неоднозначна для французского общества и отражает особенности менталитета. Рассматриваемая проблема позволяет увидеть то, как ведут себя функционеры на работе, в столовой, на митингах, в зоне для курения с пластиковым стаканчиком внутри.
Фильм невероятно правдив и реалистичен. Исключительно французский фильм. Возможно, слишком странный для русских в контексте различий менталитета.
Неужели такие специфические фильмы окупаются?

0