Киноафиша Москвы

Фильм «Пещера забытых снов 3D»

Cave of Forgotten Dreams (2010, Канада, США, Франция, Германия, Великобритания)

5.8
0:00 / 0:00
0:00

Пещера забытых снов

Смотреть трейлер

Документальный фильм Вернера Херцога про пещеру ­Шове

Уникальный фильм-путешествие легендарного режиссера Вернера Херцога. Вместе с Херцогом и его командой зрители получают возможность проникнуть в одно из самых таинственных и недоступных мест на земле — пещеру Шове на юге Франции. Пещера Шове знаменита тем, что в ней находятся самые древние в мире наскальные рисунки. Более трехсот изображений доисторических медведей, львов и лошадей были нарисованы 32 тыс. лет назад. Ученые обнаружили пещеру в 1994 году, но для общественности она до сих пор закрыта: любое заметное изменение влажности воздуха, свет и даже человеческое дыхание могут изменить микроклимат пещеры и уничтожить драгоценные рисунки. Лишь несколько археологов в мире имеют право доступа в пещеру Шове на несколько часов и с соблюдением ряда ограничений. Эти ученые сами выбрали Вернера Херцога как режиссера и пригласили его снять фильм об уникальных рисунках, чтобы человечество все-таки смогло их увидеть.Херцогу дали эксклюзивный доступ в пещеру с условием, что он будет использовать освещение, не излучающее тепло. Для съемок фильма всего четыре члена съемочной группы получили специальное разрешение от министра культуры Франции. Также Вернер Херцог решил впервые обратиться к формату 3D, чтобы максимально эффектно и правдиво передать атмосферу древней пещеры.

Режиссер фильма «Пещера забытых снов 3D»

Рецензия «Афиши» на фильм

Фото Анна Сотникова
отзывы:
109
оценок:
108
рейтинг:
2159
9

Херцог в пещере

Однажды режиссер Херцог прочитал в журнале The New Yorker статью, посвящен­ную пещере Шове на юге Франции. Статья так его поразила, что он тут же выпросил у французского министерства культуры разрешение на съемку (пещера закрыта для посетителей) и грант, который позволил ему пользоваться специальным 3D-оборудованием (обычные 3D-камеры не предназначены для документальной съемки). Министерство выделило шесть съемочных дней по четыре часа каждый, и Херцог, взяв с собой оператора, звукорежиссера и ассистента, отправился в путь, чтобы запечатлеть единственных пещерных обитателей — сталактиты, сталагмиты, медвежьи останки и древнейшую в мире наскальную живопись, попутно приставая к специалистам с вопросами, как правильно кидать копье и была ли у пещерного человека душа.

Херцог всегда считал, что главное в кино — достоверность. Что человек, который решил стать режиссером, должен для начала пройти пешком от Мадрида до Киева, освоить пару полезных профессий вроде вышибалы в стрип-баре и уметь завалить мула. Что любая теория для кино — смерть, потому что, как ни старайся, реальность все равно оказывается патологичнее любой выдумки. «Пещера забытых снов» устро­ена по тому же принципу, что и «Встречи на краю света», — с одним качественным различием: дойдя до края света, Херцог отправился дальше — в прошлое. Он ехид­но бубнит за кадром, что наскальная живопись — это протокинематограф, сталагмиты — это прекрасно, но мы застряли в собственной истории и человечество с его технологиями мало чем отличается от крокодилов-мутантов, порожденных ядерным заводом. Туризм — порок, путешествие — благодетель. Его настоящие герои — пожизненные путешественники по прошлому, где время исчисляется не часами, а тысячелетиями, а единственные собеседники — мертвецы, медвежьи кости и зажи­во мумифицированные белочки. Камера Херцога, словно сбежавший с экскурсии первоклассник, пристав к этим людям от нечего делать, бродит за ними по пятам, а когда наступает момент что-то спросить, теряется — что спрашивать у такого чуда? У бывшего циркача, которому по ночам снятся львы, нарисованные тридцать тысяч лет назад. У женщины-археолога, которая, едва войдя в пещеру, радостно восклицает: «Они были здесь!» У парфюмера, который может по запаху определить возраст камня. Или у того парня, который насвистывает на доисторической флейте гимн США? На них можно только любоваться, застыв в восхищении, — ведь они, как и все по-настоящему счастливые люди, сами того не заметив, давно превратились в музейные экспонаты.

Отзывы пользователей о фильме «Пещера забытых снов 3D»

Фото Сергей Ленков
отзывы:
16
оценок:
18
рейтинг:
38
9

На первый взгляд, трудно представить себе работу Вернера Херцога в 3D - больно уж режиссер некоммерческий. Однако здесь ему удается использовать этот технический прием не в качестве аттракциона для подростковой аудитории.
Пещера Шове, покрытая рисунками первобытных людей. Они рисовали животных: пещерных львов, диких лошадей, носорогов, мамонтов, кои тогда водились на территории Европы. Благодаря 3D эффекту появляется возможность оценить пластичность палеолитического искусства, высокий уровень первобытных художников, и рисунки, покрывающие изгибы стен пещеры обретают динамизм и жизненность.
Интервью с учеными-исследователями первобытной культуры (даже попытки воссоздать звучание первобытных музыкальных инструментов) создают атмосферу творческого поиска и заставляют задуматься об истоках человеческой культуры.
Фильм смотрится на одном дыхании. Одна из лучших работ Херцога. Интересна прежде всего для любителей истории и искусства, однако даже в научно-популярном фильме Херцог и его стиль узнаваемы. Иногда возникает ощущение, что он ведет репортаж с другой планеты...

Фото Виктор Малышко
отзывы:
109
оценок:
1520
рейтинг:
187
9

Однажды Вернер Херцог (не режиссёр, а обычный подросток из немецкой глуши) увидел в лавке букиниста альбом с наскальными рисунками. И это было первым шагом к созданию этого фильма (по собственному признанию Херцога на показе фильма в рамкам ММКФ).
Вернер Херцог -- визионер -- создатель многих визуальных аттракционов, помнящий о том, что присуще кино как медиуму. Нет ничего удивительного в том, что он обратился к 3D.
Редкая ситуация на "Афише", когда инфа от прокатчика выглядит самой адекватной из написанного.
Пользуясь случаем, передаю свой поклон Эрнсту Рейжсегеру (чьё имя, вероятно, известно рецензентке от "Афиши"), который, очевидно, сделал для этого фильма не меньше чем всё французское министерство культуры.

Фото pua Березнев
отзывы:
121
оценок:
357
рейтинг:
207
3

Вернор Херцог и доисторические лошадки
Вернор Херцог — это фигура настолько неординарная, что все к чему он так или иначе прикасается вызывает интерес. Любая, даже самая банальная, история, пройдя через его режиссерское восприятие приобретает какие-то неповторимые черты, какую-то легкую дьяволинку, свойственную и самому режиссеру. Взять хотя бы места, куда его заносит: в 2007 году Херцог снимал в Антарктиде, чуть ранее были безумные съемки с Кристианом Бейлом в джунглях Вьетнама, а в 2010-ом его пригласили в пещеры Шове, скрывающим в себе самые древние из сохранившихся наскальных рисунков человека, некоторым из которых более 30 тысяч лет. Вход в это уникальное место закрыт для обычных людей и, казалось бы, кто как ни Вернор Херцог может лучше других рассказать о столь нетривиальном месте.

Однако не столько Херцог не справился с большой задачей, сколько сам материал оказался для режиссера мелковат. Нет, автор искренне восхищается тем фактом как могли люди, находящиеся еще фактически на уровне развития обезьяны, взять в руку палку и нарисовать назад столь красивые рисунки, что ими двигало 30 тысяч лет назад? Что это — пробуждение сознания или может быть зарождение искусства? Однако Херцогу не достаточно таких банальностей, ему скучно просто документировать, Столь узкое пространство пещеры оказывается для режиссера слишком тесным и чтобы продолжать свой рассказ Херцог так и норовит вырваться за пределы сковывающих его рамок и улететь то в музеи Германии, то в научный центр археологов, разбитый в находящемся неподалеку спорткомплексе, то еще невесть куда. Потому что рисунки сами по себе, конечно, интересны, но еще более интересы люди, которые посвятили свои жизни их изучению. Кто эти люди, которые много дет разбираются в вопросах, грубо говоря, того была ли у доисторических львов грива или не ее не было. Ведь даже находясь на Антарктиде Херцога меньше всего интересовали пингвины. Но что по настоящему интересно, так это люди которые живут вдали от цивилизации, в абсолютно нечеловеческих условиях. Ради чего?

Поэтому, когда Херцог вынуждено то и дело возвращается к наскальным лошадкам и зубрам его интерес и энергетика тут же исчезают, мысли путаются и сказать оказывается по большому счету нечего. Рисунки лошадок, конечно, занятные, но по большому счету какая разница кем они сделаны, кроманьенцем или неандертальцем.

Фото Adges van Hepsu
отзывы:
7
оценок:
7
рейтинг:
4
9

Фильм пробуждает столько новых идей и мыслей, что после просмотра невольно начинаешь понимать, что до этого момента у тебя было существенно искажённое представление о жизни человеке на планете Земля. Кто мы, откуда и куда идём и в кого в итоге превращаемся? Особое удовольствие доставляют красивейшие иллюстрации Франции.

Фото Рабиндранат Тагор
отзывы:
88
оценок:
89
рейтинг:
321
9

естественно, это артхаус, который нет смысла советовать смотреть всем и каждому. но в своем роде это безупречное и великолепно сделанное кино, которое может держать зрителя в напряжении. Херцог - профессионал высшей категории, он способен превратить в осмысленную драматическую историю даже рассказ о наскальной живописи пралюдей. его 3д-экскурсия - не развлечение формата "Путешествие к звездам", это наталкивающее на размышления полотно для людей, обладающих широким кругозором. 3д, кажется, впервые в своей истории выглядит примененным осмысленно - а не для пущего эффекту, как это обычно делается...

Галерея

Информация от прокатчика

Информация предоставлена компанией «Невафильм Emotion»

Уникальный фильм-путешествие легендарного режиссера Вернера Херцога. Вместе с Херцогом и его командой зрители получают возможность проникнуть в одно из самых таинственных и недоступных мест на земле — пещеру Шове на юге Франции. Пещера Шове знаменита тем, что в ней находятся самые древние в мире наскальные рисунки. Более трехсот изображений доисторических медведей, львов и лошадей были нарисованы 32 тыс. лет назад. Ученые обнаружили пещеру в 1994 году, но для общественности она до сих пор закрыта: любое заметное изменение влажности воздуха, свет и даже человеческое дыхание могут изменить микроклимат пещеры и уничтожить драгоценные рисунки. Лишь несколько археологов в мире имеют право доступа в пещеру Шове на несколько часов и с соблюдением ряда ограничений. Эти ученые сами выбрали Вернера Херцога как режиссера и пригласили его снять фильм об уникальных рисунках, чтобы человечество все-таки смогло их увидеть. Херцогу дали эксклюзивный доступ в пещеру с условием, что он будет использовать освещение, не излучающее тепло. Для съемок фильма всего четыре члена съемочной группы получили специальное разрешение от министра культуры Франции. Также Вернер Херцог решил впервые обратиться к формату 3D, чтобы максимально эффектно и правдиво передать атмосферу древней пещеры.

Встречайте новую «Афишу» Рассказываем о всех нововведениях Afisha.ru

Встречайте
новую «Афишу»

Ежедневно мы собираем главные городские
развлечения и рассказываем о них вам.

  • Что нового:

    В ба­зе «Афи­ши» сот­ни
    событий: спек­таклей, фильмов,
    выс­тавок и мы помогаем
    выбирать лучшие из них.

  • Что нового:

    У каждого события есть
    короткий приговор, помогающий определиться с выбором.

  • Что нового:

    Теперь найти сеансы в 3D
    или на языке оригинала
    с субтитрами еще проще.

  • Что нового:

    Не стойте в очереди,
    покупайте билеты онлайн!

  • Надеемся,
    вам понравится!

    Продолжить