Киноафиша Москвы

Фильм «Четыре ночи мечтателя»

Quatre nuits d'un rêveur (1971, Франция)

оценить
Кино: «Четыре ночи мечтателя»
Кино: «Четыре ночи мечтателя»
  • 16+ 1 час 27 минут
  • жанр
    Мелодрама
  • Дата выхода:

Режиссер фильма «Четыре ночи мечтателя»

98 лет Фильмов: 13

До того как стать режиссером, занимался живописью и писал сценарии. В лагере для военнопленных в 1940–1941 годах придумал идею первого полнометражного фильма, который смог поставить только в 1943 году: картина о преступлении и наказании в стенах женского монастыря получила название «Ангелы греха». Брессон вообще часто ставил в своих фильмах неразрешимые моральные дилеммы, предпочитая минимальные художественные средства для максимальной выразительности. Часто источником вдохновения для его визуально изобретательных фильмов становилась литература: например, произведения Федора Михайловича Достоевского. Он экранизировал его «Белые ночи» под названием «Четыре ночи мечтателя», а до этого — рассказ «Кроткая». Помимо этого, вольная интерпретация «Преступления и наказания» содержится в фильме «Карманник» — одной из самых значительных картин мирового кинематографа. За «Дневник сельского священник» Брессон получил три награды Венецианского фестиваля, за «Процесс Жанны д’Арк» — особый приз жюри Канн, а за «Приговоренный к смерти бежал, или Дух веет, где хочет» и «Деньги» — призы за режиссуру все тех же Канн.

Как вам фильм?
Фото пользователя
  • 10
  • 9
  • 8
  • 7
  • 6
  • 5
  • 4
  • 3
  • 2
  • 1

Лучшие отзывы о фильме «Четыре ночи мечтателя»

Фото Сквонк
Фото Сквонк

Сквонк о фильме «Четыре ночи мечтателя»

отзывы: 177
оценок: 390
рейтинг: 437
7

После того, как его «Кроткая» буквально взорвала для меня не только киноладшафт творчества самого Брессона, но и киноландшафт 1960-х в принципе, я, конечно, не мог не посмотреть следующую за ней экранизацию Достоевского. Ждать от нее чего-то кардинально нового не стоит, найдя идеально-точный изобразительный язык для трансляции нервной эмоционально-перенасыщенной прозы русского писателя, Брессон подошел к «Белым ночам» во всеоружении Парсифаля. Он сделал такую же хрупкую, бесстрастную и пронзительную вещь. С одним но: кажется, впервые с «Дам Булонского леса» Брессон здесь предстает сентимальным романтиком, и это дорогого стоит. От «Белых ночей» Висконти фильм Брессона отличается кардинально, разумеется, что не отменяет моей любви к итальянской экранизации (я, впрочем, видел и советскую экранизацию Пырьева, но помню ее плохо). Висконти переплавил ту же многословность и надрыв в строгую визуальную киноповесть об обреченности любви, эгоизме и вере, мир «Белых ночей» обил театральными декорациями, но при этом реальность его оказалась очень земной, ярмарочной, витальной.

Брессон, напротив, создал с одной стороны гиперреалистичный парижский мир 1970-х, куда поместил героев русской новеллы, со всеми его хиппи с гитарами, музыкой по ночам, фарами авто и странными прохожими. С другой стороны, видимо, вследствии его манеры расфокусированного взгляда, когда он и его оператор обращают внимание не на кажущееся главным, а на второ- и третье-степенное, на то, что обычными режиссерами вырезается, на эпизодическую реальность, на мир за границами зрения кинозрителя (его фильмы это «монтаж монтажных склеек», все, что могло быть вырезано в монтажной, осталось, что оставил монтажер – полетело в корзину) – эти парижские дни и ночи преломляются в хрустальную сонную действительность. Это не земная реальность, а, как правило заметил один критик, «мерцающий Париж». Париж, видимый глазами Мечтателя. И Мечтатель у Брессона гораздо больше похож на Мечтателя, чем, разумеется, Мастроянни.

Ко второй части кратины, когда Брессон достигает какой-то немыслимой свободы в обращении с кинотекстом, вынося за скобки ключевые сцены (разговор Мечтателя с друзьями девушки, передача им письма и проч.), оставляя лишь открывающиеся/закрывающиеся двери, лестничные пролеты, взгляды, жесты, молчание, мир вообще становится до боли прозрачным. Да, герой брессоновских «Белых ночей» испытывает еще и некоторое сексуальное беспокойство, встретив свою идеальную мечту на улицах ночного Парижа. Впродолжении четырех ночей, когда она жалуется ему на любимого, а он пытается ей помочь, он не только влюбляется в нее, его тянет к ней. Но, странное дело, в тишине брессоновского фильма даже похоть кажется священной. Вырывая из сцен кульминации, монтируя зачастую лишь их начала и финалы, скользя по касательной к нарративу, Брессон, конечно, достигает своего любимого дзен-эффекта, когда ладонь на коленке или бесстрастная речь героини ни о чем – вдруг бьют без промаха в сердце больше, чем эмоционально-окрашенная речь в стандартных мелодрамах.

Собственно, в экранизациях Достоевского Брессон еще более Брессон, чем где бы то ни было: он приглушает звук, убавляет нерв и эмоции классика, акцентирует касаением клавиши, а не ударным аккордом, и выжимает новеллы в часовые эссенции одиночеств, встретивших другие одиночества, и вновь потерявшего их. Как и в «Кроткой», здесь режиссера, наверное, в том числе завораживает непроницаемость другого человека: о чем он думает, верить ли ему, как он поступит, кто он? Ответы: «Не знаю. Не знаю. Не знаю. Не знаю. И от того мне почему-то очень грустно».

1
0
...
6 июня 2011
Фото M_Thompson
Фото M_Thompson

M_Thompson о фильме «Четыре ночи мечтателя»

отзывы: 1370
оценок: 1383
рейтинг: 540
5

Еще одно обращение Брессона к творчеству Достоевского. В этот раз в основу его фильма легла повесть «Белые ночи», хотя и режиссер ее довольно вольно перекроил, погрузив в безумство и ветер свободных улочек Парижа, на которых молодой художник Жак встречает совершенно случайно очаровательную и таинственную незнакомку, которая собирается сброситься с моста. Дело в том, что Марта, как зовут спасенную, очень любит одного молодого человека, но тот, видимо, не так уж и разделяет ее чувства, однако она может поделиться наболевшим с тем, кого, возможно, больше никогда не увидит. Однако Жак настаивает на новой встрече, и Марта соглашается прийти на следующую ночь. К тому времени интерес Жака к девушке начинает набирать эмоциональный вес, так что к третьему свиданию он оказывается уже в роли пылкого влюбленного, объект вожделения которого не только не отвечает, но даже и не знает об этом. Непростая ситуация набирает пик в заключительную, четвертую ночь, когда на уже привычные свидания приходит тот, кто должен был бы прийти в ночь первую.

Фильм, конечно, весьма удивителен и оказывается совсем не тем, чего от него ждешь. Скажем так, Робер Брессон снял до этого большое количество довольно мрачных фильмов (в том числе и по Достоевскому), да и после этого вернется к самоубийствам, убийствам и прочим криминальным и моральным спускам на самое дно самосознания. Но именно в «Четырех ночах мечтателя» автор предстает перед зрителем совсем в другой ипостаси. Да, начинается фильм с попытки самоубийства, а заканчивается так, что об оной кое-кто может и подумать, но на деле же лента – о свежих, ярких ночах, о любви и надежде, о прогулках под звуки песен на улицах и разговорах обо всем на свете. По сути, это не только самый лиричный фильм в творчестве режиссера. Это вообще единственный лиричный фильм в его послужном списке.

Совершенно расслаблен фильм и в плане структуры. Это не плотно сбитые фильмы Брессона, которые мы знаем и любим. Ничего от жестких конструкций «Мушетт» или «Приговоренный к смерти бежал» тут нет. Да и главный герой, который хотя и оказывается волею судеб в потоке событий, что меняют его жизнь, совсем не похож на привычных героев Брессона, которых невидимая рука словно берет за руку и ведет сквозь историю, верша судьбу. Более того, высказывание «Бог помогает тем, кто помогает себе сам» к данному фильму не только не подходит, но и вовсе звучит как-то даже неуместно. Даже сама манера съемок с отсутствием сверхдлинных планов, выглядит несколько легковесно и легкомысленно.

Конечно, нельзя не провести параллель в данном случае с другим фильмом на тему «Белых ночей», тем, что вышел под авторством Лукино Висконти, который тоже выбрал именно это произведение Достоевского для того, чтобы сделать легкомысленную передышку в создании важных неореалистических фильмов. Однако там, где итальянский мастер предпочел положиться на звездный статус двух больших актеров, французский решил оставаться верным себе до конца и вновь обошелся без знакомых лиц на экране. Да и в плане общего настроения Брессон оказался ближе к тому ощущению сна первоисточника, даже обойдясь без любимой нарративной схемы от первого лица.

Становится уже привычным видеть в фильмах Брессона, по крайней мере снятых в то время, его попытку запечатлеть дух времени, дух города, Парижа 70-х с поющими на улицах студентах и дуновениями свободы. Фильм вообще вышел каким-то очень личным, если считать еще и тот факт, что режиссер начинал свой путь в искусстве как художник, что отразилось на выборе профессии главного героя. За всем этим куда-то выветрилась тяжеловесность стиля, пессимизм в тематике, мрачные оттенки в повествовательных интонациях. Повторимся еще раз – Робер Брессон снял фильм о любви. И не той, разрушающей страсти или губительной похоти, а о светлой и безнадежной любви, от которой рождаются на свет прекрасные картины, гениальные стихи, музыкальные шедевры.

0
0
...
9 июня 2013

Галерея
Добавить фото
Поддерживаются форматы jpeg и jpg.
Минимальное разрешение фото 800х600, максимальный размер файла 20 Мб

Главная фотография предоставлена пользователем: Nailya Nezametdinova