Биография, Драма |
14+ |
Ху Мэй |
11 февраля 2010 |
12 апреля 2011 |
2 часа 5 минут |
В рецензии на «Конфуция» критик из журнала Muse (Библия гонконгского киномана) назвал Чоу Юн-Фата самым неподходящим из всех возможных выборов на эту роль. Если с этим согласиться (а почему нет?), и учесть, что Чоу является единственной распознаваемой меткой проекта, то надо сделать следующий логический шаг и признать, что лучше потратить 115 минут вашей драгоценной жизни с толком.
Проблема – не только в Чоу (хотя он парень совершенно не из той оперы, и без пистолета смотрится, как Пласидо Доминго без красного кушака). Я долго не мог понять, почему фильм о жизни Конфуция так напоминает похождения рабыни Изауры. Потом прочел, что режиссер Ху Мей является главной специалисткой по китайским телесериалам – и все встало на места. В большом формате тетушка Ху совершенно потерялась, а сериальный дриблинг, который она пытается применить в каждой сцене, выглядит шокирующее неуместным. Есть ли в фильме хоть один диалог, выглядящий естественно? Я не знаю.
Но, в конце концов, это могло стать полезным с познавательной точки зрения. В конце концов, не так много мы знаем про Конфуция, а он – персонаж достойный. И что же? Не успел фильм выйти на экраны, как его тут же обдали презрением за исключительно субъективный взгляд на деяния великого человека. А некто Конг Джан, называющий себя единственным уцелевшим потомком Конфуция по прямой линии, подал на создателей фильма в суд – за то, что они позволили изобразить намек (только намек!) на любовь Учителя к распутной принцессе, или кто она там у них. Так что, очень может быть, от реальной жизни Конфуция это так же далеко, как произведения Н.С.Михалкова от фронтовых реалий.
В общем, при всех прочих бедах – тут еще и такое. А стало быть, и смотреть этого «Конфуция» не стоит. Толку с того, что китайцы всегда снимают красиво?
По художественной ценности "Конфуций" - как "Ленин в октябре" (1937).
В главной роли - Чоу Юнь-Фат, главная китайская кинозвезда, подходящая по возрасту (плюс-минус 2,5 тыщи лет) и половой принадлежности. Разумеется, это агитка, пропаганда и клюква - но яркая и экзотическая. Краски яркие, виды природы - крышесносящие.
Стоит на экране появится новому персонажу, как субтитры заботливо сообщают его ФИО и должность. А то вдруг тупые иностранцы что-то перепутают!
Конфуций показан, разумеется, интеллигентным дядечкой китайской национальности с бородой, который ходит туда-сюда и философствует, из реплик у Юнь-Фата только цитаты, поэтому фильм становится даже не биографией, а набором открыток: "Конфуций и дети" (про спасения мальчика-раба), "Ходоки у Конфуция" (про странствия), "Конфуций и Надежда Константиновна" (или как там жену Конфуция звали? по-другому, наверное), "Конфуций и Печник, упс, наложница правителя Вэй" (совершенно шикарная женщина в павлиньих платьях, глубже всех постигшая идеи Учителя)... Апофеоз апупизма - "Конфуций и Лао-Цзы": Конфуций сидит на скале, Лао-Цзы, вот почти не вру, - на облаке, беседуют! Некий оживляж вносят только ученики Конфуция - то они воюют, то пляшут, то в проруби тонут - стараются, как могут, бедные.
Фильм показан к просмотру всем гражданам, знающим кто такой Конфуций или хотя бы интересующимся Китаем. Иначе заскучаете.
На протяжении всего фильма чувствовалось спокойствие, не смотря на кровавые и трагические сцены, которых не так мало. Если описать фильм одним словом, то я бы сказала, что фильм красивый. Полезен с исторической точки зрения.
Фильм получился по-восточному вязкий, тягучий, одновременно динамичный и очень красивый. Много ветра, много света и тени, сочных картинок, цвета и музыки. Несмотря на батальные сцены и присущий драматизм - общее ощущение во время и после просмотра - умиротворение. Так, судя по всему, и должно быть.
"Конфуций" - наверное, самый пафосный фильм, который я когда-либо видел. Пафос здесь везде и во всем. Пафосный сюжет (Конфуций всегда проявляет мудрость и доброту), пафосный текст (Конфуций говорит, как святой), пафос актерской игры (Конфуций говорит с осознанием своего величия), пафосная музыка (оглушает возвышенностью!). Особо пафосные моменты режиссер любезно растягивает, чтобы зритель мог всецело насладиться. Китайцы, по понятным причинам, вряд ли могли снять менее благоговейный фильм об Учителе. Точно так же, как христиане не будут снимать критическую историю Иисуса Христа. Но человеку, не преклоняющемуся заранее перед Конфуцием, вынести два часа обожествление его на экране может быть и не под силу. Хотя, ясно, люди - разные. Бросается в глаза не всегда оправданная актерская игра учеников Конфуция, следующих за ним повсюду. Но в общую концепцию фильма она, наверное, вписывается.
Безусловно, фильм интересен с исторической точки зрения. Конфуций - один из величайших персонажей истории, и его жизнь безусловна интересна сама по себе. Плюс к тому, режиссер с тщательностью показывает традиции и обычаи Китая, что для европейского человека почти диковинка, и оттого еще более притягательна. Но лично мне хотелось бы больше драматургии и философии (все-так Конфуций - великий философ), которой здесь, увы, почти нет.