Киноафиша Москвы

Фильм «Печальная баллада для трубы»

Balada triste de trompeta (2010, Испания, Франция)

5.7
0:00 / 0:00
0:00

Печальная баллада для трубы

Смотреть трейлер

Политическая аллегория в жанре мелодраматического хоррора

Цирковые обезьяны истошно вопят в своих клетках, а снаружи люди умирают и убивают друг друга. Это еще один цирк — испанская Гражданская война. Против своей воли Рыжий клоун призывается в ряды народного ополчения и принимает участие в кровавой бойне. В бой против солдат Национальной гвардии он идет, вооруженный мачете и одетый в шутовской наряд.Много лет спустя, во времена диктатора Франко, Хавьер, сын того рыжего клоуна, находит работу Белого (печального) клоуна в цирке, населенном удивительными персонажами. Теперь он дружит с человеком — пушечное ядро и сварливой семейной парой дрессировщиков собак, а на арене становится партнером Рыжего клоуна Серхио. Сердце этой истории — запутанный любовный треугольник, в котором Хавьер и Серхио, подогреваемые страстью и ненавистью друг к другу, пытаются завоевать любовь самой красивой женщины цирка. Каждый из них готов принять смерть, но не поражение в битве за роковую красавицу.

Рецензия «Афиши» на фильм

Фото Станислав Зельвенский
отзывы:
1164
оценок:
787
рейтинг:
18173
3

Политическая аллегория в жанре мелодраматического хоррора

В 1937 году, в разгар гражданской войны в Испании, клоун прямо с выступления рекрутирован республиканцами, потом схвачен повстанцами-националиста­ми и перед смертью завещает юному сыну, во-первых, продолжить его дело и, во-вторых, мстить. В 1973 году у власти по-прежнему Франко, а Хавьер (Сегура), выросший в пухлого меланхолика, устраивается в бродячий цирк грустным клоуном. Веселый клоун (де ла Торре) — психопат и пьяница, установивший в труппе режим личной власти. Хавьер немедленно влюбляется в его подружку (Банг), воздушную гимнастку, с которой тот дурно обращается.

Для неподготовленного глаза это очень, очень специфическое зрелище. Если по первой трети можно наивно заподозрить тут что-то возвышенно-аллегорическое вроде «Лабиринта Фавна» (хотя клоун, рубящий фашистов мачете, должен насторожить), то потом фильм стремительно набирает обороты, на бегу превращаясь то ли в комедию абсурда, то ли в трэш-хоррор. Голый толстяк прыгает по лесу и кусает генерала Франко, жизненные указания ему дает певец Рафаэль, де ла Иглесиа седлает свою любимую тему физического уродства (и как!), финальные сцены происходят на вершине гигантского креста, локального аналога горы Рашмор или Эйфелевой башни. Между тем тут действительно очевидная аллегория: гимнастка, похожая на вокалистку группы «ВИА Гра», — это, надо понимать, Испания, диктатор-клоун, жестокая скотина (зато его любят дети!), — режим Франко, а жалкий, безумный, не брезгующий кровью, но окрыленный большими идеями протагонист символизирует, по-видимому, демократическую оппозицию. Оба вроде как любят девушку от всего сердца, но она в итоге только страдает. Испанец, вероятно, может интерпретировать овдовевшего дрессировщика, мотоциклиста-самоубийцу, слониху, церковь, поедание оленей и прочее более подробно и вдумчиво. Что в этом цирке делать другим деткам, не очень понятно. Местами, конечно, «ах» и даже «ух». Но по большей части все-таки «ох».

10

Отзывы пользователей о фильме «Печальная баллада для трубы»

Фото Терентий Малик
отзывы:
2
оценок:
2
рейтинг:
10
9

Фильм Алекса де ла Иглесиа поразил меня своей эмоциональностью. Можно по-разному относиться к тому, что происходит на экране (гротескное насилие и фарс соседствуют с романтическими страданиями грустного клоуна Хавьера), но нельзя отрицать главного — в современных кинотеатрах редко увидишь фильмы, которые берут за живое.

«Печальная баллада для трубы» — это когда любовь — кровь, а не морковь, тем более, что этой самой кровью в кадре поливают обильно.

Квентин Тарантино не зря аплодировал фильму Алекса де ла Иглесиа — сатирический пафос «Бесславных ублюдков» (при всей развлекательности) во многом близок истории, рассказанной испанским режиссером. Заигравшиеся клоуны не только исступленно колошматят друг друга, но и обращают ярость на предмет своей любви. Сука-любовь, ее не вытравишь ничем, если сердце горит, а равнодушным в сторонке постоять не получится.

Здесь очень много плоти, и кино получилось по-хорошему животным. В одном из эпизодов картины главный герой ест сырое мясо оленя — элементарный инстинкт выживания, о котором цивилизованный западный мир, переживший две мировые войны, и переместившийся в уютные столовые, имеет очень мало представления. Кино получилось острое? - так вам в общепит, Господа.

По сути, фильм Алекса де ла Иглесиа — это потрясающая декорация XX века, рассказанная с помощью низкого жанра — циркового искусства, которое всегда было любимым развлечением простолюдинов. И о войне нельзя петь красивые оды — она уродлива и безобразна. Смерть уравнивает всех — рыжих и белых, фашистов и республиканцев. Печальная баллада звучит по всем падшим.

Клоунам и юродивым всегда позволялось сказать своим господам больше, чем это предполагал дворцовый этикет. Вот так и эти клоуны от господина де ла Иглесиа не будут щадить ваших ушей и глаз. Новый вид "человек равнодушный" будет наказан, и это немного больно.

9
Фото Sergey Gureev
отзывы:
97
оценок:
613
рейтинг:
352
7

Отличное постмодернистское пиршество, с кровищей, стилем и разнообразными аллегориями. Но если не любите искать скрытые смыслы за оторванными пальцами, изуродованными лицами кровавых клоунов и автоматными очередями – не смотрите, невзирая на лучшую режиссуру/сценарий Венецианского фестиваля и овации во главе с Тарантино.

2
Фото goolick
отзывы:
4
оценок:
4
рейтинг:
8
9

Фильм потрясающий, мощный, приковывающий к себе внимание, от начала и до конца. Очень яркий и зрелищный. Происходящее на экране захватывает, держит в напряжении, давит на психику и не позволяет расслабиться. Порой вызывает отвращение сценами жестокости, насилия садизма и садомазохизма.
Кровавый режим диктатора Франко. Борьба за свободу Испании. Сражение между силами действующей армии генерала и отряда вооруженных, героических сил повстанцев. Жестокое подавление мятежа, море крови, искалеченные судьбы. Ссылка на непомерно тяжелые работы, в долину смерти на строительство огромного креста. Таково начало фильма, что и предопределило дальнейшее развитие событий, но только спустя 25 лет, в мирное время.

Любовный треугольник, красавица акробатка и два клоуна – веселый и грустный. Оба с неустойчивой психикой, оба стали клоунами, чтобы не стать убийцами. Развивается кровавая драма, на фоне которой звучит прекрасная и очень грустная музыка любви. Не имеет смысла описывать все содержание фильма. Особенно потрясает его финал - это накал страстей, от которого испытываешь бешенное, бьющее через край эмоциональное напряжение. Ждешь, скорей бы все закончилось! После просмотра зрители никуда не спешат, а пребывают в состоянии ступора и оцепенения. С экрана льется прекрасная, тихая музыка любви . . .

2
Фото Liam Reilly
отзывы:
36
оценок:
81
рейтинг:
58
9

Фильм заинтересовал меня тем, что в связи с ним упоминалось имя моего любимого Квентина Тарантино. Посмотрев, я получил не совсем то, что ожидал, но совершенно не был растроен, даже наоброт. Многие люди говорили, что фильм "трэш" и "жесть", но я видел в кино вещи и пожестче. Думаю, что дело здесь в том, что картину испанца Де Ла Иглесиа нужно смотреть просто как фильм, в котором может произойти все, что угодно, а не примеривая на себя поступки и мотивы героев.
Все стало ясно еще после вступительных титров (они не уступают, например, запомнившимся мне титрам на "Хранителях" Зака Снайдера). Скучно не было ни одной секунды, а какие-то моменты прямо сразу же хотелось перемотать и пересмотреть еще раз. Мой вердикт - смотреть надо обязательно, этот фильм будет однозначно культовым через пару-тройку лет. Это уже сейчас можно сказать со всей уверенностью.

2
Фото Gallebo
отзывы:
5
оценок:
26
рейтинг:
22
9

Ох, как меня порадовал испанский режиссер Алекс де ла Иглесиа! Какое беспредельно страстное, захватывающее, будоражащее кровь кино он снял! По эмоциональному настрою - это настоящий цирк, где все номера смертельны и все - без страховки. Два клоуна - жестокий садист-весельчак Рыжий и мягкотелый стеснительный добряк Белый сходятся в смертельной битве за любовь прекрасной гимнастки с мазохистскими наклонностями. И все это на фоне франкистской диктатуры в Испании, что дает повод для того, чтобы увидеть во всей этой истории и политическую метафору не лишенную смысла и для России.

2

Галерея

Информация от прокатчика

Информация предоставлена компанией «Кино без границ»

Цирковые обезьяны истошно вопят в своих клетках, а снаружи люди умирают и убивают друг друга. Это еще один цирк — испанская Гражданская война. Против своей воли Рыжий клоун призывается в ряды народного ополчения и принимает участие в кровавой бойне. В бой против солдат Национальной гвардии он идет, вооруженный мачете и одетый в шутовской наряд. Много лет спустя, во времена диктатора Франко, Хавьер, сын того рыжего клоуна, находит работу Белого (печального) клоуна в цирке, населенном удивительными персонажами. Теперь он дружит с человеком — пушечное ядро и сварливой семейной парой дрессировщиков собак, а на арене становится партнером Рыжего клоуна Серхио. Сердце этой истории — запутанный любовный треугольник, в котором Хавьер и Серхио, подогреваемые страстью и ненавистью друг к другу, пытаются завоевать любовь самой красивой женщины цирка. Каждый из них готов принять смерть, но не поражение в битве за роковую красавицу.