Москва

Фильм
В субботу

2011, Россия, Украина, Германия, IMDb: 5.5

6.1
оценить
14+
1 час 39 минут
Дата выхода в России
24 марта 2011

Второй фильм Александра Миндадзе как режиссера — про обычных людей, живущих обычной жизнью в первые дни после чернобыльской аварии

Второй фильм Александра Миндадзе как режиссера — про обычных людей, живущих обычной жизнью в первые дни после чернобыльской аварии.

В ролях
Режиссер фильма «В субботу»
Как вам фильм?
Фото пользователя
  • 10
  • 9
  • 8
  • 7
  • 6
  • 5
  • 4
  • 3
  • 2
  • 1

Рецензия «Афиши» на фильм

Фото Станислав Зельвенский
Фото Станислав Зельвенский
отзывы: 1295
оценки: 925
рейтинг: 12147
5
Драма про жизнь на пороге катастрофы

Апрель 1986 года, город Припять, молодой партийный работник Валерий (Шагин) уже знает, что в четвертом энергоблоке градообразующей АЭС что-то случилось, а остальные — еще нет. Последний поезд прогрохотал мимо, в Припяти суббота, и все встречаются в ресторане на танцах — друг Валика, который как раз там же­нится, девушка (Смирнова-Марцинкевич), в которую он влюблен, рок-группа, в которой он барабанил, пока не решил пойти по комсомольской линии.

Девушка Валика — не вполне его девушка, друзья — не вполне друзья, да и сам он — не совсем то, что вроде бы подсказывает открытое лицо и голубые глаза, но это станет понятно (или останется непонятным) много позже. Впрочем, и в глаза ему заглянуть непросто: задыхающаяся, презирающая общие планы и равнодушная к монтажным склейкам камера оператора румынской школы предпочита­ет затылки и бежит, бежит, бежит вслед за героем, даже когда бежать уже и некуда. Остаются какие-то детали: импортные туфли-лодочки, барабанная установка, задорная песня, металлический привкус во рту. Корявый, умышленный миндадзевский язык. Миндадзевские драки, переходящие в объятия, а после — в танец. Остается, словом, Миндадзе, которого в отсутствие Абдрашитова уже ничто не сдерживает — но и не уравновешивает. И можно, с одной стороны, радовать­ся за замечательного сценариста, который получил возможность сам находить для своих слов подходящую рифму. С другой — это здесь заметнее, чем в более, может быть, экспериментальном «Отрыве», — куда-то исчезло трение, сопротив­ление материала. «В субботу» — очень герметичное и в эстетическом смысле ­бесконфликтное кино. Оно смотрится, что называется, на одном дыхании, но во­преки всему его не перехватывает. Это определенного рода литература, ровно снятая в определенном (да, актуальном, наверное) ключе — но не выходящая на другие, неожиданные уровни, которые открывала слегка кондовая, возмож­но, основательная режиссура Абдрашитова. И почему-то от этого смелого, стре­мительного фильма во рту остается скорее вкус красного вина, чем стронция.

1
0
...
14 марта 2011

Лучшие отзывы о фильме «В субботу»

Фото alexei1966
Фото alexei1966
отзывы: 8
оценки: 9
рейтинг: 18
7

Я начал смотреть фильм Миндадзе и выключил телевизор через 40 минут с уверенным вердиктом - плохо, если через 40 минут фильм тебя не захватил, значит, нечего тратить впустую время. Дергающаяся камера, невнятная дикция, устарелый киноязык, в Чернобыле люди вели себя иначе и т.п. Однако на следующий день я снова включил телевизор, потому что фильм "не отпускал".

Так вот - фильм совсем не о Чернобыле. Так же, как "Остановился поезд" - не о технике безопасности движения поездов.

Фильм о "маленьком человеке" Валере, в котором - как в любом молодом энергичном человеке моего поколения, было намешано всего в избытке, и дурного и славного. Только досмотрев ленту до конца, можно примерно восстановить его жизненную нить: приехал в город атомщиков за заработками, играл в местном ВИА, был жаден до денег (по словам одного из героев, "за рубль удавится"), потом "переметнулся к противнику" - стал инструктором райкома и начал свой же ВИА уничтожать всеми доступными способами. Потому что самое естественное желание молодого энергичного человека в чужом городе - сделать карьеру, получить жизненную перспективу. А в городе при атомной АЭС самый короткий путь - начать на эту самую АЭС работать. Атомная электростанция в фильме нависает над городом, как некое культовое сооружение, технократический храм, ради которого герой жертвовал друзьями, привязанностями, пристрастием к музыке.

И вот в одночасье из символа надежды на будущее, из источника жизненных благ для людей, живущих в городе, ядерная электростанция превращается в источник смерти. Надо бежать - но невозможно, рухнувший храм имеет почти дьявольскую власть, которая тем сильнее, чем ближе к нему были люди - не физически, а внутренне. Главный Начальник едет на "Волге" к самому жерлу, невзирая на захлебывающийся счетчик Гейгера. Босс Валеры - с "атомным загаром" на лице и безумными глазами - рассказывает, что подошел к самому краю горящего реактора и почувствовал, что хочет туда прыгнуть. Простые же люди в ночь на воскресенье стоят на набережной и отстраненно наблюдают зарево над реактором.

Валера между этими двумя мирами. Он мечется - и, собственно, весь фильм - о метаниях "маленького человека", которому нужно принять хоть одно окончательное решение. Он оказался в ситуации, когда дом горит и можно вынести только одну самую дорогую вещь - но что представляет ценность для него? Он бежит к девушке из его ВИА, с которой у него был в прошлом роман, пытается убедить, что нужно срочно уезжать из города - но ничего не выходит, обстоятельства мешают. Как в каледоскопе, проходят его бывшие товарищи из ВИА, сотрудники станции, едущие в кузове грузовика на сельхозработы, гости свадьбы его очень близкого в прошлом друга - везде он чужой. И Валерий может спасти их всех - но для этого надо совершить поступок и честно рассказать, что он видел ночью у реактора. Принять на себя ответственность за возможную панику и ее последствия. И уж точно - "партбилет на стол".

Однако герой свое решение так и не принимает - и просыпается утром в воскресенье в самом радиационном пекле, на странном апокалиптическом поезде, который везет его под стенами разрушенного реактора. И не только его - а еще и его девушку, и весь его ансамбль, фактически - самых близких ему людей.

Фильм не о Чернобыле и Припяти (они там даже не упоминаются, намеренно допущен целый ряд фактографических неточностей), а о том, есть ли у человека "ближний круг" и готов ли он ради близких людей принимать ответственные решения. Или - в решающий день бегать в прямом и переносном смысле, пить напропалую, бить морду, обниматься со всеми подряд, и, не желая того, снова предать всех и... расплатиться своей и чужими жизнями.

К сожалению, не хватает жесткой режиссуры и монтажа Абдрашитова, не сразу понимаешь, что реальность-то смещена; фильм не захватывает сразу, а требует полного просмотра. Поэтому - только 4 балла.

3
0
...
3 июня 2011
Фото Анна Апрелева
Фото Анна Апрелева
отзывы: 8
оценки: 712
рейтинг: 30
9
Стонций запить


В неком Городе произошла авария на атомной станции. Тревога пока не объявлена, люди проживают выходной, весна.

Часто про "В субботу" говорят, что это фильм о Чернобыле в первый день после аварии на АЭС и что исторически не все в нем достоверно. Но в фильме даже ни разу не упоминается название пострадавшего города, о времени можно только догадываться. "В субботу" выходит за рамки описания конкретной катастрофы, это фильм-переживание огромной беды.

Как бы прожил сутки человек, знающий, что Город, все его жители обречены на смерть, на тяжелые болезни, что выбраться невозможно, да и бесполезно, потому что каждый уже облучен (при поцелуе: «У тебя что, батарейка во рту? Вкус такой противный»)?

Главный герой - молодой партийный инструктор - обо всем этом знает, но обязан молчать, и не только потому, что ему не позволено «разглашать информацию», но и потому, что ничего нельзя исправить.

Да и к чему нагромождать подробности аварии, если за первые 10 минут уже создана безнадежная картина — прямым текстом с экрана сказано — «жить, дышать нельзя», реактор взорвался, уровень радиации слишком высокий, даже измерить невозможно — ломаются приборы.

Но люди еще ничего не знают. Город проживает душный, густой, как марево, выходной день.Тревогу не объявляли.

А надо ли ее обявлять, ведь вечером на набережной толпа, покуривая, любуется пожаром на АЭС. А ведь практически все мужчины в городе работают на этой АЭС!!! Они должны, если не понять, то хотя бы задуматься о том, что происходит.

Так и пьяный жених, празднующий свадьбу в местном ресторане, - друг главного героя и заслуженный работник атомной станции - беззаботно слушает о пожаре, о выбросах, - но, отвечает - ничего, "красненького пей побольше, стронций вымоет" - а потом вдруг осознает страшное: и с отчаянием целует свою невесту - и ее огромный беременный живот.

Фильм снят "бегущей камерой" - когда оператор словно движется, бежит, падает вместе в героями. Этим нагнетается ощущение тревоги и загнанности.

Весь фильм измученный герой мечется, спотыкается, но не может сдвинуться ни на шаг. Он не может сбежать из зараженной зоны один — один успел бы, и красное вино припасено — «стронций запить», но один — не может, и последний товарняк проезжает мимо.

Иногда фильм напоминает тяжелый сон, — все мешает выбраться: пьяная свадьба, сломанный каблук подруги, покупка дефицитных туфель, потеря паспорта, то нужны деньги, то бывшие друзья заставляют играть на ресторанной эстраде вместо напившегося барабанщика, потом полночи нужно ждать, пока этот пьяный всклокоченный - никому не знакомый и не нужный - дурак проснется — нельзя же бежать без него… И конца всему этому нет.


Приметы советского отношения к ближнему — это только «рама» для сюжета, фильм не опускается до уровня антисоветской агитки, но и сбросить со счетов это не может — было бы неправдоподобно. Тяжело видеть, как, например, главного героя, партийного инструктора, в машину к начальству не сажают — и он за машиной бежит, как собачонка. Тяжело услышать первую реакцию молоденькой девушки на известие об аварии: «Теперь же у нас поезда останавливаться не будут и все оцепят!» — о помощи и спасении, о надежде на человеческое отношение ничего ей сперва на ум не идет.

Это хороший, умный фильм, отлично снятый и отлично сыгранный актерами.

3
0
...
23 апреля 2011
Фото maxilla_k
Фото maxilla_k
отзывы: 125
оценки: 125
рейтинг: 173
3
Вера сломала каблук.

Хотя режиссер и сценарист фильма Александр Миндадзе и сказал, что фильм не о Чернобыльской аварии, позволим себе в этом слегка усомниться. Режиссер изначально полагается на то, что зритель знает про то, что происходит, и это дает ему право и возможность не объяснять кинематографически весь ужас происходящего. Вообще, режиссер наступает на грабли, по которым последнее время прошло строем очень много отечественных кинематографистов: он так сосредотачивает все свое внимание на особенно важном ему втором плане со всеми метафорами и аллегориями, что первый план - история, рассказанная в фильме, - зачастую просто летит в тартарары и выглядит довольно бедно и скучно. Да и метафоры с аллегориями, скажем прямо, не бог весть какие глубокие.
Наш главный герой из барабанщика местного ВИА Джонни превратился в патрийного карьериста Валеру, да и, кроме барабанной установки, как выяснилось, он и на друзей своих регулярно постукивал за исполнение песен на "вражеском" языке.
"Ты верил в гитару, Битлов и цветы"...
И вот он предает эту свою "маленькую веру". Искренне предает. Ради большой. Комсомольской, коммунистической. И с ней он расставаться никак не хочет, именно поэтому, вопреки здравому смыслу и инстинкту самосохранения, он так рвется своими глазами увидеть, что произошло на 4 блоке. А, увидев, окончательно теряет и эту веру. И остается у него только одна Вера, последняя, - девушка, которую он любит, и с которой он пытается сбежать из незаметно гибнущей Припяти, погрязшей в пире во время чумы. Но у Веры ломается каблук, она изменяет нашему герою с другим барабанщиком и в итоге полностью накрывает его собой, лишая белого света.
Вообще-то вокруг Припяти происходит, как известно, столько всего таинственного, что, вместо того, чтобы снимать довольно банальненькую историю про то, как человек не может убежать от себя, можно было бы снять что-то похожее на "Город Зеро" Шахназарова, например, про то, как Припять не отпускает своих жителей. И это была бы аллегория и посильней, и пострашней. А главное, это было бы ближе к правде. Поговорите с припятчанами, они все считают, что Припять был самым лучшим и самым счастливым городом на земле. И в этом смысле их город их не отпускает и никогда не отпустит.
Герой же Шагина комсорг Валера - обычная крыса, которая пытается сбежать втихаря с тонущего корабля. Кстати, не только он, многие уже утром в субботу знали истинные масштабы трагедии (пожарники, ремонтники видели все своими глазами, к тому же, в отличие от Валеры, они были специалистами). Но они не пытались сбегать. Наоборот, они рвались на станцию помогать устранять последствия. И многие из них говорят, что и сейчас поступили бы также. Это был их долг, они были так воспитаны. Но в фильме их нет, зато показана еще одна пара, которой все-таки удалось сбежать, запрыгнув на товарный поезд. А фильм в результате получился каким-то невнятным недомюзиклом, где песням, исполняемым ВИА, уделено экранного времени за малым не меньше, чем самой истории. Кроме того, "модное" операторское решение с постоянно изрядно трясущейся камерой, расфокусировкой и невнятным мельтешением в кадре, на мой взгляд, в фильме доведено до абсурда. Так что, по-любому, неудивительно, что многие зрители не выдержали и ушли задолго до конца.

2
0
...
7 мая 2011
Фото manga
Фото manga
отзывы: 14
оценки: 37
рейтинг: 28
7

Я, отчасти полемизируя с Nina Timochenko, хочу защитить "В субботу". К фильму у меня тоже много вопросов. Но я все-таки ставлю ему высокую оценку - за попытку режиссера говорить о реальных жизнях реальных людей. Я благодарна Миндадзе за то, что он не делает этих людей ни спившимися маргиналами, ни пригламуренными ходячими куклами. Я ставлю ему оценку на повышение уже за то, что это не Бондарчук с Бекембетовым, не Галусян с Орбакайте. За способность быть "одним из нас", за желание (может быть, нереализованное) разобраться в реальных, важных проблемах, за интерес к нормальной повседневной человеческой жизни, за сопереживание, за отсутвие тупости, хамства, высокомерия к своей стране и своему народу...Это как фильмы о войне - среди них ведь было много неудачных. Но если бы не было этого потока, никогда бы не появились подлинные шедевры, которые мы все знаем и любим.
Да, "Чернобыльская молитва" Алексиевич, очень сильная - своей искренней болью - вещь. Но не забывайте, что она написана СПУСТЯ НЕСКОЛЬКО ЛЕТ после Чернобыля. А у Миндадзе счет идет на часы. Как вы думаете, как будет вести себя житель провинциального городка в субботний день? Неужели отменит свадьбу из-за какой-то аварии, невидимой, призрачной, отсроченной смерти? ...Меня вообще завораживают сюжеты на тему "завтра была война". Т.е. когда мы уже знаем, что должно случиться, а эти веселящиеся люди на экране - еще нет. Тогда в который раз почти физически ощущаешь эту зыбкость границы между жизнью и смертью, эту хрупкость счастья, и благодаришь судьбу за все, что она тебе сейчас отпускает - за солнце, воздух, деревья, работу, любимых.
Разве эта пьяная свадьба - не все мы, веселящиеся и не знающие, что уже рванул (или завтра рванет) очередной Чернобыль? Все эти толстые несуразные тетки, пьяные мужики, ребенок, уже живущий внутри беременной невесты, все они, уже обреченные на гибель - разве они не по-настоящему трагические персонажи?

2
0
...
6 апреля 2011
Фото Алексей Боровиков
Фото Алексей Боровиков
отзывы: 1
оценки: 8
рейтинг: 2
9

Удался фильм практически во всех отношениях. Я его обязательно пересмотрю. Причем это образец удачного фильма даже начиная с названия и рекламной кампании (сказал бы и "начиная с выбранного времени для показа" - но звучать будет неправильно после 11 марта). Главная задача предварительного информирования потенциальных зрителей о фильме удалась: все пошли на фильм "про Чернобыль". А фильм оказался не о том Чернобыле, какой хотели бы все посмотреть....

Я не знаю, сколько и как живёт человек после ползания по осколкам (?) графитовых стержней. Может ли он пробежать после этого столько, сколько бежит главный герой. Не хочется и узнавать. Зато я максимально верю этому кино в эмоциях. В воздействии на органы чувств. Не хватает там - только запахов. Всё остальное на своих местах... Насколько передан сонный искусственный свет вспомогательных пристроек. Голоса ещё не понимающих до конца людей. Ночная подсветка огромных строений вокруг АЭС. Золотистый металл отделки какого-то явно итээровского помещения. Топот сапог по советской плитке (тогда она и правда ещё была ровной). Стук уплотнителей дверей, звуки выпускных систем от тогда ещё живых "рафиков", "волг" и моторы пожарных "зилов". Освещение ранним утром: когда солнце встаёт, вода уже почти как днём блестит, но фонари ещё горят и их свет видно на асфальте, несмотря на солнечный. И никого на дороге, всё тихо. Почти... Всё неодушевлённое - как будто работает и функционирует. Да: именно такое и бывает в утро плохих новостей. "Утром ко мне!.. Так ведь уже утро..." Уже эти первые 15 минут могли бы стать образцом "индустриальности" (как например, "Emty Spaces" Pink Floyd'а).
Так вот: насколько гениальны с точки зрения картинки и звука первые минут 15 - настолько гениален резкий поворот сюжета от качественного триллера "про катастрофу". К совсем другому сюжету.
Дальше детали - уже совсем иного рода. Поначалу я легко попался на обманутом ожидании. Меня начала раздражать героиня. Она не показалась ни серьёзной, ни легкомысленной. "Стиляги-2: вечер в Припяти" что ли? - думал я... Но всё больше и больше абсурда, поломанный каблук - и становится понятно, что тут гораздо больше, чем ходульные, балаганные персонажи. В этом вот абсурде, юморе и состоит весь кромешный ужас, бег ситуации. Когда все всё понимают, но остановиться события не могут. Какие-то силы снаружи над людьми... Одним словом, радиация.
Что хотел сказать сам режиссёр - я судить не берусь. Ад это или единственное спасение. Империя зла - или просто город N в стране X... Как до сих пор не понимаю, "на чьей стороне автор" в "Пире во время чумы". Там автору, правда, даже видеоряда не нужно было, чтобы создать пьянящее настроение fallout'а.

Очень тронули такие древние, во все времена понятные мотивы, как свадьба, бродячие музыканты (в конце - почти как у Пушкина, там тоже телега вроде появилась?), друзья, не способные поделить выручку, всеобщая пьянка, "русская женщина" (помните, как в конце свадьбы невеста обнимает двоих героев.. и тоже всё понимает). Режиссёр при этом довольно деликатен, откровенной иронии, сатиры всё-таки нет. Даже в начале, когда чиновник говорит, что "быть этого не может", - зафиксировано всё документально, без лишних ухмылок. (Вообще это целый мотив - тут не только реактор, тут вся империя этой фразой и рушится. Какие ещё остаются вопросы после этих слов). Но, пожалуй, кроме страха, больше всего в этом фильме сказано о рокенролле, о музыке. Вообще пока смотрел - не ожидал, что весь этот карнавал сможет так сильно зацепить. Но когда герой не смог остановить импровизацию, когда он начал измученным голосом (и мы понимаем, что это не героин) петь какой-то блюз... Это - одно из самых правдивых и точных свидетельств о музыке и вообще искусстве. Это то, что падает на человека снаружи, овладевает и двигает им без остатка - так что, даже если хочешь уйти, не уйдёшь. Обрушивается... но и всё-таки спасает. (Похожее по силе было у Аксёнова в "Острове Крым", когда Лучников (или кто-то из советских) говорит джазмену: "Убегай в музыку").
И вот как раз тут - единственная слабость фильма. Жанр выбран правильный, но как-то неярка музыка. Не запомнилось ничего. Могли бы позвать каких-нибудь музыкантов - чтобы получился саундтрек на уровне "От заката до рассвета" (и в таком же настроении). Может, нет таких музыкантов, конечно...
Очень понравился эпизод, когда герой с бутылками вина натыкается на толпу зевак, наблюдающих за столбом пыли и огня над реактором... Снова вспомнились те первые 15 минут фильма. Да они никуда и не уходили. Реактор дышит и смотрит на вас даже после выхода из кинозала... Когда герой видит парочку, прыгающую на товарный поезд - кажется, что он видит себя в другом варианте развития событий. Короче, начинается полный "сюр". По драматургии это, опять таки, напомнило "Стену" PinkFloyd'а: там тоже очень много балагана, но где-то на заднем плане постоянно ворочаются те аккорды из "We don't need no education...". Здесь на заднем плане - "событие", как говорит статистика. "4-ый".
Не знаю, специально или нет (или просто такой удачный косяк кинотеатра), но многих реплик героев я даже толком не расслышал. Примерно как смотреть фильм на английском. Цепляешься за ключевые слова, за настроение. Для меня - это показатель высокого уровня фильма, постановки: значит, удаётся сказать всё без слов.

2
0
...
29 марта 2011
Краткое описание
«В субботу»
Информация предоставлена компанией «Кино без границ»
На атомной электростанции вблизи «закрытого», благополучного в советских стандартах, даже образцового городка происходит авария. Катастрофа, сопоставимая по масштабам с бомбардировкой Хиросимы. Молодой партработник случайно узнает об этом, собственными глазами видит разрушения и осознает значимость произошедшего. Он не имеет права сообщить об этом жителям города, даже близким — его связывает приказ руководства хранить случившееся в строжайшем секрете. Но он может бежать. Он единственный из обреченных, кто намерен что-то предпринять — не принять свою судьбу привычно-безропотно, не отгородиться от реальности спасительным: «Этого не может быть!», а бежать, взяв с собой одного человека, девушку. Однако цепочка непредвиденных, случайных, несущественных с виду задержек делает спасение невозможным. И герой остается в родном зараженном городе вместе с его обреченным населением. Смертник среди смертников. Потому что даже под угрозой смерти нельзя бежать от своего — от своей судьбы, своей природы, своей жизни, из родных мест. «В субботу» — фильм о фатальной невозможности бегства человека от того, что составляет его суть.
В духе «В субботу»