Пикник Афиши 2024
МСК, СК Лужники, 3–4.08=)СПБ, Елагин остров, 10–11.08
Москва
6.8

Фильм
Моби Дик

Moby Dick, США, 1956
Классическая экранизация романа Германа Мелвила в исполнении Джона Хьюстона

Суровый и амбициозный фильм Хьюстона о разрушительной человеческой одержимости. История Германа Мелвилла, рассказывающая об одноногом капитане Ахабе (Грегори Пек), который набирает в американском порту команду на собственный корабль для путешествия к берегам Африки и попутной охоты на кашалотов и китов ради продажи драгоценного жира. Обычное плаванье судна вскоре превращается в крестовый поход против огромного белого кита по кличке Моби Дик, который откусил в прошлом капитану Ахабу ногу и тот с тех пор имеет на него планы кровавой мести. Когда эти планы заводят команду в губительные (сначала морально, а потом и физически) воды, они начинают роптать, но не могут ничего поделать.

  • Моби Дик – афиша
  • Моби Дик – афиша
  • Моби Дик – афиша
  • Моби Дик – афиша
  • Моби Дик – афиша
Приключение, Драма
0+
Джон Хьюстон
27 июня 1956
1 час 56 минут
Реклама
Смотрите дома онлайн
Кино за 1 ₽ в онлайн-кинотеатре Okko
Смотреть в

Другие фильмы Джона Хьюстона

Участники

Читайте также

Рекомендации для вас

Популярно сейчас

Как вам фильм?

Отзывы

5
Анна Эррез
18 отзывов, 26 оценок, рейтинг 51
24 ноября 2010

Фильм снят по одноименному произведению Марвелла. Если же книгу называют "энциклопедией китобойного дела" ввиду обилия специальной лексики, то фильм получился вроде экшна 50-х гг. Да, есть небольшие различия с первоисточником, но ради "хлеба и зрелищ" к фильму прибавили кой-чего для пущего эффекта. Так, Марвелл не упоминает следующего символического эпизода: возле трактира сидит сумасшедший и предрекает Измаилу и всей команде капитана Ахава скорейшую смерть. "Выживет только один!" вещает он с вытаращенными глазами. Естественно, что чудом выжил главный герой (о, вечный Голливудский конец!) . Хотя до конца фильма я надеялась, что изтатуированный-по-самое-не-хочу друг Измаила все-таки спасется. Черта с два. Сплошное разочарование: кто сошел с ума, кто погиб из-за грозы морей - белого кита Моби Дика.
А ведь все из-за навязчивой идеи Ахава: месть киту, оставившему в своей пасти его ногу. На протяжении всего путешествия капитан сталкивается с обстоятельствами, мешающими осуществить свою вендетту бессловесной твари. Некоторые вещи прям-таки поражают: капитан натыкается на товарища по несчастью: у того кит забрал руку. Однако тот не спешит мстить, он говорит, у него прекрасная семья, все хорошо, мол, зачем тратить время на месть. И действительно ЗАЧЕМ?? Этот вопрос меня преследовал на протяжении всего фильма.
Зачем Ахаву нужна была эта месть? У него же тоже были любящие дети и жена. Зачем Ахав отказывал людям в помощи? Он-известный и трезвомыслящий капитан. А тут он изучает отливы, приливы и рисует графики, дабы отловить кита. Его нисколько не волнует пропажа маленького негритенка ночью в море (упс, афроамериканца), пробоина в корабле, чужие проблемы вроде назревающего бунта. Нет, он не гнался за выгодой от китобойного дела - его интересовал лишь "этот дьявол". И все же Ахав играет на человеческих слабостях: он прибивает дублон к мачте и говорит, что его получит тот, кто первым увидит спину Моби Дика.
Фильм, на мой взгляд, не очень акцентирует внимание на том, что хотел выразить Марвелл. Скажем, не всякий зритель обратит внимание на то, что Измаил спасся благодаря деревянному гробу, предназначенному ранее его чудаковатому другу. Здесь есть символизм, абстрагируясь от которого, читатель задумывается о своей жизни в целом. Месть неконструктивна - она разрушительна и губительна. Эта идея идет канвой через весь фильм, что несколько утомительно - слишком резкие перепады: то скучноватые диалоги, то вопли матерых китобойцев. Согласна, книга сейчас - классика, а фильм ... на любителя. Для меня это были 116 минут, потраченных впустую.
С моей точки зрения, экранизация никогда не заменит книгу, более того, относящуюся к модернизму. А это течение в литературе нельзя "суррогатировать" фильмом.

1
0
7
M_Thompson
1370 отзывов, 1411 оценка, рейтинг 586
20 мая 2015

Суровый и амбициозный фильм Хьюстона об одержимости человека, оборачивающейся действиями, уничтожающими не только самого себя, но и находящихся рядом людей. История Германа Мелвила, рассказывающая об одноногом капитане Ахабе (Грегори Пек), который набирает в американском порте команду на собственный корабль, который должен отправиться к берегам Африки, по пути забивая столько кашалотов и китов, сколько понадобится для заполнения трюма жиром для продажи. Среди нанявшихся на судно моряков – Ишмаэл (Ричард Бейсхарт) вместе со своим простодушным другом – гарпунистом от Бога, дикарем-индейцем Куикегом (Фредерих Ледебур). Обычное плаванье судна вскоре превращается в крестовый поход против огромного белого кита по кличке Моби Дик, который откусил в прошлое плаванье капитану Ахабу ногу и тот с тех пор имеет на него планы кровавой мести. Когда эти планы заводят команду в губительные (сначала морально, а потом и физически) воды, они начинают роптать, но не могут ничего поделать. Морской закон – есть Бог на небе, и капитан на корабле. А если капитан намерен пожертвовать целым судном ради свершения мести, что ж.

Джон Хьюстон очень любил книги. А еще Джон Хьюстон любил истории о суровой мужской дружбе, о человеческой одержимости недосягаемой целью и обреченным приключением. То есть, вопрос экранизации «Моби Дика» этим режиссером был всего лишь вопросом времени. Причем в некотором смысле Хьюстон этот вопрос решить не успел. Дело в том, что он хотел задействовать в главной роли собственного отца, который уже получил «Оскар» за роль в картине «Сокровища Сьерра Мадре», но тот умер за несколько лет до того, как проект вошел в какую-то понятную стадию. На самом деле эту веху в истории американской литературы уже экранизировали до Хьюстона, но именно он собирается поставить фильм наиболее близко к тексту, и сохранить при этом не только мрачную концовку, но и сам суровый тон произведения, вопреки тому, что тогда злое и насупленное кино не очень-то любили.

Для написания сценария позвали легендарного писателя-фантаста Рэя Бредберри, который потрудился на славу, хотя по признанию самого «не читал эту долбанную книгу» вовсе. То, как создавался сценарий к фильму – это отдельная история, которую можно почитать в книге за авторством самого Бредберри «Зеленые тени, Белый кит», в которой писатель с определенной степенью достоверности и литературной форме рассказывает подробности работы в Ирландии над постановкой фильма. Так что особо на этом останавливаться не будем, отметим только, что работа велась кропотливая и тяжелая, постоянные споры о том, что и как нужно писать велась на каждом абзаце. В результате были выброшены некоторые ключевые персонажи и важные события. Но, скажем откровенно, фильм все равно не вызывает ощущения, что некоторые моменты упущены, а драматургия лишена некоторых элементов. Все целостно и гармонично сплетено, никаких претензий.

На главную роль взяли Грегори Пека. Причем взяли по настоянию продюсеров студии. Хьюстон актера в этой роли не видел, и как-то тому об этом заявил. Пек, разумеется, жутко обиделся, но не так, чтобы совсем. Дело в том, что он и сам чувствовал себя не в своей тарелке, не мог до конца вжиться в образ героя, не чувствовал себя в нем органично. Пек очень не любил эту свою роль тут, и даже в сердцах как-то наговорил кучу неприятных слов. Потому, конечно, годы спустя он попытался как-то выправить ситуацию, но суровый Хьюстон отрезал, и с тех пор они не общались. Кстати, дочь режиссера говорила, что ее отец всегда восторгался Пеком. Впрочем, это случится только в будущем, а на тот момент режиссер и актер были в достаточно хороших отношениях, чтобы попытаться выбить деньги на другую постановку по Мелвилу «Тайпи», но никто не хотел их финансировать.

А не хотели финансировать потому, что видели, как обернулся этот проект. Изначально деньги в размере около двух миллионов долларов (приличные деньги по тем временам) выделили братья Мириш, которые были продюсерами другого фильма Хьюстона – «Мулен Руж». Изначальный план был продать картину в прокат посредством «Warner Bros», которые получают права на 7 лет, после чего те возвращаются к Миришам. Группа отправилась в Уэльс, где режиссер проводил за работой в пабе столь много времени, что позже паб переименовали в «Моби Дик». После того, как все нужные сцены на берегу были отсняты, а сценарий вылизан – выехали на морские съемки, поюжней – к берегам Мадейры и Канарских островов.

Для того, чтобы снять кита, изготовили и благополучно утопили целых три огромных модели в натуральную величину, изготовленную для съемок компанией «Dunlop». Те потом долго еще мешали судоходству в том районе. Съемки в результате, и не только по причине потери искусственных китов, раздули бюджет фильма почти в два раза. Мириш за результат испугались и продали права в «United Artists», которые фильм и завершали. Испугались, впрочем, напрасно – фильм дважды отбил бюджет в прокате и добавил еще половину от этого на видео. Стилистически и тематически фильм оказался одним из самых репрезентативных для того периода фильмографии Джона Хьюстона, так что для поклонников режиссера он является обязательным к просмотру.

0
0

Подборки Афиши
Все