Москва
7.4

Фильм
Железная хватка

True Grit, США, 2010Смотреть в
Реклама
О фильме
Отец 14-летней Матти Росс погибает от пули негодяя Тома Ченни, и она решает предать убийцу правосудию. Заручившись поддержкой воинственного и вечно пьяного начальника полиции Рустера Когберна, она отправляется на поиски преступника. Охваченная желанием отомстить за смерть отца, Матти преследует Ченни в резервации индейского племени. Ей нужно схватить его прежде, чем это сделает техасский рейнджер по имени Лабеф, который должен арестовать Тома за другое убийство…
  • Железная хватка – афиша
  • Железная хватка – афиша
  • Железная хватка – афиша
  • Железная хватка – афиша
  • Железная хватка – афиша
Вестерн, Драма
14+
22 декабря 2010
11 февраля 2011
1 час 50 минут
truegritmovie.com
Реклама
Смотрите дома онлайн
Кино за 1 ₽ в онлайн-кинотеатре Okko
Смотреть в

Участники

Читайте также

Рекомендации для вас

Популярно сейчас

Как вам фильм?

Рецензия Афиши

7
Станислав Зельвенский
1341 отзыв, 979 оценок, рейтинг 20388
31 января 2011
Ремейк знаменитого вестерна про девочку и убийцу

Трус и подлец Том Чейни (Бролин) спьяну пристрелил достойного человека Фрэнка Росса, украл его кобылу и две золотые монеты и скрылся на индейских территориях. Дочка Росса, 14-летняя Мэтти (Стайнфелд), похоронив отца и удачно решив некоторые деликатные финансовые вопросы, предлагает сто долларов Рустеру Когберну (Бриджес), известному дурным нравом и эффективностью (и слегка спившемуся) охотнику за головами, чтобы тот вместе с ней доставил негодяя на виселицу. К ним присоединяется техасский рейнджер ЛаБеф (Деймон), у которого к Чейни собственный интерес.

Все замечают, что коэновский ремейк закатного шедевра Генри Хэтэуэя, за который стареющий Джон Уэйн получил свой единственный «Оскар» (если быть точным, экранизация той же книжки), выглядит менее коэновским, чем оригинальный фильм — снятый в конце 60-х, когда делать вестерны всерьез давно перестали. Первая «Хватка» проникнута иронией, которую задним числом тянет обозвать постмодернистской, — тем эффектнее моменты, когда авторы вдруг перестают улыбаться. Коэны поступили ровно наоборот: честно оживи­ли нафталиновый жанр, раскавычили месть и смерть, раздвинули временные рамки ради неожиданно элегического финала, но при этом их специфический юмор никуда не делся и в малых дозах жалит даже сильнее — все равно это очень смешной фильм. Последовательность событий осталась почти нетронутой; заострились диалоги, немного преобразились герои. Бриджес, которому в отличие от Уэйна не приходилось каждую секунду тащить собственную ле­генду, сыграл Когберна чуть угрюмее и очевидно расслабленнее: когда он не ­убивает, он только бурчит и чешется. Персонаж Деймона, наоборот, превратился в чистую пародию — что-то вроде соломинского доктора Ватсона. Наконец, главная героиня стала более естественной и более жуткой — среди прочего за счет того, что одержимую жаждой смерти девочку играет не 20-летняя актриса, как в оригинале, а натуральная крошка. Наверное, на фоне того, что Коэны насни­мали за последнее время, «Хватка» выглядит немного необязательной — то ли причудливой рифмой к «Старикам тут не место», то ли возвращением в начало нулевых, когда братья играли то в Престона Стерджеса, то в Эрнста Любича, то в Александра Маккендрика. Но в 2011 году уже совсем понятно, что Коэны никакие не стилизаторы и не подделывают чужие почерка — а целые пласты кинематографа сами поднимаются из-под земли, чтобы подстроиться под их каллиграфический почерк.

32
0

Отзывы

7
Сквонк
177 отзывов, 392 оценки, рейтинг 508
9 января 2011

Наверное, это первый фильм братьев за черт знает сколько лет, который можно назвать, извините, человечным. Он, не поверите, трогательный. Он весь похож на какую-то старенькую фолк-балладу, которую тянет, даже не поет, проговаривет заплетающимся языком беззубый вонючий старик у костра, пока остальные, пораскрывав рты, слушают его страшные сказки былых времен, из той поры, когда деревья были большими, люди монстрами, гигантами, бородатыми глыбами, а истории не всегда заканчивались хорошо. Мир прошлого страшен, чудовищен, там девочки спотыкаются о трупы, на деревьях висят трупы, в ямах лежат трупы, за столами сидят трупы, но он как бы не так пропащ, как мир «Старикам здесь не место». В «Железной хватке», как в некоторых ревизионистских вестернах, старикам уже тоже не совсем место, но они еще не ушли на совсем играть клоунов в вест-сайд-шоу, и эти старики, хотя бы даже в единственном числе, такие старики, что загораживают своей тушой, харизмой и оплывшей рожей полэкрана. И настоящий герой этого фильма, конечно, не девочка, заказавшая маршалу поймать и представить к суду убийцу ее отца. А маршал. Хтоническое нечто скорее, Илья Муромец, слезший с печи, этот Когбёрн, чем бродячий охотник за головами. Он словно вырос в лесу дубом, встал и пошел и вышел к людям. Есть у него понятия о добре и зле, активно ли он способствует справедливости, или как-то по инерции делает то, что лучше всего умеет (вышибать мозги) там и тогда, где и когда это в рамках закона – в вводных данных неизвестно. Он проводник-Вергилий в сумрачном лесу 14-летней девочки, самолично сопровождающей эту вечно пьяную образину в поисках бандита. Для него Территория индейцев за городскими границами, где еще правят шерифы, родное поле.

По большому счету, мне нечего было бы сказать об этом фильме, если бы не последние минут 15, которые даже по второму просмотру торкают так, как ни один коэновский фильм последних лет пятнадцати не торкал всем своим хронометражем. 100 минут братья действительно красуются собой. They did it! Да, они сняли олдскульный вестерн с сильнейшим уклоном в спагетти, но не свалились туда совершенно. Они отшлифовали каждую строчку написанного им сценария до нереального совершенства. Когда кажется, что каждые две минуты что-то происходит, и времени отдохнуть зрителю Коэны почти не дают. Когда восхищаешься уже красотой слога авторов только, безотносительно происходящего на экране. Клоунами они не нанимались, поэтому чувство юмора из кобуры они достают не ежеминутно. Но не улыбаясь слушать льющуюся речь, захлебывающуюся бурным потоком скомканных, сваленных в кучу слов, Джеффа Бриджеса, невозможно. Кажущийся поначалу постаревшим подурневшим одноглазым Большим Лебовски, он даже от своего оригинального типажа Джон Уэйна отличается не только другим подбитым глазам. Если тот Когберн был действительно ковбоем, стареньким, пьяненьким, но, верно, не позабывшим лихое и героическое прошлое, Когберн Коэнов вообще на ковбоя не похож даже издали. Коэны да, пижоны, и они, нарисовав это волосатое клокочущее что-то под нос чудище, дали ему все 100 минут картины, подсовывая инфернальные ландшафты, недотепу-рейнджера Ла Бефа-Мэтта Деймона, тоже с симпатичным акцентом, и кривозеркальные жуткие вестерновские сценки, чтобы их персонаж покрасивее выламывался даже из жанрового каркаса. Кажется, он даже больше фильма, этот Когберн. Он требует себе сиквела, приквела и мини-сериала. Его обаяние и мощь раздолбая могли бы и погубить всю ленту, раздавив в щепки самый крепкий сценарий. Но режиссеры братья слишком сильные. Для них впервые, кажется, важен не сам колоритный персонаж, и даже не столько чудесная история и пришитые к ней оригинальные коэновские многозначительные/смешные/анекдотические/пустые (нужное подчеркнуть) трюки. Они самой историей точно гибким кнутом замахиваются над собой ради того только, чтобы финально щелкнуть по зрительским сердцам.

Коэны изначально могли бы полленты по сути превратить в свой «Мертвец», и лес у них чудный, и персонажи, появляющиеся в том лесу – «братья-близнецы» Когберну. Все кажется сказочным миром, ненастоящим, пугающим, как сон Алисы, только Алисы вестерновской. Она видит творящийся вокруг кошмар разве что не в рапиде, медленно «экранами» и картинами американских пейзажистов проплывают мимо нее, над ней, и в нее – убийства, смерть, оторванные конечности. И невозмутима девочка ровно также, как и проводник в лесу. Если на идиотизмы реальности демонических дней Когберн иногда вообще никак не реагирует, а просто тупо смотрит в кадр – для него любая резня что слону дробина, она-то ведь по идеи где-то глубоко-глубоко внутри себя должна очень пугаться. Но она не показывает этого (или нам не показывают этого). Чувство мести, ядовитое и священное, можно сказать, настолько ослепило девушку или обморозило ее детские чувства, что ей просто не до кошмаров вокруг. Маленький робот – «поймать убийцу отца, убить его или пусть вздернут подонка на виселице» - или заигравшаяся в приключения ковбойка, вот это, по-моему тоже второстепенно. Как и сама история о мести, и красивая фраза, которую хоть на монетах чекань: «За все надо платить». Ведь «Хватку» можно понять и как религиозную притчу о том, что студень холодной мести подается к столу только Милостью Божьей, а не как не девочковыми руками. Благо, для такой трактовки безжалостные Коэны еще и изменили финал оригинального фильма (на пару сантиметров всего, зато таких, что каждый третий зритель закроет на секунду глаза). Око за око, зуб за зуб – законы жанра, законы Дикого Запада, так что, ничего личного, Коэны просто буквально последовали ему, какие проблемы?

Но. Вот я бы обо всем этом не написал даже, потому что пусть олдскульный вестерн, пусть с крутыми сценами, пальбой из двух пистолетов и Когберном-Бриджесом, уже точно зарезервировавшим себе место в пантеоне коэновских «богов» наряду в Лебовским или Чигуром, и сонной лесной реальностью…. Не написал бы, если бы Коэны, кажется, действительно впервые за всю свою карьеру не сделали пас в сторону простого человеческого поступка. То есть, да, оригинальная история 1969 года была ими взята не просто так, бла-бла-бла, но разница между одинаковыми сценами финального подвига у Генри Хэтуэя и Коэнов невероятна. Как они нарисовали и сняли этот последний рывок через сумрачные равнины и лес полупьяного старика, с какой любовью и надрывом, словно всю жизнь снимали фильмы только чтобы снять, казалось бы, банальный стандартный эпизод с эпик героем! Мистический, сказочный, волшебный эпизод, убирающий все комические и кинематографические впечатления 100-минутной коэновской акробатики, снят с таким чувством, что весь фильм вмещается в эти великие минуты, и хочется, чтобы они продолжались, тем не менее, бесконечно. Удар хлыста в итоге оказывается не совсем ударом, а прикосновением перышка подбитой птицы, упавшего аккурат в мое сердце, от чего оно трепыхалось взволнованно даже когда уже закончились титры. Я не знаю, почему традиционный эпизод с подвигом, да еще приплывший из 69-го года так подействовал на меня. Не знаю, чем в итоге объяснить тот факт, что жесткий, мужской, жестокий фильм в итоге оказался самым нежным фильмом Коэнов за всю их карьеру. И не знаю, почему мне понравилось это кино. Знаю еще только, что сцену братья нарисовали со всей нежностью и гаммой красок из готического набора – настоящие киноиллюистрации к гетевскому «Лесному царю». И теперь, уверен, перечитывя начальную фразу «Кто скачет, кто мчится под хладною мглой?» мне будет казаться, что я знаю кто – Рустер-мать его-Когберн со своей хрупкой ношей.

36
0
5
Алексей Юсев
1 отзыв, 26 оценок, рейтинг 21
17 февраля 2011

Здесь ранее находилась рецензия на фильм «Железная хватка», которую лишили победы в конкурсе за сценарий Коэнов из-за системных прорех сайта и нежелания ответственных лиц искать накрутки у победителя (у которого спустя трое суток после завершения конкурса исчезло 10 голосов, обеспечивших ему выигрыш).
Поэтому текст отказался висеть дальше на сайте для ботов и гопников.

21
0
9
Anton A.
26 отзывов, 161 оценка, рейтинг 72
11 февраля 2011

*возможны спойлеры*

Наверное, по пальцам одной руки можно пересчитать режиссеров, которые были и остаются способными удивлять каждым своим фильмом. И Коэны точно будут мизинцем, с которого перечисление обычно начинаю я.

True Grit - блестящее кино. Удивительное тем, что при, казалось бы, откровенной прямолинейности сюжетной линии, предсказуемости событий и несколько комичной патетике отдельных эпизодов, картина крепко держит у экрана на протяжении всего своего хронометража. И в который раз именно с коэновским фильмом ловишь себя на мысли, что нажать «off» хочется только после завершающего титра.

Традиционно посмеявшись в интервью над заковыристыми вопросами журналистов, выкладывающих перед братьями веером догадки о зарытых в лесах и пустошах Арканзаса смыслах, Итан и Джоэл остались верны себе. «Нам просто очень понравилась книга Чарльза Портиса, и мы старались снимать близко к тексту» - вот и весь сказ. Ну, ведь лукавят же. «Просто понравилось» уже было, однако почти всегда «двухголовый режиссер» заметно переиначивал оригинал под свою стилистику. А в True Grit фирменные штрихи почти что незаметны. Здесь на порядок меньше натурализма и крови (эпизод с допросом в избушке оставим за скобками). Почти что нет характерного юмора, а если и проблескивает, то смех рождает какой-то неврастенический. И при всем при этом, фильм-то – коэновский на все сто. Вот и получается, что картина стоит особняком, как доказательство нового статуса братьев. Статуса живых классиков, способных создать эпическое, мощное, размашистое, но при этом абсолютно узнаваемое кино, не прибегая к нарочитой стилизации.

2011 год может стать для Коэнов не менее успешным, чем 2007-й, когда они поживились четырьмя «Оскарами». И это символично. Потому как «Железная хватка» (10 номинаций) и «Старикам тут не место» очевидно образуют вестерн-дилогию (взять хотя бы фразу главной героини из эпилога новой картины - "наше время прошло"). В которой экранизация Портиса, как минимум, не уступает экранизации Маккарти. Уж типажами героев точно. И там, и здесь - попадания, будто в две кукурузные печеньки одним выстрелом (есть такая пьяная забава у «законников» из Арканзаса). Ни одного проходного персонажа. Хороши все. И забавный техасский рейнджер Ла Биф, узнаваемый в полной темноте по характерному дурацкому звону шпор и желтому сюртуку с бахромой. И жутковатый человек-призрак Том Чейни, что неожиданно для себя панически испугался 14-летнюю дочь своей жертвы. И совершенно инфернальный дантист-медведь, являющийся из ниоткуда темного леса и пропадающий в то же никуда.

Но, конечно, особо неистово на раздаче парней с мечом я буду переживать за деда Бриджеса, который в роли дико сверкающего одним глазом маршала Когберна просто рвет экран на части харизмой. Могучий старик, проникшийся своим проспиртованным сердцем к упрямой и не по годам отважной девочке Мэтти, феноменально сыгранной Хэйли Стейнфелд (пожалуй, лучшая женская роль в картине Коэнов со времен «Фарго»), в фантастической по напряжению финальной сцене будто восстал ездоком из гетевского «Лесного царя». Так и кажется, что Мэтти обратится к седовласой голове Когберна, колышущейся крупным планом в темноте, строфой «Родимый, лесной царь нас хочет догнать; Уж вот он: мне душно, мне тяжко дышать».

P.S. Озвучка локализованной версии получилась на удивление сносной. Конечно, отдельные голоса попали совсем мимо кассы, как в случае с актером, говорившим за Дэймона, но в целом, не испытал привычного для прошедших "русификацию" картин желания заткнуть уши и попросить включить субтитры. А что касается Бриджеса - так вообще снимаю шляпу. По-моему, сделали все, что могли, хотя до оригинала, безусловно, как до Китая в известной позе.

18
0
9
Иван Александровский
11 отзывов, 42 оценки, рейтинг 148
28 февраля 2011

"Железная хватка" или улыбка Джоконды

Спасибо товарищам Коэнам за наше счастливое детство.
И вот, что я вам скажу, мои милые мальчики и неприсоединившиеся к игре в куклы девочки: сжимайте крепче рукояти верных кольтов и смелее раскручивайте свои лассо. Все равно, за грохотом пальбы и стуком копыт никто не услышит саркастического хихиканья гениальных братьев.

Тех же, у кого-то слух слух близкий к абсолютному, могу утешить: на этом свете совсем немного людей, обладающих великим искусством шутить так, чтобы окружающие невольно переспрашивали: "а Вы это сейчас серьезно?"

Пересказывать вестерн - все равно, что описывать вкусовые качества борща. Борщ, он и есть борщ. Трусливый негодяй, беспомощный шериф, верный конь и неоплаченный долг - Коэны не только не стали изобретать велосипед, но в принципе обратились к жанру римейка, пересняв одноименную ленту 1969 года.

Вот только вряд ли в фильмографии братьев сыщется еще одна картина, в которой было бы столько любви и нежности: к старинным паровозам и лошадям,чепцам и котелкам, снегу и костру,четырнадцатилетним девочкам и стареющим героям.

Со свойственным им дотошным вниманием к деталям и подробностям, Коэны поднимают вестерн на новую, невиданною доселе высоту - фильм с удовольствием смотрят даже те, кто на дух не переносит этот жанр.

Девочка-подросток Мэтти Росс, спивающийся федеральный маршал Когберн и потешный техасский рейнджер Лабеф в поисках справедливости - та еще картина. Вспоминается "Свой среди чужих": "Да, веселая у нас компания". Впрочем, у Элли тоже были не самые ординарные спутники...

Но закончатся приключения, и каждый пойдет своей дорогой. А когда через двадцать пять лет повзрослевшая девочка соберется навестить старого друга, она найдет его на кладбище конфедератов.

"Время ускользает от нас" - Коэны как никто другой всегда чутко умели слышать голоса эпохи. Вместе Рубеном Когберном уходит XIX век: та самая былинная Америка с ее винчестерами, дилижансами, федеральной конницей, команчами, салунами, кочующими цирками, разбойниками и сорвиголовами.

Впереди - Первая мировая, торжество научно-технического прогресса, Великая депрессия, etc. Да и герои нового времени будут не менее чудесными: гигантская обезьяна, алабамский мальчишка в ортопедической обуви - Форрест Гамп, живущий наоборот Бенджамин Баттон и многие другие.

Но все это будет потом, а пока два всадника со странной смесью досады и уважения наблюдают за тем, как маленькая девочка переплывает бурную реку, держась за спину черного мустанга.

12
0
9
Смирнов Олег
17 отзывов, 25 оценок, рейтинг 83
17 февраля 2011

Великолепный захватывающий фильм про бедную и отчаявшуюся девочку желавшую найти убийцу отца... Какие то 100 минут погрузили меня в невероятный и фантастический мир перестрелок и обмана, предательства и ненависти... Я призываю всех идти на этот шедевр! Лично мне очень понравился фильм и я надеюсь, что великолепные режиссёры Итан Коэн и Джоэл Коэн снимут продолжение оригинального фильма "Железная хватка"...

6
0
...

Подборки Афиши
Все