Трагикомедия |
16+ |
Тодд Солондз |
10 октября 2009 |
28 октября 2010 |
1 час 37 минут |
lifeduringwartime-lefilm.com |
Женщина-цветок Джой (Хендерсон) оставляет своего безнадежного мужа-извращенца и переезжает в Майами, где живут две ее сестры. Одна (Шиди), эгоцентричная змея, стала преуспевающим сценаристом, вторая (Дженни), известная дура, готовит младшего сына (Снайдер) к бар-мицве и переживает любовь к положительному еврейскому мужчине. Тем временем из тюрьмы выходит ее бывший муж (Хиндс), осужденный за педофилию и считающийся мертвым.
Спустя десятилетие после премьеры своего самого успешного фильма — «Счастье» Тодд Солондз посчитал нужным вернуться к его героям: они, правда, неравномерно состарились, изменились в лице (персонаж Филипа Сеймура Хоффмана, в частности, сменил расу), а некоторые даже умерли — впрочем, и в виде призраков продолжая мучить неврозами себя и окружающих. От прошлого не уйти, и «Счастье» то и дело аукается тут — то репликой, то целой мизансценой. В режиссерской манере громоздить разговорные эпизоды как кирпичи чувствуется некоторая усталость, и из диагноста он все больше превращается в патологоанатома, хотя порой ловит вдохновение: скажем, виньетка с Шарлоттой Рэмплинг получилась по-настоящему жуткой, как в лучшие времена. За отчетный период случилось 11 сентября, так что американское отчаяние стало еще горше: к сексуальным фрустрациям добавилось ощущение жизни на вулкане. Но фильм ехиднее и безнадежнее «Счастья» трудно представить, поэтому Солондз делает акцент на новую тему — забвения и прощения, в духе финала сериала «Лост». Родители со своими грехами и нереализованными желаниями постепенно растворяются на заднем плане, превращаясь — буквально — в тени, в дурное воспоминание, им уже не помочь. В кадре остается растерянный ребенок с вопросами. Умеет ли морковка чувствовать? Где мой отец? Доколе? Солондзу в любом случае нечего ему ответить — остается потушить свет и уйти на титры.
«Жизнь в военное время» - вольное продолжение фильма «Счастье», снятое Солондзом одиннадцать лет назад. Вольное, потому, что все герои остались, но изменились до не узнаваемости. Имена и характеры те же, но визуальные образы другие. Резким изменениям подверглись, не только внешний вид, но и возраст, кто-то внезапно состарился, кто-то на удивление помолодел, кто-то кардинально изменился в фигуре, кто-то умер (превратившись в навязчивого призрака), а в случае с персонажем Филлипа Сеймура Хофманна, изменился цвет кожи.
Подобные абсурдные изменения как раз в духе Солондза – сценариста, который по-прежнему эксплуатирует тему сексуальных отклонений и бытовых неврозов. По прошествие одиннадцати лет с момента выхода «Счастья», тема не потеряла прежней актуальности. Наоборот, режиссер придает старой задумке второе дыхание, и потому все диалоги так же оригинальны, не потеряли былой остроты, но в отличие от «Счастья», смотрятся менее радикально и менее драматично. Диалоги Солондза корнями уходят глубоко в абсурдизм, но на экране приобретают провокационную форму. Самые рискованные реплики напрямую касаются сексуальных патологий и девиантного поведения. Эти диалоги, гротескные по характеру, строятся на стыке смешного и грустного, но Солондзу в этот раз интересны ни сколько сексуальные отклонения, сколько общая философская дилемма, которой, на почве этих отклонений, озадачен почти каждый персонаж – «простить или забыть». В этом главное отличие (если не считать чрезмерного акцента на еврейском происхождении главных героев) и принципиальный отход от пристального изучения всяческих сексуальных патологий, которыми изобиловало «Счастье».
Герои картины, независимо от своего положения и призвания - кучка странных людей, у которых проблемы на почве невроза или секса. И как большинство добропорядочных американцев, они тщетно скрывают свои проблемы за красивыми фасадами одноэтажных особняков, за иллюзией «нормальной» семейной жизни. И если в «Счастье» фасад отгораживающий от реальности еще кое-как держится, благодаря странной но оптимистичной концовке, то в «Жизни в военное время», разрушается окончательно. Большинство героев осознают, что их проблемы серьезны, осознают, что они больны, но все равно, безнадежно ищут прощения и понимания.
Теперь, поиски счастья сменились неоправданными военными действиями, как замечает одна из героинь. Война по Солондзу идет с тем единственным врагом, который находится внутри и победа над ним грозит переосмыслением незыблемых жизненных ценностей.
Возвращаясь обратно к неврастении и патологии, режиссер заглядывает чуть глубже и констатирует, что за всеми проблемами стоит психологический надлом. Героев фильма Солондза, в какой-то степени, можно расценивать как собирательный образ или метафору на американский мидл-класс. Общество патологических извращенцев стоящих на краю пропасти. На эту тему Солондз предпочитает не грустить, а смеяться, только юмор его черный до предела. Он вообще напоминает Вуди Аллена, в шутках которого полно зловещего сарказма, а иногда и откровенной провокации
Мне- не понравилось. Друзьям бы не посоветовал.
Без намёка на антисемитизм: еврей- режиссёр от души постебался над еврейской семьёй.
Смешные моменты есть, снято действительно неплохо, но фильм ИМХО упаднический.
А насчёт лучшей режиссёрской работы... ну, это как слепить красивый торт из дер&@а и опилок. Невкусно, зато красиво.