Документальный |
14+ |
24 января 2010 |
17 марта 2011 |
1 час 30 минут |
wastelandmovie.com |
Первая часть фильма, как Discovery на кухне, рассказывает о профессии и быте работников на мусорной свалке. Это неплохо, но в кино вызывает скуку. Эти подробности необходимы, чтобы по настоящему почувствовать вторую половину фильма, которая переполнена искренними эмоциями настоящих героев.
Тема социального дна или ловушки бедности беспроигрышна. В какие-то моменты вспоминается фотофильм Вишневецкой, который вызывает большую полемику, где, как полагается, правы все. Но в отличие от российского унылого дна, бразильцы умеют радоваться жизни не зависимо от того, сортируют ли они мусор или создают произведение искусства. Неосознанная самоирония и простое отношение к жизни героев вызывает симпатию.
Фильм о большом деле и о людях, которые изменили мир. Всем им высшая оценка. Но в кино зритель идёт, чтобы смотреть кино, а оно, к сожалению, получилось посредственно.
Жизнеутверждающий. Смешной. Местами - серьезный.
Отличный фильм на тему "сделай себя сам и сделай всех остальных". Не лишенная самолюбования и самопиара, но тем не менее, очень трогательная зарисовка из жизни самой большой свалки в мире. Фраза из фильма "Раньше вы, наверное, думали, что все современное искусство дерьмо". Лично для меня не потеряла актуальности в общем, но частности данные произведения и идеи, стоящие за ними оставили глубокое впечатление. По крайней мере, идеи официально декларированные авторами...
Интересен, однако, результат - одна из героинь развелась и стала ли она действительно счастливее в долгосрочном плане? Кучерявый предводитель ассоциации мусорщиков, нет, простите, сборщиков вторсырья, по моим впечатлениям, зазвездился. Что сделают с героями фильма "большие парни с пистолетами", узнав что у них в трущобах висят произведения по $20000 даже страшно подумать. Бесспорно замечательным исходом является строительство библиотеки и центра обучения на вырученные деньги. Да, это тебе не "благотворительный" путинский концерт ))) Простите за малохудожественную рецензию, но и фильм-то тоже не художественный. Думаю, любителям документального кино, телекраеведам и зеленым он придется очень по вкусу. Приятного аппетита!
История реальных людей, наших современников, которые живут и работают в нечеловеческих условиях, оставаясь при этом людьми - с чувством собственного достоинства, с самоиронией, с юмором, с улыбкой на лице и еще со множеством истинно человеческих качеств. Да, они не слишком довольны жизнью, но от этого эти люди не стали ожесточенными животными, думающими только о себе. А сколько таких животных в чистых рубашка, блестящих ботинках, в светлых офисах?
Редкий фильм, нужный.
К моему огромному сожалению, в России нет культуры просмотра качественного документального кино на большом экране кинотеатров. Именно поэтому с таким нетерпением я жду конца июня и программу "Свободная мысль" в рамках Московского кинофестиваля. Именно поэтому настоящей манной небесной смотрятся в российском прокате такие фильмы, как "Свалка".
Искусство - вещь трудноуловимая, артом в современном мире привычно называть и прекрасное и безобразное (эксперимент Бэнкси "Выход через сувенирную лавку"), а в роли творца может выступить любой человек, взглянувший на традиционные предметы окружающего мира с необычной точки зрения. Да, есть консерватории и художественные колледжи, киношколы и литературные институты, но отсутствие такого образования совершенно не определяет потенциал "человека творческого", чья роль в эволюции незаслуженно умалчивается нависшей тенью Homo Sapiens.
Вот так и популярный художник из Нью-Йорка Вик Мунис возвращается в родной Рио-де-Жанейро. Цель - найти среди собирателей мусора достойных моделей из "отбросов общества" для создания серии портретов "Картины из мусора". Но искусство не любит следовать простой цели - оно любит решать сверхзадачи, которые готовы перевернуть наше представление о том, как это может быть, сделать больно, затрепетать от восторга или присвистнуть от удовольствия. Знакомство с Мунисом становится тем катализатором, который превращает обычных мусорщиков в художников, настроенных уже на другую волну жизненных ценностей.
Конечно, рассказанная история выглядит при пересказе идеальной и ясно, какие драматургические задачи решали создатели "Свалки" - успех и признание в обществе не являются настоящими критериями творца - но в то же время эта искренность подкупает. Человеку нужна не только вера. Нужно, чтобы в него поверили.
Все, как обычно, решил случай. Однажды художнику из Сан-Паулу Вику Мунису какие-то темные личности в лучших бразильских традициях прострелили бедро в уличной потасовке. Поскольку произошло это по недоразумению, а в Бразилии даже люди со стволами зачастую демонстрируют любовь к справедливому мироустройству, перед Мунисом извинились и дали денег – и на эти деньги тот купил билет в Чикаго, где со временем сделал себе карьеру в современном искусстве. О родине он не забыл и периодически создавал работы с национальным колоритом, вроде портретов местных детей – сборщиков сахарного тростника – сделанных, собственно, из сахара. Решаясь на более масштабный проект – поездку на самую большую мусорную свалку Рио-де-Жанейро в компании режиссера-документалиста Люси Уокер, Вик, кажется, и сам и не предполагал, чем все обернется.
«Свалка» - детальная хроника художественной акции с несложной, по большому счету, идеей. Приехать на свалку, сфотографировать работающих там сортировщиков бытовых отходов, сделать на базе этих снимков гигантские портретные полотнища из мусора, после чего снова зафиксировать на пленку и продать на аукционе для дальнейшей передачи денег героям этой работы – но гладко все, как известно, бывает только на бумаге.
Когда начинаешь смотреть, в первые минуты кажется, что будет что-то в стиле отлакированной передачи про экзотические путешествия по кабельному телевидению: милые туземцы среди мусорных завалов позируют на камеру, много улыбаются и рассказывают, что живется им, конечно, нелегко, но терпимо (и ожидают, чтобы чудаковатые белые люди поскорее уехали). Мунис и Уокер, однако, никуда уезжать не торопятся и прекрасно отдают себе отчет, что имеют дело в первую очередь с людьми, а не с объектами художественной инсталляции или персонажами, которые гарантированно вызовут умиление у зрителя. Из-под наигранной бодрости и рассказов про то, что и на свалке можно читать Макиавелли у этих людей начинает проступать настоящее отчаяние из-за невозможности что-либо поменять в собственной жизни. Градус драматизма взлетает совсем уже до небес, когда к ним приходит понимание, что после приезда вот этих замечательных ребят с камерами и рассказами о современном искусстве они уже никогда не будут прежними: какой теперь, к черту, мусор, если тебе показали кусок совершенно другого мира. Основная этическая дилемма документалистики, может ли автор вмешиваться в жизнь героев или должен оставаться исключительно наблюдателем, конфликт между профессиональной и человеческой этикой, в «Свалке» встает острейшим образом – и тем приятнее и интереснее наблюдать, как Муниса и Уокер самих ощутимо перепахивает от происходящего. Сложно удержаться, чтобы не раскрыть финал, впрочем, она не так и важна на фоне итогового посыла: кто угодно и с какой угодно свалки всегда получит свой шанс, и кто угодно может этот шанс дать. Главная задача им воспользоваться, а все остальное – это так, глупости, мелочи и мусор.