Все развлечения Москвы

Все отзывы о фильме «Древо жизни» (США, 2011)

6.7
оценить

Рецензия «Афиши» на фильм

Фото Роман Волобуев
Фото Роман Волобуев

Роман Волобуев о фильме «»

отзывы: 540
оценок: 503
рейтинг: 5202
9
Ответы на главный вопрос жизни вселенной и всего такого. Победитель Каннского фестиваля-2011

Джек (МакКракен) родился и вырос в раю, который в 50-е располагался в Техасе, — там был просторный дом с белым крыльцом, деревья, ручьи, асфальтированные дороги, газонные разбрызгиватели дважды в день поднимали над лужайками радугу. У Джека было два младших брата, строгий отец (Питт) и мама такой красоты и кротости, что иногда сама собой поднималась в воздух (Честейн). Много лет спустя помятый и седой Джек (Пенн), занятый на какой-то высокооплачиваемой работе, подразумевающей долгие поездки в стеклянных лифтах, будет вспоминать все эти лужайки, ветки, солнечные лучи, мамины шепоты и папины проповеди и как потом все это постепенно закончилось.

Небожительский статус Терренса Малика давно предполагал возможность выступить в жанре исчерпывающего фильма об устройстве вселенной, но главный сюрприз не в том, что американец рискнул обналичить этот астрономический кредит, а в том, как флегматично и уверенно это им сделано. Используя детские воспоминания как призму, Малик с неспешностью университетского лектора (которым и является по первой профессии) формулирует через них универсальную модель мироздания: ссорящиеся на кухне отец и мать — как одновременно инь и ян, цивилизация и природа, догма и вера. Вставной репортаж про сотворение мира с участием разноцветных бактерий, космических тел и пары очаровательных динозавров (общим местом стало сравнивать ее с прологом «Космической одиссеи», хотя если без лукавства — больше похоже на канал Disсovery) — самая спорная в эстетическом смысле часть «Древа», но вместе с тем — необходимый контрапункт, оттеняющий чисто киношный парадокс: «Древо» — это эпос космического масштаба, действие которого большую часть времени ограничено кухней и лужайкой перед домом. Впрочем, пускаться здесь в комплименты прикладным маликовским талантам или рассказывать, что оператор Любецкий может проехать камерой по траве так, что потом пять минут захлебываешься слезами, — несколько снизить заданный автором уровень дискуссии. «Древо» в каком-то смысле очень банальный фильм, поскольку сообщает то, что и так знает более-менее каждый (кроме разве что ученого Докинза и штатных сотрудников патриархии). Мир устроен просто, красиво и достаточно грустно. Бог, кажется, есть, трава зеленая. Рецензировать это — как рецензировать небо над головой. Впрочем, почему нет: посмотрите на небо, оно интересное.

2
0
...
23 мая 2011
Отзывы по рейтингу пользователя
  • Все(293)
  • Положительные(152)
  • Отрицательные(141)
  • по дате
  • по рейтингу пользователя
  • по рейтингу рецензии
Фото Федор Обзоркин
Фото Федор Обзоркин

Федор Обзоркин о фильме «»

отзывы: 595
оценок: 595
рейтинг: 1692
1
Бескомпромиссная вселенская тоска: "Древо жизни"

Однажды мы посетили выставку ультра-современного искусства. Помимо инсталляций из кусочков шоколада и каких-то свисающих с потолка соплей, на ней были видео-инсталляции. Транслировались короткометражные фильмы с нарезкой каких-то малосвязанных друг с другом фрагментов, а закадровый голос читал мантры. Я обожаю посещать такие выставки, потому что только там сразу видно, до чего может дойти не совсем адекватный человек, если его отклонения в психическом и умственном развитии называть "оригинальным взглядом на мир". Но в случае с кинофильмами история совсем иная. С выставки можно уйти в любой момент, и обычно пятнадцати минут хватает, чтобы проникнуться безумием творцов, а вот с фильма так просто не уйдешь, приходится сидеть до конца и надеяться, что в происходящем на экране есть хоть какой-то смысл.

http://obzorkino.livejournal.com/355883.html

В "Древе жизни" смысла нет, по крайней мере, если не пытаться его искать и выдумывать. Если описать фабулу сюжета, то суть в следующем: существует среднестатистическая семья. Муж работает на фабрике инженером, мать сидит с детьми - тремя мальчишками. Старший, как это обычно случается, постоянно ревнует родителей, а так как родители не от большого ума воспитывают их в двух противоположных направлениях - один в наивном, другой в прагматичном, то у парня случается разрыв шаблона. Все это можно было бы уместить в полчаса экранного времени "Древа жизни" или снять интересную драму, но у Терренса Малика вышел двухчасовой с хвостиком фильм из которого можно без потери для сюжета выкинуть два часа, оставив лишь хвостик.

Этот фильм нельзя смотреть неподготовленным. Во-первых, нужно хорошенько выспаться - усыпляет эта картина очень быстро, особенно первая его половина. Во-вторых, необходимо откинуть все свои желания разобраться в сюжете - автор не дает возможности даже догадаться, кто же там умер и чем все закончилось. Постаревший старший сын лишь вспоминает прошлое, которое обрывками показывается зрителю. Но начинается с рождения, не много не мало, вселенной. Постепенно, минут через 20, дело доходит до Земли, потом вы насладитесь плавающими медузами и извергающимися вулканами. От динозавров автор сразу прыгает к рождению мальчика, а потом - сразу к его трудному возрасту. Почему так, почему именно старший сын - не понятно, не известно, да и не важно.

Кинокритики крупнейших ресурсов восхваляют фильм, который им нельзя не восхвалять. Естественно, фильм получил Пальмовую ветвь, попробуй сказать, что это просто унылое говно, тебе сразу укажут на место у блокбастеров и порекомендуют не лезть со своими низменными размышлениями в высший свет. Но если высший свет восхваляет это никому не нужное, высокопарное и бессмысленное кино - грош цена такой критике. Причем хвалят в основном за великолепную операторскую работы и атмосферность, но на самом деле замысел, заложенный в сюжет, очень неплох. Жаль, что вместо того, чтобы предложить зрителю очищенный апельсин, Малик предпочел пичкать несчастного кожурой. Ежики плакали, кололись, но продолжали есть кактус.

Актерская игра мне очень понравилась, к сожалению, в полной мере ею насладиться мешал рваный монтаж и постоянная смена музыки и картинки. Заложенный в основу повествования конфликт, проблема воспитания и несогласованность действий родителей, так и не получил должного развития, что многими было воспринято как личные детские переживания Малика. Вполне могу в это поверить - это не столько общеусредненные переживания трудного возраста или кризиса, связанного с позицией "старшего брата" в большой семье, а лишь частные обиды и попытка переосмыслить собственное прошлое. Странно лишь то, что Малик заставляет заниматься этим зрителей, лукаво ожидая сопереживания. Но его нет, подавляющее большинство зрителей фильм попросту не поняли, в прокате он провалился, но для небольшого количества представителей "истинных ценителей кино" он, безусловно, станет культовым.

Я поверю, что кто-то "плакал" на этом фильме, что кому-то он очень понравился, что кто-то считает его величайшим полотном о жизни человека во вселенной. Но я уверен, что эти впечатлительные особы могли бы точно так же поговорить с камнем, навозной лепешкой, лепестком ромашки - есть такая категория людей. Но мне с ними явно не по пути, я предпочитаю авторскую трактовку, анализ тех или иных ситуаций и проблем. И не важно, артхаус это, или блокбастер. Важно, чтобы фильм заставил задуматься, дал почву для размышлений и разговор. А этот фильм дает почву лишь для одного вопроса: "За что Малик нас так ненавидит, что заставил смотреть этот бессмысленный затянутый визуальный ряд из его больных фантазий и воспоминаний?".

Вердикт: никогда не думал, что скажу это, но лучше посмотрите фильм "Пределы контроля" Джармуша, в нем смысла и атмосферности на порядок больше. В целом - потерянные для жизни 2 часа.

(с) Обзоркино

4
0
...
28 января 2012
Фото Евгений Ткачёв
Фото Евгений Ткачёв

Евгений Ткачёв о фильме «»

отзывы: 659
оценок: 5061
рейтинг: 1177
9
Сажайте и вырастет

В тихом американском пригороде, где не перестают работать разбрызгиватели, живёт семья. Деспотичный отец (Брэд Питт) учит троих своих сыновей быть сильными, сердобольная мать (Джессика Честейн) — добродетели. Разрываясь между двумя этими плюсами, юный Джек (Хантер МакКракен) вырастет в молчаливого мужчину (Шон Пенн), мучающегося воспоминаниями о том, как всё это было и куда-то ушло.

Лужайки, разбрызгивали и закадровые монологи лишь часть неподъёмной, как чёрный монолит из «Космической одиссее 2001 года» Стенли Кубрика, картины. В какой-то мере «Древо» тоже похоже на «Одиссею», только вместо первобытных обезьян тут появляются самые настоящие динозавры. Сертифицированный гений Теренс Малик и сам уже «динозавр», на седьмом десятке решивший высказаться обо всём сразу: о мужском и женском начале, природе памяти, семейных узах, истории Вселенной и смысле жизни. Для него не существует малых или крупных форм. Он просто не делает между ними принципиального различия, поэтому пяточки младенца у него так легко рифмуются с галактическими просторами, а американский открыточный пригород с миллионами лет эволюции. Впрочем, за всеми этими историческими параллелями не особо остро встаёт вопрос: кто такой человек — вершина эволюции или просто звено в её цепи? У Малика человек это просто человек. Измученное тяжестью памяти существо (весь фильм, по сути, это нарезка из воспоминаний), ищущее Бога в самых простых вещах.

До «Древо жизни» у Малика было не так много картин, но все они — бонни-клайдовские «Пустоши», обманчивые «Дни рая», анти-военная «Тонкая красная линия» и исторический «Новый свет» — по сути одна. Если «Древо жизни» можно охарактеризовать одним предложением, то это «тонкая красная линия, протянувшаяся через пустоши в дни рая, после которых наступит новый свет». Своей новой, пусть подчас и тяжеловесной лентой Малик выходит за границы того, что принято называть интересно или не интересно. «Древо жизни» больше всего похоже на дерево с соседней лужайки. Оно просто стоит и не требует нашего одобрения в этом.

2
0
...
19 июня 2011
Фото Дмитрий Жигалов
Фото Дмитрий Жигалов

Дмитрий Жигалов о фильме «»

отзывы: 334
оценок: 469
рейтинг: 1041
1
Здравствуй, дерево

Капитан Очевидность застрелился бы на этом фильме от тоски. В ролях Брэд Питт, куча детей и неведомый динозаврик. Динозаврик увлекательнее всех. Шон Пенн не в ролях, он в лифте.
Сценарий - обо всем, от Большого Взрыва и извержения вулкана Эйяфьятлайокудль до семейного обеда с Брэдом Питтом и детской беготни. "Мессадж" можно приблизительно сформулировать так: "Отец... Мать... Брат... Сестра... Кум... Свекр... Вы все всё время боретесь во мне!"
Такого скучного фильма я в жизни не смотрел. На Афише Волобуев пишет, что это про вещи очевидные, - и правильно пишет: но вообразите себе фильм про вещи очевидные, снятый с медитативной дотошностью Теренса Малика!

22
0
...
14 июня 2011
Фото relay
Фото relay

relay о фильме «»

отзывы: 94
оценок: 567
рейтинг: 838
9
Ассемблер Терренса Малика

«Древо жизни», при всей своей всеохватности, фильм очень личный и камерный. История (хотя какая может быть история в почти бессюжетном фильме) американской семьи 50-ых годов, давно клонированная в самых разных формах и ракурсах в бесчисленных фильмах и сериалах, снята им так, что воспринимается, как свои личные воспоминания. Сюрреализм почти сплошных флешбеков (за исключением вставок с сотворением Вселенной и брожения по пустыне), при пересечении и совпадениях в каких-то точках в памяти зрителя, дает чудесный эффект сопереживания и понимания. Малик отбросил сюжет, как лишний интерфейс на базе языка высшего уровня, и обращается к зрителю на своем низкоуровневым ассемблере. Прописные, но не очевидные для многих, истины, изрекаемые в течении всей картины – всего лишь правила этого языка, используемого для общения с нами. В этом плане обвинения режиссера в религиозном мракобесии совершенно необоснованны. С таким же успехом его можно и обвинить в пропаганде материалистической диалектики (грубо говоря, весь фильм выглядит как видеоиллюстрация к её второму закону о единстве и борьбе противоположностей). Я сам, как человек верующий, опасался наткнуться на очередную интеллигентскую околорелигиозную ересь, однако при просмотре с радостью убедился, что режиссер никого не агитирует и не учит, а всего лишь показывает, чем живут и дышат его герои. На этом уровне в моем советском детстве нашлось столько неожиданных точек соприкосновения, что весь фильм пролетел с нарастающим интересом (пришлось терпеть только вставку с планетами да динозаврами, да и тут помогла прививка, сделанная тогда же, в детстве, передачей «Очевидное-невероятное»). Малик добился потрясающего реализма, от газона в проплешинах (а все потому, что денег не хватает, говорит папа, они правят миром, поэтому добреньким быть нельзя), до совершенно негламурных маминых платьев, в которых она все равно выглядит неземным существом. Мне, как и герою Шона Пена, выпала удача родиться в достаточно гармоничной семье (а его семья гармонична, при всем кажущимся конфликте родителей). На самом деле они дополняют друг друга, причем недостатки есть не только у папы, но и у мамы. Отец не такой уж и деспотичный, а мать не такая уж и небезупречная, просто они так субъективно выглядят в глазах детей. Брэд Питт играет совершенно нормального мужика и, притом, достаточно состоявшуюся личность (успешный технарь (26 патентов!) и музыкант «для души»), к тому же по-своему любит детей не меньше, чем мягкая, нежная мать. А Джессика Честейн весь фильм просто вся светится изнутри. Дети тоже играют отлично (актеры рассказывают, что все сцены режиссер строил на вращении Брэда и Джессики вокруг них, как планеты вокруг трех солнц). Единственно, чего я в этой картине не понял, так это счастлив ли герой Пенна или все-таки нет. Хотя если он и несчастлив, то это уже совсем другая история. Родители здесь уже почти ни при чем.

23
0
...
13 июня 2011
Фото Помидорка
Фото Помидорка

Помидорка о фильме «»

отзывы: 278
оценок: 433
рейтинг: 806
1

Жалко, что нет минусовых оценок, потому что даже единички будет много для этого "фильма". Было ощущение, что смотрю канал Дискавери и то без комментариев, комментарии были в моей голове в виде недоумевающих возгласов: что это? зачем это? где кино? Правда с возвращением главных героев лучше не стало. Я уснула и в итоге через час просто вышла из зала. Почитав похвальные рецензии на фильм, я подумала, что наверное я приземленная и ничего не понимаю в небе и в Боге, но уверяю вас, что нельзя так халтурить и снимать такие "фильмы".

6
0
...
11 июня 2011
Фото Artur Sumarokov
Фото Artur Sumarokov

Artur Sumarokov о фильме «»

отзывы: 714
оценок: 2570
рейтинг: 717
9

В том райском саду росли два Древа — Древо Жизни и Древо Познания. Ядовитыми оказались плоды с Древа Познания, ибо не может Человек знать больше Бога и за свою гордыню он был обречен на века страданий. Древо Жизни, дающее бессмертие и искупление, было нетронуто, неся семена благодати на Землю.

С самых первых кадров фильма «Древо жизни» зрителю становится ясно, что режиссер Терренс Малик не намерен размениваться на мелочи. Женский и мужской голоса, будто глас Свыше, под торжественную музыку начинают вещать об непреложных и неоспоримых истинах, истинах, касающихся каждого из нас. «Древо жизни» в большей степени является философской религиозной притчей, в которой нашли свое отражение такие извечные темы как борьба Добра и Зла, темы Бога и веры, темы Человека и его сущности, рассказанные глобально и метафорически. Простой сюжет о трех братьях, которых воспитывали тиран-отец и кроткая мать приобретает в рамках данной картины универсальный обобщающий характер, ибо и Отец, и Мать символизируют собой две противоборствующие стороны Человека, как и братья, внутренне мятущиеся и пытающиеся обрести свое «Я». И дерево у их дома и есть то самое Древо Жизни в Эдемском Саду, Древо, познать плоды которого дано немногим. Природа как единое целое сплетается с Человеком, давая ему ключ к самопознанию и обретению истины, путь к очищению и покаянию. История человечества пролетает перед зрителем мозаикой из невероятно красивых сцен, искрящихся символов Бытия, и религиозных посланий, поэтому оценивать данный фильм с точки зрения обычного кинематографа крайне тяжело.
«Древо жизни» — это высокохудожественное полотно, в котором, в первую очередь, доминирует идея и все персонажи есть не более чем аллегориями, созданными режиссером. Впрочем, актеры отлично справились с поставленной задачей и сыграли своих героев весьма убедительно. Брэд Питт идеально подошел на роль Отца, создав одного из наиболее интересных своих персонажей в карьере. Впечатляюще сыграла и Джессика Честейн, воплотившая в образе Матери благодать и всепрощение. Также отличный уровень актерской игры продемонстрировали Хантер МакКракен, Тай Шеридан и Ларами Эпплер.

Работа оператора Эммануэля Любецки в картине просто изумительна и феноменальна. Фильм столь эстетичен и аудиовизуален(саундтрек Александра Деспла звучит торжественно и одухотворенно), что «Древо жизни» воспринимается скорее душой и сердцем, нежели разумом.

«Древо жизни» — это философское, глубокое и неоднозначное кино, которое вполне оценят по достоинству ценители авторского кинематографа, которым я и рекомендую этот фильм.

1
0
...
4 августа 2014
Фото Георгий Гагнидзе
Фото Георгий Гагнидзе

Георгий Гагнидзе о фильме «»

отзывы: 470
оценок: 484
рейтинг: 564
5

Само описание фильма Древо жизни подталкивало меня на то что я увижу перед собой нечто грандиозное, а присутствие Брэда Пита говорило уже о том что это 100 % хороший фильм, но увы на деле получилось почти, что на половину. Потому как основной тематикой данного фильма является выбор а также влияние на жизнь и становление нового человека. Новый человек это новорожденный Джэк родившейся в семье о Брайаных. Дальше мы видим рассказ о правильности воспитания и значении все это подается через красивый диалоги и прекрасный видеоряд, но вот проблема тема выбора ярко и широко раскрыта в фильме «Господин Никто» с участием Джерарда Лето чей лозунг глоссит Пока не сделан выбор все возможно причем правильность любого выбора героя показана наглядно, а здесь где ? я его не увидел. Тогда же зачем смотреть, чтобы подчеркнуть что то подчеркнуть что не так мы делаем в воспитание и становление личностей наших детей ведь если допустить какой то опущение то из него получиться человек который пойдет не по правильному пути и в этом плане фильм преуспел.
P.S. Смотрите только хорошие фильмы, а не всякий разрекламированный шлак. И чуть не забыл сказать фильм немного затянут, но своих почитателей он все равно найдет.

1
0
...
15 июня 2011
Фото Melodika
Фото Melodika

Melodika о фильме «»

отзывы: 481
оценок: 531
рейтинг: 553
3

Половина фильма - красивая заставка для моего Мака, половина - неумелое психологизирование на тему - как правильно воспитывать детей... Время от времени проскальзывающие темы веры в Бога, потребительское к нему отношение - мол где же ты был, когда такое творилось...

Возможно, кто-то что-то вынесет из этого фильма, кого-то тронет идея веры, кого-то безверия, а кто-то просто прочувствуется на тему потери близкого человека. По большому счету я не получила никакого удовольствия от просмотра...Брэд Питт разочаровал, надеюсь, что он актерски не исчерпал себя и будут еще отличные фильмы с его участием.

1
0
...
24 октября 2011
Фото Alexey
Фото Alexey

Alexey о фильме «»

отзывы: 499
оценок: 497
рейтинг: 513
5

Посмотрел в "35 мм", в большом зале, вечерний сеанс, зрителей было мало, что неудивительно, картина идет уже давно. Я долго сомневался, идти или нет, боялся, что не понравится - опасения в общем оправдались ("предчувствия его не обманули"). Как кажется, худший "лауреат" за последнее время. Маленький американский городок, 50-е, все ездят на авто ГАЗ-М-12 «ЗиМ» и ГАЗ-21 "Волга", папа, музыкант и бывший военный моряк, жестко воспитывает жену и трех детей, мальчиков, и считает, что они не должны быть добрыми, иначе им сразу сядут на шею. Поскольку его преследуют провалы в изобретательстве, зло он вымещает на своем семействе. Сцены из мальчишеского детства, радостные и трагические, а также сцены семейные, перемежаются сюжетами о вечном - рождаются планеты, вспышки на Солнце, появляется жизнь, динозавры охотятся друг на друга. Отец (он не велит звать себя папой) излишне строг, считает себя неудачником, но все же любит семью, хотя и странною любовью. Картину вполне можно было бы укоротить на полчаса, под конец зрители уже не скрывали, что ждут скорейшего окончания, а режиссер все не может решить, чем же дело кончилось. Такое впечатление, что он устроил повторение пройденных уроков, проверяя полученные зрителями знания. Фильм про козоводов и углежогов ("Четырежды") понравился куда больше, там все шло как бы само собой, здесь же пришлось напрягаться, чтобы дождатся финала. Помимо всего прочего, из проповеди священника в картине становится ясно, что беды и злочастия могут постигнуть и праведника, праведность - не гарантия от неудач. Собсвенно, это мы и видим в картине - положительный во всех отношениях отец никак не добьется успеха. Впрочем, неудачи его немного скрашены успехом или намеком на успех одного из сыновей, так что конец все же счастливый. Сходить имеет смысл для того, чтобы отметится на мировом лауреатском и каннском кино. А так - нет.

0
0
...
5 июля 2011
Фото Сквонк
Фото Сквонк

Сквонк о фильме «»

отзывы: 177
оценок: 390
рейтинг: 437
3

Как известно, вечно можно смотреть на огонь в камине, текущую воду, звезды, красивую женщину, и как другие люди работают. Теперь смело в ряд можно добавлять фильм Малика. Он такой красивый-красивый, что на него, кажется, смотришь "блаженно закрыв глаза". Можно уйти покурить, выпить кофе, размять косточки, и снова сесть в кресло, и там по-прежнему будет плясать огонь в камине и течь вода. И вот как ругать огонь или воду не получается, так и Малика, казалось бы, ругать не за что. Я не против красот природы. Но вы когда-нибудь пробовали реально два часа смотреть на воду или облака? Ну 15 минут еще куда ни шло, но на самом деле через полчаса просто засыпаешь ведь. Человек создан по-моему очень подвижным и шебутным, чтобы тупо два часа смотреть, как горит огонь. Он красиво горит, окей. Но человеку это быстро надоедает. Вот Малик он тоже развел себе костер, и засмотрелся на него, и забыл, что надо снимать фильм, что кино искусство синтетическое, что там должна быть история. Потом хоп вспомнил, начал историю, подергал за ниточки, полюбопытствовал вопросом семьи и семейной драмы и трагедии смерти близкого человека, но быстро забылся, и опять блаженно ом мани падме хум, ом мани падме хум. Малик стал Буддой. Эхой, друзья!

Еще очень хочется оправдать его фильм какой-нибудь приставкой. Типа там фильм-музыка, фильм-симфония. Но, знаете, если к фильму приходится добавлять приставку и как-то его оправдывать, это плохое кино. Кино, увы, не музыка, Терренс. И мы знаем эпическую катастрофу Даррена Аранофски в «Фонтане», который мне понравился в разы больше (наверное, потому, что там была и история, и эмоция, и боль, а может быть потому, что он был такой «музыкальный» первый). Терренс вошел в одну реку дважды, и тоже решил снять фильм как музыкальную поэму. Фильм-молитву. Но слушать два часа музыку это одно, я могу и четыре часа ее слушать. Вот Вагнера к примеру, которого люди честно признаются, не осиливают – им требуется оперная сцена, и чтобы там кто-то бегал, убивал, умирал. А реально если три часа слушать симфонии в концертном зале, если кто пробовал – смотреть на музыкантов невыносимо. Закрываешь глаза, и если не засыпаешь, тебе повезло. Потому что каким бы великим скрипачом не был чувак, кривляющийся на сцене, его надо слушать, смотреть на него – увольте. А вот Малик заставляет смотреть музыку. Или смотреть молитву. Как бьется лбом об пол монашек в храме. Два часа! И через некоторое время, как в музыке и молитве, все начинает повторяться, рефреном, все возвращаться, целыми кусками на реверсе.

Первый закон Тарковского гласит: если хочешь многозначительности и приклеить зрителя к нужной тебе сцене, используй библейские аллюзии и цитаты и музыку Иоганна Себастьяна Баха, это верняк! После Малика этот закон превратился в антизакон. Режиссеры, если вы считаете, что здесь, в данной сцене, никак нельзя обойтись без хоральных прелюдий Баха, бейте себя по рукам. Если очень-очень хочется, бейте по щекам. Если сил нет, без Баха нельзя, ставьте «Нирвану» или Катю Лель. Сцена должна говорить сама за себя, не надо искать поддержки в авторитетах. Бах (и Вагнер – это уже к Триеру) вас раздавит. Обязательно. Он колосс. Он слишком велик. Все режиссеры скопом если встанут друг на друга, и то вавилонской башней не достигнут даже его коленей. Лет через 500 баховская прелюдия не будет перетягивать на себя все одеяло в фильмах будущих режиссеров. Пока же – всегда – она перетягивает. Как перетягивают все мало-мальски гениальные композиторы. Тоже самое с Библией. Хорошо, что вы ее читали, но не надо, умоляю, не надо шпарить оттуда фразами. Они прекрасны в тексте, когда вы начинаете их визуализировать, зрителю остается только хлопать себя по лбу, восклицая «о боже!». Думается, вы не того эффекта и не того «боже» ожидаете от зрителя, не правда ли? Бейте, опять же, себя по рукам, если мочи нет, надо забацать Троицу или Гефсиманский сад. Думайте, изощряйтесь, пользуйтесь приемами умолчания, и выключайте нахрен закадровые многонозначительные максимы. Сил нет уже это видеть и слышать. Когда смотришь финал Малика, очень болит лоб. Потому что бьешь по нему попеременно. О Боже, восклицаешь ты. И это реально совсем не тот Боже, о котором два часа бормотал Терренс.

4
0
...
23 октября 2011
Фото Wallote
Фото Wallote

Wallote о фильме «»

отзывы: 258
оценок: 863
рейтинг: 366
9

Умный и очень красивый фильм, с вневременной проблематикой, поскольку взаимоотношения отцов и детей всегда будут актуальны. Замечательный саундтрэк Александра Деспла и отличная игра юных актеров. Как всегда хорош Брэд Питт...
В общем, по мне, фильм без минусов, но любителям экшена и попкорна я бы его рекомендовать не стал.

2
0
...
13 июня 2011
Фото Igor Sinelnikoff
Фото Igor Sinelnikoff

Igor Sinelnikoff о фильме «»

отзывы: 413
оценок: 413
рейтинг: 356
7

Маликовский сюжет до неприличия прост: процесс духовного становления подростка, открывающего для себя трюистичные истины, что жизнь куда сложнее, чем она представлена в книжках для дошкольного возраста. Событийная аскетичность компенсируется грандиозной дивизией умопомрачительных съемок и монтажа, библейских цитат и какого-то каббалистично-космического фона, напоминающего, что зерно существования кроется в симфонии базовых чувствований, а все остальное — сложно структурированная социальная надстройка, ничего ни умаляющая, ни прибавляющая к главному вопросу, так мучавшему Льва Николаевича Толстого — «Зачем?».

Откровенно говоря, если из фильма Терренса Малика вычленить сцены, продвигающие сюжет, осталась бы двадцатиминутная короткометражка, которую можно было бы озаглавить «Отрочество», гениальности коей хватило бы, чтобы вписать имя режиссера золотыми буквами в историю кино. И в то же время, я не думаю, что принцип «отсечь все лишнее» так уж уместен в случае «Древа жизни». То, что картину можно смело начинать смотреть с сороковой минуты, едва ли говорит о том, что всё снятое «до» — режиссёрская блажь и бессодержательная интродукция. Творению души предшествует творение мира. Гибели мира предшествует гибель души. И Lacrimosa в качестве музыки сфер, которую астрофизики так никогда и не откроют, словно спойлер к грядущим событиям. В конце нас ждут дни слез, и неважно, каков масштаб — жизнь Вселенной или жизнь мальчика.

Те, кто называют «Древо жизни» банальным «романом воспитания», в сущности, оказываются правы, и соперничающая «Меланхолия» изгнанного Ларса фон Триера кажется умней и тоньше, нежели в лоб высказанные постулаты Малика и не менее схематизированная психология взросления, только уже для взрослых. Все, что могло показаться популярной фрейдистской теорией в начале, подтверждается в сцене мастурбации на ночную рубашку матери. Эдипово грехопадение стихийным водоразделом отрезает юного героя от безмятежного детства, а режиссера от оригинального взгляда на проблему. Классика это или игра с шаблоном — суть самых серьёзных претензий к «Древу жизни».

И все же «Золотая Пальмовая ветвь» в кармане, Брэд Питт сыграл еще одну серьезную драматическую роль патриархального отца семейства, а Джессика Честейн его покорную верующую жену, так отличающуюся от доброй, но глуповатой блондинки Селии из «Прислуги». Про именно что присутствие Шона Пенна сказать особо нечего, захватывающие дух постиндустриальные пейзажи большого города врезаются в память сильнее. При всех очевидных вопросах к «Древу жизни», невозможно отрицать неоценимую симфоническую фабулу развития человеческой души, гарантирующей трансцендентное измерение, сродни древнегреческой трагедии. Для пущей глубины у Малика и Бог, в качестве включенного наблюдателя с неба, и Мать-Природа, поддерживающая с земли. Весь этот поистине религиозный масштаб выгодно отличает «Древо жизни» и составляет основополагающую причину для звания фильма года. Терренс Малик искусственно вырастил гомункулуса-гиганта, жизнеспособность которого докажет или опровергнет только время.

2
0
...
22 февраля 2012
Фото Rest
Фото Rest

Rest о фильме «»

отзывы: 107
оценок: 122
рейтинг: 324
1
...ибо многие придут о Имени Моем и будут говорить вам, но Я их не посылал...


Однажды недобрым утром один режиссер проснулся и решил, что пришла пора снять шедевр. Внести свой вклад в сокровищницу мирового кинематографа.
С пафосом мэтра, с претензией пророка, объединив Священное писание, канал Discovery, григорианские хоралы, А. Тарковского, Ренэ Флеминг и Брэда Питта, Он сотворил...(не знаю, на какой день, но день сей был наверняка выдающимся)...
Итак, на десятой минуте просмотра напрочь устаешь от эстетических ухищрений и картин звездного неба из школьного курса астрономии, рефлексии страдающих героев почему-то совсем не трогают, ибо это никакой не Шекспир, а мы видели трагедии и покруче, хоралы и Рене Флеминг лучше воспринимаются в ином измерении, Тарковский - это наше все, так что - "руки прочь", в остатке - Брэд Питт, но его явно недостаточно, потому, что он уже убедительно высказался на заданную тему в фильме "Вавилон".
Вот собственно и все. Ах, да! Вспомнил. Во все времена истиные пророки были гонимы и побиваемы камнями, а здесь, как мы слышали, были получены все мыслимые награды Каннского фестиваля.

10
0
...
8 июня 2011
Фото Greyscale
Фото Greyscale

Greyscale о фильме «»

отзывы: 60
оценок: 119
рейтинг: 291
1
"Ответы на вопросы Вселенной" - коктейль из нудятины и пафоса

Пускай меня запишут в заправское портовое быдло, но этот фильм не затронул в мое душе ни одной струны. Нет, я не считаю, что эталон хорошего кино - это какой-нибудь "Месть боксера-6". Вдобавок к образованию философского факультета МГУ я честно люблю глубокие картины, затрагивающие масштабные и важные вопросы. Вот, скажем, "Однажды в Америке". Казалось бы, кто-то кого-то пристрелил, кто-то сел в тюрьму, кто-то кого-то подставил, а посмотришь фильм и понимаешь, что это - глубокое исследование таких важных для каждого вопросов, как дружба, любовь, предательство, месть.

С "Древом" все иначе. Если кто-то ожидал раскидистого смыслового "баобаба", можно расслабиться - дальше "многозначительных" фраз типа "нет счастья без любви" и "творите добро" дело не идет. Оригинально-с! В общем, "Древо" на поверку оказалось чахлым саксаулом. Когда я смотрел "Цитадель" Михалкова, меня по крайней мере распирало от эмоций. Пускай это были брезгливость, отвращение и негодование, но все же лучше, чем просто сидеть 2 с лишним часа в анабиозе.

Конечно, из тех, кто досидел до конца сеанса, многие в конце бурно аплодировали. Кто-то даже говорил о пережитом катарсисе. Но, подозреваю, большинству просто не хотелось показаться не слишком "продвинутыми" перед товарищами. Мол, как это я честно скажу, что не понял, о чем это вообще, и где тут глубокий смысл? Нет, лучше уж изобразить бурный восторг или даже убедить себя в том, что кино действительно чего-то стоит. Динозавры, гейзеры, планеты, сперматозоиды, водопады, скалы и песчаные карьеры - не может же это быть просто набором каких-то картинок из воображения Терренса Малика?! Должны же за этим всем таиться ответы на вопросы, волновавшие человечество на протяжении всей его истории?!

Нет, уж лучше буду быдлом и пойду на "Бунт ушастых".

8
0
...
10 июня 2011
Фото Кси Икс
Фото Кси Икс

Кси Икс о фильме «»

отзывы: 237
оценок: 236
рейтинг: 272
3

Фильм мне показался скучной и пафосной иллюстрацией прописных истин. Причем без попыток дать их так, чтобы дошли до серца. Нет. Именно пафосно, с тщательно вылизанной картинкой, очень долго и нудно, так, чтобы уже челюсти свело от скуки. Оба балла лишь за красоту главной героини и сцену с кошкой у нее на коленях, - только это и было живого в этом фильме.

0
0
...
8 марта 2012
Фото adult_young
Фото adult_young

adult_young о фильме «»

отзывы: 113
оценок: 574
рейтинг: 272
9
"Мать, Отец, вы боритесь внутри меня"

.
Фильм открывает 20-минутная сцена о зарождении жизни, космогонические пейзажи, лава в океане, делящиеся клетки, зародыш лягушки, и да, там действительно есть динозаврики (один из них даже плезиозавр). Понятно, что эта вставка должна рифмоваться с историей Джека, семья как микрокосм, дом из детства – вселенная ребенка, но как-то не очень выходит, долгие планы медуз – это совсем National Geographic. Хотя, может без этого ожидания, основная часть не работала бы так ошеломитель-но. Потому что дальше начинаются собственно воспоминания, которые благодаря искуснейшему мон-тажу кажутся настоящим отпечатком памяти. Не целые куски, но отдельные сцены, разговоры, моменты радости. Попутно Малик непринужденно показывает универсальную историю познания, первые ощущения и мысли, первая несправедливость, первая смерть. Отец и мать – безымянные архетипы, он – путь силы и воли, она – милосердие и доброта, и их вечная борьба в сердце человека. Питт отличный в нетипичной для него роли, а Честейн, кажется, иногда светилась, как могут только Мадонны со старинных полотен. Но главная сила в детях, Малик добился какой-то даже пугающей достоверности их игры, как будто это документальные семейные хроники. Есть, например, абсолютно гениальная сцена, где старший брат мирится с младшим, это такое проникновение в душу, такое попадание, что невозможно не растрогаться. Кроме того фильм безупречен с технической стороны, камера Эммануэля Любецки заставляет поверить, родительский дом с лужайкой – это и есть вселенная.
Куда грустнее то, что люди привыкли к одной только развлекухе, каждый из моих фоловеров в твиттере писал, что из зала выходили люди, да и на моем сеансе вышло человек двенадцать. «Древо жизни» не из разряда прикольно, этот фильм, как бы это пафосно не звучало, требует от зрителя соучастия. Это фильм о тех банальных и важных вещах, которые происходили с каждым, но которые все мы забыли. О потерянном рае, можно и так.

8
0
...
15 июня 2011
Фото parispring
Фото parispring

parispring о фильме «»

отзывы: 68
оценок: 76
рейтинг: 269
7

Фильм-проповедь с явным уклоном в философско-религиозную тематику. Как бы сказал мой научный руководитель: объект исследования – место человека во вселенной, предмет – противоборство естества = земной сущности человека и благодати = божьей сущности человека, заключение – единственно верный выбор в пользу второго. На примере истории одной семьи, фильм рассказывает о смысле жизни, который одним известен сразу, тогда как другие постоянно его ищут. Первые сразу идут правильной дорогой, вторые набивают себе шишки, время от времени сворачивая не туда. О том, что смысл есть и в счастье и в горе, ибо все, что происходит, подчинено какому-то высшему вселенскому порядку. Снято очень красиво. Понимание любви и места человека в мире, поиски своего я во вселенной, ощущение связи со всем живым, представлены зрителю в лучших традициях христианства. Так красиво о любви давно не рассказывали. Конечно, все чему фильм учит правильно и близко каждому, но раз уж не всем повезло родиться под счастливой звездой и ощущать легкость и покой на душе, и есть в этом море мятежные паруса, ищущие бури, то, может быть, и в этом есть какой-то замысел.

3
0
...
10 июня 2011
Фото Лариса Николаевна Никулина
Фото Лариса Николаевна Никулина

Лариса Николаевна Никулина о фильме «»

отзывы: 97
оценок: 151
рейтинг: 257
7

До авторского кино в стиле арт-хаус "Древо жизни" Малика на мой взгляд не дотянул... А для обычной голливудской драмы он катострофически затянутый и нудный.
Хотя с другой стороны, основная идея фильма - борьба мужского и женского, разума и чуства, добра и зла, вечного и конечного, - это очень сильно для обычного повседневного кино.
Смотреть и плакать, замирать и ужасаться. Так мало слов и каждое так точно подобрано.
Женщина, как на кочелях, зависающая в воздухе. Мужчина, который бесконечно любит свою семью, но от того, что они все не понимают его, от того, что они все другие, не такие как он, злоба перекрывает эту любовь.
Такая разная забота двух противоположностей. Как одинаково сильно родители любят своих детей, какие разные вещи они учат их делать, какие разные чувства приносят в их жизни, какие разные поступки вынуждают совершать.
Но все уж очень очевидно. Как на тарелочке. И еще эти вулканы и моря, и космос...

2
0
...
24 ноября 2011
Фото Герцогиня И. З. Вращенцева большеухая
Фото Герцогиня И. З. Вращенцева большеухая

Герцогиня И. З. Вращенцева большеухая о фильме «»

отзывы: 75
оценок: 80
рейтинг: 252
5

если у вас есть человек, которого нужно наказать за плохое поведение, но чтобы он об этом не догадался, приведите его на этот фильм и убегайте! депрессия гаду обеспечена.

вчера таким человеком оказалась я:) чччерт

2
0
...
21 июня 2011
Фото Ая Ая
Фото Ая Ая

Ая Ая о фильме «»

отзывы: 122
оценок: 141
рейтинг: 252
5
Когда фильм закончился, по залу пронеслось "ну наконеееец-то"


Фильм мне не понравился, не зацепил, откровенно утомил, а в некоторых местах хотелось просто хохотать!
Главную мысль фильма я поняла так: парень настолько переживает смерть брата всю свою жизнь, что в его сознании как добротные глюки намешались добро со злом, кротость с жесткостью, мама с папой, зарождение жизни и наконец бог, а вместе с ним рай и ад. Вот сидит он на высоком этаже в небоскребе на Манхэттене и томится от бессмысленности и пустоты жизни.
Единственное, что мне в этом фильме понравилось - это тема матери, женщины. Все остальное - какая-то нудятина.
И вот еще объясните мне, пожалуйста, зачем динозавр наступил на голову другому динозавру? Ладно они там появились, ладно бегали по экрану, как в лучшие годы у Спилберга, но на голову зачем наступил?!

П.С. а вот почему в трейлере показывают какие-то более менее связные кадры, а не всякую муть, из которой на 80% состоит фильм?)) и еще вот эта замануха типа "призер Каннского фестиваля" и все прочее.......

2
0
...
15 июня 2011
Фото Андрей Лагунов
Фото Андрей Лагунов

Андрей Лагунов о фильме «»

отзывы: 41
оценок: 41
рейтинг: 232
3
Гениально красивая скука

Казалось бы, в фильме присутствуют все аспекты гениального произведения: невероятно шедевральная работа операторов; красивейшие, впечатляющие картины и пронзительно трогательные кадры; реалистичная, почти документальная игра актёров, которой безоговорочно веришь и сочувствуешь...
Но, в целом, фильм оказался просто невообразимо затянут и наводит лишь какую-то непонятную тоску и скуку.
Поразительно и печально то, что имея столько потрясающих составляющих, фильм не произвёл такого же потрясающего впечатления...
Досматривал из надежды, что хоть что-нибудь произойдёт . Но увы...

6
0
...
10 июня 2011
Фото Фома Лосев
Фото Фома Лосев

Фома Лосев о фильме «»

отзывы: 69
оценок: 65
рейтинг: 224
9

Вначале отступление, несколько, хотя и очевидных, но крамольных мыслей.
1. О пользе сегментации. Ради любопытства наберите в имхонете что-нибудь типа Бах или Брамс. И вы попадёте на узкую группу людей, которым это нравится. Там нет споров о бессмысленном наборе звуков, простоте или сложности. То же в живописи, в меньшей степени литературе. Сегментация давно прошла. Разные, почти не соприкасающиеся группы, своего рода группы крови. Это просто факт.
2. О воспитательной силе искусства. Есть такое явление, что работники гаи и прокуратуры, этого исчадия нравственности, не любят Вагнера и Генделя. А работники консерватории - любят. С другой стороны, фашистская верхушка их любила, а вершина эволюционной цепочки- политбюро КПСС – нет. Т.е. никакого научного доказательства воспитательной силы искусства нет, и в это, как в Бога, продолжают верить только пожилые учительницы литературы.
3. О вреде культуртрегерства. Времена великого переселения из села в город канули в лету. И с ними канули эти записи на собрания сочинения Пушкина, мучительные попытки приобщиться к Достоевскому и Толстому. Теперь они мирно пылятся на полках библиотек. Ну не надо впихивать в человека «Войну и мир» или «Идиота», заучивать наизусть сцену князя Андрея с дубом! Это само придёт, или не придёт. Воспитывают в первую очередь родители, среда. И лишь в результате этого воспитания ты читаешь и слушаешь то, а не другое.
4. Об отсутствии связи между уровнем интеллекта и любовью к искусству. Это как с математикой. Есть математический склад ума, а есть нематематический, разные полушария. Впрочем, бывают исключения, но факт остаётся фактом: много умных людей понимают и любят математику, но не любят Достоевского и Кобо Абэ. Как есть люди, любящие философию, читающие Аристотеля и Канта, но не понимающие математику дальше сложения- вычитания.
5. О религиозности. Их мало, искренне верующих людей, которые часто думают о Боге, прочитали до конца хотя бы Новый Завет. Красящих яйца, ходящих в церковь, мечеть и синагогу - конечно больше, но не все из них делают вышеперечисленное.

А тут Теренс Малик! Сразу и специфический киноязык, и богоискательство, и Брамс! И при этом всё за 300 рублей! Примерно столько же стоит книга по высшей математике или набор дисков Генделя. Но все не кидаются их покупать, прихватив для комплекта колу и попкорн. Я не хочу никого обидеть. Кино Малика - это не свидетельство высокой нравственности, интеллекта – это просто другая группа крови. Подгаживают кинокритики – толмачи гламурных журналов, объясняющие почему Триер – хорошо, а Малик – плохо. Для них – это своего рода интеллектуальный вызов: как, чтобы я и не понял, не прочувствовал?! Не может быть! Следовательно, это Малик не понял и не прочувствовал, сделал всё не так. Им хочется ответить, перефразировав известный диалог Бога и Иова: где ты был, когда Малик окончил философский факультет Гарварда, писал диссертацию «Концепция мира по Кьеркегору, Хайдеггеру и Витгенштейну»? Не иначе писал что-нибудь о просветительной силе «Малой земли» или что-то в этом же роде. И эти люди непонятной профессии и мутного образования навязывают публики мнения что хорошо, а что плохо! Хочется дать совет в стиле профессора Преображенского: не читайте перед просмотром российских кинокритиков. Вы возразите, что мол, других нет. Так вообще никаких не читайте! Смотрите своим умом и сердцем. Это или ваше кино, или нет.
Если ваше, то всё на месте, всё понятно, гармонично и прекрасно. Фильм смотрится на одном дыхании и ощущения невероятные! А все типичные обвинения нелепы. Банальный сюжет? Борхес утверждал, что есть всего четыре сюжета, вокруг которых всё и крутится. Дискавери? Но что может быть более завораживающего, чем смотреть на ночное небо, на огонь, на текущую воду? Это необъяснимое, почти медитативное состояние, когда, кажется, что ты соприкасаешься с чем-то гармоничным, великом, что выше тебя. Зачем именно так, зачем про сотворение мира, про динозавров? Ну, это как в музыке: за одной нотой следует именно такая, а не другая, и получается гармония. Фильм абсолютно гармоничен, как музыка, которой он наполнен. Богоискательство? Ну, это у кого как: кто ищет, а кто нет.. Просто, повторяюсь, этих людей не так много. Поэтому, или ваше, или не ваше.
Другая группа крови, не умнее, не нравственнее, не образованнее – просто иные.

5
0
...
28 марта 2012
Фото Lara Bardina
Фото Lara Bardina

Lara Bardina о фильме «»

отзывы: 125
оценок: 359
рейтинг: 218
7

Я хочу написать рецензию для тех, кто хочет пойти посмотреть этот фильм и не знает каким оценкам верить: пяти звездам или одной.
Для начала хочу отметить, что это не стереотипное кино, к которому мы привыкли. Возможно даже соглашусь с прежним рецензентом - это видео арт и кинофильм, переплетенные между собой.
Итак, друзья: те, кто интересуется современным искусством, кто часами смотрит на выставках инсталляции творцов видео арта, кто хочет абсолютно атипичного кино о вечном, чтобы можно было пофилософствовать и поразмышлять о бытие - welcome. Скорее всего вы все уже его посмотрели и поставили по пять звезд.
Второй вариант: те, кто вроде интересуется современным искусством, но не всегда понимает с какой целью тот или иной художник выполнил эту "хрень", то в принципе вы, лучше не ходите в кино, если только очень хочется.
Ну и третий, самый распространенный вариант: те, кому положить на современное искусство, кто любит крутые навороченные фильмы со спецэффектами или сладенькие фильмы с красавчиком Брэдом Питтом, в которых он, кстати уже давно не снимается - прошу вас, умоляю не ходите на древо жизни. Вы весь фильм будете друг у друга спрашивать что же это перед вами за Х..ня, а когда надоест задавать этот вопрос, вы начнете ржать и придумывать в меру собственных возможностей варианты происходящего, озвучивая их на весь зал, мешая тем, кто понял что же это за Х..ня и наслаждается ею.

4
0
...
12 июня 2011
Фото Джон Сильвер
Фото Джон Сильвер

Джон Сильвер о фильме «»

отзывы: 198
оценок: 198
рейтинг: 216
5

Теперь понятно, почему Теренс Малик категорически не ходит на церемонии вручения чего бы то ни было. Ему вряд ли приятно видеть, что эволюция пришла в качестве своего конечного пункта к голливудской тусовке. Он все еще тешит себя иллюзией, что эволюция может дать какой-то другой результат.

Хотя вообще, ему плевать, скорее всего. У него своя история эволюции. И плевать ему вдвойне, что эволюцию в его изображении смотреть невыносимо скучно. По какой-то причине, ему интересно делать фильмы, усыпляющие даже дружественно настроенных кинокритиков. Жаба вылупляется из протоплазмы. Мама проповедует благодать. Струя гейзера. Трава. Радуга в воде от поливалки. Кто-то умер. Депрессивный мужик с лицом постаревшего хулигана поднимается в лифте, размышляя о непостижимом. Брэд Питт прислоняется к беременному животу. Мягкая ножка новорожденного. Тяжелая отцовская рука на загривке сына.

Так выглядит эволюция у Малика. Она несколько отличается от эволюции по Дарвину, надо сказать.

Жизнь Джека, техасского мальчика, переломилась в тот самый момент, когда погиб его брат. С тех пор ему ни черта не понятно, почему жизнь устроена так… Несправедливо? Глупо? Непостижимо…

Малик знает про мир, кажется, все. Осилив «Древо жизни», чувствуешь, что два с лишним часа ты не потерял, а некоторым образом приобрел. Приятно, когда тебе так аргументировано доказывают, что жизнь – дерьмо, но в ней что-то есть. После «Древа жизни» на сердце – благородная тяжесть, а в душе – легкая зависть к человеку, умеющему вот уже сколько лет так умело «разводить» спонсоров.

0
0
...
13 октября 2011