Фильм

Фильм Темный рыцарь: Возрождение легенды

The Dark Knight Rises (2012, США, Великобритания), IMDb: 8.4

Выбор «Афиши»
8.3
8.4
1/55

Последняя часть эпической трилогии Кристофера Нолана о Бэтмене

Спустя восемь лет, прошедших с событий, описанных в «Темном рыцаре», Брюс Уэйн (Бейл) живет затворником, забаррикадировавшись в собственном поместье, — костюм пылится, бизнес в руинах, бэтмобиль прозябает в забвении. Но однажды ловкая горничная (Хэтэуэй) украдет из его спальни ожерелье матери, а потом изящно нахамит, молодой полицейский (Гордон-Левитт) произнесет пятиминутную речь о том, как тяжело живется в приюте, особенно если всегда хотел быть Бэтменом, а другого полицейского (Олдман) подстрелит в подземелье неизвестный тип в маске (Харди), и Уэйн поймет — пора.

СтранаСША, Великобритания
Продолжительность2 часа 45 минут
Дата выхода16 июля 2012
Дата выхода в России26 июля 2012
Возрастное ограничение14+
Британский режиссер, сделавший блистательную карьеру в Голливуде (другой яркий пример: Альфред Хичкок). Поклонник пленки, ненавистник 3D и один из немногих постановщиков на «фабрике грез», имеющий право на финальный монтаж. Свою дебютную картину «Преследование» из-за отсутствия денег снял в элегантном черно-белом цвете (кстати, Нолан — дальтоник) — но быстро превратил это художественное решение в концепцию. Также в «Преследовании» режиссер очертил круг своих (главным образом экспериментальных) предпочтений в искусстве: это интерес к героям, неспособным адекватно воспринимать реальность («Помни», «Бессонница»), страсть к элементам жанра нуар (трилогия про Бэтмена), иллюзиям-ребусам («Престиж»), матрешечной конструкции сюжета (она же мизанабим) и, разумеется, к пространственно-временным завихрениям («Начало», «Интерстеллар», «Дюнкерк»). Последнюю страсть, кстати, разделяет младший брат Кристофера — Джонатан (сериалы «Подозреваемый» и «Мир Дикого Запада»), который написал сценарии, быть может, к лучшим его фильмам. Помимо этого, Нолан известен кубриковской холодной сдержанностью — как раз в хладнокровном формализме критики чаще всего его и обвиняют, а еще в драматургической неряшливости, логических несостыковках, злоупотреблении пафосом и, главное, ложной многозначительности. Все это, однако, не мешает ему оставаться одним из влиятельнейших режиссеров своего поколения.

Рецензия «Афиши» на фильм «Темный рыцарь: Возрождение легенды»

7Заключительный фильм трилогии — в прямом и переносном смысле

Спустя восемь лет, прошедших с событий, описанных в «Темном рыцаре», Брюс Уэйн (Бейл) живет затворником, забаррикадировавшись в собственном поместье, — костюм пылится, бизнес в руинах, бэтмобиль прозябает в забвении. Но однажды ловкая горничная (Хэтэуэй) украдет из его спальни ожерелье матери, а потом изящно нахамит, молодой полицейский (Гордон-Левитт) произнесет пятиминутную речь о том, как тяжело живется в приюте, особенно если всегда хотел быть Бэтменом, а другого полицейского (Олдман) подстрелит в подземелье неизвестный тип в маске (Харди), и Уэйн поймет — пора.

Кристофер Нолан, семь лет назад взявшийся перерабатывать кейновский ­комикс, на протяжении двух фильмов старательно пытал неглупого, но плоско­го комиксного персонажа скучными воззрениями, изобретательно сгущал тьму и усложнял его психологический портрет до такой степени, что казалось — дальше усложнять уже некуда. К третьему прекрасная дружба, мучительная для обоих, дошла до логического финала: «Возрождение» — фильм про Бэтмена без Бэтмена, из заявленных трех часов полтора Брюс Уэйн просидит в колодце, раздумывая над тем, что последние восемь лет его жизни явно прошли как-то не так. Возможно, это и есть лучший способ воспитания, что-то из разряда китайской пытки: если долго капать на одно и то же место, есть вероятность, что рано или поздно обиженный поднимется и даст сдачи. Из-за напускной нолановской тяжеловесности, кажется, впервые робко лезет наружу довольно очевидная, но почему-то до сих пор не приходившая в голову мысль, что перед нами — комикс, а не «Война и мир». То тут, то там торчат детали: Гордон-Левитт возвращает героям потерянные мотивации, а сюжету — то и дело норовящую ускользнуть логику. Гэри Олдман выразительно говорит: «Это был Бэтмен»; плачет Майкл Кейн, приговаривая «не сберег»; хмурится лучший человек на свете — Кристиан Бейл, а когда в кадр заходит Энн Хэтэуэй, вообще начинает казаться, что экран сейчас взорвется. Громкие слова, высокие идеи, левацкие заявления и социологические обобщения — где-то на уровне параллельных сюжетов, в кадре же — какая-то сложносочиненная дискотечная энергия. От «Возрождения» остаются не миллионы обезумевших от внезапной власти горожан, не мизантропический посыл и не антикапиталистическая линия, а то, как кружатся снежинки, люди идут по льду, Гордон-Левитт, взяв чемодан, уходит в другой фильм (вероятно, к Райану Джонсону), и ощущение, что в тот момент, когда станет ясно, что не стоило так стараться ­ради спасения людей, тебе скажут: «Ну что ж, мы оба лузеры», поцелуют — и будет порядок.

24 июля 2012
9Сломленный герой

Зрелищная готическая драма с упором на социальные протесты и колоритных злодеев выглядит довольно актуальной даже для современности, несмотря на то, что в центре нее – все еще герой известных комиксов, придуманный Бобом Кейном и Биллом Фингером несколько десятилетий назад. После "Темного рыцаря" завершение трилогии стало невероятно амбициозной задачей для Кристофера Нолана, у фильмов которого к настоящему моменту появилось столько фанатов, что они в прямом смысле слова готовы бороться с неугодными кинокритиками еще жестче, чем в случае со "Мстителями" (2012).

Однако трагический инцидент с денверской стрельбой в кинотеатре на показе заключительного фильма в трилогии Кристофера Нолана вряд ли имеет к этому отношение, хотя, безусловно, омрачил жертвами праздничные настроения, по случаю выхода картины в прокат. Там лента "Темный рыцарь: Возрождение легенды" (2012) имеет все шансы побороться за достижения предшественника, обосновавшиеся около уровня в 1 млрд. долл. США. Создатели истории в полной мере попытались соблюдать ее преемственность: сценарий готовили Кристофер Нолан и его брат Джонатан, а также Дэвид С. Гойер. В числе продюсеров оказались те же Чарльз Ровен и Эмма Томас - супруга режиссера.

Авторы фильма переосмыслили сюжеты некоторых комиксов о Темном рыцаре, и фанаты непременно увидят в картине знакомые моменты. Самому Бэтмену или Брюсу Уэйну (Кристиан Бэйл) предстоит пройти непростой путь супергероя, почти банкрота, готового навсегда удалиться от дел, но находящего стимулы вернуться к защите слабых. Жизненная драма героя вовлекает его в водоворот событий, устроенный различными персонажами, в число которых создатели аккуратно ввели новые лица. Рядом с Бэтменом на этот раз будут сразу две женщины: богатая филантроп Миранда Тейт (Марион Котийяр из комедии "Полночь в Париже") и ловкая авантюристка Селина Кайл (Энн Хэтэуэй), которую теперь совсем немногое отделяет от образа Женщины-кошки.

Злодей Бэйн (Том Харди) хотя и брутален, но далеко не столь экспрессивен, как его предшественник Джокер, да и для Харви Дента места в новом сюжете не нашлось. Жаль, что и для Загадочника тоже. С другой стороны, образ Бэйна у Тома Харди стал по характеру почти полной противоположностью роли актера в комедии "Значит, война". Влияние социального протеста на жизнь города Готэма оказывается как никогда сильным, но экшен-сцен и эпизодов насилия в сюжете стало ощутимо меньше, зато прибавилось диалогов, эмоций и переживаний. На втором плане, помимо Энн Хэтэуэй, выделяется уже не столько комиссар Гордон (Гэри Олдман), сколько молодой полисмен Джон Блейк (Джозеф Гордон-Левитт).

Постаревший дворецкий Альфред (Майкл Кейн из блокбастера "Путешествие 2: Таинственный остров") всего в нескольких эпизодах создает невероятно убедительную драму попечителя, поверившего в то, что супергерои не вечны. На контрасте Люциус Фокс (Морган Фриман) до сих пор готов трудиться над техническими новинками в корпорации Wayne Enterprises. Большое количество разных камео, вдохновленных прошлыми частями, покажет зрителям Киллиана Мерфи (из триллера "Красные огни") и Лиама Нисона, в этом году мелькавшего в фильмах "Схватка", "Гнев титанов" и "Морской бой", а среди новых лиц на несколько минут объявится Дэниэл Санжата из экранизации "Очень опасная штучка".

Новый фильм обошелся создателям в 250 млн. долл. США, но в отличие от картин "Джон Картер", "Люди в черном 3" или "Новый Человек-паук" бОльшая часть этих денег пошла именно на улучшение качества картинки, а не в маркетинговые бюджеты, что подтверждается на уровне визуального ряда уже с первых кадров. Оператор трилогии Уолли Пфистер давно работает с Ноланом и до сих пор готов удивлять самыми причудливыми перспективами и полетами камеры, спускаясь с небесной высоты до близости рукопашного боя.

Вообще, сам дизайн декораций завораживает масштабами и вниманием к деталям на любом уровне, и даже спецэффекты вкраплены в сюжет со знанием дела, проявляясь под величественные музыкальные темы маэстро Ханса Циммера. Продолжительность IMAX-сцен возросла более чем вдвое, в сравнении с "Темным рыцарем" (2008), и красочность картинки где-то легко превосходит уровень прошлогоднего боевика - "Миссия Невыполнима: Протокол Фантом" (2011). Отдельного комплимента достойна массовка. Речь даже не о том, что Нолан ухитрился вовлечь в проект футболистов Pittsburgh Steelers, а просто о невероятном количестве людей и слаженности их поведения на экране, усиливающих эффект эпичности происходящего.

Вердикт: фильм "Темный рыцарь: Возрождение легенды" в поисках наилучшего завершения эпической трилогии пытается угодить самым разным интересам поклонников. В сюжете стало меньше динамики, насилия, схваток и стрельбы, зато там определенно прибавилось драматических страстей, а блестящий актерский состав без труда увлекает зрителя в приключение длиною почти в три часа, оставляя с мыслью о том, что такая история о Бэтмене должна продолжаться, пусть, даже в формате уже новой трилогии от режиссера Кристофера Нолана.

Полный текст на GameScope.ru

20 июля 2012
12/10

Очень грустно, когда тебе всего-то третий десяток, а поразить до глубины души способны лишь человеческая тупость, наглость и желание заработать денег любой ценой.
В моей голове никак не стыкуется, как, КАК Нолан мог снять это убожество, длинной в два с лишним часа, и потратить на это 250 млн. долларов.
Я не понимаю, откуда все эти положительные рецензии на кинопоиске и тут, на афише. Я не заметила вчера ни одного человека, выходящего из кинозала, кто был бы в диком восторге. Мне горько и обидно, потому что на мне, и на всех нас тупо зарабатывают деньги, не вкладывая ни кусочка души. «Темный рыцарь» 2008 – был шедевром. «Начало» – тоже. А здесь… кроме сексуальной задницы Энн Хэтуэй я не увидела ничего.
минус 3 часа моей жизни.

28 июля 2012
3

Сразу хочется оговориться: если бы снимал не автор "Бессонницы" и "Помни", а Федор Бондарчук или какой-нибудь Ли Тамахори, фильм можно было бы смело провозглашать прорывом. Но Крис Нолан... у зрителя, хотя бы шапочно знакомого с его творчеством "Возрождение легенды" вызовет горькое разочарование.

Тревожные симптомы "Темного рыцаря" здесь достигли масштабов настоящего бедствия. Потуги на ансамбль, "Бетмен без Бетмена", пока главный герой снова сидит в яме и рефлексирует на тему того, нужен ли страх, чтобы быть крутым, или не нужен, сволочи ли люди от природы или святые, хронометраж растягивают скучнейшими побочными линиями. Некоторые герои просто криво прикручены к повествованию сбоку. Очевидно, персонаж Гордона-Левитта был добавлен на поздних этапах работы, когда стало окончательно ясно, что сюжет вообще-то нехило буксует. И вот, откуда не возьмись, появляется офигевший мент, который неведомо откуда знает все тайны Бетмена/Брюса и на протяжении всего действия выполняет роль "слов автора". Плохая новость: сюжет буксует даже с Левиттом, который ближе к концу уже просто начинает откровенно раздражать.

И Левитт - далеко не единственная проблема кастинга. Ближе к концу уже хочется закрыть глаза при виде Котияр, которая играет просто чудовищно. Наиболее драматичные сцены с ее участием вызвали в зале издевательские усмешки. Впрочем, фантастически несуразными получились и некоторые другие сцены. Хорошо хоть на Хэтэуэй в обтягивающем костюме можно смотреть бесконечно.

Отдельного пинка заслуживает финал. Не буду говорить, что именно там происходит, но этот дешевый трюк мы за последние полгода уже наблюдали, наверное, в дюжине полнометражных фильмов и сериалов. Нолан, который всегда славился нестандартным подходом, просто взял самый заезженный и навязший в зубах штамп за последнее время, и прощения ему за это нет хотя бы потому, что он Нолан.

А ведь самое обидное, что на этом материале можно было сотворить настоящий шедевр. Талант художника, режиссера, оператора и композитора, колоритный главный злодей (правда, в финале его потенциал просто угроблен авторами) и неограниченный бюджет. Печально, но факт: большие деньги портят талантливых режиссеров. Они становятся ленивыми и начинают искренне полагать, что разрушение целого города на экране с лихвой искупляет убогую игру, плоские диалоги и злоупотребление штампами.

В идеальном мире после "Возрождения легенды" у Нолана отбирают все деньги, сажают на год в колодец, а потом дают шанс начать новую жизнь, $ 6000 бюджета и заставляют писать "Преследование 2". Жаль, но в реальности нас максимум ждет очередной безумно дорогой, но при этом совершенно пустой фильм с каким-нибудь Гордоном-Левиттом.

27 июля 2012
9

После семи лет затворничества Брюс Уэйн снова надевает маску. "Готэм должен быть разрушен!" - во всеуслышание заявляет его могущественный противник Бэйн, и супергерой больше не может сидеть сложа руки. Впрочем, в первой же драке темный рыцарь потерпит сокрушительное поражение и дальше будет преимущественно сражаться с самим собой...

Грандиозное кинополотно (грандиозное и по замаху, и по теме, и по цене и даже по продолжительности) оставляет зрителя в некотором трансе. Когда идешь на Бэтмена, в последнюю очередь ожидаешь увидеть остросоциальное философское кино - но у Нолана получилось именно так. В образе Бэйна узнаются самые кровавые диктаторы 20 века - начиная от Гитлера и заканчивая Пол Потом. История о Готэме (читай - Нью-Йорк), который оказался захвачен "властью народа", перестает быть сказкой и превращается в совершенно жуткую антиутопию.

Язык не поворачивается назвать "Возрождение легенды" продуктом индустрии комиксов - все это сделано настолько серьезно и настолько по-взрослому, что меня в какой-то момент начал раздражать весь этот карнавал с мышиной маской. В последней сцене уже, кажется, сам Бог велел Бейлу играть без маски - но нет, он все равно супергеройски ее натягивает. Собственно, все недостатки, на мой взгляд, крутятся вокруг этой дани традициям супергеройского кино - Бэтмену нужно помучиться прежде чем снова вернуться в дело, ему нужно раскрыть тайну своего врага, его должны предать близкие. Но все эти банальности оказываются здесь очень к месту - они не позволяют тем жути и мраку, которые рисует Нолан, сгуститься окончательно.

И показательно, что в нелегкой борьбе со злом простые люди оказываются не менее полезны, чем Бэтмен. Единый порыв, в котором выбравшиеся из подземелий полицейские бросаются на бой с мятежниками, воодушевляет не меньше самоотверженного подвига супергероя. Все это настолько необычно для комиксов и настолько отвечает духу времени, что новый "Темный рыцарь" автоматически поднимается на несколько позиций выше, чем "Мстители" и всякие другие блокбастеры.

20 июля 2012
3Мышиная охота

После инцидента с Харви Дентом и Джокером, Брюс Уэйн (Бэйл) закрылся на 8 лет в своем особняке, перестал бриться и общаться со всеми, кроме старины Альфреда (Кейн). Но как-то раз к нему в дом проникает кошкоподобная воровка Селина (Хэтуэй), а где-то под Готэмом готовит свою революцию преемник идей Ра’с аль Гула, лысый амбал в намороднике, Бэйн (Харди). Когда уже абсолютно всем становится понятно, что дела плохи, Бэйл снова одевает свой залежавшийся костюм и отправляется спасать Готэм, новую подружку (Котийяр), Джима Гордона (Олдман), правильного сержанта Блейка (Гордон-Левитт) и автобус с сиротами.

Как только в сценаристе Нолане нежданно-негаданно просыпается мишка Тедди в звездно-полосатом цилиндре, «Возрождение» ступает на территорию уидоновских «Мстителей», которые одной левой отправляют ушастого миксфайтера в безоговорочный нокаут. Концентрация самопожертвований, патетики и прочих O say, can you see, by the dawn`s early light на один квадратный миллиметр просто зашкаливает — но, в отличие от марвеловской развеселой пропаганды демократичных ценностей, здесь самоиронией и не пахнет — персонажи в дурацких костюмах старательно чеканят в зависимости от идеологической ориентации крамольные или законопослушные мысли. Хотя, как известно, умение посмеяться над собой — признак куда большего ума, чем напускная интеллектуальность. Особенно, если у тебя в голове опилки, да-да-да.

Монструозная по хронометражу последняя часть нолановской трилогии становится заложником своей нарочитой серьезности и никому не нужной реалистичности — если в «Темном Рыцаре» весь дистиллированный пафос шел как бы в противовес склонному к истеричной анархии Джокеру, который как ребенок удивлялся беспрецедентной серьезности окружающей среды, то в «Возрождении» нет человека на противоположной стороны детской качельки, и зрителю просто скучно от перспективы просидеть почти три часа задницей на песочке. Отсутствие сколько-нибудь адекватного злодея (центнер мяса в маске, конечно, харизматичен, но не настолько, чтобы нивелировать творящийся вокруг идиотизм) обнажает огромные дыры в плаще Бэтмена: становление героя происходит по канонам «Кикбоксера» с Ван Даммом и, что вообще дикость, «Карате-пацана»; необязательный любовный треугольник разваливается из-за откровенно скучающего Кристиана Бэйла, который на роль мстителя в маске, не подходит уже только потому, что обладает далеко не самым кинематографичным подбородком.

Безусловно, финальный аккорд в истории о Бэтмене вызовет в обществе закономерный резонанс, потому что Нолан — прекрасный менеджер и идеальный психолог, который манипулирует своей целевой аудиторией получше, чем любая Стефани Майер. При этом, попытки Нолана-режиссера снять какое-то оригинальное напоминают песню ЧиЖа: «а не выдумать ли мне новый жанр», — ну и понятно, чем все заканчивается. Оглядываясь на всю трилогию в целом, стоить признать, что нолановская мрачная бэтмениада — это ярчайший пример того, как с помощью простых кинематографических приемов можно сделать по-настоящему языческий культ поколения, выражающих эмоции скобочками. Поколения, которое превратило самого скучного героя комиксов в мессию, а взбалмошного Джокера — звезду статусов на фейсбуке. Обратите внимание, с момента выхода «Темного рыцаря» прошло целых четыре года, но ответа на его главный вопрос мы так и не услышали, а лишь еще раз повторили про себя: why so serious?

«Может, в следующий раз, а сейчас пора спать…»

27 июля 2012
Все отзывы
Увлекаться кино начал в 11 лет, когда увидел, что недалеко от его дома проходят съемки боевика. Вдохновившись, стал экспериментировать с камерой и снимать любительские короткометражки. Однако его профессиональная карьера началась с теленовостей — хотел продолжить журналистскую династию, которую начали его дед и отец. Оттачивая репортажный стиль съемки, Пфистер все же не забывал о кино — и когда Роберт Олтман искал оператора-новостника, чтобы добавить в мини-сериал «Таннер» на НВО несколько документальных кадров и интервью, Пфистер показал себя во всей красе. Работал почти над всеми фильмами Кристофера Нолана (поэтому, например, отказался от экранизаций романов о Гарри Поттере). В 2014 году состоялся его режиссерский дебют — технологическая антиутопия «Превосходство» с Джонни Деппом.
Читайте также
Лучшие фильмы про супергероев
Лучшие фильмы про супергероев
20 декабря 2020
Фильмы с Томом Харди
Фильмы с Томом Харди
29 ноября 2020
10 фильмов, которые обвиняли в призыве к насилию
10
фильмов, которые обвиняли в призыве к насилию
3 октября 2019
Все фильмы и мультфильмы про Бэтмена
Все фильмы и мультфильмы про Бэтмена
18 января 2019