Киноафиша Москвы

Фильм «Пока город спит»

While the City Sleeps (1956, США)

оценить
Кино: «Пока город спит»
Кино: «Пока город спит»
Как вам фильм?
Фото пользователя
  • 10
  • 9
  • 8
  • 7
  • 6
  • 5
  • 4
  • 3
  • 2
  • 1

Лучшие отзывы о фильме «Пока город спит»

Фото M_Thompson
отзывы:
1370
оценок:
1383
рейтинг:
538
7

Разоблачающий цинизм и меркантильность «желтой» прессы фильм-нуар от Фрица Ланга, знавшего в этом толк. В городе, пока он, собственно, спит, орудует сексуальный маньяк и убийца в одном лице, точней, довольно неприятной и скользкой физиономии Роберта Меннерса (Джон Берримор). Его прозвали «Убийцей с губной помадой», с одной стороны, чтобы потроллить, с другой – чтобы поточней дать ему описание, в этом был свой резон. Параллельно с этим в одной из нью-йоркских газет меняется владелец, и руководство на себя берет не очень умный, не очень разбирающийся в тонкостях профессии, сын бывшего владельца (Винсент Прайс), который объявляет трем своим работникам, что тот, кто поймает или просто вычислит убийцу, получит пост главного редактора в газете. У каждого есть свои причины прийти к финишу первым, поэтому гонка будет нещадная. Парни пойдут на любые хитрости, будут рисковать жизнями! Правда, не своими.

Предпоследний фильм Фрица Ланга на территории США. Оба последних фильма были частью контракта с RKO, переживавший на тот момент кризис, который привел к ликвидации культовой огромной студии. В связи с этим, бюджет был выделен весьма скромный, поэтому каких-то технических особенностей, о которых стоило бы тут поговорить, не найдется. Единственное, что может сразу броситься в глаза, Ланг отказался от привычного освещения кьяроскуро. Более того, некоторые ключевые сцены фильма и вовсе пересвечены так, что все тени буквально исчезают. С одной стороны, это был шаг в более современное кино, но с другой – визуально и атмосферно «Пока город спит» страдает от отсутствия световой глубины и эстетически проигрывает другим, стилистически более элегантно выверенным нуарам Ланга. А некоторые и вовсе считают это последствием проблем режиссера со зрением, которые тот испытывал в те годы.

Несколько изменился и почерк самого режиссера. С одной стороны, «Пока город спит» довольно прост и прямолинеен в нарративном отношении. С другой, Ланг в своей стилистике более агрессивен, чем то было ранее. Как дань наступающим временам, в фильме значительно повышен градус эротизма, который, к тому же, завязан еще и на тему насилия. Сцены убийства теперь не такие дистанцированные, предлагают большее эмоциональное содержание, и могут вызвать у современного зрителя больший интерес, чем привычный символизм нуаров Ланга 40-х. Более того, в некоторых планах кадры с убийством склеены с субъективной съемкой, ставя зрителя на место убийцы.

«Пока город спит» вызывает ассоциации с более ранним, и более культовым фильмом немецкого режиссера – «М: Город ищет убийцу». Конечно, параллели с «М» не добавят новой картине каких-то плюсов. К примеру, не потянут подобного сравнения актеры. Операторская работа тоже не вызывает воодушевления. Но, с другой стороны, на этом сравнении можно увидеть разницу между тем временем и местом, и новым. Там, где жители немецкой столицы бросали все, собираясь в группы, и поимку маньяка сделали главной своей целью, американское общество, мягко говоря, относится более чем спокойно, к происходящим в городе убийствам. Более циничное время наложило свой отпечаток – для них теперь это всего лишь острые новости из горячих утренних газет. Лицо на фотографии.

Эта тема с циничным отношением средств массовой информации к жизни и смерти вообще находит довольно интересное прочтение. В более ранних своих картинах Ланг буквально восхищался технологическими возможностями и достижениями современного мира. Телефоны, телетайпы, сигнальные системы – все это являлось неотъемлемой частью сюжета. Не исключение и этот фильм, однако, изменились интонации, изменилось отношение автора к средствам коммуникации. Понятное дело, что не в них проблема, и не они причина. Средства информации – это лишь орудие в руках людей. И, если общество изменилось в эту сторону, то почему бы об этом не рассказать. Ланг явно не был в восторге от тенденций в современной морали, отсюда и столь местами злое настроение, буквально пропитавшее последнюю главу голливудской истории режиссера.

0
0
...
6 декабря 2012