Все отзывы о фильме

Все отзывы о фильме Выход через сувенирную лавку

Exit Through the Gift Shop (2010, США, Великобритания), IMDb: 8

Выбор «Афиши»
7.9
8

Рецензия «Афиши» на фильм

5Саморазоблачительный фильм о современном искусстве

Молодой мужчина с закрытым капюшоном лицом (рядом титр: «Бэнкси») сооб­щает, что хочет рассказать историю про человека гораздо интереснее, чем он сам. История такая: довольно нелепый француз по имени Тьерри Гетта, владелец пышных бакенбард и магазина винтажной одежды в Лос-Анджелесе, покупает видеокамеру и начинает снимать все подряд, от семейных обедов до походов в туалет. Однажды он узнает о странном хобби кузена — исподтишка украшать стены до­мов мозаиками с персонажами видеоигр. Кузен — один из пионеров мирового стрит-арта. Несколько лет Гетта повсюду следует за ним с камерой и постепенно знакомится с его коллегами: один пририсовывает к столбам тени, другой расклеивает по миру плакаты со словом «Подчиняйся», третий — сам Бэнкси — малюет на стенах крыс, пилит телефонные будки и развешивает фальшивые картины в музеях. Две вещи происходят одновременно: стрит-арт становится чудовищно модным и дорогим, а его творцы неожиданно понимают, что их единственный летописец, Гетта, — больной человек, заведомо неспособный составить из тысяч часов отснятого им материала давно обещанный документальный фильм о движении. Тогда сам Бэнкси берется монтировать из его кассет ленту «Выход через сувенирную лавку» и советует Гетта тем временем заняться искусством.

Кинодебют самого знаменитого анонима в мире (впрочем, кто может поклясться, что это и вправду фильм Бэнкси?) — в своем роде несомненное достижение, даже шедевр: при скромном масштабе это идеальная черная кинодыра, к фина­лу высасывающая из зрителя абсолютно все мысли об обсуждаемом предмете — современном искусстве. Хочется повторить по слогам: это немного нудный, технически подробный документальный фильм, который один, возможно, придуманный персонаж делает про второго, сначала хотевшего снимать фильм про первого, но потом ставшего вместо этого его подражателем. То, что фильм, вероятно, псевдодокументальный — часть многоходовой мистификации с привлечением «Википедии», Би-би-си и певицы Мадонны, — не делает его более захватывающим, хотя способность создателей не поддаться к концу соблазну безумия в духе, скажем, фильма «Зелиг» вызывает безусловное уважение. Какие-либо эмоции тут возникают только однажды — когда Бэнкси и прочие арт-вандалы довольно безуспешно пытаются сформулировать, почему их творчество более ценно, чем поделки наивного француза. Впрочем, и эта неловкая ситуация тоже, конечно, тщательно спланирована таинственным кукловодом.

26 апреля 2010

Лучшие отзывы о фильме «Выход через сувенирную лавку»

    • 9

      Блестящее, остроумное и бойкое кино, размышляющее о взаимоотношениях талантов и посредственностей и о месте стрит-арта в современном искусстве . На примере человека, лишенного способностей, зато увлеченного и поощряемого гениями, показывается, как легко он становится новой звездой; всего лишь сам поверив в это. А публика и не замечает подмены. Повод для тусовки есть - значит, все в порядке.
      Главный вывод: искусство не может быть массовым, лучше всего, когда оно вообще на грани закона. Трудно жить в мире, где каждый второй мнит себя писателем или фотографом (или кинокритиком).
      А что может сделать талантливый человек против посредственности? По большему счету, только высмеять его. Впрочем, уже не мало.
      Даже если фильм постановочный , это не отменяет его гениальности. Даже наоборот. Хороший обман - тоже искусство. А хороший анекдот - вообще редкость.

      14 мая 2010
    • 9

      ГОЛЫЙ КОРОЛЬ
      Мир сошел с ума! Люди и не люди вовсе, а зомби, которые забыли свое прошлое и перешли на фаст-фуд в быту, искусстве и отношениях. Мира больше нет – есть только то, что ВЫ сами думаете о нем. А человек, как известно, существо не совершенное, то и мысли о самих себе приобретают оттенок глупости и тупого заблуждения.
      Увидев такой чудный трейлер, решил посмотреть сие творение. Тем более, что слышал о фильме много хороших отзывов коллег, да и фигура автора, как оказалось, более чем одиозная. Художник графити Бэнкси создал документальный «памятник» поколению next, рассказав историю "парня-золушки" ХХI века.
      Терри псих. Его ахилесова пята – смерть матери, когда ему было 11. Родственники увезли его подальше от трагедии. Он не видел мертвую мать, не видел похорон... с тех пор он боится пропустить самое важное - свою жизнь. Став взрослым, он взял видеокамеру и начал снимать. Все подряд: себя, случайных людей, жену, родных детей... Он наснимал километры пленки, пока не встретил ребят, что по ночам клеют на стены принты и расписывают поверхности из балончиков с красками. Теперь он начал снимать их, надеясь сделать фильм о ночных обитателях улицы.
      Ему позволил снимать даже Бэнкси, признанный лидер стрит-арта. И тот стал тенью знаменитого художника. Но Терри псих. И вместо документального фильма о смонтировал психоделический фильм ни о чем. Сотни уникальных видеозаписей в руках «обезьяны» превратились в хлам. Увидев как бы фильм, Бэнкси посоветовал Терри вернуться в Америку и наклеить пару принтов на стене. Но Терри псих. Он это воспринял по-своему и стал художником. Художником круче самого Бэнкси. Таким крутым, что даже Мадонна заказала ему обложку своего сборника лучших песен.
      Терри стряхнул кистью на изображение Джексона в стиле Энди Уорхола и заработал 10 тысяч баксов. Поменял цвета (естественно не собственными руками, а благодаря работе целой команды нанятых профессионалов) – и продал картины за 50 тысяч. Изобразил на холсте нечто непонятное – и люди, боясь опростоволосится, признали его гением. И никого не нашлось, чтобы заявить, что Король то – голый. Даже Бэнкси отказался от своих художеств в знак протеста этому миру, у которого съехала крыша! Так жить нельзя – но все живут в пространстве иллюзий. То ли по инерции, то ли потому, что наш мир действительно стал таким ужасным, что современному человеку только и хочется, что убежать, скрыться в зазеркалье собственного воображения.
      Фильм отличный, потому что детали картины снимают шоры с наших глаз. Пусть хоть на полтора часа, что длится история. Это уже кое-что!!!

      29 мая 2010
    • 9

      Странно, что этот фильм не рекламируют, а следует.
      Сюжет не имеет никакого отношения ни к лавке, ни к сувенирам. Это фильм про уличную культуру - street-art. Это документальный фильм с юмором - давно я столько не смеялась и давно мне не было так интересно смотреть на экран кинотеатра.
      Смысл фильма в том, что художник это не тот кто считает себя таковым, а тот кто им является. Ироничный укор современному обществу, которое все хавает без разбора. И о том, что сейчас, при нужной рекламе и связях, можно даже банановую кожуру на аукционе продать за пару миллионов долларов.
      Фильм отличный - очень рекомендую!

      31 мая 2010
    • 7

      С каждой эпохой искусство становилось всё более и более синтетическим, пока, наконец, не вышло в город. Первой ласточкой было граффити, неизменным атрибутом которого является баллончик с краской. Но основной принцип современного изобразительного творчества – тиражируемость, и вот на стенах стали использоваться трафареты и принт-наклейки, быстрые и удобные, но уникальные – элементы стрит-арта. Бэнкси – живая легенда стиля, анонимный гений, отметившийся во многих городах мира, чьи работы продаются за рекордные суммы и украшают самые известные галереи; сейчас тот, кто осмелился бы арестовать «вандала», рискнул бы больше, чем сам мастер, удостоившийся многомиллионных штрафов за разрисованные здания. Теперь он – ещё и кинорежиссёр, а его дебют – пожалуй, первый (псевдо?)документальный фильм об отличии искусства от бизнеса, посвящённый нынешнему веку – времени, когда кажется, будто деньги стали единственной сущностью любого дела. Но главный герой фильма – не сам Бэнкси, а француз Терри из Лос-Анджелеса, который, получив в детстве психологическую травму, помешался на видеокамере – снимал всех и всё каждую минуту своей жизни, пока не стал личным оператором своего двоюродного брата, стрит-артера Space Invader (Космического Захватчика). Обрастая всё новыми знакомствами, Терри задался целью запечатлеть на плёнку всех прославленных стрит-артеров за работой под предлогом съёмки документального фильма, ради чего совершил невозможное: втёрся в доверие к неуловимому Бэнкси. Осторожно, далее – спойлер! Бэнкси, из самых лучших побуждений вдохновив Терри на собственные занятия искусством, нечаянно превратил психа с камерой в M.B.W. (Mister Brainwash – Мистер Мозгоправ). За этими тремя буквами скрывается подлинный монстр масскультуры, простодушный маркитант, сообразивший своим недалёким умом, что именно «пипл хавает» с наибольшим аппетитом и угрохавший все средства на команду дизайнеров, скульпторов, инсталляторов, организовавших грандиозную выставку за него. Проект окупился: сейчас M.B.W. сказочно богат, популярен, востребован, расхвален публикой и критикой, не умея при этом ни-че-го вообще – не нужно что-то рисовать, лепить, строить, когда достаточно открыть альбом по искусству и содрать идею у Энди Уорхола или Бэнкси, предоставив её воплощение другим! Символ искусства общества потребления: невежественные кумиры для невежественной толпы. Если за работами Бэнкси стоят оригинальная фантазия, острый социальный или политический смысл, дерзость анархиста наравне с художественным вкусом в использовании возможностей пространства, то безобидный «эпатаж» Мозгоправа только развлекает. Если Бэнкси делает свои образы узнаваемыми, то Мозгоправ делает узнаваемые образы своими. Поэтому Бэнкси уже вписал своё имя в историю мировой культуры, а M.B.W. если и будут помнить, то только благодаря этому фильму. Кому-то могло показаться, что со стороны Бэнкси было не слишком этично провести дополнительный пиар своей персоне, спалив при этом с головой главного конкурента на рынке и доказав: я – настоящий художник, а он всем обязан только мне. Однако думается, что дополнительная слава Бэнкси не нужна, использование биографии и видеоархивов Мозгоправа было с ним согласовано, а фильм призван удержать зрителя от поклонения ложным ценностям и показать романтику андеграунда, в котором только и может существовать искусство. «Выход через сувенирную лавку», как и все творения Бэнкси, непредсказуем от начала до конца, убедителен, доходчив и непримиримо сатиричен, прост и краток (полтора часа экранного времени), но полноценно насыщен авторской позицией и почерком. И даже самоироничен: Бэнкси, отличный художник, ставший отличным режиссёром, смотрит на паршивого режиссёра, ставшего паршивым художником, как на своё отражение в кривом зеркале. Или же оно не кривое, а Мозгоправ – персонаж, выдуманный Бэнкси?.. Но, в конце концов, не всё ли равно, где правда, а где мистификация, когда появляется ещё один фильм, достойный просмотра!

      20.05.2010
      Комментировать рецензию

      20 мая 2010
    • 7

      Хорошо. Такое типа документальное кино о проблемах современного искусства...
      Также хорошо тем, что, к изумлению бомонда, оный бомонд одна единственная посредственность, которую представители высокого чистого искусства использовали и над которой возможно хорошенько потешались, хорошенько в итоге поимела. И представители бомонда честно и непосредственно в этом признались. К нашему вящему удовольствию и развлечению.
      Картина в чём-то интересная, в чём-то ценная, а в чём-то и коммерческая, что ли... как некий будто бы призыв не верить некоторым личностям, которые в угоду собственному самолюбию наживаются что ли на творческом мире, на любезном зрителе и ценителе;))) Отечество в опасности! Бойцовский клуб возвращается! И, как следствие, Мона Лиза разрушается! Ну, это наверно и есть собственно цель документалистики - показать всё как есть, высветить и обнажить.

      А! да, ещё совершенно непонятно, каким образом некий мистер Бенкси до сих пор остаётся инкогнито!??! Кто понял, расскажите! Пожалуйста. Из показанного следует, что его все заинтересованные лица и представители очень хорошо знают. И тогда получается, что это такой дешёвый-дешёвый способ поддержать интерес, что ли, к очередной такой безрадостной теме...

      30 мая 2010
    • 9

      Никогда до сих пор искусство не имело столь неопределенного статуса, который Бэнкси талантливо раскрывает в своем дебютном фильме. «Конец истории» Фукуямы, «Дегуманизация искусства» Хосе Ортеги-и-Гассета и «Закат Европы» Шпенглера — три основополагающих труда, предопределивших апокалипсические настроения общества относительно его дальнейшего развития, и Энди Уорхол как сугубо прагматический выразитель этих настроений. Что-то непоправимо изменилось после Уорхола, но мы так до сих пор популярно не проанализировали положение вещей. «Выход через сувенирную лавку» — это и очередная провокация главного street-художника современности Бэнкси и тончайшее исследование искусства постмодернизма, поп-арта и стрит-арта, которые, как доказывает автор, можно выразить в самом доступном человеческому пониманию эквиваленте — деньгами.

      «Выход через сувенирную лавку» — по всем параметрам это фильм-ловушка. Жанрово — это мокьюментари, по смысловым пластам — пианино в траве. Начинаясь как история о французском чудаке Тьерри Гуетте, который страстно ездит за граффити художниками по всему миру в попытке запечатлеть на камеру становление этого вида изобразительного искусства, внезапно история приобретает двойное дно, поворот на полной скорости. Мы выходим не через парадный выход, а через сувенирную лавку, и видим не легендарного Бэнкси, а глупого, но чрезвычайно расчетливого буржуа, приспособившегося продавать не только уцененные вещи за баснословные деньги, но и знаменитые имена друзей, и артефакты свалок, выдавая их за искусство. Это история о том, как PR сгубил красоту.

      Гениальный Бэнкси вновь заставил говорить о себе. В очередной раз он умудрился остаться неузнанным, но порядочно нашуметь. И нашуметь не только своим фильмом-приговором современному искусству, но и полнейшей неопределенности документальной природы «Выхода через сувенирную лавку». Упорные поиски Brainwash`a в сети Интернет вывели на его официальный сайт, но все же большинство сходится на том, что Тьерри Гуетта — персонаж выдуманный, что еще больше поднимает дебют Бэнкси в моих глазах. Важно ли, на самом деле, существовал Мозгопромыв или нет, когда таких как он пруд пруди. И именно такие Гуэтты, представители «американской мечты», способные сколотить миллион за неделю, девальвировали ценность современного искусства, а баночка супа Кэмпбелл раз и навсегда доказала, что один определенный концепт будет цениться гораздо больше, нежели бездонные произведения живописи, в которых идей столь много, что ни одну не поймать.

      «Выход через сувенирную лавку» — очередное доказательство гения Бэнкси, создавшего очередную лакмусовую бумажку, действительно промывающую мозг и софитами высвечивающую всех преступников от мира псевдоискусства. Но что еще важнее, систему TV-PR-СМИ, обладающую столь сильным влиянием на умы людей, что любой бездарь, при определенном подходе, команде художников и менеджеров всего за неделю сможет создать «Выставку года». А «бараны» уже топчутся в количестве двух тысяч человек, и рядом стоит всеми неузнанный Бэнкси. С ироничной, но очень грустной улыбкой он смотрит, как в главное произведение искусства всех времен и народов превращается купюра в сто долларов.

      4 января 2011
    • 7

      Фильм 2010 г. номинировался на «Оскар» в категории «Лучший документальный полнометражный фильм». Рейтинг фильма на сайте «Rotten tomatoes» – 98%. Получил рекордное для документального фильма количество одобрительных отзывов критиков и зрителей. Применительно к «Выходу…» можно говорить о сенсации. Автор фильма, Бэнкси:
      - Ну, фильм о том, что получилось, когда один парень захотел снять фильм обо мне, но он оказался гораздо более интересной личностью. И фильм получился о нём. Не «Унесённые ветром» конечно, но… наверное какая-то мораль тут есть.

      Тьерри Гетта – француз, переехавший в 80е годы в Лос-Анджелес. «Терри был хозяином магазина секонд-хенда в самом модном районе города. Когда-то он очень неплохо зарабатывал на самых продвинутых местных модниках». Для этого он скупал тряпьё по 50 долларов за тюк. «Я выбирал вещи у которых был крой необычный, называл их «дизайнерскими» и ставил на них ценник – 400 долларов. Так что иногда у меня из 50 долларов получалось пять тысяч».
      Гетта не помнит, когда видеокамера впервые попала ему в руки, но «больше я не мог с ней расстаться». Привычка снимать видео стала навязчивой потребностью на грани или за гранью патологии. По его словам: «Это была одержимость». С самого начала ясно, что Тьерри свойственна почти патологическая вязкость или прилипчивость. О таких говорят «противный тип».

      В 1999 г. Гетта во Франции встречается со своим двоюродным братом, известным как Space Invader, который размещает на стенах городских зданий мозаики, изображающие персонажей компьютерной игры 1978 года. Закономерно Тьерри «прилипает» к нему, сопровождает, помогая в «захватнической» деятельности этого стрит-артиста.
      Через брата Гетта знакомиться с другими стрит-артистами, которых продолжает непрерывно снимать. Бэнкси: «Я думаю, Терри просто оказался в нужном месте в нужное время… Литьё из бронзы или картины на холсте могут просуществовать сотни лет, но стрит-арт живёт очень недолго… Так что нам всем не хватало кого-то с видеокамерой» Стрит-артисты передают Тьерри друг другу. Его считают «немножко странным», но им нужен человек с видеокамерой, к тому же он может постоять на стрёме, что тоже полезно. Гетта становится для них сообщником. Они ощущают его страсть, возможно маниакальную, но которую они уважают. Со временем, его начинают спрашивать, что же он снимает. На самом деле, съёмка ночных расклеек стрит-арта на стенах, установки инсталляций, стала образом жизни, сама эта съёмка является целью, а не создание какого-то произведения. Но он говорит своим новым друзьям, что снимает видеохронику стрит-арта.

      Вопросы, которые он задаёт стрит-артистам остаются наивными. Очевидно, что они не воспринимают его всерьёз. Наконец, основательно обросши знакомствами в мире подпольного искусства, Тьерри Гетта получает высший допуск – знакомиться с самым известным и одновременно самым секретным и неизвестным стрит-артистом – Бэнкси.
      Как и с предыдущими подпольщиками, толстячок стремиться стать незаменимым для своего нового подопечного и преуспевает в этом. Бэнкси вполне осознал необходимость документировать своё искусство, при этом сохраняя собственную анонимность, в кадре должны быть его руки, а не лицо. Гетта продолжает снимать мифический фильм о стрит-арте, складывая кассеты в коробки, не просматривая материал, даже не всегда его подписывая.

      Первая же выставка стрит-арта Бэнкси оборачивается триумфом. Подпольщики в одночасье становятся хедлайнерами, а их искусство, как христианство, вдруг из гонимой секты становится «государственной религией». В ответ на это Бэнкси хочет наконец выпустить пресловутую хронику стрит-арта, чтобы подчеркнуть его некоммерческую направленность. Смонтированный Тьерри фильм, приводит Бэнкси в ужас: «Вообще неприятная ситуация, когда тебе показывают свою работу, а она такое говно, что ты даже не знаешь, что сказать», он понимает, что перед ним никакой не режиссёр, а «ненормальный человек с видеокамерой». От этого ценность отснятых Тьерри тысяч кассет не умаляется. Бэнкси понимает, что должен сделать фильм сам, и чтобы избавиться от теперь могущего стать обузой Тьерри, он предлагает тому самостоятельно заняться «искусством».

      Пока Бэнкси пытается собрать хронику стрит-арта, Гетта начинает воплощать брошенную им идею заняться искусством со свойственной этому толстячку вязкостью. Копирует приёмы и просто работы своих прежних кумиров-подопечных. Закладывает и перезакладывает собственный дом и магазин, и начинает организацию собственной выставки, более помпезно разрекламированной, чем выставка породившего мистера Мозгоправа (так теперь называется Тьерри Гетта) Бэнкси. Нанимает дизайнеров, специалистов по цифровой графике, художников и прочих, которые воплощают идеи, которые Гетта заимствует из арсенала своих прежних друзей. Сам он ничего воплотить не только не умеет, но и не желает.

      На всех этапах, вплоть до последнего дня перед выставкой, ему помогают отчасти добровольно стрит-артисты, их знакомые рекламщики и другие. Выставка за три месяца приносит автору около миллиона долларов. Теперь толстячок говорит о себе «я художник с репутацией». Создавшие Мозгоправа растеряны и обескуражены, вероятно, они не считали окружающих их людей, тех самых, от которых они скрывались и для которых, в конечном счёте творили, до такой степени лохами. Их финальные реплики раскрывают послание фильма: «Я всегда поощрял всех своих знакомых заниматься искусством, думал, что все должны им заниматься. Я больше этого делать не буду» (Бэнкси).

      Фильм раскрывает предысторию склонностей главного героя. Он младший сын в многодетной семье. В русском языке детей часто именовали по их порядку появления на свет: «первак», «вторак», «третьяк». Последыш, у которого уже много братьев и сестёр звался «другак», и именно это слово со временем превратилось в «дурак». Гетта выглядит именно что дураком, или идиотом. Патологическая привязанность к видеосъёмке появляется как отдалённый результат детской травмы. От мальчика скрывали болезнь его матери, чья смерть для него оказалась внезапной, почему ему хотелось зафиксировать каждое мгновенье жизни. После смерти матери мальчика отдают на воспитание родственникам, якобы, чтобы оградить его от произошедшей трагедии. У него трудно найти симпатичную черту, зато отталкивающих – букет. Художники, ненароком создавшие очередной фантом массовой культуры, оказываются симпатичными, не лишёнными интеллигентских рефлексий.

      Бэнкси показывает пачки фунтов стерлингов, которые он напечатал сам, заменив изображение королевы принцессой Дианой. Хотел их с крыши разбросать, а оказывается их принимают в кассах за настоящие, выходит, он ненароком подделал миллион фунтов, так они и пылятся теперь на чердаке. Тоже самое получилось у него и с Мозгоправом.

      Чутко реагирующий на душевные вибрации интеллигентной публики Пелевин в своём самом свежем произведении «S.N.U.F.F.» называет творческих людей мира будущего «сомелье», независимо от того, каким видом деятельности они занимаются. Ибо очевидно, что придумать что-либо новое невозможно, можно лишь смешать элементы из ранее созданного в самой лучшей пропорции. Именно таким смешиванием элементов классических и знаковых работ прошлого занимается команда Мозгоправа.

      Учитывая недостаток достоверных сведений об авторе фильма и о самом процессе производства, возможно, что рассказанная в картине история выдумана, причём не обязательно Бэнкси. Описанные события имели место, однако роль персонажей фильма в этих событиях известна только от них самих. Можно представить себе, что история рождения мистера Мозгоправа придумана в качестве предостережения или как иллюстрация развивающейся на глазах общества деградации массовой культуры.

      8 февраля 2012
    • 7Документально-недокументальное кино неравнодушных авторов про искусство


      Мне кино очень понравилось, оно понравилось мне целиком, хотя и делится в принципе на две части - приятную и малоприятную. Приятная - правдивая, репортажно-документальная, малоприятная - насколько я понимаю, не правдивая и псевдодокументальная. Наверное это кино само по себе является арт-проектом. То есть первая часть - база данных, то что мы имеем - это рассказы о талантливейших людях, которые делают талантливые вещи, первопроходцы и пионеры - это музей, а вторая - что мы из всего этого можем сделать, и делаем ежедневно, перерабатывая талантливые, имеющие собственную ценность вещи в ширпотреб - это сувенирная лавка, это точилки для карандашей с портретом Мона Лизы, это трусы с принтами "Поцелуя" Климта, это подставки под стаканы с "Демоном" Врубеля. Я никогда не задумывалась над этим в таком ключе, а тут показали весь производственный процесс переработки - от посадки земляничного куста, до поноса от несварения от первой созревшей земляничины. Очень показательно, только не надо серьезно к этому относиться, потому что меня во второй части несколько раз не по-детски перекосило. Так что будьте готовы, будет неприятно.

      14 октября 2010
    • 7

      Кажется такое кино мог бы сделать/снять любой - нарезка документальных кадров (или кажущихся таковыми), простенький монтаж, даже качество не блещет. Но не каждый является родителем или даже просто наблюдающим рождение street-art(а) во всех его проявлениях. Это та среда, которая для обычного человека овеяна ореолом нарушения правил. И эти люди, являются представителями запретно-свободного движения.
      Это кино позволяет заглянуть за кулисы. Ощущение реальности создается за счет диалога с Вами, за счет документалистики, за счет таких знакомых видов. Оно просто по своей структуре, но передает многое.
      И в то же время это кино про человека, который незаметно для самого себя нашел свою нишу. Человека, который впечатлил или удивил или заставил себя заметить, Бэнкси - любимого миллионами создателя настенных образов.

      P.S: "Единственная правда здесь - это то, как создается современный поп-арт"
      (диалог со зрителем, презентация фильма в России)

      4 июля 2010
    • 7

      Фильм Бэнкси, до которого имя Бэнкси мне абсолютно ничего не говорило, а он стоит того, поверьте! В том смысле, что Бэнкси - единственный в фильме, кого можно отнести к искусству, в принципе.
      Начнем с того, что фильм как-бы документальный, т.е. он представляет из себя нарезку из видеохроники и интервью, которые вполне себе складываются в игровую картинку. Т.е. это такой "закос" под документальное кино. Очень творческий фильм о том, как из никого стать модным и популярным художником. Идея не нова, но преподнесена крайне остроумно, легко и увлекательно. Плюс, Вы погружаетесь в мир современного "искусства", в его закулисье, знакомитесь с основными "игроками", правилами, направлениями. Можно сказать, Вы получаете набор "современного художника": с этими знаниями, как с инструкцией, можно начинать являть себя миру.
      Я бы даже 5-ку поставила - так мы с дочкой веселились!
      Меня зацепил один эпизод с Диснейлендом. О нем я бы с удовольствием подискуссировала с Бэнкси: эпизод крайне спорный и неоднозначный, можно просто поискать информацию о нем в Интернете , но общение с живым режиссером, было бы куда более увлекательным.
      Итак, рекомендации - самые высокие.
      Бэнкси - молодец.
      Главный герой - не молодец

      30 января 2018
    • 9

      абсолютно крутая документалка!
      еще раз подтверждает то, что хороший маркетинг создает, так называемое, современное искусство. а истинное искусство и творчество всегда остается в тени.

      19 мая 2010
    • 9

      В первые смотрела документальное кино на одном дыхании.
      Искусство сегодня, что есть дизайн, уличный арт, может ли быть массовым искусство, какова их истинная цена и ценность, где грань плагиата - все это вечные вопросы, над которыми полезно иногда задуматься. Я думаю, что все решит время.

      31 декабря 2011
    • 3

      Конъюнктура, рынок, концептуальность (буэээ), обилие дурачья, которое котирует убогие работы Бэнкси. Стрит-арта нет и не было, Бэнкси и этот фильм - всего лишь умное потребление. Котировать такой шит - симптоматично.

      9 мая 2011
    • 9

      Я начал смотреть фильм, как документальное кино. Рассказ про уличных художников, про человека, который снимал их не зная зачем. Про их приключения и идеи. Про то, как развивалась волна стрит-арта. Приходит новое время и вместе с ним приходит другое искусство. Новое видение мира, новые люди. И возможно не все понимают, что именно они хотят сказать, Они просто делают то, что им нравится.
      Вот тут то и начинается самое интересное. После просмотра я поймал себя на мысли, что все герои фильма невероятно счастливые люди. Они все нашли свое место в жизни, занимаются любимым делом и даже многим оно приносит деньги. Что может быть еще лучше!!!?????? Человек, который смог сомореализоваться смотрит на мир совсем по другому и достоин уважения!
      Все, кто присутствует в кадре, готовы показать всему миру что они умеют. Весь свой талант, не боясь, что кому то это может не понравится!
      И даже если ты всепризнанный уличный гений, никто не запрещает тебе снимать отличное кино!

      4 ноября 2010
    • 7

      Эпиграф.

      В нашей грамотной стране пишут даже на стене.
      Вот и я творю картины чёрти-чем и чёрти-где.
      Что - неважно. Важно - как: как продать искусства акт.

      Я пускаю пузыри и подробно объясняю,
      сколь глубокие идеи в них заложены внутри.
      Для меня любой предмет - симулякр и концепт.

      Чтоб продвинуть мой проект, раскрутить меня как бренд,
      есть в моей бригаде критик, журналист, искусствовед.
      Всюду я: на биеннале, и в журнале, и в скандале,
      на любом телеканале! Я в тусовке, ой люли!

      Андрей Хохлов.

      Суть сего фильма - об иллюзорности моды и законах рынка (есть спрос - будет предложение) в искусстве - Аверченко описал 100 лет назад.

      "Нужно отдать справедливость юному маэстро с розовой сыпью - красок он избегнул самым положительным образом: на стене висел металлический черный поднос, посредине которого была прикреплена каким-то клейким веществом небольшая дохлая крыса. По бокам ее меланхолически красовались две конфетные бумажки и четыре обгорелые спички, расположенные очень приятного вида зигзагом.
      - Чудесное произведение, - похвалил я, полюбовавшись в кулак. - Сколько в этом настроения!.. "Сумерки насущного"... Да-а... Не скажи вы мне, как называется ваша картина, я бы сам догадался: э, мол, знаю! Это не что иное, как "Сумерки насущного"! Крысу сами поймали?
      - Сам.
      - Чудесное животное. Жаль, что дохлое. Можно погладить?
      - Пожалуйста.
      Я со вздохом погладил мертвое животное и заметил:
      - А как жаль, что подобное произведение непрочно... Какой-нибудь там Веласкес или Рембрандт живет сотни лет, а этот шедевр в два-три дня, гляди, и испортится.
      - Да, - согласился художник, заботливо поглядывая на крысу. - Она уже, кажется, разлагается. А всего только два дня и провисела. Не купите ли?
      - Да уж и не знаю, - нерешительно взглянул я на левого. - Куда бы ее повесить? В столовую, что ли?
      - Вешайте в столовую, - согласился художник. - Вроде этакого натюрморта.
      - А что, если крысу освежать каждые два-три дня? Эту выбрасывать, а новую ловить и вешать на поднос?
      - Не хотелось бы, - поморщился художник. - Это нарушает самоопределение артиста. Ну, да что с вами делать! Значит, покупаете?
      - Куплю. Сколько хотите?
      - Да что же с вас взять? Четыреста... - Он вздрогнул, опасливо поглядел на меня и со вздохом докончил: - Четыреста... копеек...

      Молодые люди стояли рядышком передо мной на коленях, усердно кланялись мне в ноги и, плача, говорили:
      - Дяденька, простите нас. Ей-богу, мы больше никогда не будем.
      - Чего не будете?
      - Этого... делать... Таких картин делать...
      - А зачем делали?
      - Да мы, дяденька, просто думали: публика глупая, хотели шум сделать, разговоры вызвать".

      А ещё фильм о том, что каждый сходит с ума по-своему.

      Однако симпатичная получилась комедия. При этом выгодно её в российском прокате, как это ни удивительно, представляет отказ от дубляжа - субтитры в данном случае идеальны. Игра актёров, интонации в сочетании с мимикой - вот ставка режиссёра. Лёгкий юмор, ненапряжный видеоряд...
      В общем, твёрдая четыре для просмотра на 1 раз.

      4 июля 2010
    • 9

      Блестяще! Арт-undeground , которого так не хватало. Это всегда притягивает. И нашлись люди, которые это искусно преподнесли.
      // Ночью, с ведрами краски, прикладывая трафарет... Делать современное искусство.

      10 июля 2011
    • 7

      Почему-то всегда вспоминается при каких обстоятельствах ты попал в кино. У меня это всегда не просто так, ну или конечно просто так, но как попало. Правда. Так вот и на этот фильм я пошла, как говорится с человеком "в тему". Да. Этот человек конечно не арт-художник с улиц, но арт-фотограф, при чем не фотограф - хороший фотоаппарат, а такой, можно сказать Бэнкси - фотограф:))) Так вот надо же и про фильм написать. Фильм шикарный!! С хорошим мужским таким юмором. Фильм заявленный как художественный, а в итоге такой документально-постановочный. Про что он?? Он про художников, про современную арт-сферу и про то, кто и как туда вообще попадает, а иногда втискивается и живет. Он про мир, где творцы десятилетиями добиваются признания, а подвижные прилипалы добиваются этого в два раза быстрее. Ну суть как-то так...мне так мой друг сказал, ну тот который фотограф. Но знаете, хочу всё таки Вас предостеречь по-поводу главного героя Тьерри... на самом деле он хороший и милый и заслужил всё то, что с ним в итоге произошло, ну потому что он заслужил. А фильм как раз в тему всему, что сейчас происходит, да и вообще что всегда происходило в мире искусства, что сейчас, что сто лет назад. Короче говоря респект и уважуха Бенкси:)

      30 мая 2010
    • 9

      Фильм ставит много вопросов, чем и хорош. Где грань между искусством и вандализмом, важна ли цель создания творения, личное участие в создании и срок его существования для ответа на вопрос является ли данное произведение искусством? Можно ли вообще говорить о современном искусстве? Можно ли называть искусством стрит-арт? В состоянии ли публика, особенно современная, самостоятельно оценивать искусство. Фильм весьма интересен, легко и непринужденно снят. Фильм о парне, который потерял в детстве мать и всю оставшуюся жизнь пытался сохранить воспоминания - то с помощью камеры, то с помощью трафарета. Хотя, он, конечно, не только об этом) Была разочарована, узнав, что многое из фильма псевдоистория, но поскольку фильм вышел далеко за пределы истории стрит-арта, ставлю смелую 5 )

      5 апреля 2014
    • 9

      Хорошее кино - мне понравилось. Снято со вкусом, некоторым юмором и самое важное - вполне искренне. Но кино все таки больше про француза, который поставил на промышленный поток стрит арт и заработал на этом немала бабала... Посмотреть стоит, если любите уличный арт.

      13 мая 2010
    • 7«Невероятная правдивая история о том, как величайшее кино о стрит-арте так и не было снято»

      Таков слоган кинодебюта самого известного хулигана современности – таинственного Бэнкси, человека, превратившего граффити из беспризорной забавы практически - что тут говорить - в высокое (и дорогое) искусство. В родной Британии его вызывающие уличные картины уже давно стали неотъемлемой составляющей городских пейзажей, а его скандальные изображения с разделительной стены между Израилем и Палестиной облетели весь мир. Но, пресытившись граффити и инсталляциями, так никому ни разу не показавший лица Бэнкси, решил ступить на территорию «большого кино».

      Часто бывает, что люди из одной творческой среды, на волне успеха переносясь в «чужое пространство», обнаруживают полную несостоятельность, что не может не ставить под удар их общий авторитет. Но Бэнкси решил никого не обманывать, посвятив свое перве, и, скорее всего, последнее докьюментари (или как его уже успели окрестить в New-York Times – «прэнкьюментари» [prank – «выходка»]) тому единственному, в чем он разбирается лучше остальных – стрит-арту. Причем дабы не превратить кино-эксперимент в самолюбование, маргинальный художник не стал строить кадр вокруг себя, отведя себе роль даже не рассказчика (голос за кадром – известный нашему зрителю по фильму «Рок-волна» британский актер Рис Айфанс), а стороннего наблюдателя, вставляющего, где нужно, свои комментарии.

      «Раньше я всем своим знакомым советовал заниматься стрит-артом… Теперь я больше этого не делаю» - мимолетная фраза Бэнкси, в которой отражаетя вся фабула полуторачасовой нарезки из документальных (?) обрывков жизни уличных художников с акцентом на некоего Терри Гуетту, которой и сам-то толком не может объяснить о чем его работы, большей частью списанные у товарищей по цеху, что, впрочем, не мешает ему прославиться и разбогатеть.

      Не секрет – художественная ценность фильма ограничивается лишь шедеврами стрит-арта, коими картина изобилует. Зато куда нагляднее проглядывается не разрисованный излишними красками режиссерский мэсседж. Величественный силуэт Бэнкси слегка лукавит, когда подытоживает: «В чем мораль этой истории? Я не знаю» - если бы в самом деле не знал, то кино это вряд ли бы снял. Отношение его очевидно. Доказываемая им самим на протяжении всей жизни теория о том, что каждый болван с баллончиком краски может стать художником, получила опровержение на глазах у ее же автора.

      Там, где одухотворенное новаторство уступает дорогу и узколобому копированию, там же искусство неизбежно превращается в конвейер. И Бэнкси, состряпав обличающее псевдотворцов кино на основе чужих же материалов, сказал всем бесталанным подражателям свое тонкое «f#ck u!»

      8 июня 2010
    • 7

      Сказка про "голого" современного художника Терри, снимавшего документальное кино про стрит-арт да и самого вышедшего в галерейное пространство с балончиками наперевес. Фильм Бэнкси навязывает мнимую оппозицию коммерческого на потребу информационной ленте и настоящего "уличного" искусства, отразившуюся в противостоянии "плохого" Дэмиана Херста, с одной стороны, и самого Бэнкси в роли "хорошего парня". На самом деле такое видение (с ударением на любой слог) яйца выеденного не стоит. Антикапитализм и материальные объекты поп-арта апеллирует к универсальному мировоззрению, где капитал для нас по-прежнему важнейший из наркотиков. Стимулируя анальные вау-рецепторы (пользуясь пелевинской терминологией) посредством аукционных домов и сводок новостей с полей сражений совриска, потребитель попросту не способен различить черное и белое, может быть потому что они составляют в целом одну зебру. И никакого черного и белого, или коммерческого и элитарного, миметического и провокационного, авангардного и кичевого искусства в помине не существует. А есть единое поле на котором и пляшут марионетки под пристальным взглядом кураторов и коллекционеров. Ведь кто-то из сперматозоидов от визуального добежит первым и прорвет таки занавес чудесного.

      26 мая 2010
    • 9

      Фильм изначально не хватает звезд с неба, но в итоге кроме утоления любопытства о современном искусстве и огромного развлекательного момента, картина наталкивает на пару хороших мыслей. Поверьте, это редкость. Гениально.

      31 июля 2010
    • 7

      Стрит-арт вдохновило одного человека сначала попытаться снять про субкультуру кино, а когда не получилось - самому стать художником.
      Режиссер фильма, знаменитый и неуловимый лидер движения - художник Бэнкси, задает вопрос, на который, как становится понятно ближе к финалу фильма он не в состоянии дать ответ - В чем реальная цена искусства? На этот вопрос лучше всего ответил Орсон Уэллс, в своем документальном фильме "Ф значит Фальшивка".
      Создав из Тьерри Гетты безумно популярного стрит и поп художника, Бэнкси повторяет серию Симпсонов, где случайность делает из Гомера супер звезду арт сцены Спрингфилда. Но сам фильм от этого не страдает и смотреть его крайне интересно, особенно если ты поклонник Бэнкси и его эпатажных друзей.

      8 июня 2010
    • 9Самый гениальный муви-фэйк!

      Можно ли сделать мистификацию в кино так, чтобы все поверили в реальность показываемого, но при этом подстраховаться, чтобы никто не мог придраться к правомерности жонглирования фактами? Не знаю - но, думаю, продюссеру, который создал от имени Banksy ленту "Выход через сувенирную лавку", на это начхать: уже само имя лже-автора ставит фильм вне закона и на грань социальной приемлимости. Это блестящая подстава - в каждом кадре нас надувают, подтасовывают факты, мимикрируют и создают видимость реальности, которая и сама-то почти не существует - ибо жизненный цикл произведений стрит-арта может исчисляться иногда буквально минутами!

      Человек в капюшоне и без лица, называющий себя Бэнкси, начинает фильм с прямого обращения к аудитории, где задает тему - "рассказ о рассказчике": ну, банальная тема, типа, кино о том, как снимали кино, и пр.. Это опять надувательство - не смотря на то, что по хронометражу именно так и получается, фильм совсем о другом. Он о сути понятия "творец современного искусства". И вот тут автор и начинает говорить о том, что его действительно задевает и, видимо, послужило причиной создания картины.

      Вывод, к которому можно прийти после просмотра ленты: в нашем веке векторы искусства не просто сместились - они стали инверсионными. Вместо Личности нынешний творец - это безликая биомасса, которая впитывает как можно больше информации и даже не перерабатывает ее, а выдает слепленные из полученного материала коллажи (вот она, лавка и выход через нее!). И смысл творчества - не вдохновение и попытка осмыслить мир, а слепое следование идеалу и коммерческая успешность проекта.

      Но при этом - искусство все равно остается таковым - не зря автор упоминает Уорхолаа, который положил начало процессу популяризации искусства через его тиражирование, но при этом сохранение сути вещей. По мысли автора ленты, процесс завершен ныне, - ибо в результате механистического копирования утрачена уже сама суть: и это и есть наивысшая точка поп-арта. Точка падения = точке взлета. Опять инверсия, опять подмена понятий, опять фейк. Подделка гениальности.

      30 августа 2010
Лучшие фильмы про художников
Лучшие фильмы про художников
20 августа 2020
10 триллеров, драм и комедий про мир высокого искусства
10
триллеров, драм и комедий про мир высокого искусства
2 марта 2019
Что пользователи «Афиши» писали про фильмы Александра Рогожкина «Особенности национальной охоты», «Блокпост», «Кукушка» и «Игра»
Что пользователи «Афиши» писали про фильмы Александра Рогожкина «Особенности национальной охоты», «Блокпост», «Кукушка» и «Игра»
26 октября 2021
Медленное кино: что это такое и как научиться его понимать?
Медленное кино: что это такое и как научиться его понимать?
26 октября 2021