Фильм

Фильм Выход через сувенирную лавку

Exit Through the Gift Shop (2010, США, Великобритания), IMDb: 8

Выбор «Афиши»
7.9
8
1/8

Саморазоблачительный фильм о современном искусстве

Документальный фильм Бэнкси, самого знаменитого британского граффитиста, о том, как некий француз пытается снять о нем документальный фильм.

СтранаСША, Великобритания
РежиссерБэнкси
Продолжительность1 час 27 минут
Дата выхода24 января 2010
Дата выхода в России13 мая 2010
Возрастное ограничение16+

Актеры

Рецензия «Афиши» на фильм «Выход через сувенирную лавку»

5Саморазоблачительный фильм о современном искусстве

Молодой мужчина с закрытым капюшоном лицом (рядом титр: «Бэнкси») сооб­щает, что хочет рассказать историю про человека гораздо интереснее, чем он сам. История такая: довольно нелепый француз по имени Тьерри Гетта, владелец пышных бакенбард и магазина винтажной одежды в Лос-Анджелесе, покупает видеокамеру и начинает снимать все подряд, от семейных обедов до походов в туалет. Однажды он узнает о странном хобби кузена — исподтишка украшать стены до­мов мозаиками с персонажами видеоигр. Кузен — один из пионеров мирового стрит-арта. Несколько лет Гетта повсюду следует за ним с камерой и постепенно знакомится с его коллегами: один пририсовывает к столбам тени, другой расклеивает по миру плакаты со словом «Подчиняйся», третий — сам Бэнкси — малюет на стенах крыс, пилит телефонные будки и развешивает фальшивые картины в музеях. Две вещи происходят одновременно: стрит-арт становится чудовищно модным и дорогим, а его творцы неожиданно понимают, что их единственный летописец, Гетта, — больной человек, заведомо неспособный составить из тысяч часов отснятого им материала давно обещанный документальный фильм о движении. Тогда сам Бэнкси берется монтировать из его кассет ленту «Выход через сувенирную лавку» и советует Гетта тем временем заняться искусством.

Кинодебют самого знаменитого анонима в мире (впрочем, кто может поклясться, что это и вправду фильм Бэнкси?) — в своем роде несомненное достижение, даже шедевр: при скромном масштабе это идеальная черная кинодыра, к фина­лу высасывающая из зрителя абсолютно все мысли об обсуждаемом предмете — современном искусстве. Хочется повторить по слогам: это немного нудный, технически подробный документальный фильм, который один, возможно, придуманный персонаж делает про второго, сначала хотевшего снимать фильм про первого, но потом ставшего вместо этого его подражателем. То, что фильм, вероятно, псевдодокументальный — часть многоходовой мистификации с привлечением «Википедии», Би-би-си и певицы Мадонны, — не делает его более захватывающим, хотя способность создателей не поддаться к концу соблазну безумия в духе, скажем, фильма «Зелиг» вызывает безусловное уважение. Какие-либо эмоции тут возникают только однажды — когда Бэнкси и прочие арт-вандалы довольно безуспешно пытаются сформулировать, почему их творчество более ценно, чем поделки наивного француза. Впрочем, и эта неловкая ситуация тоже, конечно, тщательно спланирована таинственным кукловодом.

26 апреля 2010
9

Блестящее, остроумное и бойкое кино, размышляющее о взаимоотношениях талантов и посредственностей и о месте стрит-арта в современном искусстве . На примере человека, лишенного способностей, зато увлеченного и поощряемого гениями, показывается, как легко он становится новой звездой; всего лишь сам поверив в это. А публика и не замечает подмены. Повод для тусовки есть - значит, все в порядке.
Главный вывод: искусство не может быть массовым, лучше всего, когда оно вообще на грани закона. Трудно жить в мире, где каждый второй мнит себя писателем или фотографом (или кинокритиком).
А что может сделать талантливый человек против посредственности? По большему счету, только высмеять его. Впрочем, уже не мало.
Даже если фильм постановочный , это не отменяет его гениальности. Даже наоборот. Хороший обман - тоже искусство. А хороший анекдот - вообще редкость.

14 мая 2010
9

Как я радовалась трафаретам в Питере "Who the fuck is Banksy?", так же я радуюсь этому кино.
Вещь, в которой всё ставится под сомнение: начиная авторством и заканчивая реальностью выставки героя. Везде вопросы, ровно как в современном искусстве: это какая-то очередная чушь или искусство? Кино про то, как можно создать культ из ничего. Фильм, где невозможно поверить ни единому слову на 100%. Может правда, может нет. Если это фейк (а так скорее всего и есть), то очень качественный: существует даже сайт http://www.mrbrainwash.com/, но не жизнеспособный: пара новостей, вроде есть магазин, но всё продано, форума нет. Других упоминаний Мозгоправа вне контекста кино не существует.
В любом случае, кино, в котором интересно поковыряться, после просмотра которого хочется погуглить:)

12 января 2011
9

Никогда до сих пор искусство не имело столь неопределенного статуса, который Бэнкси талантливо раскрывает в своем дебютном фильме. «Конец истории» Фукуямы, «Дегуманизация искусства» Хосе Ортеги-и-Гассета и «Закат Европы» Шпенглера — три основополагающих труда, предопределивших апокалипсические настроения общества относительно его дальнейшего развития, и Энди Уорхол как сугубо прагматический выразитель этих настроений. Что-то непоправимо изменилось после Уорхола, но мы так до сих пор популярно не проанализировали положение вещей. «Выход через сувенирную лавку» — это и очередная провокация главного street-художника современности Бэнкси и тончайшее исследование искусства постмодернизма, поп-арта и стрит-арта, которые, как доказывает автор, можно выразить в самом доступном человеческому пониманию эквиваленте — деньгами.

«Выход через сувенирную лавку» — по всем параметрам это фильм-ловушка. Жанрово — это мокьюментари, по смысловым пластам — пианино в траве. Начинаясь как история о французском чудаке Тьерри Гуетте, который страстно ездит за граффити художниками по всему миру в попытке запечатлеть на камеру становление этого вида изобразительного искусства, внезапно история приобретает двойное дно, поворот на полной скорости. Мы выходим не через парадный выход, а через сувенирную лавку, и видим не легендарного Бэнкси, а глупого, но чрезвычайно расчетливого буржуа, приспособившегося продавать не только уцененные вещи за баснословные деньги, но и знаменитые имена друзей, и артефакты свалок, выдавая их за искусство. Это история о том, как PR сгубил красоту.

Гениальный Бэнкси вновь заставил говорить о себе. В очередной раз он умудрился остаться неузнанным, но порядочно нашуметь. И нашуметь не только своим фильмом-приговором современному искусству, но и полнейшей неопределенности документальной природы «Выхода через сувенирную лавку». Упорные поиски Brainwash`a в сети Интернет вывели на его официальный сайт, но все же большинство сходится на том, что Тьерри Гуетта — персонаж выдуманный, что еще больше поднимает дебют Бэнкси в моих глазах. Важно ли, на самом деле, существовал Мозгопромыв или нет, когда таких как он пруд пруди. И именно такие Гуэтты, представители «американской мечты», способные сколотить миллион за неделю, девальвировали ценность современного искусства, а баночка супа Кэмпбелл раз и навсегда доказала, что один определенный концепт будет цениться гораздо больше, нежели бездонные произведения живописи, в которых идей столь много, что ни одну не поймать.

«Выход через сувенирную лавку» — очередное доказательство гения Бэнкси, создавшего очередную лакмусовую бумажку, действительно промывающую мозг и софитами высвечивающую всех преступников от мира псевдоискусства. Но что еще важнее, систему TV-PR-СМИ, обладающую столь сильным влиянием на умы людей, что любой бездарь, при определенном подходе, команде художников и менеджеров всего за неделю сможет создать «Выставку года». А «бараны» уже топчутся в количестве двух тысяч человек, и рядом стоит всеми неузнанный Бэнкси. С ироничной, но очень грустной улыбкой он смотрит, как в главное произведение искусства всех времен и народов превращается купюра в сто долларов.

4 января 2011
9

Наверное это один из самых серьезных фильмов о современном искусстве, от которого можно так долго смеяться. По сути это интеллектуальная комедия. Нельзя назвать этот фильм документальным, так как главный герой его - вымышленный персонаж (мр. Мозгоправ), нельзя назвать его художественным, так как этот персонаж - альтер эго того, что называет себя "современным искусством", по сути - метафора. Бэнкси, как человек бесспорно имеющий на это право устраивает увлекательную экскурсию в мир андерграунда, мир, которому принадлежит искусство по "праву первородства", и, с позиции художника, не заинтересованного в коммерческом успехе, то есть никак не ремесленника, дает очень четкий образ всего современного искусства вообще. Как ему это удается? Как настоящему большому художнику - умно, лаконично и с иронией, так же, как и отразить современную ему действительность в своих графити. Ему приписывают фразу о современном искусстве, которая могла бы стать эпиграфом к фильму: "никогда еще так много не было использовано столь многими, чтобы сказать так мало". Вообщем, если Вы, как и я, недоумеваете, почему Энди Уорхола считают художником, то это кино - для Вас, если же нет, то, не забудьте что-нибудь купить, покидая очередную модную выставку, проходя "через сувенирную лавку".

10 июня 2010
7

С каждой эпохой искусство становилось всё более и более синтетическим, пока, наконец, не вышло в город. Первой ласточкой было граффити, неизменным атрибутом которого является баллончик с краской. Но основной принцип современного изобразительного творчества – тиражируемость, и вот на стенах стали использоваться трафареты и принт-наклейки, быстрые и удобные, но уникальные – элементы стрит-арта. Бэнкси – живая легенда стиля, анонимный гений, отметившийся во многих городах мира, чьи работы продаются за рекордные суммы и украшают самые известные галереи; сейчас тот, кто осмелился бы арестовать «вандала», рискнул бы больше, чем сам мастер, удостоившийся многомиллионных штрафов за разрисованные здания. Теперь он – ещё и кинорежиссёр, а его дебют – пожалуй, первый (псевдо?)документальный фильм об отличии искусства от бизнеса, посвящённый нынешнему веку – времени, когда кажется, будто деньги стали единственной сущностью любого дела. Но главный герой фильма – не сам Бэнкси, а француз Терри из Лос-Анджелеса, который, получив в детстве психологическую травму, помешался на видеокамере – снимал всех и всё каждую минуту своей жизни, пока не стал личным оператором своего двоюродного брата, стрит-артера Space Invader (Космического Захватчика). Обрастая всё новыми знакомствами, Терри задался целью запечатлеть на плёнку всех прославленных стрит-артеров за работой под предлогом съёмки документального фильма, ради чего совершил невозможное: втёрся в доверие к неуловимому Бэнкси. Осторожно, далее – спойлер! Бэнкси, из самых лучших побуждений вдохновив Терри на собственные занятия искусством, нечаянно превратил психа с камерой в M.B.W. (Mister Brainwash – Мистер Мозгоправ). За этими тремя буквами скрывается подлинный монстр масскультуры, простодушный маркитант, сообразивший своим недалёким умом, что именно «пипл хавает» с наибольшим аппетитом и угрохавший все средства на команду дизайнеров, скульпторов, инсталляторов, организовавших грандиозную выставку за него. Проект окупился: сейчас M.B.W. сказочно богат, популярен, востребован, расхвален публикой и критикой, не умея при этом ни-че-го вообще – не нужно что-то рисовать, лепить, строить, когда достаточно открыть альбом по искусству и содрать идею у Энди Уорхола или Бэнкси, предоставив её воплощение другим! Символ искусства общества потребления: невежественные кумиры для невежественной толпы. Если за работами Бэнкси стоят оригинальная фантазия, острый социальный или политический смысл, дерзость анархиста наравне с художественным вкусом в использовании возможностей пространства, то безобидный «эпатаж» Мозгоправа только развлекает. Если Бэнкси делает свои образы узнаваемыми, то Мозгоправ делает узнаваемые образы своими. Поэтому Бэнкси уже вписал своё имя в историю мировой культуры, а M.B.W. если и будут помнить, то только благодаря этому фильму. Кому-то могло показаться, что со стороны Бэнкси было не слишком этично провести дополнительный пиар своей персоне, спалив при этом с головой главного конкурента на рынке и доказав: я – настоящий художник, а он всем обязан только мне. Однако думается, что дополнительная слава Бэнкси не нужна, использование биографии и видеоархивов Мозгоправа было с ним согласовано, а фильм призван удержать зрителя от поклонения ложным ценностям и показать романтику андеграунда, в котором только и может существовать искусство. «Выход через сувенирную лавку», как и все творения Бэнкси, непредсказуем от начала до конца, убедителен, доходчив и непримиримо сатиричен, прост и краток (полтора часа экранного времени), но полноценно насыщен авторской позицией и почерком. И даже самоироничен: Бэнкси, отличный художник, ставший отличным режиссёром, смотрит на паршивого режиссёра, ставшего паршивым художником, как на своё отражение в кривом зеркале. Или же оно не кривое, а Мозгоправ – персонаж, выдуманный Бэнкси?.. Но, в конце концов, не всё ли равно, где правда, а где мистификация, когда появляется ещё один фильм, достойный просмотра!

20.05.2010
Комментировать рецензию

20 мая 2010
Все отзывы
Читайте также
Лучшие фильмы про художников
Лучшие фильмы про художников
20 августа 2020
10 триллеров, драм и комедий про мир высокого искусства
10
триллеров, драм и комедий про мир высокого искусства
2 марта 2019
Что пользователи «Афиши» писали про фильмы Александра Рогожкина «Особенности национальной охоты», «Блокпост», «Кукушка» и «Игра»
Что пользователи «Афиши» писали про фильмы Александра Рогожкина «Особенности национальной охоты», «Блокпост», «Кукушка» и «Игра»
26 октября 2021
Медленное кино: что это такое и как научиться его понимать?
Медленное кино: что это такое и как научиться его понимать?
26 октября 2021