Москва

Фильм
Лурд

Lourdes, Австрия, Франция, Германия, 2009
О фильме
Парализованная Кристина обречена всю жизнь провести в инвалидном кресле. Желая изменить свое положение, она едет в Лурд, культовое место паломничества в Пиренеях. Однажды утром она просыпается здоровой: судя по всему, произошло чудо. Старший группы паломников, красивый сорокалетний доброволец из Мальтийского ордена, начинается проявлять к ней интерес. Она изо всех сил держится за этот неожиданный шанс на счастье, в то время как ее выздоровление вызывает у окружающих зависть и восхищение.
  • Лурд – афиша
  • Лурд – афиша
  • Лурд – афиша
  • Лурд – афиша
  • Лурд – афиша
Драма
Джессика Хауснер
11 сентября 2009
1 июля 2010
1 час 36 минут
lourdes-derfilm.de
Реклама
Смотрите дома онлайн
Кино за 1 ₽ в онлайн-кинотеатре Okko
Смотреть в

Другие фильмы Джессики Хауснер

Участники

Читайте также

Рекомендации для вас

Популярно сейчас

Как вам фильм?

Рецензия Афиши

7
Петр Фаворов
260 отзывов, 286 оценок, рейтинг 3363
21 июня 2010
Внимательный фильм про паломничество

Прикованная к инвалидному креслу задумчивая блондинка Кристин (Тестю) вместе с группой паломников из своей епархии прибывает в южнофранцузский городок Лурд, куда уже 150 лет идут и едут люди, надеющиеся излечить душу и тело на месте самого почитаемого в современном католицизме явления Богородицы. Состоящая из скучающих теток и тяжелобольных мужчин группа под руководством железной в своем аскетизме монашки (Левензон) вливается в на­лаженный и на удивление нефанатичный церковно-санаторный механизм Лурда, который подхватывает Кристин и катит ее от одной остановки к другой: завтрак, исповедь, поход в чудотворный грот, омовение святой водой, обед, месса с благословением, ужин, молитва, сон. Все вокруг осторожно обсуждают возможность чуда, но верит в него, похоже, только настойчиво опекающая Кристин старуха с перекошенным ртом (Барбье), которая за все время произнесет две ничего не значащие фразы, но благодаря одному только вечно направленному в центр событий взгляду станет чуть не главной героиней фильма. Кристин чудо вро­де не интересует: Лурд, по ее мнению, хуже Рима, потому что не так культурно богат. На третью ночь, между тем, она встанет с кровати и впервые за много лет сама расчешет себе волосы.

Фильм австрийки Джессики Хаузнер («Милая Рита») снят так холодно и от­страненно, что интерпретировать его может каждый по-своему. Антиклерикал видит в нем анатомию коммерческой эксплуатации суеверия. Католики могут запросто использовать его в качестве ликбеза по теологии чудес. Медик, в конце концов, легко прочтет как этюд о влиянии психосоматики на протекание рассеянного склероза. И все будут правы — зрителей тут держат в таком же недоумении, в каком находятся персонажи, постоянно задающие себе самые нелепые вопросы: почему я? почему не я? почему она? Героиня Тестю в своей вечной панамке бестолковой Красной Шапочкой скользит среди леса этих проблем, по мере возможности отвлекаясь на шашни с застенчивым офицером Мальтийского ордена (Тодескини), в то время как приглушенный конфликт разворачи­вается между правильной монашкой и нелепой старухой, обманом толкающей кресло с Кристин поближе к чудотворному алтарю, между жертвенным, но почти безнадежным аскетизмом и суеверной, но чистой верой в чудо. «Амбициозная вы наша, неужели вы думаете, что Бог вылечит кого-то только потому, что он встал впереди всех?» — интересуется у старухи сестра, сама похожая на фарфоровое изваяние Девы Марии, продающееся во всех сувенирных лавках Лурда. То, что в данном случае так и оказывается (точнее, кажется, что оказывается), впрочем, не означает, что это верно всегда. Пути Господни неисповедимы, учит нас Хаузнер, даже если его нет.

6
0

Отзывы

9
Igor Sinelnikoff
413 отзыва, 450 оценок, рейтинг 400
13 сентября 2010

Трудно писать о фильме «Лурд». На мой взгляд, это одна из лучших картин прошедшего года. Среди концептуальных витееватых работ других независимых режиссеров, работа Джессики Хауснер кажется одновременно очень простой, ее тему можно сформулировать в одном предложении, и невероятно сложной и важной, ведь на эту тему можно расуждать до бесконечности.

Мы вступили в XXI век. Прошло два тысячелетия с момента возникновения Христианства. Мир непоправимо изменился, и мы, кажется, проникли в самую его суть, изучив все, вплоть до составляющих электрона. Недалек тот час, когда ученные, сродни Богу, из пустоты смогут создавать предметы и обманывать смерть. Для людей, казалось бы, остается все меньше причин веровать. Но церковь существует, и не одна. Она разделилась на три течения, самым мощным из которых остается католицизм с его культом Богоматери. Со структурой общества изменилась и структура культа, став откровенно коммерческой. Лурд — это иллюстрация того, во что превратилась вера. «Дьюти-фри» для молящихся, где вы за небольшую сумму можете купить неоновую Деву Марию.

И все же, будучи паломническим местом, Лурд ежегодно собирает массу религиозных туристов, обещая им возможность исцеления души и тела. Тысячи инвалидов со всей Европы и Латинской Америки оккупируют Лурд, будто минеральные воды, оставляя свои государственные пособия в его кафе и сувенирных лавках. Для подобных людей здесь созданы все условия, от четкого расписания, до опрятных волонтеров и кроватей с регулировкой высоты подушки. Стремление к комфорту победило. Идея паломничества, как тяжелого преодоления трудностей на пути к просветлению, перестала существовать.

Среди паломников — молодая женщина по имени Кристина (Сильви Тестю). Она парализована, но не отчаянна. Для нее Лурд — это прежде всего туристическая поездка, ведь это единственное место, куда ее без вопросов отвезут. Конечно, она не теряет надежды на исцеление, но ярой католичкой ее назвать сложно. Без стеснения на исповеди она признается, что завидует людям, имеющим способность ходить. Но фоне других, Кристина и правда выглядит как турист в своей красной шапочке и интересующимся взглядом, оценивающим архитектуру, поведение людей, и симпатичного охранника. Как и все, она выполняет все предписаные молебны и купания. Эскалатор, ведущий людей к исцелению не останавливается ни на минуту. Механический процесс… Не помогло причастие — вы начинаете сомневаться — везут в купальни — не помогло — везут на исповедь — не помогло — вечерняя молтива — не помогло — документальный о чудесных исцелениях и так по кругу, пока путевка не кончится. Кажется, что паломническая группа сама не верит в чудеса, замечая, что «исцелившийся» человек давал интервью сидя и не разу не встал.

Спустя час, во время которго Джессика Хаусснер досконально посвящала зрителей в быт Лурда, наконец происходит чудесное исцеление. Однажды утром Кристина поднялась с кровати. И вот здесь всплывает тот самый важный вопрос, который был процитирован ни один раз «Господь добр или всемогущ?». Почему он не может исцелить каждого страждущего? И здесь начинается, по-моему, самое страшное — суть человеческого сердца. Никто из персонажей фильма не был рад за Кристину, их реакция меня шокировала. «Почему она? Она ведь не особо благочестива?» И это «почему» выжигает разум людей. Единственные, кто рад за Кристину — это организаторы Лурдовского паломничества, у них есть ОФИЦИАЛЬНО ИСЦЕЛИВШИЙСЯ, а значит поток туристов в следующем году возрастет. Однако есть еще один персонаж, пожалуй самый загадочный — пожилая женщина, что живет вместе с Кристиной в одном номере. Она как провидец, всюду сопровождает калеку, подвозит на причастии в первые ряды, и подхватывает, когда девушка призванная следить за ней, внезапно исчезает. Кто она? Она похожа на апостола, что следует за Христом, она упорно молиться в местах, где это делать не положено. Она остается с Кристиной до конца, когда чудо, кажется, начинает ее покидать. Может она хочет прикоснуться к святому источнику и получить от него благодать и хитрой лисой пролезть в первые ряды, встав рядом с новоявленной святой?

«Лурд» мало кого оставит равнодушным, несмотря на свою замедленность. Не может не радовать чудесная игра Сильвии Тестю и Леи Сейду, исполнявшей роль ревнивой волонтерки, возвившей повсюду Кристину. Этот фильм получил четыре премии Венецианског фестиваля, и поставил очень важный вопрос о природе веры. А тут уже каждому решать, верить ли в исцеления, и если да, то как при этом остаться человеком. Фильм был назван гуманистичным, но пожалуй в нем хороших людей из многотысячной толпы наберется человека два с половиной. Ведь это также фильм о зависти, и о том, каким зверем может стать в перспективе человек, если перед всеми откроют врата в Рай и скажут, что места ограничены.

4
0
9
bolshoi-zaitz.livejournal.com
57 отзывов, 145 оценок, рейтинг 118
9 июля 2010

Про испытание для человека возможным чудом исцеления.
Сюжет пересказывать не буду, он достаточно прост. Несмотря на простоту его, создателям удалось рассказать многое: передать сдержанными, даже скупыми мазками яркие эмоции больного человека, которому сперва подарили надежду, а потом отняли её. Про цинизм и доброту людей, по идее несущих людям надежду.
Мне кажется, может я и не прав, просто я атеист и мне кажется, что здесь еще и про возможные пересечения разных энергий - влюбленности, намоленности, унисонной эмоциональности, которое иногда в одной точке, в случайно соединившем это всё в себе человеке может растопить подавленные очаги здоровья.
И фильм, несмотря на мягкость повествования, жесток: приезжают сотни людей, одному стечением обстоятельств становится лучше, что служит стимулом ехать еще бОльшему кол-ву народа, часть других, в силу человеческой природы, озлобляется и погрязает в зависти, а когда всё обламывается - говорит: "ну вот - а вы говорите чудо. Пусть будет как все и не выбивается".
Вот Вы, не на словах, а на деле - готовы искренне радоваться, не завидуя, если у соседа радикально что-то улучшится в жизни ?

И навсегда врезался последний многоминутный безмолвный план лица главной героини. Было ощущение, что читаю по словам все проносящиеся в ее голове мысли. Нельзя оторваться было просто.

2
0
9
Алексей Степанов
36 отзывов, 651 оценка, рейтинг 145
18 сентября 2010
Верю, не верю

Рассеянный склероз навсегда приковал Кристину (Сильви Тестю) к инвалидной коляске. Чтобы хоть как-то раскрасить свою безрадостную жизнь, Кристина много путешествует. Очередной трип приводит её в знаменитый Лурд, где по преданию полтора века назад произошло явление Богоматери. С тех пор сюда ежегодно съезжаются тысячи паломников чающие чуда исцеления от хворей. Негласное шефство над Кристиной берёт престарелая дама (Жилетт Барбье), изводящая сопровождающих паломников сестёр милосердия вопросами о природе лурдских чудес. В течение нескольких дней Кристина под неусыпным вниманием старухи совершает все необходимые для исцеления ритуалы. Но в сердце Кристины нет веры в чудо, а неровно к ней дышащему офицеру Мальтийской гвардии (Бруно Тодескини) она и вовсе заявляет, что Лурд хуже Рима, поскольку не так красив. Но, несмотря на это, на третий день Кристина начинает сначала с трудом вставать с кровати, а позже почти полностью избавляется от симптомов страшной болезни.

«Лурд» - кино универсальное. Верующий увидит в нём гимн божественному провидению. Атеист в очередной раз потешит свою убеждённость в нелепости религиозных догм и обрядов. Режиссер сознательно не навязывает зрителю собственных трактовок. Что на самом деле стало причиной чудесного исцеления главной героини? Имело ли место чудо, дарованное свыше, или это, как говорят обследующие Кристину врачи, всего-навсего временная ремиссия, вполне обычная при рассеянном склерозе? Ответа на эти вопросы не будет.
Создатели фильма безжалостно препарируют индустрию эксплуатации христианских святынь. В ней нет место искренности и настоящей вере. Всё подчинено жёстким законам бизнеса. Монахини, сопровождающие паломников, монотонно твердят заученные речи о святости Лурда и при этом открыто флиртуют с гвардейцами, обеспечивающими безопасность паломников. Все они, и паломники, и священнослужители, только винтики в сложном механизме по превращению духовного в материальное.
Любопытно наблюдать, как меняются лица паломников, когда они узнают, что чудо коснулось самой легкомысленной из них. Почему свершилась такая несправедливость? Почему небеса выбрали эту нелепую девицу в красной панаме? И вот уже в глазах женщины, несколько минут назад смиренно вымаливавшей исцеление для своей страдающей ДЦП дочери, мы видим зависть вперемешку со злостью. Христианское смирение оказывается понятием эфемерным и зыбким.
Исполнительница главной роли Сильви Тестю по праву считается одной из лучших драматических актрис Франции. Некрасивая, нелепая, угловатая, она создаёт образы реальных людей с их низкими страстями и мелкими драмами. Сыграть исключительную, яркую персону может любой актёр-техник. А вот умение создать на экране запоминающийся образ человека из толпы – это особый дар, которым Тестю обладает в совершенстве. В «Лурде» её талант раскрывается в полной мере. Отношение зрителя к главной героине меняется от сочувственного презрения до невероятных глубин сопереживания, и это в полной мере заслуга великолепной Тестю.

1
0
7
Дмитрий
27 отзывов, 59 оценок, рейтинг 88
4 августа 2010

Создатель фильма, скорее всего, намеренно оставила выбор каждому зрителю. Это свобода в таком ее кинематографичном и сценарном проявлении. То есть, хотите верьте в чудо, хотите назовите это ремиссией при рассеянном склерозе. И то и другое будет правильно и неправильно одновременно, в зависимости от того, кто и как смотрит. Современные люди сами должны такие вещи для себя решать, никто вам однозначно ничего не показывает и не навязывает, авторитетов нет, можете поставить под сомнение хоть существование самого города Лурда как такового. Это же кино ;)
Коротко о том, как сделан фильм. Съемку даже не хочется называть операторской работой, грубо как-то здесь это звучит. Актеры не просто хорошо играют по отдельности, а как-то они между собой здорово сыграны, сбалансированы. Все по-настоящему. Масса очень тонких и ненаигранных полунамеков, малозначимые предметы, действия, фразы и просто выражения лиц, находящихся даже не на переднем плане - все создает цельный образ. Настоящее европейское кино.
А после просмотра задумываешься, сколько еще протянет такая Европа со своим громадным как камни пещеры Лурда прошлым и нынешним рассеянным склерозом?

1
0
7
Евгений Ткачёв
687 отзывов, 11095 оценок, рейтинг 1365
10 февраля 2012

В общем-то, это бенефис французской актрисы Сильви Тестю, играющей тут парализованную, прикованную к кресло-каталке девушку, которая в поисках чудо исцеления совершает паломничества в разные святые места — в том числе и в Лурд. Фильм, на первый взгляд, о том, что такое чудо и как его можно трактовать. Но только на первый. На само деле, в нём содержится полифония тем. Любопытно также, что австрийка Хауснер, в отличие от испанца Алехадро Аменабара («Море внутри», «Агора»), если и атеистка, то вот так прямо этого и не скажешь. Она оставляет пространство для интерпретаций, и вот это отсутствие дидактики очень подкупает.

Здесь

0
0

Подборки Афиши
Все